ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-5/2021 от 19.02.2021 Североуральского городского суда (Свердловская область)

Дело № 12-5/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Судья Североуральского городского суда Свердловской области Лещенко Ю.О., рассмотрев в открытом судебном заседании от 19.02.2021 жалобу ФИО1 на постановление заместителя руководителя Свердловского УФАС России от 18.12.2020 №066/04/9.15-5043/2020, которым

ФИО1<данные изъяты> назначено административное наказание в виде штрафа в размере 20 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

у с т а н о в и л:

Постановлением заместителя руководителя Свердловского УФАС России от 18.12.2020 №066/04/9.15-5043/2020 менеджер отдела главного энергетика АО «СУБР» ФИО1 признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 9.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.

ФИО1 с постановлением не согласился, считает его незаконным и необоснованным и подлежащим отмене ввиду отсутствия в его действиях состава административного правонарушения по следующим основаниям.

Основанием для привлечения к административной ответственности послужили нарушения установленных общеобязательных требований в области раскрытия информации субъектами оптового рынка электрической энергии и мощности или розничного рынка электрической энергии установленных стандартами раскрытия информации порядка, способов или сроков опубликования информации в электронных средствах массовой информации. Свободный доступ к информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий обеспечивается субъектами естественных монополий в соответствии со Стандартами раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства РФ от 21.04.2004 г. №24 (далее - Стандарты), путем ее опубликования в средствах массовой информации, включая сеть «Интернет», и предоставления информации на основании письменных запросов потребителей. Требования к составу информации, раскрываемой вышеуказанными субъектами, установлены данными Стандартами. АО «СУБР», в силу ст. 3 Закона РФ «Об электроэнергетике» является территориальной сетевой организацией - субъектом электроэнергетики, осуществляющим деятельность в сфере услуг по передаче электрической энергии в границах своих объектов электросетевого хозяйства, что обязывает АО «СУБР» раскрывать информацию в соответствии со Стандартами. Порядок раскрытия информации определен пунктом 3 Стандарта. Перечень информации, подлежащей раскрытию, определен п. 12, 19 Стандартов. Сетевая организация обязана раскрывать информацию:

- в случае применения метода доходности инвестированного капитала при государственном регулировании тарифов в отношении субъектов рынков электрической энергии (пп. «в» п. 12 Стандартов);

- о перечне мероприятий по снижению потерь в сетях, а также сроках их исполнения и источниках их финансирования (абз. 3 пп. «г» п. 19 Стандартов) на официальном сайте сетевой организации или ином официальном сайте в сети «Интернет»;

- об условиях, на которых осуществляется поставка регулируемых товаров, работ и услуг субъектами естественных монополий, и (или) условиях договоров об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям с указанием типовых форм договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии, типовых договоров об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и источника официального опубликования нормативного правового акта, регулирующего условия этих договоров (абз. 1 пп. «з» п. 19 Стандартов).

Административный орган пришел к выводу, что в сети «Интернет» выявлено отсутствие сведений, предусмотренных пп. «в» п. 12 абз. 3 пп. «г» п. 19 и абз. 1 пп. «з» п. 19 Стандартов. Установленный данный факт нарушения Стандартов явился основанием для привлечения АО «СУБР» к административной ответственности по основаниям, предусмотренным ст. 9.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Считает, что выводы административного органа не соответствуют фактическим обстоятельствам и основаны на неверном толковании норм права. АО «СУБР» раскрывает информацию о своей деятельности в качестве территориальной сетевой организации на официальном сайте ОК РУСАЛ, т.к. не имеет своего отдельного сайта. Раскрытие информации производится в соответствии со Стандартами раскрытия информации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21.01.2014 № 24 «Об утверждении стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничного рынков электрической энергии». АО «СУБР» не раскрывает информацию по пп. «в» п. 12 Стандартов связи с отсутствием правовых оснований

По пп «г» п. 19 и пп «с» п. 19 Стандартов информация опубликована 07.02.2020 на сайте ОК РУСАЛ в разделе «существенные факты».

