КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Полняков А.А. Дело № 12-5/2022
( № 7А-109/2022 г)
УИД 39RS0002-01-2021-008041-98
РЕШЕНИЕ
Калининградский областной суд в лице судьи Алферовой Г.П.,
при секретаре Каленик А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника АО «Главное управление обустройства войск» ФИО1
на решение Центрального районного суда г. Калининграда от 26 января 2022 года, которым оставлено без изменения постановление заместителя главного государственного инспектора городского округа «Город Калининград» по пожарному надзору, заместителя начальника ОНД и ПР по городскому округу «Город Калининград» УНД и ПР Главного управления МЧС России по Калининградской области № 107/4-5-49 от 22 июля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении юридического лица АО «Главное управление обустройства войск»,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением по делу об административном правонарушении № 107/4-5-49 от 22 июля 2021 года, вынесенным заместителем государственного инспектора городского округа «Город Калининград» по пожарному надзору - заместителем начальника Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городскому округу «Город Калининград» управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Калининградской области ФИО2, АО «Главное управление обустройства войск» привлечено к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 150000 руб. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, а именно за то, что 26 мая 2021 г. на территории строительной площадки аэродрома Чкаловск, расположенной по адресу: <адрес> (земельный участок с КН №) не произвело уборку сухой растительности, а также не разместило у въезда на территорию данной строительной площадки схему с обозначением въездов, подъездов, пожарных проездов и источников противопожарного водоснабжения, чем нарушило требования п.п. 67, 71 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 1479 от 16 сентября 2020 года.
Не согласившись с указанным постановлением, защитник АО «Главное управление обустройства войск» ФИО1 обратился в суд с жалобой, в которой просил постановление изменить и уменьшить размер штрафа, указав на недоказанность выявленного нарушения в виде отсутствия у въезда на территорию строительной площадки схемы с обозначением въездов, подъездов, пожарных проездов и источников противопожарного водоснабжения, настаивая на том, что такой стенд был размещен наряду со стендом паспорта Объекта справа от въезда, в подтверждение чего представил фотографии стенда. Также указывал, что меры по уборке и складированию вырубленной древесины принимаются, в частности 31 августа 2021 г. должен быть заключен государственный контракт между АО «Главное управление обустройства войск» и ООО «Голден Снек» на оказание услуг по расчистке деревьев и древесно-кустарниковой растительности на объекте. Кроме того, ссылался на тяжелое финансовое положение общества, выполнение деятельности, связанной с государственным оборонным заказом, а также наличие возбужденного в отношении него исполнительного производства, в рамках которого наложены аресты и запреты на имущество общества. В этой связи просил уменьшить размер административного штрафа до 75000 руб.
Решением судьи Центрального районного суда г. Калининграда от 26 января 2022 постановление заместителя главного государственного инспектора городского округа «Город Калининград» по пожарному надзору, заместителя начальника ОНД и ПР по городскому округу «Город Калининград» УНД и ПР Главного управления МЧС России по Калининградской области № 107/4-5-49 от 22 июля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении юридического лица АО «Главное управление обустройства войск» оставлено без изменения, а жалоба защитника АО «Главное управление обустройства войск» ФИО1 – без удовлетворения.
В жалобе на решение защитник АО «Главное управление обустройства войск» ФИО1 просит решение и постановление изменить, уменьшив административный штраф на основании положений ч. 3.2, 3.3. ст. 4.1 КоАП РФ, продолжая настаивать на доводах, аналогичных изложенным выше. Указывает, что в решении суда не исследованы доказательства, подтверждающие тяжелое финансовое положение общества, и им не дана надлежащая правовая оценка, а также не указаны мотивы, по которым суд не усмотрел оснований для снижения штрафа. Не соглашается с выводом суда о доказанности нарушения в виде отсутствия пожарного стенда, поскольку его фотографии были представлены суду. Проверка соблюдения требований пожарной безопасности проводилась без представителей Общества, в связи с чем последние были лишены возможности показать проверяющим место нахождение пожарного стенда. Между тем, не заметить данный стенд, размещенный справа от въезда на территорию аэродрома, было невозможно.
В судебном заседании защитник АО «Главное управление обустройства войск» ФИО1 поддержал жалобу по изложенным в ней доводам, дополнив, что в настоящее время Обществом принимаются меры по очистке земельного участка от древесины, однако ввиду ее ненадлежащего хранения и несвоевременной передачи, последняя утратила свои технические свойства, в связи с чем лесничество отказывается ее принимать. По вопросу принятия дальнейших мер об утилизации неликвидной древесины Общество ведет переписку с Министерством обороны РФ.
