.
дело № 12-5/2021
УИД: 66MS0213-01-2020-0023881-02
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
г. Талица 12.02.2021
Судья Талицкого районного суда Свердловской области Анохин С. П., рассмотрев жалобу директора Государственного автономного стационарного учреждения социального обслуживания населения Свердловской области «ФИО1 пансионат для престарелых и инвалидов» (далее - ГАУ ФИО2 «ФИО1 пансионат для престарелых и инвалидов») ФИО3 на постановление мирового судьи 2 судебного участка Талицкого судебного района Свердловской области от 30.11.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 13 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),
установил:
постановлением мирового судьи 3 судебного участка Талицкого судебного района Свердловской области от 30.11.2020 ГАУ ФИО2 «ФИО1 пансионат для престарелых и инвалидов» привлечено к административной ответственности по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 90 000 рублей.
В жалобе директор ГАУ ФИО2 «ФИО1 пансионат для престарелых и инвалидов» ФИО3 просит отменить постановление мирового судьи и дело прекратить в виду отсутствия состава административного правонарушения, либо снизить размер наказания.
Жалоба обоснована тем, что вины юридического лица в неисполнении пунктов п. п. 1, 5, 9, 10, 11, 12 предписания N 19/1/1 от 25.04.2019 не имеется. Со стороны учреждения не совершалось умышленных действий (бездействий), направленных на совершение административного правонарушения, а предпринимались все возможные действия по их устранению, что не было учтено судом первой инстанции при вынесении решения по делу. Выполнение требований пожарной безопасности находится в прямой зависимости от надлежащего финансирования учреждения. Мировой судья не отнес к уважительной причине действующий с 29.04.2020 режим самоизоляции в учреждении, который был введен на основании Приказа Министерства социальной политики от 21.04.2020 № 238 «О принятии мер по недопущению распространения новой коронавирусной инфекции COVID-1 в учреждениях социального обслуживания граждан, находящихся в ведении Свердловской области», Приказа Министерства социальной политики от 12.11.2020 № 674 «Об ограничительных мероприятиях, предусматривающих сменный характер работы в организациях социального обслуживания граждан, находящихся в ведении Свердловской области, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме» при действии которого посещение учреждения посторонними лицами недопустимо.
Изучив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
Согласно ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ административная ответственность наступает за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор, на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания.
Признавая ГАУ ФИО2 «ФИО1 пансионат для престарелых и инвалидов» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного по ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ, и подвергая его административному наказанию, мировой судья исходил из того, что в ходе проведенной 21.10.2020 должностным лицом органа пожарного надзора внеплановой выездной проверки выявлено не выполнение юридическим лицом в установленный до 01.09.2020 срок требования п. п. 1, 5, 9, 10, 11. 12 предписания N 19/1/1 от 25.04.2019.
Проверяя данные обстоятельства, мировой судья счел доказанным наличие в действиях ГАУ ФИО2 «ФИО1 пансионат для престарелых и инвалидов» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ, поскольку данное учреждение не выполнило в установленный срок требования предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор.
Между тем, с приведенными выводами мирового судьи согласиться нельзя.
Так, по смыслу положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Статьей 24.1 КоАП РФ определены задачи производства по делам об административных правонарушениях, которыми являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В обоснование вывода о виновности ГАУ ФИО2 «ФИО1 пансионат для престарелых и инвалидов» мировой судья сослался на протокол об административном правонарушении (л. д. 4 - 5), распоряжение о проведении внеплановой выездной проверки (л. д. 9-10), предписание (л. д. 12-15), акт проверки (л. д. 7-8), согласно которым:
- нe соблюдаются требования нормативных документов по пожарной безопасности в части заполнения проемов в ограждающих конструкциях (установка противопожарных дверей), отделяющих помещения различных классов функциональной пожарной опасности (складские помещения № № 247, 123, 228, 200, архив, административная часть здания и стационар, помещение дезкамеры и гаража, костюмерная). При необходимости установки дверей с пределом огнестойкости EI30 установлены простые деревянные двери, (ст. 46 Федерального закона № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (п. 1);
- не соблюдаются требования пожарной безопасности при эксплуатации противопожарных дверей: у дверей, ведущих из подвала в коридор, отломлен навес, в замке отсутствует закрывающее устройство, двери не закрываются плотно, двери, ведущие из подвала на лестничную клетку, не закрываются самостоятельно (не отрегулирован механизм самозакрывания);
- для здания и помещений, оборудованного автоматической пожарной сигнализацией предусмотрено автоматическое отключение при пожаре систем общеобменной вентиляции (прачечная);
- коридоры длиной более 60 м не разделены противопожарными перегородками 2-го типа с заполнением проема дверями 3 типа на участки, длина которых не должна превышать 60 м. (Общая длина не разделенного коридора восточного крыла с коридором центральной части составляет 78 метров; общая длина коридора западного крыла с коридором центральной части составляет 65 метров);
- при эксплуатации эвакуационных выходов не соблюдаются требования нормативных документов по пожарной безопасности, в части отсутствия эвакуационного освещения в здании пансионата;
- на объекте защиты не обеспечено проведение регламента работ по техническому обслуживанию (планово-предупредительному ремонту) систем автоматических установок пожарной сигнализации.
