ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-5/2021 от 15.01.2021 Октябрьского районного суда г. Новосибирска (Новосибирская область)

54RS0007-01-2020-006003-27

Дело 12-5/2021

Р Е Ш Е Н И Е

15 января 2021 года г. Новосибирск

Судья Октябрьского районного суда г. Новосибирска Илларионов Д.Б.

при секретаре Цыркуновой К.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Министра промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области ФИО1 на постановление о привлечении его к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.15.5 КоАП РФ, назначении административного наказания в виде штрафа,

У С Т А Н О В И Л:

/дата/ заместителем руководителя Управления Федерального казначейства по Новосибирской области вынесено постановление о назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 20000 руб. в отношении должностного лица ФИО1 – Министра промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области за нарушение ч. 1 ст.15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

С данным постановлением не согласился ФИО1, подав на него жалобу, в которой просит отменить указанное постановление и прекратить производство по делу об административном правонарушении.

В обоснование жалобы указано, что порядок и условия предоставления субсидии из областного бюджета Новосибирской области Постановлением Правительства Новосибирской области от /дата/-п (в редакции от /дата/ на дату совершения административного правонарушения) «Об утверждении государственной программы Новосибирской области «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Новосибирской области». Приложением к постановлению регламентирован Порядок предоставления субсидий организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства – инжиниринговым центрам» в рамках Государственной программы (Порядок).

Одним из оснований для отказа, обозначенном в пп. 1 п. 9 Порядка, является несоответствие заявителя требованиям, указанным в п.2-4 Порядка.

Согласно п. 2 (в редакции от /дата/) и п. 3 Порядка (в редакции от /дата/) субсидии предоставляются для обеспечения функционирования инжиниринговые центров как юридических лиц, которые относятся к инфраструктуре поддержки малого и среднего предпринимательства и одним из учредителей которых является Новосибирская область, при условии соответствия получателя субсидии требованиям, установленным п. 4.2.3 – /дата/ приказа Минэкономразвития России от /дата/ «Об утверждении требований к реализации мероприятий субъектами Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, а также на реализацию мероприятий по поддержке молодежного предпринимательства, и требований к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства». В свою очередь, приказом Минэкономразвития России от /дата/, указанные п. 4.2.3 – /дата/ утратили силу.

Среди условий предоставления субсидии, перечисленных в п. 2 и 3 Порядка, не указано такого условия как нахождение получателя субсидии в едином реестре организации инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Предъявление такого требования являлось избыточным для получателей субсидии и могло повлечь необоснованный отказ со стороны Министерства промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области.

Согласно данным реестра организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства ООО «Медико-биологический инжиниринговый центр» получатель субсидии внесен в указанный реестр под (номер реестровой записи 1540751).

Заявитель полагает, что должностям лицом неверно определен субъект правонарушения, поскольку ФИО1 заключение о соответствии ООО «Медико-биологический инжиниринговый центр» требованиям порядка не утверждалось, участие на заседании комиссии и принятии решения о предоставлении данной субсидии данному обществу не принимал.

Назначение административного наказания в виде штрафа в размере 20000 руб. ничем не мотивировано и не является обоснованным.

Заявитель просит рассмотреть вопрос об освобождении его от административного наказания в связи с малозначительностью и ограничиться замечанием.

В данном случае ООО «Медико-биологический инжиниринговый центр» получатель субсидии, с которым было заключено соглашение, значится в едином реестре организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого предпринимательства.

Данная организация независимо от включения в реестр соответствовала необходимым требованиям. Учредителем с долей 25% являлось Государственное унитарное предприятие Новосибирской области «Новосибирский областной центр развития промышленности предпринимательства».

Заявитель также просит заменить назначенное наказание в виде штрафа на предупреждение.

В судебное заседание заявитель не явился о времени и месте его рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, просил о разбирательстве дела в его отсутствие.

Защитник ФИО1 – Гритчина Е.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании доводы жалобы подержала в полном объеме.

Представитель Управления Федерального казначейства по Новосибирской области ФИО2, действующая на основании доверенности, доводы жалобы не признала в полном объеме, представила письменный отзыв на жалобу.

Выслушав доводы лиц, участвующих в деде, исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующему.

В соответствии с п.8 ч.2 и ч.3 ст. 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, следует, что при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. Судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В силу статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению обстоятельства, в частности: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения.