Также считает, что административный орган формально рассмотрел возможность применения положений ст. 2.9 КоАП РФ ввиду малозначительности совершенного правонарушения, АО «СУБР» не уклонялся и не пренебрегал соей обязанностью по раскрытию информации, спор возник ввиду неопределенности формулировкой нормативного акта. 23.10.2020 АО «СУБР» был издан приказ № СУБР-2020—310 «Об исполнении представления УФАС по Свердловской области об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения, заявителем были приняты исчерпывающие меры по устранению нарушения, нарушение устранено до даты выявления события административного правонарушения. Также решением Арбитражного суда Свердловской области по делу № А60-48584/2019 за аналогичное правонарушение АО «СУБР» было освобождено от административной ответственности с прекращением производства.

В судебном заседании ФИО1, представитель ФИО2, жалобу поддержали, просили постановление заместителя руководителя Свердловского УФАС отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в действиях ФИО1 состава правонарушения.

Должностное лицо Свердловского УФАС России в судебное заседание не явилось, о месте и времени рассмотрения жалобы уведомлено надлежащим образом, об уважительных причинах неявки не сообщило.

Проверив материалы дела об административном правонарушении по правилам части 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нахожу постановление законным и обоснованным по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 9.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение субъектом оптового рынка электрической энергии и мощности или розничного рынка электрической энергии установленных стандартами раскрытия информации порядка, способов или сроков опубликования информации либо предоставление заведомо ложной информации в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти, в электронных средствах массовой информации, а также нарушение порядка, способов или сроков предоставления информации по письменному запросу заинтересованных лиц - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 N24 утверждены Стандарты раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии. Под раскрытием информации понимается обеспечение доступа к ней неограниченного круга лиц независимо от цели получения такой информации, а в установленных настоящим документом случаях - предоставление заинтересованным лицам по их запросам информации субъектами рынков электрической энергии, являющимися обладателями такой информации (пункт 1 Стандартов).

На основании пункта 2 Стандартов субъекты рынков электрической энергии обязаны раскрывать информацию в соответствии с настоящим документом.

Как предусмотрено пунктом 3 Стандартов, субъектами рынков электрической энергии информация раскрывается, в том числе путем ее опубликования на официальных сайтах субъектов рынков электрической энергии или ином официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", определяемом Правительством Российской Федерации, в целях обеспечения доступа к информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий.

Пунктом 5 Стандартов закреплено, что фактическая информация раскрывается по окончании отчетного периода. Отчетный период для отдельных видов информации определяется в соответствии с настоящим документом, а в случае, если для каких-либо видов информации отчетный 3 1245702825_10108085 период не определен, - в зависимости от характера информации, но не более одного календарного года. Субъекты рынков электрической энергии несут ответственность за полноту и достоверность раскрываемой информации в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 10 Стандартов).

Перечень информации, подлежащий раскрытию сетевыми организациями, определен п. 12, п. 19 Стандартов. Сетевая организация в соответствии со Стандартами обязала раскрывать информацию: о перечне мероприятий по снижению размеров потерь в сетях, а также о сроках их исполнения и источниках финансирования (абз. 3 пп. «г» п. 19 Стандартов) на официальном сайте сетевой организации или ином официальном сайте в сети «Интернет», определяемом Правительством Российской Федерации, ежегодно, до 1 марта (п. 29 Стандартов); о качестве обслуживания потребителей услуг сетевой организации - по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пп. «с» п. 19 Стандартов) на официальном сайте сетевой организации или ином официальном сайте в сети «Интернет», определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным (п. 25 Стандартов), а также информацию, предусмотренную пп. «в» п. 12 Стандартов, по формам, утверждаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (п. 13 Стандартов), а именно: в случае применения метода доходности инвестированного капитала при государственном регулировании тарифов в отношении субъектов рынков электрической энергии: операционные и неподконтрольные расходы, включаемые в необходимую валовую выручку, норма доходности инвестированного капитала, установленная федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (с указанием акта об утверждении нормы доходности на инвестированный капитал), фактический уровень доходности инвестированного капитала, использованного при осуществлении регулируемой деятельности, и обоснование причин его отклонения от уровня доходности инвестированного капитала, установленного федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов; отчет о движении активов, включающий балансовую стоимость активов на начало года, балансовую стоимость активов на конец года, а также информацию о выбытии активов в течение года; отчет о вводе активов в течение года, в том числе за счет переоценки, модернизации, реконструкции, строительства и приобретения нового оборудования. Отчетный период для отдельных видов информации определяется в соответствии со Стандартами, а в случае, если для каких-либо видов информации отчетный период не определен, - в зависимости от характера информации, но не более I календарного года.

