ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-5/2018 от 28.03.2018 Спировского районного суда (Тверская область)

Дело №12-5/2018

РЕШЕНИЕ

п. Спирово 28 марта 2018 года

Спировский районный суд Тверской области в составе председательствующего – судьи Астахова В.А., с участием лица, в отношении которого вынесено постановление мирового судьи – Шишкова В.В., при секретаре судебного заседания Власовой О.А., рассмотрев в судебном заседании жалобу Шишкова Виталия Васильевича на постановление мирового судьи судебного участка Спировского района Тверской области от 15 января 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.15.10 КоАП РФ,

у с т а н о в и л :

Постановлением мирового судьи судебного участка Спировского района Тверской области (далее по тексту – мировой судья) от 15.01.2018 года Шишков Виталий Васильевич, в качестве должностного лица, ранее занимавшего должность главы администрации Спировского района Тверской области, признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренном ст.15.15.10 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20000 руб.

Согласно указанному постановлению, на основании совокупности исследованных материалов дела мировой судья пришел к выводу о том, что: по состоянию на 11.01.2016 года в соответствии с решением Собрания депутатов Спировского района от 6 марта 2013 года №96 главой администрации Спировского района являлся Шишков В.В.

Администрация Спировского района в лице своего главы Шишкова В.В., являясь муниципальным заказчиком, подписала контракт от 11 января 2016 года №С116/16 на отпуск и потребление тепловой энергии, заключенный с ООО «КомТЭК». Сумма контракта- 317671 руб. 80 коп., срок его действия – с 01.01.2016 года по 30.06.2016 года. Согласно детализации расходов по администрации были установлены лимиты бюджетных обязательств на коммунальные услуги на 2016 год в размере 246716 руб.

Решением Собрания депутатов Спировского района Тверской области от 25.12.2015 года №281 «О бюджете муниципального образования Спировский район Тверской области на 2016 год» утверждены средства местного бюджета Спировского района на закупку товаров, работ и услуг для государственных (муниципальных) нужд администрации района в размере1564,716 тыс. руб. – Приложение №10 к решению (в разрезе главных распорядителей), строка - «Закупка товаров, работ и услуг для государственных (муниципальных) нужд»; главный распорядитель – 001 – администрация Спировского района, раздел 01 - «Общегосударственные вопросы», подраздел 04 – «Функционирование Правительства Российской Федерации, высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций», классификация целевой статьи расходов – 119012001С «Расходы по центральному аппарату исполнительных органов муниципальной власти Спировского района за исключением расходов на выполнение переданных государственных полномочий Российской Федерации», классификация видов расходов – 200 «Закупка товаров, работ и услуг для государственных (муниципальных) нужд».

Главой администрации Спировского района Шишковым В.В. на основании утвержденных 29.12.2015 года Финансовым отделом администрации показатели сводной росписи расходов районного бюджета на 2016 год и принятых документов подготовлены сведения о распределении бюджетной заявки на 2016 год (в разрезе ведомственной структуры и операций сектора государственного управления), где предусмотрены средства местного бюджета Спировского района на закупку товаров, работ и услуг для государственных (муниципальных) нужд администрации района в размере 1634,716 тыс. руб. - строка – главный распорядитель – 001 – администрация Спировского района, раздел 01 - «Общегосударственные вопросы», подраздел 04 – «Функционирование Правительства Российской Федерации, высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций», классификация целевой статьи расходов – 119012001С «Расходы по центральному аппарату исполнительных органов муниципальной власти Спировского района за исключением расходов на выполнение переданных государственных полномочий Российской Федерации», классификация видов расходов – 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для муниципальных нужд». Согласно указанным сведениям по операции сектора государственного управления – 223 «Коммунальные услуги», предусмотрено 246,716 тыс. руб.

Лимиты бюджетных обязательств администрации Спировского района на 2016 год были утверждены руководителем финансового отдела администрации 31.12.2015 года и для оплаты коммунальных услуг составили – 246 тыс. 716 руб. по вышеуказанной строке, разделу 01, подразделу 04, классификации целевой статьи расходов – 119012001С, классификации видов расходов – 244, операции – 223 «Коммунальные услуги».

