ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-5/2021 от 19.07.2021 Нерчинско-заводского районного суда (Забайкальский край)

Дело № 12-5/2021

УИД 75RS0030-01-2021-000300-82

Р Е Ш Е Н И Е

19 июля 2021 года с. Нерчинский Завод

Нерчинско-Заводский районный суд Забайкальского края в составе: председательствующего судьи Скубьевой С.А.,при секретаре Емельяновой Л.М.,с участием лица, привлекаемого к административной ответственности, Акмановой Е.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главного бухгалтера администрации муниципального района «Нерчинско-Заводский район» Акмановой Е.А. на постановление № 20-23/27-2021 заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Забайкальскому краю Борисовой Е.В. от 01.06.2021 г. о привлечении главного бухгалтера администрации муниципального района «Нерчинско-Заводский район» Акмановой Е.А. к административной ответственности по ч. 4 ст. 15.15.6 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением № 20-23/27-2021 заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Забайкальскому краю Борисовой Е.В. от 01.06.2021 г. главный бухгалтер администрации муниципального района «Нерчинско-Заводский район» Акманова Е.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст.15.15.6 КоАП РФ и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.

Не согласившись с состоявшимся по данному делу об административном правонарушении постановлением, главный бухгалтер администрации муниципального района «Нерчинско-Заводский район» Акманова Е.А. обратилась в суд с жалобой о его отмене, мотивируя тем, что 01.06.2021 по постановлению заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Забайкальскому краю Борисовой Е.В. привлечена к административной ответственности по ч. 4 ст. 15.15.6 КоАП РФ за нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, назначено административное наказание в виде штрафа в размере 15000 рублей.

Постановление о назначении административного наказания № 20-23/27-2021 01.06.2021 считает незаконным, по следующим основаниям.

В рамках реализации мероприятия федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской федерации на 2016-2020 годы» между Министерством физической культуры и спорта Забайкальского края и Администрацией 30 января 2020 г. заключено соглашение о предоставлении субсидий из бюджета Забайкальского края бюджету муниципального района «Нерчинско-Заводский район» на реализацию мероприятий Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской федерации на 2016-2020 годы» №76630000-1-2020-003.

В соответствии с условиями соглашения № от 30 января 2020 г. и на основании заявок на финансирование администрации в 2020 году предоставлены лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования по коду бюджетной классификации от комитета по финансам администрации муниципального района «Нерчинско-Заводский район» в сумме 2919703.64 руб.

Во исполнении заключенного контракта от 07 апреля 2020 г. 31/2020 г. оплата производилась по КБК

Считает, что не нарушала бюджетное законодательство, не допускала несоблюдение методологии применения плана счетов бюджетного учета на общую сумму 2919703, 64 руб. Вся отчетность указана ею достоверно, никаких искажений не имеется.

Просит отменить постановление о назначении административного наказания № 20-23/27-2021 и прекратить производство по делу в связи с отсутствием события административного правонарушения.

Суду представителем Управления Федерального казначейства по Забайкальскому краю Мороз Н.Ю. были представлены письменные возражения на жалобу Акмановой Е.А., в которых указано, что постановление о привлечении Акмановой Е.Г., как должностного лица к административной ответственности вынесено законно и обоснованно, что подтверждается документами, исследованными при рассмотрении административного дела. Просит в удовлетворении жалобы отказать, постановление от 01.06.2021 года оставить без изменения.

В судебном заседании лицо, привлекаемое к административной ответственности, Акманова Е.Г. доводы жалобы не поддержала, пояснила, что признает свою вину, ею были допущены нарушения, просит заменить наказание в виде штрафа на предупреждение, мотивируя тем, что впервые привлекается к административной ответственности, раскаивается, ранее за продолжительный период работы бухгалтером нарушений не допускала.

Представитель Управления Федерального казначейства по Забайкальскому краю, своевременно и надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился, не ходатайствовал об отложении дела.

Изучив доводы жалобы, выслушав лицо, привлекаемое к административной ответственности, проверив материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующим выводам.

