УИД 91RS0023-01-2020-001494-44
Дело № 12-5/2021(12-66/2020)
РЕШЕНИЕ
15 января 2021 года судья Черноморского районного суда Республики Крым
Ильичева Н.П., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление заместителя начальника управления экологического надзора Западно-Крымского региона – заведующего отделом экологического надзора г. Евпатории, пгт. Черноморское и Черноморского района – старшего государственного инспектора Республики Крым ФИО2 № 018081-0696/07.1-21/186Р от 22.10.2020 о назначении административного наказания по ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ в отношении директора общества с ограниченной ответственностью «Вольное» ФИО1,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя начальника управления экологического надзора Западно-Крымского региона – заведующего отделом экологического надзора г. Евпатории, пгт. Черноморское и Черноморского района – старшего государственного инспектора Республики Крым ФИО2 № 018081-0696/07.1-21/186Р от 22.10.2020 (далее – Постановление) директор общества с ограниченной ответственностью «Вольное» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде предупреждения.
Не согласившись с указанным Постановлением, ФИО1 обратился с жалобой, в которой просит признать незаконным и отменить полностью обжалуемое постановление. В обоснование жалобы указывает на то, что обжалуемое Постановление было получено им по почте 24.10.2020, с указанным постановлением он не согласен ввиду отсутствия, как самого события административного правонарушения, так и отсутствия состава административного правонарушения. 14.08.2020 заместителем министра экологии и природных ресурсов Республики Крым ФИО3 было вынесено уведомление № 11406/10.2-05 о допущенных ООО «Вольное» нарушениях по лицензии на пользование недрами СИМ 50735, зарегистрированной 17.07.2019 Министерством экологии и природных ресурсов Республики Крым, в соответствии с котором было выявлено нарушение сроков подготовки и утверждения в установленном порядке проекта работ по геологическому изучению недр, получившего положительное заключение экспертизы не позднее 12 месяцев с даты регистрации лицензии по лицензии СИМ 50735 ВР от 17.07.2019, в соответствии с Законом Российской Федерации от 21.02.1992 № 2396-1 «О недрах», Законом Республики Крым от 07.08.2014 № 45-ЗРК «О недрах». Министерством был назначен двенадцатимесячный срок со дня получения вышеуказанного уведомления, для предоставления документов и материалов, подтверждающих выполнение пункта 4.2.1 Лицензионного соглашения. 16.09.2020 заместителем начальника управления экологического надзора Западно-Крымского региона – заведующим отделом экологического надзора г. Евпатории, пгт. Черноморское и Черноморского района – старшим государственным инспектором Республики Крым ФИО2 было вынесено уведомление № 259/07.1-23/4 о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, в котором информировалось о необходимости явки ФИО1, как законного представителя ООО «Вольное», 16.10.2020 в Управление экологического надзора Западно-Крымского региона для составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 7.3 КоАП РФ, по факту нарушений условий к лицензии на пользования недрами СИМ 50735 ВР (п. 4.2.1). 16.10.2020 был составлен протокол об административном правонарушении № 018081 в отношении ФИО1 за совершение административного правонарушения предусмотренного ч.2 ст. 7.3 КоАП РФ, а именно: пользование недрами с нарушением правил предусмотренных лицензий; при этом поводом и единственным документом в материалах дела об административном правонарушении является служебная записка начальника управления регулирования недропользования ФИО4 СЛ/3694 от 21.08.2020. Полагает, что не предоставлено ни одного доказательства, подтверждающее фактическое использование недр со стороны ООО «Вольное» и ФИО1, в том числе.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В судебное заседание ФИО1 не явился, извещен надлежаще, подал в суд заявление о рассмотрении дела без его участия; заявленные требования поддержал в полном объеме по тем основаниям, которые изложены в жалобе.
В судебное заседание заместитель начальника управления экологического надзора Западно-Крымского региона – заведующий отделом экологического надзора г. Евпатории, пгт. Черноморское и Черноморского района – старший государственный инспектор Республики Крым ФИО2 не явился, извещен надлежаще, подал в суд письменные возражения, просил отказать в удовлетворении заявления об отмене постановления в полном объеме.
