ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-5/2021 от 31.05.2021 Мамонтовского районного суда (Алтайский край)

Дело № 12-5/2021

РЕШЕНИЕ

31 мая 2021 года с. Мамонтово

Судья Мамонтовского районного суда Алтайского края Жежера О.В.,

рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление главного государственного инспектора по использованию и охране земель Мамонтовского района Алтайского края, начальника Мамонтовского отдела Управления Росреестра по Алтайскому краю ФИО2 № 4 от 19.03.2021 в отношении ФИО1 о привлечении к административной ответственности по ст. 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением главного государственного инспектора по использованию и охране земель <адрес>, начальника Мамонтовского отдела Управления Росреестра по <адрес> ФИО2 № 4 от 19.03.2021 ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.

Не согласившись с данным постановлением, ФИО1 и ее представитель ФИО3 подали жалобу, в которой просят отменить указанное постановление, в обоснование указывают, что земельный участок по ул. Вишневая, 19 с. Мамонтово Мамонтовского района Алтайского края принадлежит на праве общей совместной собственности ФИО4 и ФИО1 и привлечение дважды за одно и то же административное правонарушение не допускается. До момента проведения проверки уже имеется предупреждение о составлении протокола об административном правонарушении, что говорит о фактическом признании лица виновным. Обмер площади земельного участка производился единолично инспектором в отсутствии ФИО1 при помощи лазерного дальномера LeiraDistoA5, что представляется невозможным с учетом особенностей измерения данным прибором. При составлении протокола об административном правонарушении ФИО1 не присутствовала, причина её не явки не устанавливалась. Уточнение площади земельного участка производилось в 2016 году, была получена кадастровая выписка. Ограждение земельного участка произведено задолго до проведения уточнения земельного участка и больше не менялось.

В судебном заседании ФИО1 и её представитель ФИО3 доводы жалобы поддержали, пояснив, что с момента приобретения дома и земельного участка, который до 2011 предоставлялся в аренду, и до настоящего времени ограждение участка не менялось, захвата чужого участка не происходило, в 2016 производились земры кадастровым инженером, несоответствия правоустанавливающим документам не выявлено. В настоящее время намерены приобрести часть спорного земельного участка в собственность. ФИО6 считает данное правонарушение малозначительным ввиду отсутствия умысла на его совершение и незнания закона.

В судебном заседании должностное лицо, составившее протокол - главный государственный инспектор по использованию и охране земель Мамонтовского района, начальник Мамонтовского отдела Управления Росреестра по Алтайскому краю ФИО2 суду пояснил, что не согласен с доводами жалобы, представил мотивированный письменный отзыв. В обоснование возражений пояснил, что ФИО6 и ее супруг без правоустанавливающих документов используют земельный участок площадью 100 кв.м., ограждение на земельному участке не соответствует его плановым границам, обмер площади производился в присутствии Ш-вых прибором, свидетельство о поверке которого имеется, допускает, что при более точном обмере земельного участка кадастровым инженером площадь самовольно занятого участка может измениться.

В судебном заседании специалист ФИО7 суду пояснил, что при подготовке межевого плана земельного участка произведены замеры его площади, установлено, что Ш-вы занимают 85 кв.м. земельного участка из земель населенных пунктов, государственная собственность на которые не разграничена, в настоящее время ему известно, что постановлением администрации Алтайского края от 26.05.2021 площадь земельного участка Ш-вых и смежного с ним участка перераспределена и увеличилась до 1439 кв.м. за счет включения 85 кв.м., которые Ш-вы планируют выкупить в собственность.

Проверив материалы дела, выслушав участвующих лиц, суд приходит к следующему.

В соответствии с частями 1, 2 ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Доказательства в силу ст. 26.11 КоАП РФ оцениваются судьей по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Исходя из положений статей 25, 26 Земельного кодекса РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV Земельного кодекса РФ, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами; подлежат государственной регистрации и удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее Федеральный закон № 218-ФЗ).

В силу пункта 3 статьи 1 указанного Федерального закона № 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав). Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

Земельным кодексом РФ установлен исчерпывающий перечень оснований возникновения прав на земельные участки, предоставляемые из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Согласно пункту 1 статьи 39.1 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.

В соответствии со статьей 39.2 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.

Самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пяти тысяч рублей; а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Статья 7.1 КоАП РФ включена в Главу 7 названного Кодекса «Административные правонарушения в области охраны собственности» и предусматривает ответственность за нарушение права собственности на земельный участок путем самовольного занятия земельного участка или части земельного участка, в том числе использования земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, то есть за совершение названных действий при отсутствии воли собственника этого земельного участка (иного управомоченного им лица), выраженной в установленном порядке.

Из материалов дела следует, что заместителем главного государственного инспектора по использованию и охране земель <адрес>, ведущим специалистом-экспертом Мамонтовского отдела Управления Росреестра по <адрес>ФИО5 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведено внеплановое административное обследование объекта земельных отношений, на земельном участке с кадастровым номером , расположенном по <адрес>, путем изучения данных Федеральной государственной информационной системы ведения ЕГРН, визуального осмотра, фотофиксации земельного участка. В результате административного обследования выявлены признаки нарушения положений ст. 26 Земельного кодекса РФ, влекущие наступление административной ответственности, ввиду чего необходимо проведение внеплановой документарной и выездной проверок. Должностным лицом составлен акт административного обследования объекта земельных правоотношений от ДД.ММ.ГГГГ.

На основании мотивированного представления заместителя главного государственного инспектора по использованию и охране земель Мамонтовского района ФИО8 № 2 от 02.02.2021, по результатам анализа акта административного обследования № 2 от 02.02.2021, с целью контроля обязательных требований, установленных земельным законодательством, Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по АК вынесено распоряжение № Р/0447 от 03.02.2021 о проведении внеплановой документарной и выездной проверки указанного земельного участков в период с 25.02.2021 по 26.02.2021. С данным распоряжением ФИО1 ознакомлена до начала проведения проверки 06.02.2021, уведомление о проведении проверки получено ею 06.02.2021, о чем свидетельствует почтовое уведомление.

В ходе указанной внеплановой проверки, согласно акта проверки № 6 от 26.02.2021 установлено, что земельный участок с кадастровым номером , площадью 1354, находящийся по <адрес>, относится к категории земли населенных пунктов, с разрешенными использованием для ведения личного подсобного хозяйства. На основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, принадлежит по праву общей совместной собственности ФИО1 и ФИО4, что подтверждается государственной регистрацией права от 02.11.2011.

При проведении выездных мероприятий при визуальном осмотре установлено, что на указанном земельном участке находится дом, баня. Земельный участок по периметру огорожен забором и используется в соответствии с разрешенным использованием.

По результатам проведения контрольных замеров внешних границ земельного участка, произведенных лазерным дальномером «LeikaDistoA5», заводской номер 1082631559 (свидетельство о поверке № 1282420 от 19.05.2020 со сроком действия 1 год), установлено, что фактическая площадь составляет 1454 кв.м. и превышает площадь по правоустанавливающим документам. Таким образом ФИО1 допущено самовольное занятие части земельного участка из земель общего пользования, площадью 100 кв.м., расположенного с юго-восточной стороны земельного участка по <адрес>, не имя прав на земельный участок.

Заместителем главного государственного инспектора по использованию и охране земель Мамонтовского района ФИО5 вынесено предписание № 4 от 26.02.2021 об устранении выявленных нарушений требований земельного законодательства Российской Федерации в срок до 26.06.2021 включительно.

26.02.2021 заместитель главного государственного инспектора по использованию и охране земель Мамонтовского района ФИО5 направил в адрес ФИО1 уведомление о прибытии 05.03.2021 к 14.00 час. в Мамонтовский отдел Управления Росреестра по <адрес>, кабинет 3 <адрес> для решения вопроса о составлении протокола об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.1 КоАП РФ, которое ФИО1 получила 27.02.2021, о чем свидетельствует почтовое уведомление.

По данному факту заместителем главного государственного инспектора по использованию и охране земель Мамонтовского района, ведущим специалистом-экспертом Мамонтовского отдела Управления Росреестра по Алтайскому краю ФИО5 05.03.2021 в отношении ФИО1 составлен протокол № 22-015/2021-4 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. О составлении протокола об АП ФИО1 уведомлена надлежащим образом, при его составлении не присутствовала.

Определением главного государственного инспектора по использованию и охране земель Мамонтовского района, начальника Мамонтовского отдела Управления Росреестра по Алтайскому краю ФИО2 от 05.03.2021 назначено рассмотрение дела об административном правонарушении на 10.30 час. 19.03.2021 по ул. Победы, 34 кабинет 1 с. Мамонтово Мамонтовского района Алтайского края, которое направлено ФИО1 05.03.2021 и получено ей 06.03.2021, о чем свидетельствует почтовое уведомление.