Вместе с тем, при рассмотрении дела требования ст. 24.1 КоАП РФ о полном, всестороннем и объективном выяснении всех обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного разрешения дела, судьей не выполнены.
Так в соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за которые настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры. При этом обязанность доказывания возможности соблюдения юридическим лицом обязательных требований пожарной безопасности в соответствии с ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ лежит на административном органе.
На основании ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор, на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от девяноста тысяч до ста тысяч рублей.
В силу ч. 1 ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества.
Как усматривается из материалов дела, по результатам проверки, проведенной в период с 08.04.2019 по 25.04.2019 в отношении ГАУ ФИО2 «ФИО1 пансионат для престарелых и инвалидов» должностным лицом ОНД и ПР Талицкого ГО, Тугулымского ГО УНД и ПР ГУ МЧС России по Свердловской области Учреждению выдано предписание N 19/1/1 об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара в срок до 20.04.2020. Данное предписание получено представителем Учреждения 25.04.2019 (л. д.12-15).
В дальнейшем, 21.04.2020, срок предписания N 19/1/1 от 25.04.2019 был продлен до 01.09.2020 (л. д. 17).
В ходе внеплановой выездной проверки, проведенной в период с 01.10.2020 по 21.10.2020 на основании распоряжения начальника ОНД и ПР Талицкого ГО, Тугулымского ГО УНД и ПР ГУ МЧС России по Свердловской области ФИО4 от 23.09.2020 N 90, установлено, что предписание N 19/1/1 от 25.04.2019 в целом не выполнено (л. д. 7-10).
По факту невыполнения указанного предписания 30.10.2020 государственным инспектором ОНД и ПР Талицкого ГО, Тугулымского ГО УНД и ПР ГУ МЧС России по Свердловской области в отношении ГАУ ФИО2 «ФИО1 пансионат для престарелых и инвалидов» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ (л. д. 4-5).
Вместе с тем, в целях выполнения предписания от 25.04.2019 ГАУ ФИО2 «ФИО1 пансионат для престарелых и инвалидов» еще в 25.07.2019 уведомило Министерство социальной политики Свердловской области о необходимости предоставления субсидии в сумме 1 668 313,32 рублей для исполнения предписания надзорного органа.
18.10.2019 учреждением в Министерство социальной политики Свердловской области снова была направлена аналогичная заявка на предоставление субсидии в сумме 2 156 472,32 рублей на осуществление мероприятий, проводимых в рамках обеспечения комплексной безопасности учреждения, исполнении предписаний надзорных органов.
Однако в 2019 году запрашиваемые субсидии ГАУ ФИО2 «ФИО1 пансионат для престарелых и инвалидов» выделены не были.
Аналогичная предыдущим, Учреждением 04.02.2020 в Министерство социальной политики Свердловской области вновь была направлена заявка на представление субсидий на сумму в 2 156 472,32 рублей.
И только в марте 2020 года Министерством социальной политики Свердловской области Учреждению было рекомендовано провести экспертизу локального сметного расчета на монтаж радикальной пожарной сигнализации и системы оповещения на сумму 1 752 075,00 рублей.
В связи с чем, Учреждением был заключен с ООО «Уральский региональный центр экономики и ценообразования в строительстве» на проведение экспертизы сметной документации от 26.03.2020. По результатам экспертизы сметной документации от 12.05.2020 локальный сметный расчет рекомендован в сумме 2 100 893 рублей.
После этого 17.04.2020 Учреждение обратилось в ОНД и ПР Талицкого ГО, Тугулымского ГО УНД и ПР ГУ МЧС России по Свердловской области с просьбой о переносе сроков выполнения пунктов № № 1, 5, 10, 11, 12 Предписания в виду отсутствия финансовой возможности устранения данных нарушений и отсутствия дополнительного финансирования, и по этим причинам невозможным устранить замечания по вышеуказанным пунктам в срок до 21.04.2020, и такой срок юридическому лицу был предоставлен до 01.09.2020.
06.05.2020 с Министерством социальной политики Свердловской области было заключено соглашение о порядке предоставления субсидии ГАУ ФИО2 «ФИО1 пансионат для престарелых и инвалидов», согласно которому Учреждению была выделена сумма субсидий в размере 230 961 рублей на приобретение и установку противопожарных дверей и противопожарных перегородок с заполнением проемов дверями.
В периоды с 04.06.2020 по 15.06.2020, с 18.06.2020 по 29.06.2020 Учреждением были проведены конкурентные закупки в виде открытых запросов котировок в электронной форме на определение исполнителя на поставку и установку дверей противопожарных и перегородок с заполнением проемов дверями. По результатам проведения конкурентные процедуры были признаны несостоявшимися в виду отсутствия поступивших заявок на участие.
09.06.2020 ГАУ ФИО2 «ФИО1 пансионат для престарелых и инвалидов» в Министерство социальной политики Свердловской области снова была направлена заявка на предоставление субсидий на исполнение предписаний надзорного органа.
