№
УИД №
РЕШЕНИЕ
Судья Суражского районного суда Брянской области Бирюкова Светлана Александровна (243500, <...>), при секретаре Левицкой Н.А., с участием защитников АО "Пролетарий" ФИО1, ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора Акционерного общества "Пролетарий" ФИО3 на постановление главного государственного инспектора труда в Брянской области ФИО4 от 10 марта 2021 года № № по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением главного государственного инспектора труда в Брянской области ФИО4 № от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо - Акционерного общества "Пролетарий" (далее - АО "Пролетарий") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, за допуск прессовщика отходов цеха №ФИО6 к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров и психиатрических освидетельствований, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 130 000 рублей.
В своей жалобе генеральный директор АО "Пролетарий" ФИО3 просит отменить указанное постановление от ДД.ММ.ГГГГ, считает, что в действиях АО "Пролетарий" отсутствует состав административного правонарушения. Указал, что проведение медицинских осмотров (обследований) и психиатрических освидетельствований работников, занятых на тяжелых работах с вредными и и(или) опасными условиями труда", к которым относился ФИО6, не проводилось, в связи с действием режима повышенной готовности на территории Брянской области, введенного постановлением Правительства Брянской области от 17.03.2020 года № 106-п. На момент вынесения обжалуемого постановления обществом был заключен договор на проведение периодических медицинских осмотров работников с ООО "Семейный доктор", однако, введенные ограничения не позволили АО "Пролетарий" исполнить свои обязательства, и на основании рекомендаций Минтруда России и изданного приказа по предприятию № от ДД.ММ.ГГГГ исполнение договора от ДД.ММ.ГГГГ было отложено на более поздний срок. В случае признания АО "Пролетарий" виновном в совершении административного правонарушения, просил признать данный случай в качестве исключительного и снизить размер назначенного наказания до половины минимального размера, предусмотренного санкцией ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ для юридических лиц.
В судебном заседании защитники юридического лица АО "Пролетарий" ФИО1 и ФИО2 доводы жалобы поддержали. В связи с тяжелым финансовым положением предприятия ходатайствовали о снижении размера административного штрафа, в случае признания АО "Пролетарий" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ. В подтверждение имущественной несостоятельности предоставили справки о наличии дебиторской задолженности в размере 586 903 027 рублей и задолженности по кредитам и займам в размере 937 151 138 рублей 35 копеек.
Представитель Государственной инспекции труда в Брянской области, извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, ходатайств не предоставил, в связи с чем судья считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав защитников юридического лица, проверив материалы дела, прихожу к следующему.
В соответствии с ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.
Положениями ст. 76 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ) на работодателя возложена обязанность отстранить от работы (не допускать к работе) работника, не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр, а также обязательное психиатрическое освидетельствование в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний.
На основании ч. 6 и ч. 7 ст. 213 ТК РФ работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, в том числе связанной с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающие в условиях повышенной опасности, проходят обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Предусмотренные настоящей статьей медицинские осмотры и психиатрические освидетельствования осуществляются за счет средств работодателя.
Во исполнение требований ст. 213 ТК РФ Правительством РФ 23.09.2002 года принято постановление № 695, которым утверждены "Правила прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности".
Из материалов дела следует, что Государственной инспекцией труда в ходе расследования несчастного случая, произошедшего с работником АО "Пролетарий" ФИО6, было выявлено, что прессовщик отходов цеха № осуществлял трудовую деятельность в АО "Пролетарий" без обязательного прохождения медицинских осмотров и без обязательного психиатрического освидетельствования (при переводе на должность), то есть, выявлены нарушения обязательных требований в деятельности юридического лица, а именно в допуске работника к выполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обязательного прохождения медицинских осмотров и периодического психиатрического освидетельствования.
Согласно трудовому договору № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО8 осуществлял трудовую деятельность в АО "Пролетарий" с ДД.ММ.ГГГГ в должности вахтера- контролера службы охраны, приказом №-к от ДД.ММ.ГГГГ был переведен на должность прессовщика отходов цеха №.
В соответствии с картой специальной оценки условий труда №/№, подкласс условий труда на рабочем месте прессовщика отходов цеха №.2, на котором имеются вредные (опасные) условия труда.
Положениями ст. 212 ТК РФ установлена обязанность работодателя не допустить работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров и психиатрических освидетельствований.
В нарушение требований трудового законодательства работник ФИО6 был допущен к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения обязательного медицинского осмотра при приеме на работу, периодических медицинских осмотров, и обязательного психиатрического освидетельствования как при переводе на соответствующую должность, так и в ходе осуществления трудовой деятельности.
В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
На момент составления главным государственным инспектором труда в Брянской области ФИО4 протокола об административном правонарушении, АО "Пролетарий" доказательств прохождения ФИО9 обязательных медицинских осмотров и психиатрического освидетельствования при переводе на должность предоставлено не было.
Оценив и проанализировав собранные по делу доказательства, судья находит, что действия АО "Пролетарий" правильно квалифицированы государственным инспектором труда по ч.3 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Довод защитников о невозможности проведения предприятием периодических медицинских осмотров работников и обязательных психиатрических освидетельствований, в связи с введенным постановлением Правительства Брянской области от 17.03.2020 года № 106-п на территории Брянской области режимом повышенной готовности ввиду неблагоприятной эпидемиологической обстановки нахожу не состоятельным, поскольку ФИО6 был принят на работу в должность вахтера- контролера службы охраны и переведен на должность прессовщика отходов заблаговременно до введение в действие вышеуказанного Постановления.
Процессуальных нарушений привлечения к административной ответственности при производстве по делу допущено не было.
Вместе с тем, рассматривая вопрос об определении размера назначенного штрафа, судья считает необходимым учесть затруднительное финансовое положение юридического лица, отсутствие обстоятельств отягчающих вину.
В соответствии с ч. 3 ст. 4.1. КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В соответствии с ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, рассматривающий дело об административном правонарушении либо жалобу, на постановление и (или) решения по делам об административных правонарушениях, может назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в постановлении Конституционного суда РФ от 25.02.2014 года № 4-П административное наказание должно быть сопоставимо с характером административного правонарушения, степенью вины правонарушителя, наступившими последствиями, при его назначении необходимо учитывать реальное имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности юридического лица.
Учитывая конкретные обстоятельства административного дела, совершения правонарушения впервые, тяжелое финансовое и имущественное положение общества, о чем представлены соответствующие документы, суд считает возможным уменьшить административный штраф до 55 000 рублей.
С учетом вышеприведенных обстоятельств, суд считает необходимым постановление государственного инспектора труда изменить, назначенное наказание в виде административного штрафа снизить до 55 000 рублей, применив положения ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ.
Руководствуясь ст.ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление главного государственного инспектора труда в Брянской области ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ№ в отношении Акционерного общества "Пролетарий" изменить в части назначения наказания в виде штрафа, снизив размер наказания.
Назначить Акционерному обществу "Пролетарий" наказание за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 55000 (пятьдесят пять тысяч) рублей.
В остальной части постановление оставить без изменения.
Настоящее решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Суражский районный суд Брянской области в течение 10 дней со дня получения его копии.
Судья С.А. Бирюкова