В связи с тем, что информация, установленная пп. «в» п. 12 Стандартов относится к категории фактической и отчетный период для нее не определен, раскрытие данной информации должно осуществляться по окончании отчетного периода, который не может превышать срок более года, данная обязанность может быть исполнена сетевой организацией в любой момент в течение указанного промежутка времени.

В целях осуществления государственного контроля за соблюдением Стандартов должностным лицом Свердловского УФАС России произведен через служебный персональный компьютер (инвентарный номер 0163), находящийся в Свердловском УФАС России (ул. Московская, 11, г. Екатеринбург) осмотр в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - сеть «Интернет») официального сайта АО «СУБР» по адресу: www.rusal.ru.

Для фиксирования нарушения установленных Стандартами порядка, способов и сроков опубликования информации на официальном сайте Общества Свердловским УФАС России составлен акт осмотра интернет - сайта от 02.06.2020 (п. 4.2 письма ФАС России от 17.06.2013 № ЦА/23366713 «О разъяснениях по порядку контроля за соблюдением стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии (мощности)»). Информация о наличии официального сайта АО «СУБР» в сети «Интернет» по адресу: www.rusal.ru содержится в постановлениях Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 30.10.2018 № 159-ПК «Об опубликовании информации о территориальных сетевых организациях», от 30.10.2017 № 114-ПК «Об опубликовании информации о территориальных сетевых организациях».

В ходе осмотра официального сайта Общества в сети «Интернет» антимонопольным органом выявлено отсутствие вышеуказанной информации за отчетный 2018 год по пп. «в» п. 12 Стандартов, а также за отчетный 2019 год по абз. 3 пп. «г» п. 19 Стандартов (о перечне мероприятий по снижению размеров потерь в сетях, о сроках их исполнения и источниках финансирования), по пп. «с» п. 19 Стандартов (о качестве обслуживания потребителей услуг сетевой организации - по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти). Сведения об отсутствии и причинах отсутствия вышеуказанной информации по пп. «в» п. 12, абз. 3 пп. «г» п. 19, пп. «с» п. 19 Стандартов на официальном сайте Общества в установленные сроки также не раскрыты. Следовательно, антимонопольным органом обоснованно сделан вывод о наличии события административного правонарушения, совершенного 01.03.2020 по месту нахождения АО «СУБР», выразившегося в бездействии относительно раскрытия информации, предусмотренной пп. «в» п. 12 Стандартов, в установленном порядке и в установленные сроки на официальном сайте в сети «Интернет» за отчетный 2018 год; 02.03.2020, выразившегося в бездействии относительно раскрытия информации, предусмотренной абз. 3 пл. «г» п. 19 Стандартов (о перечне мероприятий по снижению размеров потерь в сетях, а также о сроках их исполнения и источниках финансирования), в установленном порядке и в установленные сроки на официальном сайте в сети «Интернет» за отчетный 2019 год; 02.04.2020, выразившегося в бездействии относительно раскрытия информации, предусмотренной пп. «с» п. 19 Стандартов (о качестве обслуживания потребителей услуг сетевой организации - по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти), в установленном порядке и в установленные сроки на официальном сайте в сети «Интернет» за отчетный 2019 год.

