ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-5/2017 от 20.03.2017 Советского районного суда (Республика Марий Эл)

Дело №12-5/2017 <данные изъяты>

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

20 марта 2017 года п.Советский Республики Марий Эл

Советский районный суд Республики Марий Эл

в составе судьи Крутихиной С.Н., при секретаре Васильевой С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главного бухгалтера Федерального казенного учреждения <данные изъяты>Шубинец Е.Ю. на постановление от ДД.ММ.ГГГГ должностного лица руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Марий Эл ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главного бухгалтера Федерального казенного учреждения <данные изъяты>Шубинец Е.Ю., родившейся ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, проживающей по адресу: <адрес>, ранее к административной ответственности за совершение однородных правонарушений в течение одного годе не привлекалась.

УСТАНОВИЛ:

ДД.ММ.ГГГГ в отношении главного бухгалтера Федерального казенного учреждения <данные изъяты> (далее по тексту ФКУ <данные изъяты>) Шубинец Е.Ю. старшим контролером-ревизором контрольно-ревизионного отдела финансово-бюджетной сферы Управления Федерального казначейства по Республике Марий Эл ФИО2 составлен административный протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.15.6 КоАП РФ. В административном протоколе указано, что в нарушение п.2 ст.264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ст.10 Федерального закона от 06.12.2011г № 402-ФЗ «О бухгалтерсокм учете», п.102 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010г № 157н, ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Марий Эл в 2015г допущено искажение данных Баланса получателя бюджетных средств (ф. 0503130) по состоянию на 01.01.2016г в графе «Итого» по строке 080 «Материальные запасы» на сумму <данные изъяты> рублей по причине завышения стоимости остатка бензина на 01.01.2015г (не подтверждено данными путевых листов) на сумму <данные изъяты> рублей и списание в 2015г на расходы стоимости бензина без подтверждающих документов на сумму <данные изъяты> рублей.

Таким образом указано, что Шубинец Е.Ю. нарушила порядок представления бюджетной отчетности, а именно представление заведомо недостоверной бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Также в административном протоколе указано, что главным бухгалтером Шубинец Е.Ю. допущено искажение данных в отчете ф. 0503168 «Сведения о движении нефинансовых активов» в графе 5 «Поступление» (увеличение). Всего» и в графе 8 «Выбытие (уменьшение). Всего» по строке 193.03 «Бензин и дизельное топливо» на сумму <данные изъяты> рублей по причине принятия к учету и списания бензина и дизельного топлива, полученных в рамках централизованного снабжения, по завышенной стоимости; следовательно представлена заведомо недостоверная бюджетная отчетность за 2015 год в Управление Федеральной службы <данные изъяты> для составления сводного годового отчета, т.е. совершено админисративное правонарушение, предусмотренное ст.15.15.6 КоАП РФ.

На основании постановления от ДД.ММ.ГГГГ должностного лица руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Марий Эл ФИО1, главный бухгалтер ФКУ <данные изъяты> Шубинец Е.Ю. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту КоАП РФ), и ей назначено административное наказание в виде наложения административного штрафа в размере 10000 рублей.

На согласившись с постановлением должностного лица о привлечении к административной ответственности главный бухгалтер ФКУ <данные изъяты> Шубинец Е.Ю. обратилась в суд с жалобой и дополнением к жалобе, в которых просит постановление должностного лица отменить, производство по делу прекратить, в связи с малозначительностью совершенного правонарушения, поскольку ее действия не причинили вреда и не создали угрозы причинения вреда личности, обществу или государству, а также в связи с тем, что какого-либо нарушения бухгалтерской отчетности допущено не было, так как согласно положений государственных контрактов учет топлива производится исходя из количества литров. В кассовых и терминальных чеках ООО «<данные изъяты>» отражено количество и розничная цена авто-заправочной станции за 1 литр топлива на момент заправки транспортного средства, итоговая же стоимость оплаты за ГСМ нулевая. Также в вышеуказанных чеках отражено условие государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, что «Сумма и скидка определены договором».