В силу ч. 4 ст. 15.15.6 КоАП РФ грубое нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо грубое нарушение порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Согласно Примечанию к данной статье под грубым нарушением требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо грубым нарушением порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности понимается искажение показателя бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, которое привело к искажению информации об активах, и (или) обязательствах, и (или) о финансовом результате более чем на 10 процентов.

Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона от 06 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее Закон о бухгалтерском учете) бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами.

Положениями статьи 5 Закона о бухгалтерском учете определено, что объектами бухгалтерского учета экономического субъекта являются: факты хозяйственной жизни; активы; обязательства; источники финансирования его деятельности; доходы; расходы; иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами.

Согласно под п.6 п.1 ст.162 БК РФ получатель бюджетных средств формирует бюджетную отчетность (обеспечивает формирование бюджетной отчетности) и представляет бюджетную отчетность получателя бюджетных средств соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств.

П. 4 ст. 264.1 БК РФ предусмотрено, что баланс исполнения бюджета содержит данные о нефинансовых и финансовых активах, обязательствах Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на первый и последний день отчетного периода по счетам плана счетов бюджетного учета.

Из части 2 статьи 1, части 1 статьи 3 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Федеральный закон № 402-ФЗ) следует, что бухгалтерский учет - это формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в соответствии с требованиями, установленными указанным Федеральным законом, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности. Бухгалтерская (финансовая) отчетность - это информация о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, систематизированная в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 13 Федерального закона № 402-ФЗ бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами.

Пунктом 2 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных муниципальных учреждений, утвержденной приказом Министерством финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. № 157н (далее - Инструкция 157н), установлено, что бухгалтерский учет осуществляется учреждениями в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. № 402- ФЗ «О бухгалтерском учете», указанной Инструкцией и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими бухгалтерский учет.

В соответствии с пунктом 7 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной Приказом Минфина России от 28.12.2010 № 191 н бухгалтерская отчетность составляется на основе данных Главной книги и (или) других регистров бюджетного учета, установленных законодательством Российской Федерации для получателей бюджетных средств, администраторов доходов бюджетов, администраторов источников финансирования дефицита бюджетов, финансовых органов, органов Федерального казначейства, органов, осуществляющих кассовое обслуживание, с обязательным проведением сверки оборотов и остатков по регистрам аналитического учета с оборотами и остатками по регистрам синтетического учета, на основе плановых (прогнозных) и (или) аналитических (управленческих) данных, сформированных в ходе осуществления субъектом учета своей деятельности, на основании показателей бюджетной отчетности, представленной получателями, распорядителями, главными распорядителями бюджетных средств, администраторами, главными администраторами доходов бюджета, администраторами, главными администраторами источников финансирования дефицита бюджета, финансовыми органами, органами Федерального казначейства, органами, осуществляющими кассовое обслуживание, обобщенных путем суммирования одноименных показателей по соответствующим строкам и графам с исключением в установленном настоящей Инструкцией порядке взаимосвязанных показателей по консолидируемым позициям бюджетной отчетности.

В соответствие с пунктом 3 Инструкции 157н при ведении бухгалтерского учета учреждениям, финансовым органам, необходимо учитывать, что бухгалтерский учет ведется методом начисления, согласно которому результаты операций признаются по факту их совершения, независимо от того, когда получены или выплачены денежные средства (или их эквиваленты) при расчетах, связанных с осуществлением указанных операций, бухгалтерский учет ведется непрерывно исходя из допущения непрерывности деятельности субъекта учета в обозримом будущем, бухгалтерскому учету принимаются первичные учетные документы, поступившие по результатам внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета, из предположения надлежащего составления первичных учетных документов по совершенным фактам хозяйственной жизни лицами, ответственными за их оформление, данные бухгалтерского учета и сформированная на их основе отчетность субъектов учета формируются с учетом существенности фактов хозяйственной жизни, которые оказали или могут оказать влияние на финансовое состояние, движение денежных средств или результаты деятельности учреждения и имели место в период между отчетной датой и датой подписания бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее - событие после отчетной даты).

В бухгалтерском учете подлежит отражению информация, не содержащая существенных ошибок и искажений, позволяющая ее пользователям положиться на нее, как на правдивую.