Глава администрации Спировского района Шишков В.В., являясь ответственным должностным лицом, выполняющим организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции, находясь по месту работы: Тверская область, поселок Спирово, площадь Советская, дом 5, 11 нваря 2016 года, подписав вышеуказанный контракт, в нарушение требований, установленных абзацем 3 статьи 162, пунктом 3 статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации, как получатель средств местного бюджета принял бюджетные обязательства на проведение работ и услуг по договору и контракту в сумме 317671 руб. 80 коп. сверх доведенных лимитов на указанные цели на 2016 финансовый год. Лимит бюджетных обязательств превышен на сумму 70955 руб. 8 коп. При этом по состоянию на 20.12.2017 год общая сумма задолженности администрации перед субъектом в сфере теплоснабжения составила 303774 руб. 26 коп. В связи с указанными обстоятельствами нарушаются права субъектов бизнеса, создаются предпосылки к образованию задолженности по заработной плате, недоимок по налогам и сборам, банкротства, а также росту долга бюджета за счет пеней и судебных расходов, не предусмотренных бюджетными обязательствами. Кроме того, указанное обстоятельство может привести к ограничению предоставления коммунальных услуг собственникам и нанимателям помещений многоквартирных домов на территории поселка.

Шишковым В.В. подана жалоба на вышеуказанное постановление мирового судьи от 15.01.2018 года, мотивированная нарушением двухгодичного срока давности вынесения данного постановления, предусмотренного ст.4.5 КоАП РФ, поскольку данный срок подлежит исчислению со дня подписания им, как главой администрации Спировского района Тверской области, вышеуказанного контракта - с 11.01.2016 года, и истек 11.01.2018 года, являющегося рабочим днем.

В судебном заседании заявитель Шишков В.В. поддержал свою жалобу по изложенным в ней доводам.

Прокурор Спировского района Тверской области Сураев С.В. в судебное заседание не явился, в связи со служебной занятостью ходатайствовал о рассмотрении вышеуказанной жалобы Шишкова В.В. в отсутствие представителя прокуратуры. Указанное ходатайство прокурора с учетом мнения заявителя удовлетворено.

Заслушав заявителя, ознакомившись с доводами его жалобы, изучив материалы дела, суд пришел к следующему.

В соответствии со ст.30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы (протеста) на постановление по делу об административном правонарушении законность и обоснованность вынесенного постановления проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В силу положений ст.26.1 КоАП РФ в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Настоящее дело об административном правонарушении по ст.15.15.10 КоАП РФ в отношении должностного лица – ранее являвшегося главой администрации Спировского района Тверской области Шишкова В.В. возбуждено постановлением прокурора Спировского района Тверской области Сураева С.В. от 20.12.2017 года, согласно которому данное Шишков В.В. занимая указанную муниципальную должность, 11.01.2016 года подписав от лица администрации Спировского района Тверской области с ООО «КомТЭК» контракт №С116/16 на отпуск и потребление тепловой энергии на муниципальные нужды в сумме 317671 руб. 80 коп., как получатель средств местного бюджета принял бюджетные обязательства сверх доведенных лимитов бюджетных обязательств на данные цели на сумму 70955 руб. 8 коп., чем допустил нарушение положений Бюджетного кодекса РФ.

Судом исследованы представленные в материалах дела документы: копия паспорта на имя Шишкова В.В.; объяснение Шишкова В.В. от 20.12.2017 года; объяснение ФИО5 от 20.12.2017 года; выписка из Единого государственного реестра юридических лиц, копия свидетельства о включении в Государственный реестр муниципальных образований, копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе юридического лица, копии свидетельств о внесении записей в Единый государственный реестр юридических лиц, копия свидетельства о государственной регистрации Устава муниципальных образований в отношении администрации Спировского района Тверской области; копия Устава Муниципального образования «Спировский район Тверской области»; копия решения Собрания депутатов Спировского района Тверской области от 06.03.2013 г. №96 «О назначении главы администрации Спировского района»; копия Контракта с главой администрации Спировского района Тверской области от 15.03.2013 года; копия приказа Финансового отдела администрации Спировского района Тверской области от 29.12.2007 года №10 «Об утверждении Порядка составления и ведения сводной бюджетной росписи районного бюджета и бюджетных росписей главных распорядителей средств районного бюджета (главных администраторов источников финансирования дефицита районного бюджета)» с Приложениями №№1-13; копия решения Собрания депутатов Спировского района Тверской области от 25.12.2015 г. №281 «О бюджете муниципального образования Спировский район Тверской области на 2016 год» с Приложением №10; копия Контракта на отпуск и потребление тепловой энергии №С116/16 от 11.01.2016 года (с Приложениями №№1-6), заключенного между Теплоснабжающей организацией – ООО «КомТЭК» в лице его генерального директора ФИО6 и Потребителем - администрацией Спировского района Тверской области в лице ее главы Шишкова В.В.; копия заявления генерального директора ООО «КомТЭК» в финансовый отдел администрации Спировского района от 09.01.2017 года; копия резолютивной части решения Арбитражного суда Тверской области от 16.11.2016 года по делу №А66-10625/2016 по исковому заявлению ООО «КомТЭК» к администрации Спировского района Тверской области о взыскании 303774 руб. 24 коп., задолженности за январь-апрель 2016 года, 43180 руб. 92 коп. пеней с 17 февраля по 13 сентября 2016 года по день фактического исполнения обязательств; копия исполнительного листа от 26.11.2016 года по указанному решению Арбитражного суда Тверской области; копия сведений администрации Спировского района Тверской области, предоставленных по запросу прокурора Спировского района Тверской области о неисполненных контрактах и имеющейся по ним просроченной задолженности по состоянию на 06.12.2017 года; Акт проверки исполнения администрацией Спировского района Тверской области бюджетного законодательства от 20.12.2017 года, проведенной прокуратурой Спировского района Тверской области.