Ознакомившись с доводами жалобы, изучив материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении не иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Судебный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязательное создание судом условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, привлекаемым к административной ответственности.
Согласно п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются законность и обоснованность вынесенного постановления на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Постановлением заместителя начальника управления экологического надзора Западно-Крымского региона – заведующего отделом экологического надзора г. Евпатории, пгт. Черноморское и Черноморского района – старшего государственного инспектора Республики Крым ФИО2 № 018081-0696/07.1-21/186Р от 22.10.2020 (далее – Постановление) директор общества с ограниченной ответственностью «Вольное» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде предупреждения.
В судебном заседании исследованы материалы дела об административном правонарушении в отношении директора общества с ограниченной ответственностью «Вольное» ФИО1 по ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ.
Оснований полагать, что доказательства по административному делу в отношении директора общества с ограниченной ответственностью «Вольное» ФИО1 по ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ получены с нарушением закона, у суда не имеется. Достоверность и допустимость данных доказательств сомнений не вызывает.
В соответствии с частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах» (далее - Закон о недрах) регулируются отношения, в частности, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр.
В силу части первой статьи 11 названного Закона предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
В соответствии со статьей 7 Закона Республики Крым от 07.08.2014 № 45-ЗКР «О недрах», органом управления государственным фондом недр на территории Республики Крым является уполномоченный Советом министров Республики Крым орган исполнительной власти Республики Крым в сфере недропользования - Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым.
Лицензия считается зарегистрированной с момента внесения уполномоченным органом записи о государственной регистрации в государственный реестр лицензий на пользование недрами.
В соответствии со статьей 22 Закона «О недрах» установлены основные права и обязанности пользователя недр, в число которых входит выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.
В частности, обязанность недропользователя по подготовке и утверждению проекта по геологическому изучению недр, то есть выполнение условий лицензии, установлена пунктом 10 части 2 статьи 22 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах».
Частью 1 и частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ предусмотрено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами.
В соответствии с частью 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 названного Кодекса.
Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
В силу статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Как усматривается из материалов дела, 16.10.2020 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; протокол составлен должностным лицом - заместителем начальника управления экологического надзора Западно-Крымского региона – заведующим отделом экологического надзора г. Евпатории, пгт. Черноморское и Черноморского района – старшим государственным инспектором Республики Крым ФИО2 в отношении директора ООО «Вольное» ФИО1 в его присутствии; в протоколе имеется запись о том, что с протоколом ФИО1 не согласен, в связи с отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 7.3 КоАП РФ.
Судом установлено, что Определением № 219/07.1-23/3 от 16.10.2020, вынесенным заместителем начальника управления экологического надзора Западно-Крымского региона – заведующим отделом экологического надзора г. Евпатории, пгт. Черноморское и Черноморского района – старшим государственным инспектором Республики Крым ФИО2, назначено время и место рассмотрения дела об административном правонарушении № 018081/186Р от 16.10.2020 в отношении ООО «Вольное» на 22.10.2020 в 12-00, по адресу: 297412, <адрес>; имеется отметка о получении Определения ФИО1.
Как усматривается из материалов дела, ООО «Вольное» выдана лицензия на пользование недрами СИМ 50735 ВР от 17.07.2019, с целевым назначением и видами работ «геологическое изучение, разведка и добыча части запасов участка Новоселовского месторождения подземных вод для коммунально-бытового объектов» на условиях пользования недрами, прилагаемых к лицензии.
Пунктом 4.2.1 Условий пользования недрами (приложение к лицензии) предусмотрено, что сроки подготовки и утверждения в установленном порядке проекта работ по геологическому изучению, разведке недр, получившего положительное заключение экспертизы в соответствии Законом Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах», Законом Республики Крым от 07.08.2014 45-ЗРК «О недрах» с учетом возможности организации зоны санитарной охраны I пояса в границах предоставленного участка недр: не позднее 12 месяцев с даты государственной регистрации лицензии.