Частью 1 статьи 15.15.5 КоАП РФ предусмотрено, что нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что в нарушение подпункта 13 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, части 4 статьи 15 Федерального закона от /дата/- ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», пункта 2 Порядка предоставления субсидий организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, - инжиниринговым центрам, утвержденного постановлением Правительства Новосибирской области от /дата/-п «Об утверждении государственной программы Новосибирской области «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Новосибирской области», Министерством промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области (Министерство) в 2019 году средства областного бюджета, источником которых являются средства федерального бюджета, перечислены в рамках регионального проекта «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства» по соглашению от /дата/ о предоставлении из областного бюджета Новосибирской области субсидии на финансовое обеспечение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг организации ООО «Медико-биологический инжиниринговый центр», не включенной в единый реестр организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Постановлением Правительства Новосибирской области от /дата/-п утверждена государственная программа Новосибирской области «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Новосибирской области» (постановление Правительства Новосибирской области -п, государственная программа -п), целью которой является создание благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства, способствующих инновационном) развитию и улучшению отраслевой структуры экономики, а также социальном) развитию и обеспечению стабильно высокого уровня занятости (СМиСП, субъекты МСП) на территории Новосибирской области.

Согласно пункту 2 Порядка предоставления субсидий организациям образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, - инжиниринговым центрам, получатель субсидии определен как юридическое лицо, которое относится к инфраструктуре поддержки малого среднего предпринимательства и одним из учредителей которого является Новосибирская область.

Государственным заказчиком (государственным заказчиком - координатором государственной программы -п является Министерство.

Министерством в лице Министра промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области ФИО1, действующего на основании Положения о Министерстве промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области, утвержденного постановлением Правительства Новосибирской области от /дата/-п (Положение о Министерстве), в соответствии с порядком предоставления субсидий организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, - инжиниринговым центрам (приложение к постановлению Правительства Новосибирской области -п, Порядок предоставления субсидий) заключено с ООО «Медико-биологический инжиниринговый центр» соглашение от /дата/ о предоставлении из областного бюджета Новосибирской области субсидии, источником финансового обеспечения которых являются средства федерального бюджета, в размере 40000000,00 рублей на финансовое обеспечение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг (соглашение от /дата/).

Предметом соглашения от /дата/ является предоставление из областного бюджета Новосибирской области, источником финансового обеспечения которых в том числе являются средства федерального бюджета, в 2019 году субсидии, в целях финансового обеспечения затрат Получателя в связи с выполнением работ, оказанием услуг в размере 90% затрат, связанных с обеспечением предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства инжиниринговых услуг и проведением мероприятий, указанных в Приложении к настоящему соглашению «Направление расходования субсидии», связанных с реализацией общепрограммного мероприятия «Региональный проект «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства» государственной программы -п.

Пунктом 2 Порядка предоставления субсидий определен получатель субсидии как юридическое лицо или структурное подразделение юридического лица, которое относится к инфраструктуре поддержки малого и среднего предпринимательства и одним из учредителей которого является Новосибирская область.

Согласно подпункту 1 пункта 9 Порядка предоставления субсидий, одним из оснований для отказа в предоставлении субсидии является несоответствие получателя субсидии требованиям, указанным в пунктах 2- 4 указанного Порядка.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 24.07. 2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (Федеральный закон № 209-ФЗ), инфраструктурой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства является система коммерческих и некоммерческих организаций, которые создаются, осуществляют свою деятельность или привлекаются в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) для осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при реализации государственных программ (подпрограмм Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм), обеспечивающих условия для создания субъектов малого и среднего предпринимательства, и для оказания им поддержки.

Согласно части 4 статьи 15 Федерального закона № 209-ФЗ, одним из условий оказания поддержки (предоставления субсидии) организациям, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства является их включение в единый реестр организаций таких организаций.

Как следует из материалов дела об административном правонарушении, проведенной проверкой установлено, что ООО «Медико-биологический инжиниринговый центр» не состоял в едином реестре организации инфраструктуры поддержки, то есть не отвечал обязательным требованиям необходимым для предоставления ему субсидии.

Данное обстоятельство подтверждается материалами дела об административном правонарушении, не оспаривается заявителем.

Министерство, от имени которого действовал ФИО1 заключило в 2019 году соглашение о предоставлении ООО «Медико-биологический инжиниринговый центр» как организации, образующей инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства субсидии на общую сумму 40000000,00 рублей.

Доводы жалобы о том, что указанное выше требование является необязательным, основано на неверном толковании приведенных выше норм законодательства.

Согласно статье 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Часть 1 статьи 15.15.5 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, условий их предоставления.

Подпунктом 40 пункта 8 Положения о Министерстве промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области от /дата/ (Министерство), определено, что Министерство осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета Новосибирской области.

Пунктом 13 Положения о Министерстве установлено, что Министерство возглавляет министр, назначаемый на должность и освобождаемый от дельности Губернатором Новосибирской области.