В силу ч.2 ст.34 Федерального закона от 05.04.2013г №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта. В п.3.2 государственных контрактов также содержится условие, что цена является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения, а именно Регулятор-93 <данные изъяты> рублей за литр топлива, дизельное топливо <данные изъяты> рублей. В соответствии с условиями пунктов 5.7.1, 5.7.2, 5.7.3 и 5.7.4 государственных контрактов и ст.10 Федерального закона от 06.12.2011г №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» документами для оприходования ГСМ являются ежемесячные акты приема-передачи.

В соответствии с п.3.2 государственных контрактов от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ цена является фиксированной, таким образом сверка производилась только по количеству заправленного ГСМ, поэтому при сверке расчетов по транзакциям, актов приема-передачи и кассовых и терминальных чеков расхождения не выявлены.

ФКУ <данные изъяты> Эл искажение данных отчета ф.0503168 «Сведения о движении нефинансовых активов» в графе 5 «Поступление» (увеличение). Всего» и в графе 8 «Выбытие (уменьшение). Всего» по строке 193.03 «Бензин и дизельное топливо» на сумму <данные изъяты> рублей по причине принятия к учету и списания бензина и дизельного топлива, полученных в рамках централизованного снабжения, по завышенной стоимости не допущено.

Также в своей жалобе Шубинец Е.Ю. указывает, что в соответствии с Инструкцией, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010г №157н и Методическими рекомендациями, направленными письмом Минфина России от 19.12.2014г № 02-07-07/66918, возможны события после отчетной даты, которые признаются фактами хозяйственной жизни. При наступлении корректирующих событий после отчетной даты они отражаются в учете следующего за отчетным годом периода, что отражено в текстовой части Пояснительной записки (ф.0503160) за 2015 год. Сданные в 2015 году путевые листы за период ноябрь-декабрь 2014 года являются фактами хозяйственной жизни учреждения, как события после отчетной даты. Поэтому считает, что нарушение п.2 ст.264.1 Бюджетного кожекса Российской Федерации, ст.10 Федерального закона от 06.12.2011г №402-ФЗ «О бухгалтерском учете», п.102 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.02.2010г №157н, ФКУ <данные изъяты> в 2015 году, искажение данных Баланса получателя бюджетных средств (ф.0503130) по состоянию на 01.01.2016г. в графе 8 «Итого» по строке 080 «Материальные запасы» на сумму <данные изъяты> рублей по причине завышения стоимости остатка бензина на 01.01.2015г (не подтверждено данными путевых листов) на сумму <данные изъяты> рублей и списания в 2015г на расходы стоимости бензина без подтверждающих документов на сумму <данные изъяты> рублей не допущено.

В судебном заседании Шубинец Е.Ю. и ее представитель Ерина Т.В., действующая на основании доверенности, доводы, изложенные в жалобе, поддержали в полном объеме и просили суд производство по делу прекратить за отсутвием состава административного правонарушения. Также Шубинец Е.Ю. суду дополнила, что путевые листы были ей представлены в 2015 году, в связи с чем на основании учетной политики казенного учреждения ею были отражены события после отчетной даты и представлена Пояснительная записка к отчету. При составлении отчетов по ГСМ учитывалось только его количество, а не цена.

Представитель УФК по Республике Марий Эл ФИО3, действующий на основании доверенности, с доводами жалобы не согласен, просит постановление оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения. Считает, что постановление должностного лица является законным и обоснованным.

Согласно выписке из приказа Управления Федеральной службы <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ Шубинец Е.Ю. назначена на должность главного бухгалтера ФКУ <данные изъяты>.

В соответствии с пунктом 3.8 должностной инструкции, утвержденной начальником ФКУ <данные изъяты>ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ, главный бухгалтер обеспечивает формирование и своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской информации о деятельности учреждения.

Выслушав объяснения участников процесса, исследовав представленные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

В соответствии с требованиями ст.30.6 КоАП РФ суд при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяет на основании имеющихся и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, при этом судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье.

Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Согласно ст.15.15.6 КоАП РФ непредставление или представление с нарушением сроков, установленных бюджетным законодательством и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо представление заведомо недостоверной бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

Таким образом, объектом административного правонарушения, предусмотренного ст.15.15.6 КоАП РФ, являются общественные отношения, возникающие в сфере бюджетных отношений.