Постановлением главного государственного инспектора по использованию и охране земель Мамонтовского района, начальником Мамонтовского отдела Управления Росреестра по Алтайскому краю № 4 от 19.03.2021 ФИО1 привлечена к административной ответственности по ст. 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно, за самовольное занятие части земельного участка из земель общего пользования, площадью 100 кв.м., расположенного с юго-восточной стороны от земельного участка по <адрес>, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 5000 руб. При рассмотрении дела об административном правонарушении ФИО1 присутствовала, копию обжалуемого постановления получила 19.03.2021.

Таким образом, установлено, что фактические границы земельного участка с кадастровым номером 22:27:011601:1736, принадлежащий на праве общей совместной собственности ФИО1 и ФИО4, имеющий ограждение, а также фактически занятая ФИО1 и ФИО4 в личных целях площадь, не соответствуют границам и площади, определенным по результатам проведения кадастровых работ, сведения о которых содержатся в ЕГРН. ФИО1 осуществлено самовольное занятие земельного участка площадью 100 м.кв., с юго-восточной стороны от земельного участка по <адрес>, без предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок. Самовольно занятый земельный участок относится к землям общего пользования, государственная собственность на которые не разграничена, и его использование заявителем является нарушением обязательных требований земельного законодательства, предусмотренных ст.ст.25, 26 Земельного кодекса РФ.

Доказательствами законности пользования земельным участком являются правоустанавливающие документы, оформленные в установленном законом порядке. В правоустанавливающих документах указывается правообладатель, вид права на землю, описание земельного участка, позволяющее однозначно истолковать и затем идентифицировать данный земельный участок.

Доводы заявителя о не допущении привлечения к административной ответственности дважды за одно и то же правонарушение, судом отклоняется, так как ФИО1 и ФИО4 является собственниками на праве общей совместной собственности земельного участка по <адрес> и несут одинаковую административную ответственность за совершение однородного административного правонарушения.

Факт совершения административного правонарушения и виновность ФИО1 подтверждены совокупностью доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении № 22-015/2021-4 от 05.03.2021; актом административного обследования № 2 от 02.02.2021 с фототаблицей; мотивированным представлением № 2 от 02.02.2021; актом проверки соблюдения земельного законодательства № 6 от 26.02.2021 и фототаблицей к нему, а также схематическим чертежом земельного участка, расположенного по ул. Вишневая, 19 с. Мамонтово Мамонтовского района Алтайского края; предписанием об устранении выявленных нарушений № 4 от 26.02.2021; свидетельствами о государственной регистрации права на жилой дом 22 АВ 622909 от 09.08.2011 и земельный участок 22 АВ 693151 от 02.11.2011, общей площадью 1354,5 кв.м., кадастровый , расположенных по <адрес>; кадастровой выпиской на земельный участок; договором купли-продажи земельного участка № 35 от 06.09.2011.

Доводы жалобы о проведении ненадлежащего обследования земельного участка единолично, не влечет признание акта обследования и фотоматериалов недопустимыми доказательствами по делу.

Понятие и порядок осуществления государственного земельного надзора установлены в статье 71 Земельного кодекса Российской Федерации. В ходе осуществления государственного земельного надзора должностные лица органов государственного земельного надзора имеют право осуществлять административное обследование объектов земельных отношений, оформлять его результаты соответствующим актом (п.4 ч.5 ст.71 Земельного кодекса Российской Федерации).

Под административным обследованием объекта земельных отношений понимается исследование его состояния и способов его использования на основании информации, содержащейся в государственных и муниципальных информационных системах, открытых и общедоступных информационных ресурсах, архивных фондах, информации, полученной в ходе осуществления государственного мониторинга земель, документов, подготовленных в результате проведения землеустройства, информации, полученной дистанционными методами (дистанционное зондирование (в том числе аэрокосмическая съемка, аэрофотосъемка), результаты почвенного, агрохимического, фитосанитарного, эколого-токсикологического обследований) и другими методами (ч.2 ст.71.2 Земельного кодекса).

Согласно ч.3 ст.71.2 Земельного кодекса Российской Федерации в случае выявления по итогам проведения административного обследования объекта земельных отношений признаков нарушений земельного законодательства, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, результаты такого обследования оформляются актом административного обследования объекта земельных отношений.