29.06.2020 Учреждением было направлено письмо в Министерство социальной политики Свердловской области о рассмотрении вопроса о проведении закупки на поставку и установку дверей противопожарных и перегородок с заполнением проемов дверями у единственного поставщика. После согласования был заключен договор на установку противопожарных дверей и противопожарных перегородок и договор на изготовление противопожарных дверей и противопожарных перегородок с ООО «Паллада». В настоящее время обязательства сторон по данным договорам исполнены. Соответственно, часть нарушений, указанных в предписании, Учреждением были устранены.
25.09.2020 Учреждением был направлен запрос в ОНД и ПР Талицкого ГО, Тугулымского ГО УНД и ПР ГУ МЧС России по Свердловской области о продлении исполнения предписания в полном объеме на срок до 20.04.2021, ответ на письмо в Учреждение не поступил.
В последующем, 01.12.2020 Министерством социальной политики Свердловской области в адрес ГАУ ФИО2 «ФИО1 пансионат для престарелых и инвалидов» направлено уведомление о том, что в целях выполнения предписания отдела надзорной деятельности Министерством осуществляется работа с Министерством финансов Свердловской области по определению финансового источника.
24.12.2020 между Министерством социальной политики Свердловской области и субсидий ГАУ ФИО2 «ФИО1 пансионат для престарелых и инвалидов» было заключено соглашение о порядке предоставления субсидии в размере 171 336 рублей в срок до 31.12.2020.
Субсидированные суммы Министерством социальной политики Свердловской области ГАУ ФИО2 «ФИО1 пансионат для престарелых и инвалидов» в сумме 402 297 рублей составляют только часть от необходимых 2 100 893 рублей для устранения недостатков, выявленных контролирующим органом.
Таким образом, юридическое лицо обращалось за получением финансирования в порядке подчиненности в орган, являющийся главным распорядителем бюджетных средств, что свидетельствует о принятии Учреждением всех зависящих от него мер по соблюдению требований закона и об отсутствии возможности для исполнения предписания в установленный в нем срок в связи с отсутствием финансирования.
В силу ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», бюджетные учреждения являются некоммерческими организациями, созданными Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах. Имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Собственником имущества бюджетного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Исходя из смысла изложенных норм, собственник должен передать учреждению в управление здание, соответствующее требованиям пожарной безопасности, либо обеспечить выполнение таких требований самостоятельно или путем выделения учреждению денежных средств на эти цели. Таким образом, выполнение требований пожарной безопасности находится в прямой зависимости от надлежащего финансирования учреждения.
Здание дома-интерната, расположенное по адресу: <...>, и здание стационара, расположенное по ул. Урга, 2, в г. Талице, являются государственным имуществом Свердловской области и закреплено за ГАУ ФИО2 «ФИО1 пансионат для престарелых и инвалидов» (л. д. 27-29).
Учреждение владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ним имуществом в соответствии с его назначением, уставными целями своей деятельности и решениями собственника имущества. Источниками формирования имущества и финансовых средств Учреждения являются, в том числе, поступления из областного бюджета в виде субсидий. Финансовое обеспечение выполнения государственного задания осуществляется в виде субсидий из областного бюджета (л. д. 38-63).
Согласно Уставу, ГАУ ФИО2 «ФИО1 пансионат для престарелых и инвалидов» является бюджетным учреждением, его учредителем и собственником имущества является Министерство социальной политики Свердловской области, финансовое обеспечение функционирования Учреждения осуществляется в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности за счет субсидий из бюджета Свердловской области.
Вместе с тем, обстоятельства надлежащего либо ненадлежащего финансирования собственником имущества мероприятий по обеспечению содержания здания образовательного учреждения в соответствии с требованиями пожарной безопасности, имеющие существенное значение для правильного разрешения дела, не были проверены мировым судьей при рассмотрении дела и не получили должной оценки применительно к положениям ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ.
Поэтому постановление нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с возвращением дела на новое рассмотрение для полного и всестороннего исследования всех юридически значимых обстоятельств.
Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.
В силу ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 13 ст. 19.5 названного Кодекса, составляет 3 месяца.
Исполнить предписание контролирующего органа ГАУ ФИО2 «ФИО1 пансионат для престарелых и инвалидов» должно было до 01.09.2020. Соответственно, трехмесячный срок, предусмотренный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, начал исчисляться со 02.09.2020, и истек 02.12.2020.
В настоящее время срок давности привлечения ГАУ ФИО2 «ФИО1 пансионат для престарелых и инвалидов» к административной ответственности, предусмотренный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ истек, что исключает возможность дальнейшего производства по делу об административном правонарушении.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6, п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление мирового судьи 3 судебного участка Талицкого судебного района Свердловской области от 30.11.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 13 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Государственного автономного стационарного учреждения социального обслуживания населения Свердловской области «ФИО1 пансионат для престарелых и инвалидов» отменить, производство по делу прекратить за истечением сроков давности привлечения к административной ответственности на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение по результатам рассмотрения жалобы может быть обжаловано в вышестоящий суд в порядке надзора.
Судья подпись Анохин С. П.