Дело №12-5/2019 75RS 001-01-2018-010768-43
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
20 марта 2019 года п. Чернышевск
Судья Чернышевского районного суда Забайкальского края Мусихин А.В.
при секретаре Судаковой Л.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя Акционерного общества «Тепловодоканал» ФИО1 на постановление главного государственного инспектора Государственной инспекции труда в Забайкальском крае ФИО2 о назначении административного наказания АО «Тепловодоканал», предусмотренное ч.3 ст. 5.27.1 КоАП РФ,
у с т а н о в и л:
Постановлением главного государственного инспектора Государственной инспекции труда в Забайкальском крае ФИО2 от 14 декабря 2018 года Акционерное общество «Тепловодоканал» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.5.27.1 КоАП, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 110 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, представитель АО «Тепловодоканал» ФИО1, действующая на основании доверенности от 20.07.2018 года подала на него жалобу, указывая, что 14 декабря 2018 года Главным государственным инспектором труда ФИО2 вынесено Постановление №75/12-9754-18-И/4/8 в отношении Акционерного общества «Тепловодоканал», которым АО «Тепловодоканал признано виновным в совершении административного правонарушения по ч.3 ст. 5.27.1 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 110 000 рублей по факту допуска и не отстранения от работы кочегара котельной подразделения «Аксеново-Зиловское» З. Считает указанное постановление незаконным, поскольку вынесено с грубым нарушением норм процессуального и материального права. В обосновании своей жалобы указывает следующее, по итогам проведения внеплановой, выездной проверки АО «Тепловодоканал» на основании распоряжения (приказа) органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля от 01 ноября 2018 №75/12-9754-18-И составлены помимо оспариваемого протокола №75/12-9754-18-И/3/8, и другие протоколы об административном правонарушении: №75/12-9754-18-И/3/7 и №75/12-9754-18-И/3/9. Во всех указанных протоколах юридическому лицу - АО «Тепловодоканал» в вину вменяется допуск и не отстранение от работы разных кочегаров котельной подразделения «Аксеново-Зиловское» как не прошедших обязательное психиатрическое освидетельствование. Административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях РФ (ч.1 ст. 4.1 КоАП РФ). При этом лицо не может быть дважды привлечено к административной ответственности за одно и тоже административное правонарушение (ч. 5 ст. 4.1 КоАП РФ).
Следовательно, если в ходе одной проверки выявлен факт допуска и не отстранения от работы работников как не прошедших обязательное психиатрическое освидетельствование, то объективном стороной данного правонарушения будет являться нарушение работодателем ч.7 ст. 213 ТК РФ независимо от того, нарушены ли права одного работника или нескольких.
Диспозиция части 3 статьи 5.27.1. КоАП РФ не связывает состав правонарушения с фактом нарушении одноименных трудовых прав каждого работника, выявленных в ходе одной проверки, так как иное толкование может привести к многократному привлечению виновного лица к административной ответственности.
Согласно протоколов об административном правонарушении №75/12-9754-18-И/3/7, №75/12-9754-18-И/3/8 и №75/12-9754-18-И/3/9, в вину АО «Тепловодоканал» вменены нарушения одних и тех же требований законодательства в результате допуска и не отстранения от работы лиц, не прошедших обязательное психиатрическое освидетельствование.
Полагает, что в данном случае должностное лицо - Главный государственный инспектор труда был обязан рассмотреть все поступившие к нему материалы в отношении правонарушителя в рамках одного дела и назначить административное наказание по правилам ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ. В противном случае будет нарушен важнейший принцип административной ответственности, установленный в ч. 5 ст. 4.1 КоАП РФ: никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.
Представитель АО «Тепловодоканал» ФИО3, действующий на основании доверенности № от 09.01.2019г. в судебном заседании доводы жалобы и дополнений к жалобе поддержал в полном объеме, просит постановление Главного государственного инспектора труда в Забайкальском крае №75/12-9754-18-И/4/8 от 14.12.2018г. отменить.
Главный государственный инспектор труда в Забайкальском крае ФИО2, будучи надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела в судебном заседание не явился, представил суду заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующим выводам.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выяснение причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
На основании ч.3 ст.30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения руководителя Государственной инспекции труда в Забайкальском крае Л. №75/12-9754-18-И от 01 января 2018 года в период с 13 ноября 2018 года по 30 ноября 2018 года была проведена внеплановая выездная проверка АО «Тепловодоканал» по надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по результатам которой органом государственного контроля составлен Акт проверки №75/12-9754-И/1 от 30 ноября 2018, выявлены 3 нарушения АО «Тепловодоканал» в области трудового законодательства а именно:
- к работе был допущен и не отстранен от её выполнения машинист (кочегар) котельной подразделения «Аксеново-Зиловское» и «Урюмское» З. не прошедший в установленном законом порядке обязательное психиатрическое освидетельствование.
- к работе был допущен и не отстранен от её выполнения машинист (кочегар) котельной подразделения «Аксеново-Зиловское» и «Урюмское» К.. как не прошедший в установленном законом порядке обязательное психиатрическое освидетельствование.