При вынесении оспариваемого постановления административный орган исходил из того, что раскрытие информации и указание места ее опубликования должно обеспечивать и гарантировать нахождение и получение такой информации заинтересованными лицами и органами, осуществляющими контроль, в ином случае императивное требование закона соблюдать порядок, способы и сроки раскрытия информации сетевыми организациями носило бы лишь формальный характер. Данный вывод судья признает правомерным Общество обязано соблюдать требования Стандартов и в установленном порядке раскрывать нормативно-предусмотренную информацию в установленные сроки (отсутствие сведений для их раскрытия при неприменении метода доходности инвестирования капитала, подразумевает размещение сведений об отсутствии и причинах отсутствия такой информации). Указанные обстоятельства установлены административным органом, подтверждаются материалами дела, в том числе актом мониторинга, протоколом об административном правонарушении, сведениями о размещении информации и заявителем документально не опровергнуты.

На основании изложенного суд признает обоснованным вывод должностного лица о наличии события административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с пунктом 3 статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при производстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежит, в том числе, виновность лица в совершении административного правонарушения.

В силу части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно статье 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу ст. 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В соответствии с примечанием к ст. 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций несут административную ответственность как должностные лица.

Приказом от 30.09.2013 №СУБР-2013-313 управляющего директора ОАО «СУБР» ФИО4 лицом, ответственным за предоставление информации ОАО «СУБР» как субъекта оптового и розничного рынков электрической энергии назначен менеджер ОГЭ ОАО «СУБР» ФИО1

ФИО1 принят на должность менеджера отдела главного энергетика АО «СУБР» с 01.11.2008 (приказ о приеме на работу № 2199-ЛС от 01.11.2008).

Согласно п. 1.1. должностной инструкции менеджера ОГЭ должность менеджера ОГЭ относится к категории руководителей. Раздел 2 должностной инструкции содержит перечень должностных обязанностей менеджера ОГЭ, среди которых обязанность выполнять поручения вышестоящего руководителя, контроль своевременного и качественного выполнения подчиненным персоналом своих обязанностей и заданий руководителя и принятие мер к своевременному их выполнению. Раздел 3 должностной инструкции содержит перечень прав менеджера ОГЭ. Указанные в должностной инструкции совокупность прав и обязанностей менеджера ОГЭ позволяет сделать вывод о том, что данная должность предусматривает выполнение организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций.

Вопрос о наличии вины заявителя в совершении административного правонарушения исследован административным органом, что отражено в оспариваемом постановлении о привлечении к административной ответственности.

Учитывая изложенное, суд признает доказанным состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Существенных процессуальных нарушений закона, являющихся самостоятельным основанием для отмены постановления по делу об административном правонарушении, антимонопольным органом в ходе административного производства не допущено, заявителю обеспечена возможность воспользоваться предоставленными ему законом правами и гарантиями.

Оспариваемое постановление вынесено в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.

Согласно статье 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Обстоятельств, позволяющих признать совершенное обществом правонарушение малозначительным, судом не установлено. Исключительность ситуации, в которой было совершено административное правонарушение, из материалов дела не усматривается, оснований для применения в настоящем случае положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях суд не усматривает.

Кроме того, ранее АО «СУБР» привлекалось к административной ответственности за аналогичное правонарушение (решение Арбитражного суда Свердловской области по делу № А60-48584/2019).

Руководствуясь ст. ст. 30.6 и 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление заместителя руководителя Свердловского УФАС России от 18.12.2020 №066/04/9.15-5043/2020 в отношении ФИО1, обвиняемого в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Североуральский городской суд в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.

Решение может быть обжаловано помимо лиц, указанных в части 1 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностным лицом, вынесшим постановление.

Судья: Лещенко Ю.О.

Копия верна