В установленные сроки, до 17.07.2020, ООО «Вольное» не подготовило и не утвердило в установленном порядке проект по геологическому изучению недр в течение 12 месяцев с даты государственной регистрации лицензии, то есть не выполнило положения пункта 4.2.1 условий пользования недрами (приложения к лицензии СИМ 50735 ВР), в связи с чем, Общество совершило пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, тем самым допустило нарушение требование статей 22, 23, Закона РФ «О недрах» от 21.02.1992 № 2395-1, статей 14,16,29 Закона Республики Крым от 07.08.2014 № 45-ЗРК «О недрах).
Согласно материалам дела об административном правонарушении № 018081/186Р, на основании служебной записки начальника управления регулирования недропользования ФИО4 СЛ/3694 от 21.08.2020 установлено, что Общество совершило пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, а именно: допустило нарушение пункта 4.2.1 условий пользования недрами (приложения к лицензии СИМ 50735 ВР), не подготовило и не утвердило в установленном порядке проект по геологическому изучению недр в течение 12 месяцев, с даты государственной регистрации лицензии.
В связи с допущенными нарушениями заместителем начальника управления экологического надзора Западно-Крымского региона – заведующим отделом экологического надзора г. Евпатории, пгт. Черноморское и Черноморского района – старшим государственным инспектором Республики Крым ФИО2 16.10.2020 в отношении директора ООО «Вольное» - ФИО1 составлен протокол № 018081 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Описанные обстоятельства послужили основанием для привлечения директора ООО «Вольное» - ФИО1 к административной ответственности, установленной указанной нормой.
Фактические обстоятельства совершенного директором ООО «Вольное» - ФИО1 административного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении, копией лицензии на пользование недрами Республики Крым, копией Условий пользования недрами лицензионное соглашение (Приложение № 1 к лицензии СИМ 50735 ВР) и иными материалами дела, которые получили оценку на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Приведенные в обжалуемом Постановлении выводы о наличии в деянии ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Исходя из диспозиции части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и приведенных выше положений Закона о недрах, административная ответственность, предусмотренная указанной нормой, наступает в случае пользования владельцем лицензии недрами (одного или нескольких его видов, предусмотренных статьей 6 Закона о недрах) и нарушения предусмотренных лицензией условий.
В настоящей жалобе заявитель указывает, что директор ООО «Вольное» - ФИО1 необоснованно привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, так как пользование недрами Обществом, в том числе и ФИО1 не осуществляется, со ссылкой на позицию Верховного Суда РФ от 26.11.2015 № 302-АД15-15122.
Исходя из диспозиции ч. 2 ст. 7.3 КоАП и приведенных выше положений Закона № 2395-1 административная ответственность, предусмотренная указанной нормой, наступает в случае фактического пользования владельцем лицензии недрами (одного или нескольких его видов, предусмотренных ст. 6 Закона № 2395-1) и нарушения предусмотренных лицензией условий.
Исходя из буквального толкования нормы ч. 2 комментируемой статьи следует, что объективной стороной правонарушения является пользование недрами с нарушениями условий лицензии и привлечение к административной ответственности по данной норме возможно только при условии фактического пользования недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией.
Вместе с тем для квалификации правонарушения в соответствии с ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ необходимо наличие одновременно двух условий:
непосредственного пользования недрами (осуществления какого-либо или каких-либо видов пользования, предусмотренных ст. 6 Закона № 2395-1);
совершения при этом каких-либо действий или бездействия, повлекших нарушение условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами.
Таким образом, характер объективной стороны в рамках ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ, выражается как в действии, так и в бездействии.
Суд считает, что неправомерное бездействие ФИО1, как директора ООО «Вольное», выразившееся в невыполнении упомянутого в приложении к лицензии требования, образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ; при этом понятие «пользование недрами» состоит не только в активном поведении, связанном с совершением каких-либо действий на предоставленном месторождении, но и в несовершении действий, установленных лицензионным соглашением, поскольку пользование недрами обусловлено лицензией и лицензионным соглашением, наличие которых свидетельствует о начале пользования месторождением и наличии обязанностей по реализации такого пользования, в связи с чем, суд относится критически к вышеуказанным доводам заявителя.