- к работе был допущен и не отстранен от её выполнения машинист (кочегар) котельной подразделения «Аксеново-Зиловское» и «Урюмское» Б. как не прошедший в установленном законом порядке обязательное психиатрическое освидетельствование.
Указанные нарушения трудового законодательства явились основанием для составления АО «Тепловодоканал» трех протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных ч.3 ст. 5.27.1. КоАП РФ №75/12-9754-18-И/3/7, №75/12-9754-18-И/3/8, №75/12-9754-18-И/3/9. Рассмотрев указанные протоколы об административных правонарушениях, Главным государственным инспектором труда ФИО2 вынесено три постановления о привлечении АО «Тепловодоканал» к административной ответственности по ч.3 ст. 5.27.1 КоАП РФ с наложением административного наказания в виде штрафа в размере 110000 рублей за каждое правонарушение.
30 ноября 2019 года в отношении юридического лица АО «Тепловодоканал» вынесено предписание№75/12-9754-18-И, в соответствии с пп.3,4,5 которого АО «Тепловодоканал» обязано устранить следующие нарушения:
- обеспечить прохождение машинистом (кочегаром) котельной подразделения «Аксеново-Зиловское» и «Урюмское» Б. в установленном порядке обязательного психиатрического освидетельствования,
- обеспечить прохождение машинистом (кочегаром) котельной подразделения «Аксеново-Зиловское» и «Урюмское» З. в установленном порядке обязательного психиатрического освидетельствования,
обеспечить прохождение машинистом (кочегаром) котельной подразделения «Аксеново-Зиловское» и «Урюмское» К.. в установленном порядке обязательного психиатрического освидетельствования,
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, нахожу постановление Главного государственного инспектора труда по Забайкальскому краю ФИО2 подлежащем отмене по следующим основаниям.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ.
Согласно ч. 1 ст. 4.4 КоАП РФ при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
При этом, в силу ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) названного Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
Аналогичная правовая позиция изложена в п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ».
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что выявленное в результате проверки нарушение, выразившееся в допуске работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке психиатрического освидетельствования, подпадают под квалификацию одной части одной статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Внеплановая выездная проверка проводилась на основании одного распоряжения, в один временной период и в отношении одного и того же юридического лица. Предметом проверки являлось соблюдение АО «Тепловодоканал» трудового законодательства Российской Федерации. Выявленные в рамках одной проверки одни и те же нарушения трудового законодательства Российской Федерации, перечисленные в п.3 акта проверки и протоколах об административных правонарушениях, являются однородными нарушениями, которые положены в основу всех трех постановлений по делам об административных правонарушениях. Рассмотрение дел об административных правонарушениях, возбужденных по результатам указанной проверки в отношении АО «Тепловодоканал», подведомственно одному должностному лицу, которым и вынесены постановления о привлечении юридического лица к административной ответственности по ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ.
В связи с изложенным прихожу к выводу, что выявленные в АО «Тепловодоканал» нарушения образуют состав одного административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, а не трех самостоятельных правонарушений.
Согласно части 5 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.
Вынесение нескольких постановлений о назначении административного наказания за совершение деяния, предусмотренного частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с указанием в качестве объективной стороны для каждого деяния нарушение выразившееся в допуске и не отстранении работников от выполнения трудовых обязанностей как не прошедших в установленном законом порядке обязательного психиатрического освидетельствования, противоречит части 5 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, при назначении юридическому лицу – АО «Тепловодоканал» административного наказания должностным лицом Государственной инспекцией положения ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ не были учтены.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ст. 4.5 КоАП РФ, по данной категории дел составляет 1 год и на сегодняшний день не истек.
Поскольку в ходе производства по настоящему делу были допущены существенные нарушения процессуальных требований КоАП РФ, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также поскольку указанное постановление № 75/12-9754-18-И/4/8 от 14 декабря 2018 года, и постановления № 75/12-9754-18-И/4/9 от 14 декабря 2018 года и № 75/12-9754-18-И/4/7 от 14 декабря 2018 года, не вступили в законную силу, обжалуемое постановление № 75/12-9754-18-И/4/8 от 14 декабря 2018 года на основании п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ как незаконное и необоснованное подлежит отмене с возвращением дела на новое рассмотрение в административный орган.
Руководствуясь ст.ст. 30.2- 30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд
Р Е Ш И Л:
Жалобу Акционерного общества «Тепловодоканал» удовлетворить.
Постановление Главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Забайкальском крае ФИО2 №75/12-9754-18-И/4/8 от 14 декабря 2018 года о назначении административного наказания по ч.3 ст. 5.27.1 КоАП РФ в отношении Акционерного общества «Тепловодоканал» отменить с направление дела на новое рассмотрение в Государственную инспекцию труда в Забайкальском крае.
Решение вступает в законную силу в течении десяти суток со дня вручения или получения копии и может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в соответствии со ст. 30.9 КоАП РФ.
Судья: А.В. Мусихин