ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-5/2022 от 04.03.2022 Черноземельского районного суда (Республика Калмыкия)

Дело

РЕШЕНИЕ

<адрес> 04 марта 2022 года

Судья Черноземельского районного суда Республики Калмыкия Манжеев Б.В.,

с участием представителей юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, по доверенности ФИО3, ФИО2, представителя Межрегионального ФИО1 Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по <адрес> и <адрес> по доверенности ФИО1 Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя Акционерного общества «Каспийский Трубопроводный Консорциум - Р» ФИО3 на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по <адрес> и <адрес>-ОРД/ПР/2021 от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к административной ответственности по ст.8.1 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по <адрес> и <адрес>-ОРД/ПР/2021 от ДД.ММ.ГГГГ Акционерное общество «Каспийский Трубопроводный Консорциум-Р» (далее – АО «КТК-Р», общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.1 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.

Не согласившись с постановлением, представитель АО «КТК-Р» ФИО3 обратился с жалобой, в которой ставит вопрос об отмене данного постановления с прекращением производства по делу. Указывает, что сроки обуславливают возникновение, изменение и прекращение прав и обязанностей. В 2020 году на НПС-2 действовало 2 программы ПЭК: до ДД.ММ.ГГГГ - программа (ПЭК) НПС-2 АО «КТК-Р», утвержденная ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ - программа (ПЭК) НПС-2 АО «КТК-Р» (Корректировка), утвержденная ДД.ММ.ГГГГ. Корректировка программы ПЭК от ДД.ММ.ГГГГ была связана с проведением новой инвентаризации источников выбросов ЗВ на НПС-2 и подачей в Межрегиональное ФИО1 по <адрес> и <адрес> декларации о воздействии на окружающую среду. В Программе ПЭК (Корректировка) действующей с ДД.ММ.ГГГГ периодичность производственного контроля установлена - 1 раз в год, отличающийся от первоначального план-график контроля в части методов (расчетные и лабораторные замеры), наименований источников и ЗВ (гидроксибензол (фенол) и бензол). Ссылаясь на положения ст.191 ГК РФ, указывает, что течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало. Идентичный порядок исчисления сроков установлен в ст.86 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» № 248-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ в рамках которого проведена плановая проверка НПС-2. Программа ПЭК НПС-2 АО «КТК-Р» (Корректировка) была утверждена ДД.ММ.ГГГГ. Периодичность производственного контроля по поименованным источникам выбросов ЗВ в уведомлении о составлении протокола об АП установлена в плане-графике программы-корректировки в 1 раз в год. Считает, что обязанность по проведению производственного контроля расчетным методом по данным источникам возникла у компании с ДД.ММ.ГГГГ, а течение срока, исчисленного годом, началось ДД.ММ.ГГГГ и окончилось ДД.ММ.ГГГГ. На ДД.ММ.ГГГГ прошло полгода от установленного срока периодичности производственного контроля в Программе ПЭК (Корректировка) НПС-2 АО «КТК-Р» (редакция 2), производственный контроль по ней планировался в первой половине 2021 года, до истечения срока периодичности контроля. На момент проведения проверки производственный контроль расчетным методом по источникам, поименованным в уведомлении, осуществлен в установленный законом срок, что подтверждается результатами производственного экологического контроля расчетным методом от ДД.ММ.ГГГГ. Трактовка годичного срока обязанности по проведению производственного контроля как календарного года, без учета фактической даты (ДД.ММ.ГГГГ) наступления обязанности по проведению производственного контроля по поименованным в предписании источникам является неверной, не соответствующей требованиям природоохранного законодательства. Кроме того, не учтен факт проведения инвентаризации источников выбросов при составлении Декларации ОВОС в июне 2020, в рамках которых фактически осуществлен производственный экологический контроль путем непосредственного проведения расчетов выбросов для всех источников выбросов ЗВ в атмосферный воздух на НПС-2, включая источники, поименованные в плане- графике Программы ПЭК (Корректировка) от ДД.ММ.ГГГГ. Декларация о воздействии на окружающую среду по НПС-2 с приложением расчетов указанных источников предоставлялась в Межтерриториальное ФИО1 по <адрес> и <адрес> в июне 2020 года. Таким образом, обязанность по проведению ПЭК расчетным методом была своевременно выполнена, в том числе при инвентаризации, что свидетельствует об отсутствии события административного правонарушения, вменяемого обществу. Также указывает на то, что в вынесенном государственным инспектором ФИО4 в адрес общества представлении -ОРД/ПР/2021 от ДД.ММ.ГГГГ не указаны причины и условия, которые необходимо устранить обществу.

В судебном заседании представители юридического лица ФИО3, ФИО2 поддержали жалобу в полном объеме по доводам, изложенным в ней.

Представитель ФИО1 Д.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы, пояснив, что правонарушение было выявлено в ходе плановой проверки и является длящимся.

Заслушав объяснения сторон, изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, суд не находит оснований для удовлетворения жалобы по следующим основаниям.

Статьей 8.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных ст.8.48 КоАП РФ.

