УИД 12RS0002-01-2020-001640-75
Дело № 12-5/2021
Решение
г. Звенигово 14 января 2021 года
Судья Звениговского районного суда Республики Марий Эл Тарасов Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора Общества с ограниченной ответственностью мясокомбинат «Звениговский» ФИО3 на постановление по делу об административном правонарушении № 93-м от 20 ноября 2020 года,
установил:
постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Татарстан, Республике Марий Эл и Чувашской Республике – консультанта отдела государственного земельного надзора, надзора в области использования и охраны водных объектов и надзора за особо охраняемыми природными территориями по Республике Марий Эл Волжско-Камского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1 № 93-м от 20 ноября 2020 года генеральный директор Общества с ограниченной ответственностью мясокомбинат «Звениговский» (далее - ООО мясокомбинат «Звениговский») ФИО3 привлечена к административной ответственности по ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2000 рублей.
Не согласившись с принятым решением, ФИО3 обратилась с жалобой в суд, в которой указала, что оно вынесено незаконно и необоснованно, поскольку контроль за ведением экологической документации, своевременной сдачей отчетности по экологии и окружающей среде, обеспечение экологической безопасности на предприятии, учет первичной документации по проведению мероприятий производственного экологического контроля, разработка организационных документов по экологической безопасности возложены на исполнительного директора ООО мясокомбинат «Звениговский» ФИО2, в связи с чем просит постановление должностного лица отменить, производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.
В судебное заседание генеральный директор ООО мясокомбинат «Звениговский» ФИО3 и представительВолжско-Камского межрегионального управления Росприроднадзора, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте его проведения, не явились, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Проверив доводы жалобы, изучив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений.
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении подлежат выяснению: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.
Исходя из ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Установление виновности предполагает доказывание того факта, что именно данное лицо совершило административное правонарушение. Выяснение указанного вопроса имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного лица к административной ответственности.
Согласно примечанию к ст. 2.4 КоАП РФ следует, что под должностным лицом в КоАП РФ следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, арбитражные управляющие, а также совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 9.22, 13.25, 14.24, 14.25, 14.55, 14.56, частью 3 статьи 14.57, 14.61, 14.63, 14.64, 15.17 - 15.22, 15.23.1, 15.24.1, 15.25, 15.26.1, 15.26.2, 15.29 - 15.31, 15.37, 15.38, частью 9 статьи 19.5, статьями 19.7.3, 19.7.12 настоящего Кодекса, члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, физические лица, являющиеся учредителями (участниками) юридических лиц, руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов организаций, являющихся учредителями юридических лиц, несут административную ответственность как должностные лица.
В соответствии со ст. 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
Требованиями п. 3 ст. 19 Федерального закона от 04 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» установлено, что при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.
Требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, с учетом особенностей применяемых технологий производства продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг, включая непрерывность и сезонность осуществления хозяйственной и иной деятельности.
Информация о неблагоприятных метеорологических условиях представляется территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного экологического надзора, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление регионального государственного экологического надзора, которые обеспечивают контроль за проведением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями согласованных мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на объектах хозяйственной и иной деятельности.
Порядок представления информации о неблагоприятных метеорологических условиях, требования к составу и содержанию такой информации, порядок ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в области охраны окружающей среды.
Требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий (далее - НМУ) установлены Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 28.11.2019 №811 «Об утверждении требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий».
В соответствии с п. 19 Требований к мероприятиям в периоды НМУ мероприятия при НМУ разрабатываются хозяйствующим субъектом и направляются на согласование с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора в соответствии с пунктом 3 статьи 19 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха"
В соответствии с п. 22 Требований к мероприятиям в периоды НМУ в целях организации работ по реализации мероприятий при НМУ на объекте негативного воздействия (далее – ОНВ) хозяйствующим субъектом назначается ответственное лицо, отвечающее за получение и передачу в структурные подразделения ОНВ прогнозов о НМУ, а также за реализацию мероприятий при НМУ (далее - ответственное лицо), в том числе: за получение прогнозов о НМУ; за своевременное выполнение в полном объеме мероприятий при НМУ; за проведение расчетов приземных концентраций загрязняющих веществ и оценку реализации мероприятий при НМУ.