В соответствии с распоряжением Губернатора Новосибирской области от /дата/-рк ФИО1 с /дата/ назначен на должность министра промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области.

Подпунктом 2 пункта 14 Положения о Министерстве установлено, что Министр несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство полномочий и реализацию государственной политики в установленных сферах деятельности.

В силу подпункта 12 пункта 14 Положения о Министерстве министр подписывает государственные контракты, договоры (соглашения), заключаемые от имени Министерства.

Министерство, от имени которого действовал ФИО1, заключило в 2019 году соглашение //27 о предоставлении ООО «Медико-биологический инжиниринговый центр» как организации, образующей инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, субсидии.

Тот факт, что заключение по вопросу предоставления субсидии было подготовлено и утверждено иным лицом, а также о том, что ФИО1 не принимал участия в заседании комиссии о принятии решения о предоставлении субсидии данному обществу, не имеет значения, поскольку именно ФИО1, непосредственно действуя от имени Министерства, подписал соглашение от /дата/.

Из материалов дела усматривается, что в период совершения административного правонарушения, Министр промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области ФИО1 исполнял свои должностные обязанности.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что субъектом совершенного правонарушения является должностное лицо - Министр промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области - ФИО1

Факт совершения должностным лицом - министром промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области ФИО1 административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.15.5 КоАП, и виновность в совершении указанного административного правонарушения подтверждается протоколом по делу об административном правонарушении, копиями соглашения о предоставлении из областного бюджета Новосибирской области субсидии на финансовое обеспечение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг от /дата/; платежного поручения от /дата/; скриншота интернет-страницы «Реестр организаций инфраструктуры», а также другими материалами дела об административном правонарушении.

В соответствии с ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

Согласно части 2 статьи 4.1. КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Санкцией части 1 статьи 15.15.5 КоАП РФ установлено наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10000 рублей до 30000 рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Применительно к обстоятельствам настоящего дела, назначение административного наказания в виде штрафа в размере 20000 рублей не противоречит санкции части 1 статьи 15.15.5 КоАП РФ.

Должностным лицом при этом учтено, что обстоятельства, смягчающие административную ответственность в соответствии со статьей 4.2 КоАП отсутствуют, обстоятельства, отягчающие административную ответственность в соответствии со статьей 4.3 КоАП, отсутствуют.

Назначенное наказание соответствует характеру совершенного им административного правонарушения, личности виновного.

Согласно ст. 4.1.1 КоАП РФ некоммерческим организациям, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного статьями 13.15, 13.37, 14.31 - 14.33, 19.3, 19.5, 19.5.1, 19.6, 19.7.5-2, 19.8 - 19.8.2, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33, 19.34, 20.3, частью 2 статьи 20.28 настоящего Кодекса.

В случае замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение дополнительное административное наказание, предусмотренное соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, не применяется.

Оснований для замены штрафа, с учетом положений ст. 4.1.1 КоАП РФ, на предупреждение, применительно к обстоятельствам настоящего дела не имеется.

Доводы заявителя об освобождении от административного наказания в связи с малозначительностью деяния и ограничении устным замечанием не могут быть приняты во внимание.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения должностное лицо, уполномоченное решить дело, может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при решении вопроса о назначении вида и размера административного наказания судье необходимо учитывать, что КоАП РФ допускает возможность назначения административного наказания лишь в пределах санкций, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение с учетом характера совершенного правонарушения, личности виновного, имущественного положения правонарушителя - физического лица (индивидуального предпринимателя), финансового положения юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность (статьи 4.1 - 4.5 КоАП РФ). Поэтому судья не вправе назначить наказание ниже низшего предела, установленного санкцией соответствующей статьи, либо применить наказание, не предусмотренное статьей 3.2 КоАП РФ.

Вместе с тем, если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

С учетом характера и степени общественной опасности совершенного правонарушения, принимая во внимание, что деяние содержало существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ в данном случае не имелось.

Ссылка защитника на малозначительность совершенного административного правонарушения несостоятельна, поскольку административное правонарушение, не отвечает признакам ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ввиду того, что представляет угрозу охраняемым общественным отношениям по обеспечению порядка проведения мероприятий бюджетного контроля независимо от наступления каких-либо негативных последствий.

Порядок и срок давности привлечении к административной ответственности, не нарушен.

Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление о привлечении ФИО1 – Министра промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ, назначении административного наказания в виде штрафа, оставить без изменения, жалобу Министра промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области ФИО1, без удовлетворения.

Решение судьи может быть обжаловано в Новосибирский областной суда в течение десяти дней.

Судья (подпись)