Согласно статье 18 Бюджетного кодекса Российской Федерации для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации используется бюджетная классификация Российской Федерации, которая является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Определение принципов назначения, структуры, порядка формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, а также присвоение кодов составным частям бюджетной классификации Российской Федерации, которые в соответствии с настоящим Кодексом являются едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществляются Министерством финансов Российской Федерации.

Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 июня 2019г. № 85н утвержден Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуру и принципы назначения, в соответствии с которыми классификация расходов бюджетов является группировкой расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и отражает направление бюджетных средств на выполнение федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (муниципальными органами) и органами управления государственных внебюджетных фондов основных функций, решение социально-экономических задач.

В ходе судебного заседания установлено, что в рамках реализации мероприятий Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы» между Министерством физической культуры и спорта Забайкальского края (далее - Министерство) и Администрацией 30 января 2020 г. заключено Соглашение о предоставлении "субсидий из бюджета Забайкальского края бюджету муниципального района «Нерчинско-Заводский район» на реализацию мероприятий Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы» (далее - Соглашение от 30 января 2020 г. ).

Предметом Соглашения от 30 января 2020 г. является предоставление из бюджета Забайкальского края в 2020 году бюджету муниципального района «Нерчинско-Заводский район» субсидии на реализацию мероприятий по устройству спортивной площадки (36x18м) (далее - Субсидия).

Согласно Приложению № 1 «Перечень объектов капитального строительства и (или) объектов недвижимого имущества, в целях софинансирования которых предоставляется Субсидия» Соглашения от 30 января 2020 г. Устройство спортивной площадки (36*18) в <адрес> относится к объектам капитального строительства.

При реализации Соглашения от 30 января 2020 г. Министерством доведены бюджетные средства до Комитета по финансам муниципального района «Нерчинско-Заводский район» в полном объеме.

В соответствии с условиями Соглашения от 30 января 2020 г. и на основании заявок на финансирование Администрации в \ 2020 году предоставлены лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования по КБК от Комитета по финансам Администрации муниципального района «Нерчинско-Заводский район» в сумме 2 919 703,64 руб.

Согласно Приложению к выписке из лицевого счета получателя бюджетных: средств Администрации за 20 ноября 2020 г., расходному расписанию от 20 ноября 2020 г. по КБК были отозваны предельные объемы финансирования в сумме 0,01 руб.

В рамках исполнения Соглашения от 30 января 2020 г. Администрацией был заключен муниципальный контракт от 7 апреля 2020 г. на устройство спортивной площадки в <адрес> с Индивидуальным предпринимателем ФИО2 на сумму 2 654 276,04 руб.

При исполнении Муниципального контракта от 7 апреля 2020 г. №1/2020 \ Администрацией с Подрядчиком заключено дополнительное соглашение от 22 мая 2020 г. № 1 об увеличении предусмотренного контрактом объема работ на 10%, при этом цена увеличилась пропорционально дополнительному объему работ и составила 2 919 703,64 руб.

Оплата по Муниципальному контракту от 7 апреля 2020 г. № 1/2020 согласно платежным поручениям от 30 октября 2020 г. № 606551, от 30 октября 2020 г. № 606555, от 30 сентября 2020 г. № 197243, от 30 октября 2020 г. № 606553, от 4 сентября 2020 г. № 767296, от 1 декабря 2020 г. № 122846 производилась по КБК

Согласно пункту 48.2.4.4 Приложения к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 6 июня 2019 г. № 85н «О порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения» по элементу вида расходов «244 Прочая закупка товаров, работ и услуг» отражаются расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на закупку товаров, работ, услуг, а также расходы государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, не отнесенные к иным элементам видов расходов подгруппы 240.

Администрацией допущено несоблюдение методологии применения плана счетов бюджетного (бухгалтерского) учета на общую сумму 2 919 703,64 руб.

Несоблюдение методологии применения плана счетов бюджетного (бухгалтерского) учета Администрацией привело к искажению бюджетной отчетности.

Таким образом, Администрацией в 2020 году предоставлена недостоверная бюджетная отчетность в рамках реализации Соглашения от 30 января 2020 г. , что образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 15.15.6 КоАП.