Согласно ч.1 и 2 ст.67 указанного закона производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.

При осуществлении производственного экологического контроля измерения выбросов, сбросов загрязняющих веществ в обязательном порядке производятся в отношении загрязняющих веществ, характеризующих применяемые технологии и особенности производственного процесса на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (маркерные вещества) (п.5 ст.67 Закона об охране окружающей среды).

В соответствии с абз.7 п.1 ст.30 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны, в том числе осуществлять учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

На основании Приказа Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля представляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, ежегодно до 25 марта года, следующего за отчетным.

Как следует из материалов дела, АО «КТК-Р» осуществляет эксплуатацию объекта, оказывающее негативное воздействие на окружающую среду – Нефтеперекачивающая станция НПС-2, расположенного по адресу: <адрес>, НПС-2, код П, II категория, категория риска умеренная. АО «КТК-Р» осуществляет деятельность, связанную с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

По своему технологическому назначению НПС-2 является промежуточной перекачивающей станцией без технологических резервуаров. Нефтеперекачивающая станция НПС-2 предназначена для перекачки нефти по трубопроводу КТК Тенгиз-Новороссийск. Площадка НПС-2 расположена на 844 км нефтепровода КТК. Проектная мощность НАС-2: производительность 61,2 млн. т/год; давление на входе НПС 628 кПа.

Основанием для привлечения АО «КТК-Р» к административной ответственности послужили изложенные в постановлении должностного лица от ДД.ММ.ГГГГ обстоятельства, согласно которым в ходе проведенной в период с 27 сентября по ДД.ММ.ГГГГ Межрегиональным ФИО1 по <адрес> и <адрес> выездной плановой проверки выявлены нарушения требований ст.67 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», приказа Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля», п.1 ст.30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».

В нарушение указанных требований АО «КТК-Р» производственный экологический контроль в 2020 году не осуществлялся, результаты производственного контроля в области атмосферного воздуха (расчетным методом с периодичностью 1 раз в год) в соответствии с Планом-графиком контроля стационарных источников выбросов Программы производственного экологического контроля (ПЭК) НПС-2 АО «КТК-Р» (корректировка), утвержденная ДД.ММ.ГГГГ региональным менеджером Центрального региона АО «КТК-Р» ФИО5, отсутствуют и (или) не представлены, по следующим источникам: – емкость для хранения отработанного масла (выбрасываемое вещество – масло минеральное нефтяное); – емкость для хранения чистого масла (выбрасываемое вещество – масло минеральное нефтяное); – емкость для хранения отработанного масла (выбрасываемое вещество – масло минеральное нефтяное); – здание магистральной насосной (выбрасываемые вещества – сероводород, бензол, масло минеральное нефтяное); – открытая площадка магистральной насосной (выбрасываемые вещества – сероводород, бензол); открытая площадка маслосистемы (выбрасываемое вещество – масло минеральное нефтяное); – площадка фильтров магистральных трубопроводов (выбрасываемые вещества – сероводород, бензол); – площадка узла регулирования давления (выбрасываемые вещества – сероводород, бензол); – дренажная емкость (выбрасываемые вещества – сероводород, бензол); – дренажная емкость (выбрасываемые вещества – сероводород, бензол); – площадка дренажных емкостей (выбрасываемые вещества – сероводород, бензол); – площадка узла отключающих задвижек (выбрасываемые вещества – сероводород, бензол); – емкость производственно-дождевых стоков (выбрасываемые вещества – сероводород, бензол); – емкость производственно-дождевых стоков (выбрасываемые вещества – сероводород, бензол); – емкость-сборник уловленной нефти (выбрасываемые вещества – сероводород, бензол); – блок-бокс очистных сооружений производственно-дождевых стоков (выбрасываемые вещества – сероводород, бензол); – емкость дизтоплива аварийного дизель-генератора (выбрасываемые вещества – сероводород, бензол); – аварийный дизель-генератор (выбрасываемые вещества – углерод оксид); – подземная емкость насосной очистных сооружений бытовых стоков КНС (выбрасываемые вещества – азот диоксид, сероводород, гидроксибензол (фенол)); – блок очистных сооружений бытовых стоков (выбрасываемые вещества – азот диоксид, сероводород, гидроксибензол (фенол)); – подземная приемная емкость очистных сооружений бытовых стоков (решетка) (выбрасываемые вещества – азот диоксид, сероводород, гидроксибензол (фенол)); – подземная емкость сбора бытовых сточных вод очистных сооружений бытовых стоков (выбрасываемые вещества – азот диоксид, сероводород, гидроксибензол (фенол)); – дизельная насосная установка пожаротушения (выбрасываемые вещества – углерод оксид); – емкость дизтоплива дизельной насосной установки пожаротушения (выбрасываемые вещества – сероводород); – емкость дизтоплива дизельной насосной установки пожаротушения (выбрасываемые вещества – сероводород); – дизельная насосная установка пожаротушения (выбрасывается вещества – углерод оксид); – проезд автотранспорта (выбрасываемые вещества – азот диоксид, углерод оксид); – дыхательный патрубок подземных емкостей на площадке ССВД (выбрасываемые вещества – сероводород, бензол); – дыхательный патрубок подземных емкостей на площадке ССВД (выбрасываемые вещества – сероводород, бензол); – дыхательный патрубок подземных емкостей на площадке ССВД (выбрасываемые вещества – сероводород, бензол); – дыхательный патрубок подземных емкостей на площадке ССВД (выбрасываемые вещества – сероводород, бензол); – дыхательный патрубок подземных емкостей на площадке ССВД (выбрасываемые вещества – сероводород, бензол); – установочный корпус насоса на площадке ССВД (выбрасываемые вещества – сероводород, бензол); – установочный корпус насоса на площадке ССВД (выбрасываемые вещества – сероводород, бензол); – блок-бокс ССВД (выбрасываемые вещества – сероводород, бензол); – площадка системы сглаживания волн давления (ССВД) (арматура перед б/б ССВД) (выбрасываемые вещества – сероводород, бензол); – площадка системы сглаживания волн давления (ССВД) (арматура после б/б ССВД) (выбрасываемые вещества – сероводород, бензол); – площадка системы сглаживания волн давления (ССВД) (арматура перед емкостями) (выбрасываемые вещества – сероводород, бензол); – площадка системы сглаживания волн давления (ССВД) (арматура после насосов откачки нефти) (выбрасываемые вещества – сероводород, бензол); – гараж (выбрасываемые вещества – азот диоксид, углерод оксид); – пруд-испаритель хоз-бытовых и производственных сточных вод (выбрасываемые вещества – азот диоксид, сероводород, гидроксибензол (фенол)); – площадка УПСОД (выбрасываемые вещества – сероводород, бензол); – пост пожарного депо (выбрасываемые вещества – азот диоксид, углерод оксид); – пост пожарного депо (выбрасываемые вещества – азот диоксид, углерод оксид); – склад ГСМ (выбрасываемые вещества – масло минеральное нефтяное); – площадка работы погрузчика (выбрасываемые вещества – азот диоксид, углерод оксид).

Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами: решением Межрегионального ФИО1 федеральной службы по надзору в сфере природопользования по <адрес> и <адрес>-ОРД от ДД.ММ.ГГГГ о проведении плановой выездной проверки; актом выездной проверки -ОРД/ПР/2021 от ДД.ММ.ГГГГ.

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления административным органом ДД.ММ.ГГГГ в отношении АО «КТК-Р» протокола об административном правонарушении -ОРД/ПР/2021 и вынесении ДД.ММ.ГГГГ оспариваемого постановления о привлечении его к административной ответственности, предусмотренной ст.8.1 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20000 руб.

Оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности, руководствуясь вышеуказанными нормами законов, а также исходя из того, что обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии у юридического лица возможности соблюдения указанных норм и правил, представлено не было, суд считает, что в указанном случае АО «КТК-Р» правомерно признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.1 КоАП РФ.

Доводы жалобы о том, что годичный срок ведомственного контроля необходимо исчислять со дня выдачи специального разрешения, то есть в данном случае с ДД.ММ.ГГГГ, основаны на верном понимании закона. При исчислении годичного срока административным органом правомерно принимается за основу календарный год – с 01 января по 31 декабря.

Несостоятельны также доводы о том, что не учтен факт проведения инвентаризации источников выбросов при оставлении Декларации ОВОС в июне 2020, в рамках которых фактически осуществлен производственный экологический контроль путем непосредственного проведения расчетов выбросов для всех источников выбросов ЗВ в атмосферный воздух на НПС-2. Приказом Министерства природных ресурсов и экологии российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждены требования к содержанию программы производственного экологического контроля, порядок и сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля.

В связи с изложенным представление административного органа, вынесенное в отношении юридического лица, привлеченного к административной ответственности, на основании обстоятельств, отраженных в постановлении данного органа о назначении административного наказания, является обоснованным.

При назначении наказания АО «КТК-Р» должностным лицом Межрегионального ФИО1 Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по <адрес> и <адрес> учтены фактические обстоятельства дела, характер совершенного правонарушения, данные о юридическом лице, в том числе его финансовое положение.

Наказание назначено в минимальном размере административного штрафа, предусмотренного санкцией ст.8.1 КоАП РФ.

Таким образом, оснований для отмены или изменения постановления государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по <адрес> и <адрес>-ОРД/ПР/2021 от ДД.ММ.ГГГГ не имеется, порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.

На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7 и 30.9 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по <адрес> и <адрес>-ОРД/ПР/2021 от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное в отношении Акционерного общества «Каспийский Трубопроводный Консорциум-Р» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.1 КоАП РФ, оставить без изменения, а жалобу представителя Акционерного общества «Каспийский Трубопроводный Консорциум - Р» ФИО3 без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Калмыкия через Черноземельский районный суд Республики Калмыкия в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья (подпись) Б.В. Манжеев

«Копия верна»: Судья Б.В. Манжеев