Довод заявителя о том, что 14.08.2020 заместителем министра экологии и природных ресурсов Республики Крым ФИО3 было вынесено уведомление № 11406/10.2-05 о допущенных ООО «Вольное» нарушениях по лицензии на пользование недрами СИМ 50735, что Министерством был назначен двенадцатимесячный срок со дня получения вышеуказанного уведомления, для предоставления документов и материалов, подтверждающих выполнение пункта 4.2.1 Лицензионного соглашения, суд не принимает во внимание, в связи с тем, что срок подготовки и утверждения, в установленном порядке проекта работ по геологическому изучению недр, получившего положительное заключение экспертизы, указанный в пункте 4.2.1 Лицензионного соглашения - не позднее 12 месяцев с даты регистрации лицензии по лицензии СИМ 50735 ВР от 17.07.2019, а не с даты вынесения уведомления от 14.08.2020.
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В соответствии с примечанием к ст. 2.4 КоАП РФ под должностным лицом следует понимать лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции.
Судом установлено, что ФИО1 является должностным лицом - директором ООО «Вольное», что подтверждается Краткой справкой о пользователи недр (Приложение № 8 к лицензии СИМ 50735 ВР).
В соответствии со статьей 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья оценивает доказательства по делу об административном правонарушении по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех доказательств дела в их совокупности.
В силу статьи 26.11 КоАП РФ суд оценивает представленные материалы дела, как надлежащие доказательства.
Имеются достаточные основания для вывода о том, что при пользовании недрами ФИО1, как директор ООО «Вольное», допустил бездействие, а именно: не принял все зависящие от него меры по соблюдению условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами. ФИО1 – директор ООО «Вольное» обоснованно привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с применением положения ст. 4.1.1 КоАП РФ.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Таким образом, оснований для отмены постановления не усматривается.
Суд находит, что Постановлением от 22.10.2020 заместитель начальника управления экологического надзора Западно-Крымского региона – заведующий отделом экологического надзора г. Евпатории, пгт. Черноморское и Черноморского района – старший государственный инспектор Республики Крым ФИО2 обоснованно установил наличие виновности ФИО1 – директор ООО «Вольное» в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ, и привлек его к административной ответственности за данное правонарушение.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что материалами дела об административном правонарушении доказано то обстоятельство, что ФИО1 – директор ООО «Вольное» совершил правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ, а именно: пользование недрами с нарушениями условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами.
Каких-либо существенных процессуальных нарушений, которые могли бы дать основания для отмены постановления заместителя начальника управления экологического надзора Западно-Крымского региона – заведующего отделом экологического надзора г. Евпатории, пгт. Черноморское и Черноморского района – старшего государственного инспектора Республики Крым ФИО2, при производстве по делу в отношении ФИО1 – директора ООО «Вольное», допущено не было.
При определении ФИО1 – директору ООО «Вольное» административного наказания старшим государственным инспектор Республики Крым ФИО2 учтены все заслуживающие внимание обстоятельства.
При таких обстоятельствах оснований для отмены постановления заместителя начальника управления экологического надзора Западно-Крымского региона – заведующего отделом экологического надзора г. Евпатории, пгт. Черноморское и Черноморского района – старшего государственного инспектора Республики Крым ФИО2 от 22.10.2020 № 018081-0696/07.1-21/186Р, не усматривается.
В силу ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: «…….в том числе и об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения».
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
РЕШИЛ
Постановление заместителя начальника управления экологического надзора Западно-Крымского региона – заведующего отделом экологического надзора г. Евпатории, пгт. Черноморское и Черноморского района – старшего государственного инспектора Республики Крым ФИО2 от 22.10.2020 № 018081-0696/07.1-21/186Р, которым должностное лицо – ФИО1, директор ООО «Вольное», признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде предупреждения, - оставить без изменения, а жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение десяти суток со дня его вручения или получения копии постановления, через Черноморский районный суд Республики Крым.
Судья Н.П. Ильичева