Санкция данной статьи в качестве субъектов ответственности определяет должностные лица.

Согласно статье 2.4 КоАП должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением или ненадлежащем исполнением своих служебных обязанностей.

В соответствии с частью 1, частью 3 статьи 7 Федерального закона № 402-ФЗ ведение бухгалтерского учета организуется руководителем экономического субъекта, который обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта.

Распоряжением Главы администрации Нерчинско-Заводского района Читинской области от 17 августа 1994 г. Акманова Е.Г. переведена на должность главного бухгалтера. Согласно должностной инструкции главного бухгалтера Администрации муниципального района «Нерчинско-Заводский район», утвержденной главой муниципального района «Нерчинско-Заводский район» 8 октября 2018 г. главный бухгалтер осуществляет организацию бухгалтерского учета хозяйственно-бухгалтерской деятельности организации и обеспечивает рациональную организацию бухгалтерского учета и отчетности в организации.

С учетом изложенного, судья приходит к выводу, что главным бухгалтером Администрации муниципального района «Нерчинско-Заводский район» Акмановой Е.Г. не соблюдены требования части 1 статьи 13 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», пункта 9 Инструкции о порядке составления, представления, годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений Утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25 марта 2011 г. № ЗЗ н, пункта 7 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. № 191 н, пункта 3 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления, государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. № 157н в 2020 году предоставлена недостоверная бюджетная отчетность на сумму Субсидии 2 919 703,64 руб., из которых сумма федерального бюджета составляет 2 587 545,20 руб., то есть на момент предоставления годовой бюджетной отчетности за 2020 год совершено административное правонарушение, ответственность за которое установлена частью 4 статьи 15.15.6 КоАП - грубое нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо грубое нарушение порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.

При таком положении, судья приходит к выводу, что главный бухгалтер Администрации муниципального района «Нерчинско-Заводский район» Акманова Е.Г. была правомерно привлечена к административной ответственности и не может быть освобождена от ответственности на основании п.5 Примечания к ст. 15.15.6 КоАП РФ, исходя из вышеуказанных судьей обстоятельств.

Каких-либо неустранимых сомнений по делу не усматривается. Нарушений порядка привлечения к административной ответственности не выявлено, установленный статьей 4.5 КоАП РФ срок соблюден.

Вместе с тем, судья не соглашается с мнением административного органа, относительно назначенного наказания.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.

Согласно ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение – мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.

Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

В случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьёй раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со ст. 4.1.1 КоАП РФ.

В судебном заседании Акманова Е.Г. признала вину в совершении административного правонарушения, раскаялась в содеянном.

Судья на основании ст. 4.2 КоАП РФ устанавливает смягчающим административную ответственность обстоятельством признание вины, раскаяние в содеянном. Отягчающих обстоятельств не установлено.

Принимая во внимание характер совершенного правонарушения, отсутствие отягчающих обстоятельств, наличие смягчающего обстоятельства, привлечение к административной ответственности впервые, с учетом ст. 3.4, 4.1.1 КоАП РФ, суд полагает возможным заменить наказание в виде штрафа на наказание в виде предупреждения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.1 – 30.8 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление № 20-23/27-2021 заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Забайкальскому краю Борисовой Е.В. от 01.06.2021 г. о привлечении главного бухгалтера администрации муниципального района «Нерчинско-Заводский район» Акмановой Е.А. к административной ответственности по ч. 4 ст. 15.15.6 КоАП РФ – изменить, заменив административный штраф на предупреждение.

В остальном обжалуемое постановление оставить без изменения, жалобу главного бухгалтера администрации муниципального района «Нерчинско-Заводский район» Акмановой Е.А. без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течении 10 суток со дня получения копии решения суда лицами, указанными в части 1 ст. 30.1 КоАП РФ, а также должностным лицом, вынесшим постановление по делу об административном правонарушении.

Судья Скубьева С.А.

Копия верна.

Судья Нерчинско-Заводского районного суда Скубьева С.А.

Решение не вступило в законную силу.

Подлинник решения находится в деле об административном правонарушении № 12-5/2021 Нерчинско-Заводского районного суда Забайкальского края.