Порядок проведения административного обследования объекта земельных отношений регламентирован Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.03.2015 № 251 "Об утверждении Правил проведения административного обследования объектов земельных отношений" и приказом Росреестра от 18.06.2019 № П/0240 "Об утверждении Административного регламента осуществления Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственного земельного надзора".

Согласно п.2 Правил при административном обследовании объектов земельных отношений проводится исследование состояния и способов использования объектов земельных отношений на основании информации, содержащейся в государственных и муниципальных информационных системах, открытых и общедоступных информационных ресурсах, архивных фондах, информации, полученной в ходе осуществления государственного мониторинга земель, документов, подготовленных в результате проведения землеустройства, информации, полученной дистанционными методами (данные дистанционного зондирования (в том числе аэрокосмической съемки, аэрофотосъемки), результаты почвенного, агрохимического, фитосанитарного, эколого-токсикологического обследований), информации, полученной по результатам визуального осмотра и другими методами.

Проведение административного обследования объектов земельных отношений должностными лицами осуществляется без взаимодействия с правообладателями объектов земельных отношений и доступа указанных должностных лиц на обследуемые объекты земельных отношений.

Исходя из вышеперечисленных положений земельного законодательства, обследование земельного участка заключается в исследовании состояния и способов использования земельного объекта с помощью неограниченного перечня методов и на основании информации, получаемой из любых источников, в том числе путем осуществления свободного доступа на обследуемый объект.

Как усматривается из материалов дела, содержащиеся в акте административного обследования объекта земельных отношений № 2 от 02.02.2021 выводы сделаны должностным лицом на основании визуального осмотра земельного участка с учетом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, фотосъемки обследуемого земельного участка и расположенного на нем жилого дома, строений, с учетом замеров внешних границ участков, в ходе проведения которого установлено наличие нарушений земельного законодательства. Оснований не доверять указанному акту обследования и приложенным к нему материалам не имеется, содержащиеся в нем сведения последовательны, непротиворечивы, согласуются с перечисленными выше доказательствами.

Таким образом, при осуществлении административного обследования объекта земельных отношений, должностным лицом каких-либо нарушений Порядка проведения административного обследования допущено не было.

Исходя из п.2 ч.6 ст.71.1 Земельного кодекса Российской Федерации выявление по итогам проведения административного обследования объекта земельных отношений признаков нарушений требований законодательства Российской Федерации, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, может служить одним из оснований для проведения внеплановой проверки. При осуществлении земельного надзора применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", с учетом особенностей, установленных земельным Кодексом Российской Федерации.

Внеплановая выездная и документарная проверка проведена в отношении ФИО1 по основанию, указанному в подпункте 2 пункта 6 статьи 71.1 Земельного кодекса Российской Федерации, исходя из положений пункта 8 статьи 71.1 настоящего кодекса. Ввиду того, что внеплановая проверка проведена в отношении гражданина, а не в отношении индивидуального предпринимателя, исходя из положений пунктов 7 и 8 статьи 71.1 Земельного кодекса Российской Федерации, согласование с органами прокуратуры проведения таких внеплановых проверок в отношении граждан не требовалось.

Доводы заявителя о невозможности единолично, с учетом особенностей измерения лазерным дальномером Leica DISTO А5, измерить границы земельного участка, были предметом проверки и подлежат отклонению.

При обследовании земельного участка был произведен обмер границ специалистом Управления Росреестра с использованием лазерного дальномера Leica DISTO А5, серийный , который имеет функцию измерения площадей (свидетельство о поверке № 1282420 от 19.05.2020 сроком на 1 год).

По смыслу ст. ст. 12, 13 Федерального закона от 26.06.2008 года № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» поверке подлежат средства измерения, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений.

Лазерный дальномер - это оптический прибор, который используется для точного определения дистанции - от точки отсчета (месторасположения) до конкретной цели наведения.

Таким образом, лазерные дальномеры включают в себя функцию измерения расстояния и соответствуют ГОСТ Р 53340-2009 "Приборы геодезические. Общие технические условия".

Порядок проведенной внеплановой проверки, а также составленный по ее итогам акт № 6 от 26.02.2021, отвечают требованиям Административного регламента осуществления Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственного земельного надзора, утв. приказом Росреестра от 18.06.2019 № П/0240, ст.16 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Доводы заявителя о наличии неверного подсчета площади участков объективными данными не подтверждены, результаты проверки не опровергнуты, поскольку на момент рассмотрения дела не предоставлен межевой план, а схема представленная схема расположения земельного участка площадью 1439 кв.м. не утверждена надлежащим лицом. Не усматривается из представленных доказательств и иных нарушений действующего законодательства при проведении проверки, а потому доводы жалобы в этой части подлежат отклонению.