В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В соответствии с ч.1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с ч.1 ст.4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, не может быть вынесено по истечении двух лет со дня совершения административного правонарушения.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 13.1 и 14 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 марта 2005 года №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса российской Федерации об административных правонарушениях» согласно пункту 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению в случае истечения установленных статьей 4.5 КоАП РФ сроков давности привлечения к административной ответственности. Срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). Проверяя соблюдение срока давности привлечения к административной ответственности, следует также учитывать, что КоАП РФ не предусматривает возможности перерыва данного срока.

В соответствии с п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ истечение сроков давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Из представленных материалов дела следует, что вменяемое Шишкову В.В. при осуществлении им должностных обязанностей главы администрации Спировского района Тверской области административное правонарушение по ст.15.15.10 КоАП РФ, выразившееся в нарушении положений Бюджетного кодекса РФ, было совершено 11 января 2016 года путем подписания с ООО «КомТЭК» контракта на отпуск и потребление тепловой энергии на муниципальные нужды сверх установленного лимита бюджетных обязательств.

В то же время, обжалуемое постановление мирового судьи было вынесено 15 января 2018 года, то есть за пределами срока давности привлечения к административной ответственности за указанное правонарушение.

Исходя из положений ч.1 ст.1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности. При рассмотрении настоящего дела был нарушен срок, а значит, и порядок привлечения к административной ответственности Шишкова В.В., в качестве должностного лица администрации Спировского района.

Кроме того, из представленных материалов дела не усматривается, что мировым судьей были приняты какие-либо меры к извещению прокурора Спировского района Тверской области о времени и месте рассмотрения настоящего дела об административном правонарушении.

В силу положений п.7 вышеуказанного Постановления Пленума Верховного суда РФ В соответствии с частью 2 статьи 25.11 КоАП РФ прокурор должен быть извещен о времени и месте рассмотрения каждого дела об административном правонарушении, совершенном несовершеннолетним, а также дела об административном правонарушении, возбужденного по инициативе прокурора.

Таким образом, с учетом установленных обстоятельств заявленная Шишковым В.В. жалоба подлежит удовлетворению, постановление мирового судьи от 15.01.2018 года о привлечении Шишкова В.В. в качестве должностного лица администрации Спировского района Тверской области к административной ответственности по ст.15.15.10 КоАП РФ отмене, а производство по настоящему делу – прекращению на основании п.6 ч.1 ст.24.5 КАП РФ, в связи с истечением срока давности привлечения заявителя к административной ответственности.

Исходя из системного толкования положения ст.4.5 и п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, при прекращении производства по делу за истечением установленного срока давности привлечения к административной ответственности вопрос о виновности лица в совершении вменяемого административного правонарушения обсуждению не подлежит.

С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.7-30.9 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Жалобу Шишкова Виталия Васильевича удовлетворить.

Постановление мирового судьи судебного участка Спировского района Тверской области от 15 января 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.15.10 КоАП РФ в отношении должностного лица, являющегося главой администрации Спировского района Тверской области – Шишкова Виталия Васильевича, отменить.

Производство по настоящему делу об административном правонарушении прекратить на основании п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.

Решение вступает в законную силу немедленно и может быть обжаловано в Тверском областном суде в порядке надзора.

Председательствующий В.А.Астахов