Объективная сторона данного правонарушения сформулирована в диспозиции комментируемой статьи. Это непредставление или представление с нарушением сроков, установленных бюджетным законодательством и иными нормативными правовыми актами, бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ, исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, либо представление заведомо недостоверной бюджетной отчетности или иных сведений для этих целей.

Согласно ст.264.1 БК РФ единая методология и стандарты бюджетного учета и бюджетной отчетности устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с положениями настоящего Кодекса.

Бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства.

Бюджетный учет осуществляется в соответствии с планом счетов, включающим в себя бюджетную классификацию Российской Федерации.

План счетов бюджетного учета и инструкция по его применению утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.

Порядок составления и представления годовой отчетности об исполнении бюджетов установлен Приказом Минфина от 28.12.2010г №191н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации».

Также Приказом Минфина России от 01.12.2010г №157н утверждена Инструкция по применению Единого плана отчетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений.

Приказом Минфина России от 29.08.2014г №89н внесены поправки в инструкцию №157н, которые поменяли не только саму организацию учета, но и порядок отражения некоторых операций. В связи с данными новшествами казенные учреждения имеют право вносить соответствующие корректировки в действующую учетную политику, а именно отражать и вести учет событий после отчетной даты.

Из материалов дела видно, что в соответствии с Приказом начальника ФКУ <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение об учетной политике для целей бухгалтерского и налогового учета в ФКУ <данные изъяты>.

Согласно утвержденного положения, событиями после отчетной даты признаются факты хозяйственной жизни, которые оказали или могут оказать влияние на финансовое состояние, движение денежных средств или результаты деятельности учреждения и которые имели место в период между отчетной датой и датой подписания бухгалтерской отчетности. Событие после отчетной даты (факт хозяйственной жизни) признается существенным, если без знания о нем пользователями отчетности невозможна достоверная оценка финансового состояния. Существенность события после отчетной даты ФКУ <данные изъяты> определяет самостоятельно, исходя из установленных требований к отчетности. Решение об отражении событий после отчетной даты принимается главным бухгалтером. Существенное событие после отчетной даты отражается в учете и отчетности за отчетный год независимо от его положительного или отрицательного характера для учреждения.

Поэтому, учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд приходит к выводу, что искажение данных баланса получателя бюджетных средств (ф.0503130) по состоянию на 01.01.2016г в графе 8 «Итого» по строке 080 «Материальные запасы» на сумму <данные изъяты> рублей по причине завышения стоимости остатка бензина на 01.01.2015г (не подтверждено данными путевых листов) на сумму <данные изъяты> рублей и списания в 2015г на расходы стоимости бензина без подтверждающих документов на сумму <данные изъяты> рублей не допущено, так как они отнесены главным бухгалетром Шубинец Е.Ю. к событиям после отчетной даты и признаны фактами хозяйственной жизни. Судом установлено, что данные события отражены в учете следующего за отчетным годом периода, что отражено в текстовой части Пояснительной записки (ф 0503160) за 2015 год, а также подтверждено материалами дела. Суд соглашается с доводами жалобы, что сданные путевые листы за период ноябрь-декабрь 2014 года являются фактами хозяйственной жизни учреждения, как событие после отчетной даты.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд считает, что должностным лицом не были учтены все обстоятельства дела для привлечения Шубинец Е.Ю. к административной ответственности по данному факту.

Также в постановлении должностного лица указано, что Шубинец Е.Ю. в нарушение пункта 2 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), статьи 10 Федерального закона «О бухгалтерском учете», пункта 102 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации допущено искажение (завышение) данных отчета ф. 0503168 «Сведения о движении нефинансовых активов» в графе 5 «Поступление (увеличение). Всего» и в графе 8 «Выбытие (уменьшение). Всего» по строке 193.03 «Бензин и дизельное топливо» на сумму <данные изъяты> по причине принятия к учету и списания бензина и дизельного топлива, полученных в рамках централизованного снабжения, по завышенной стоимости.

Проверкой соответствия кассовых и терминальных чеков, отчетов по транзакциям актам за произведенную заправку топлива за 2015 год установлено, что отпускная цена бензина и дизельного топлива, отраженная в чеках и в счетах по транзакциям, не соответствует цене, отраженной в актах за произведенную заправку топлива, в результате чего в журнале операций № 4 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» стоимость полученного бензина и дизельного топлива оказалась завышенной.