В силу п.1 ст.16 ЗК РФ государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. Основания отнесения земельных участков к собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований определены статьей 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".

Исходя из положений ч.1 ст.39.1 Земельного кодекса РФ участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное), пользование; договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.

Согласно абз.1 п.2 ст.3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

Администрация Мамонтовского района Алтайского края является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального округа, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Алтайского края. К полномочиям Администрации Мамонтовского района Алтайского края в области градостроительства и землеустройства относится управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности и ведении муниципального округа.

Правоустанавливающие и иные документы, удостоверяющие право на дополнительный земельный участок, из земель населенных пунктов, государственная собственность на которые не разграничена, прилегающих к участку Ш-вых, предоставлены не были. Материалы дела не содержат доказательств того, что у ФИО4 имелось выраженное в установленном порядке согласие собственника земельного участка на его использование. Вместе с тем, в деле имеется постановление администрации Мамонтовского района Алтайского края от 26.05.2021 об утверждении схемы расположения земельного участка, образованного путем перераспределения № 202 от 26.05.2021, на основании которого общая площадь земельного участка Ш-вых составила 1439 кв.м., подтверждающее волю собственника - Администрации Мамонтовского района Алтайского края, выраженную в установленном законом порядке, после вынесения обжалуемого постановления.

При рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении ФИО1, собранные по делу доказательства суд оценивает в соответствии со ст.26.11 КоАП РФ, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении. Должностное лицо административного органа правильно установило все фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию, на основе полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств верно квалифицировало действия ФИО4 по ст.7.1 КоАП РФ.

Вина ФИО1 в совершении правонарушения, выразившегося в самовольном занятие земельного участка и использовании части земельного участка без предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, ответственность за которое предусмотрена ст.7.1 КоАП РФ, в ходе производства по данному делу установлена и доказана.

Наказание назначено в соответствии с санкцией ст.7.1 КоАП РФ, поскольку кадастровая стоимость самовольно занятого земельного участка не определена, то должностным лицом правомерно определен штраф исходя из твердой денежной суммы, указанной в санкции статьи.

Процессуальных нарушений, влекущих отмену обжалуемого постановления, не усматривается.

Вместе с тем, с учетом обстоятельств дела, прихожу к следующим выводам.

Как следует из разъяснений п.21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Учитывая обстоятельства совершенного административного правонарушения, добросовестное приобретение заявителем жилого дома и земельного участка в существующем виде на момент проверки, он только пользуется этим имуществом, учитывая отсутствие специальных познаний в области земельных правоотношений, отсутствие требований потерпевшего об освобождении земельного участка, напротив, выразившего волю на перераспределение самовольно занятого участка в пользу заявителя, полагаю, что при изложенных обстоятельствах совершенное ФИО1 административное правонарушение существенным образом не нарушило охраняемые общественные правоотношения, следовательно, возможно применение в данном случае ст.2.9 КоАП РФ и признания правонарушения малозначительным.

При этом при прекращении производства по делу об административном правонарушении в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения, - не ставится под сомнение виновность лица в совершении административного правонарушения, а указанное лицо освобождается лишь от административной ответственности, что согласуется и с положениями абзаца 3 пункта 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5. Объявление нарушителю устного замечания несет в себе отрицательную правоприменительную оценку административного правонарушения и свидетельствует о неотвратимости государственного реагирования на противоправное поведение.

В связи с изложенным, суд приходит к выводу о наличии оснований для отмены постановления главного государственного инспектора по использованию и охране земель Мамонтовского района, начальника Мамонтовского отдела Управления Росреестра по Алтайскому краю № 4 от 19.03.2021 и прекращению производства по делу в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения, ограничившись объявлением ФИО1 устного замечания, что является достаточной мерой для достижения задач законодательства об административной ответственности, указанных в ст. 1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь п. 4 ч.1. ст. 30.7 КоАП, судья

РЕШИЛ:

Постановление главного государственного инспектора по использованию и охране земель Мамонтовского района, начальника Мамонтовского отдела Управления Росреестра по Алтайскому краю ФИО2 № 4 от 19.03.2021, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ФИО1 отменить, производство по делу прекратить на основании ст.2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ФИО1 объявить устное замечание.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Мамонтовский районный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья О.В. Жежера