В соответствии с п. 23 Требований к мероприятиям в периоды НМУ Организация работ на ОНВ при получении информации о НМУ включает: получение информации о НМУ в соответствии с Порядком прогнозов о НМУ; регистрацию ответственным лицом прогноза о НМУ; передачу информации о НМУ в структурные подразделения ОНВ (при наличии), на которых проводятся мероприятия при НМУ; принятие решения о введении или отмене режимов работы ОНВ для соответствующей степени опасности НМУ; организацию и проведение работ в режиме, соответствующем степени опасности НМУ; контроль за выполнением мероприятий в период НМУ; регистрацию информации о выполненных мероприятиях; проведение визуальных наблюдений, инструментальных измерений или автоматического контроля выбросов на источниках выбросов и на границе санитарно-защитной зоны, предусмотренных программой производственного экологического контроля.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что на основании приказа временно исполняющего обязанности руководителя Волжско-Камского межрегионального управления Росприроднадзора от 23 сентября 2020 года № 658 в период с 05 по 30 октября 2020 года проведена плановая выездная проверка по соблюдению ООО мясокомбинат «Звениговский» требований природоохранного законодательства, в ходе которой выявлены нарушения требований п. 3 ст. 19 Федерального закона Федерального закона от 04 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», п. 19, п. 22, п. 23 Требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий выразившееся в том, что 30 октября 2020 года в 15 часов 00 минут при эксплуатации объекта, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, мясокомбинат «Звениговский» - основное производство», категория объекта I, код объекта НВОС 88-0112-001073-П, расположенном по адресу: 425070, Республика Марий Эл, <...> «а», было выявлено несоблюдение обязанности по разработке, согласованию и организации работ по реализации мероприятий в периоды НМУ на объекте I категории при эксплуатации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Как следует из протокола об административном правонарушении №141-м от 06 ноября 2020 года, составленного в отношении генерального директора ООО мясокомбинат «Звениговский» ФИО3, 30 октября 2020 года в 15 часов 00 минут в рамках осуществления плановой выездной проверки соблюдения требований природоохранного законодательства ООО мясокомбинат «Звениговский» при эксплуатации объекта, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, I категории мясокомбинат «Звениговский» - основное производство», код объекта НВОС 88-0112-001073-П, категория риска – Высокая (2), расположенного по адресу: 425070, Республика Марий Эл, <...> «а», ООО мясокомбинат «Звениговский» не представлены: разработанный План мероприятий при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий (далее НМУ) и согласованный с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; информация о выполнении мероприятий при получении прогнозов НМУ; журнал регистрации НМУ; приказ о назначении ответственного лица ООО мясокомбинат «Звениговский», отвечающего за получение и передачу в структурные подразделения ОНВ прогнозов о НМУ, а также за реализацию мероприятий при НМУ, в том числе: за получение прогнозов о НМУ; за своевременное выполнение в полном объеме мероприятий при НМУ; за проведение расчетов приземных концентраций загрязняющих веществ и оценку реализации мероприятий при НМУ.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении на момент 30 октября 2020 года генеральным директором ООО мясокомбинат «Звениговский» являлась ФИО3
Согласно уставу ООО мясокомбинат «Звениговский» следует, что единоличным исполнительным органом общества является генеральный директор, который без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы и совершает сделки, выдает доверенности на право представительства от имени общества, в том числе доверенности с правом передоверия, издает приказы о назначении на должности работников общества, об их переводе и увольнении, применяет меры поощрения и налагает дисциплинарные взыскания.
Доводы жалобы об отсутствии в действиях ФИО3 состава административного правонарушения по тем основаниям, что, контроль за ведением экологической документации, своевременной сдачей отчетности по экологии и окружающей среде, учет первичной документации по проведению мероприятий производственного экологического контроля, разработка организационных документов по экологической безопасности возложены на исполнительного директора ООО мясокомбинат «Звениговский» ФИО2, заслуживает внимания.
В соответствии с должностной инструкцией исполнительного директора, утвержденной 21 ноября 2016 года генеральным директором ООО мясокомбинат «Звениговский», в обязанности ФИО2, как исполнительного директора общества, входит руководство и организация деятельности предприятия, взаимодействие всех структурных подразделений, решение организационно-технических экономических, кадровых проблем, эффективное использование материальных и трудовых ресурсов, обеспечение соблюдения законности в деятельности предприятия.
Согласно поручению от 10 января 2018 года, контроль за ведением экологической документации, своевременной сдачей отчетности по экологии и окружающей среде, обеспечение экологической безопасности на предприятии, учет первичной документации по проведению мероприятий производственного экологического контроля (включая акты, протоколы, результаты проведения инструментальных замеров состояния атмосферного воздуха, санитарно-защитной зоны, на рабочих местах), разработка организационных документов по экологической безопасности, возложены на исполнительного директора ООО мясокомбинат «Звениговский» ФИО2
Учитывая вышеприведенные сведения, прихожу к выводу об отсутствии в действиях ФИО3 состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ, поскольку в рассматриваемом событии она не обладает признаками должностного лица, отраженными в примечании к ст. 2.4 КоАП РФ.
По изложенным основаниям обжалуемое постановление в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Руководствуясь ст.ст. 30.6-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Татарстан, Республике Марий Эл и Чувашской Республике – консультанта отдела государственного земельного надзора, надзора области использования и охраны водных объектов и надзора за особо охраняемыми природными территориями по Республике Марий Эл Волжско-Камского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1 № 93-м от 20 ноября 2020 года, вынесенное в отношении ФИО3 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 КоАП РФ, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 КоАП РФ, прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в действиях ФИО3 состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья Е.В. Тарасов
Решение26.03.2021