Как следует из государственных контрактов от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, заключенных между федеральной службой <данные изъяты>, именуемым в дальнейшем Государственный заказчик, с одной стороны и Обществом с ограниченной ответственностью <данные изъяты>, именуемое в дальнейшем Поставщик, с другой стороны; поставщик обязуется поставить грузополучателям государственного заказчика дизельное топливо, а государственный заказчик обязуется обеспечить приемку и оплату топлива согласно условиям контракта.

Как следует из объяснений Шубинец Е.Ю. в судебном заседании, отчет составлялся только по количеству полученного топлива держателями карт на основании представленных кассовых и терминальных чеков, в которых отражается итоговая оплата за ГСМ как «нулевая», а также указано, что «сумма и скидка определены договором».

Согласно п.1.2.8; 1.2.9 государственных контрактов от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ – терминальный чек, финансовый документ, являющийся подтверждением получения топлива в системе отпуска топлива, на котором указывается: номер карты, дата и время заправки, количество полученного топлива, номер чека, подпись предъявителя карты и оператора АЗС.

Кассовый чек – первичный документ, отпечатанный контрольно-кассовой техникой на бумажном носителе, подтверждающий факт осуществления между сторонами расчета с использованием карт, содержащий сведения о расчетах, зарегистрированных программно-аппаратными средствами контрольно-кассовой техники, обеспечивающими надлежащий учет денежных средств при проведении расчетов. Кассовый чек учитывает количество полученного топлива, стоимость топлива определяется по результатам проведенного аукциона в электронной форме.

Согласно п.5.7.1 Поставщик ежемесячно, не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, представляет Представителю Государственного заказчика подписанный и заверенный печатью сводный акт, составленный по форме, предусмотренной приложением № 4, и акт за произведенную заправку топлива.

Как установлено в судебном заседании согласно п.3.2 государственных контрактов от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ цена контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения. Также установлено, что сверка производилась только по количеству заправленного ГСМ. При сверке по транзакциям, актов приема-передачи и кассовых, и терминальных чеков расхождения по представленным отчетам выявлено не было.

Таким образом, суд считает, что на основании представленных кассовых чеков учитывается только количество полученного ГСМ, а стоимость полученного топлива определяется по результатам проведенного аукциона в электронной форме и стоимости, установленной в п.1.1 государственных контрактов.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд не находит нарушений со стороны главного бухгалтера Шубинец Е.Ю. при составления отчета ф. 0503168 «Сведения о движении нефинансовых активов в графе 5 «Поступление (увеличение). Всего» и в графе 8 «Выбытие (уменьшение). Всего» по строке 193.03 «Бензин и дизельное топливо» на сумму <данные изъяты> по причине принятия к учету и списания бензина и дизельного топлива, полученных в рамках централизованного снабжения, по завышенной цене.

Таким образом, Шубинец Е.Ю. доказала об отсутствии в ее действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ст.15.15.6 КоАП РФ, в связи с чем постановление от ДД.ММ.ГГГГ должностного лица руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Марий Эл ФИО1 о привлечении Шубинец Е.Ю. к административной ответственности подлежит отмене, а дело об админисративном правонарушении прекращению, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Руководствуясь ст.ст.30.7 ч.1 п.1, 30.8 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Жалобу Шубинец Е.Ю. на постановление от ДД.ММ.ГГГГ должностного лица руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Марий Эл по делу об административном правонарушении о наложении на Шубинец Е.Ю. административного штрафа в размере 10000 рублей удовлетворить.

Отменить постановление от ДД.ММ.ГГГГ должностного лица руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Марий Эл по делу об административном правонарушении о привлечении Шубинец Е.Ю. к административной ответственности по ст.15.15.6 КоАП РФ и о наложении административного штрафа в сумме 10000 рублей.

Прекратить производство по делу об админисративном правонарушении за отсутвтием в действиях Шубинец Е.Ю. состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.6 КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл в течение 10 дней со дня вручения или получения копии решения.

Судья: <данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты> С.Н. Крутихина