Представитель Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городскому округу «Город Калининград» управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Калининградской области ФИО3 возражал против удовлетворения жалобы, указав, что наказание Обществу назначено в минимальном размере, установленном санкцией ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, с учетом всех обстоятельств дела.
Представитель Военной прокуратуры Калининградского гарнизона ФИО4 полагал жалобу не подлежащей удовлетворению, ссылаясь на высокую общественную опасность совершенного правонарушения. Обратил внимание, что наличие на территории древесины в пожароопасный период создает угрозу причинения материального ущерба имуществу войсковой части.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, проверив законность и обоснованность вынесенного судьей решения, суд находит его подлежащим изменению в части назначенного административного наказания.
Частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, в виде предупреждения или наложения административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В соответствии с п. 67 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 1479 от 16 сентября 2020 года, правообладатели земельных участков (собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков), расположенных в границах населенных пунктов и на территориях общего пользования вне границ населенных пунктов, и правообладатели территорий ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд обязаны производить своевременную уборку мусора, сухой растительности и покос травы.
У въезда на территорию строительных площадок, открытых плоскостных автостоянок и гаражей, а также на территорию садоводства или огородничества вывешиваются схемы с обозначением въездов, подъездов, пожарных проездов и источников противопожарного водоснабжения (п. 71 Правил).
Как следует из материалов дела, 26 мая 2021 г. Военной прокуратурой Калининградского гарнизона проведена проверка соблюдения законодательства в сфере обеспечения пожарной безопасности на территории строительной площадки аэродром Чкаловский, расположенной по адресу: <адрес>, в ходе которой установлено, что в рамках заключенного между Министерством обороны РФ и АО «Главное управление обустройства войск» государственного контракта от 28.04.2017 г на выполнение полного комплекса работ по реконструкции объектов летного поля аэродрома «Чкаловск», последнее приняло земельный участок с КН № для использования под строительную площадку территорию аэродрома Чкаловск.
В соответствии с п.п.2.4 п. 23.2 государственного контракта на АО «Главное управление обустройства войск» возложена обязанность по обеспечению противопожарной безопасности.
В ходе проведения вышеуказанной проверки выявлено, что в нарушение требований п.п. 67, 71 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 1479 от 16 сентября 2020 года, на земельном участке не произведена уборка мусора и сухой растительности, а также у въезда на территорию данной строительной площадки отсутствует схема с обозначением въездов, подъездов, пожарных проездов и источников противопожарного водоснабжения.
2 июля 2021 г. заместителем военного прокурора Калининградского гарнизона было вынесено постановление о возбуждении производства об административном правонарушении по ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ в отношении АО «Главное управление обустройства войск» по факту нарушения требований законодательства о пожарной безопасности. Материалы переданы в Отдел надзорной деятельности и профилактической работы по городскому округу «Город Калининград» УНДиПР Главного управления МЧС России по Калининградской области.
22 июля 2021 г. заместителем начальника Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городскому округу «Город Калининград» управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Калининградской области ФИО2 вынесено постановление № 107/4-5-49, которым АО «Главное управление обустройства войск» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 150000 руб.
Отказывая в удовлетворении жалобы, суд обоснованно исходил из того, что действия АО «Главное управление обустройства войск», не обеспечившего в нарушение требований Правил противопожарного режима своевременную уборку сухой растительности и мусора, а также не разместившего схему с обозначением въездов, подъездов, пожарных проездов и источников противопожарного водоснабжения, образуют состав правонарушения, предусмотренного ч.14 ст. 20.4 КоАП РФ. При этом его вина в совершении данного правонарушения подтверждается вышеприведенными доказательствами.
Отклоняя довод жалобы о том, что названная выше схема была размещена у въезда на территорию строительной площадки со ссылкой на представленные фотографии, суд правильно указал, что материалами прокурорской проверки наличие данной схемы не зафиксировано.
Указание в жалобе на то, что при проведении проверки отсутствовал представитель Общества, который мог бы показать место расположение схемы, не влияет на правильность вывода суда, поскольку схема в соответствии с п. 71 Правил должна быть размещена у въезда на территорию строительной площадки, то есть при наличии ее в указанном месте, не обнаружить ее и не зафиксировать это обстоятельство, проверяющие не могли.
Кроме того, факт отсутствия схемы подтвержден письменными объяснениями начальника инженерно-аэродромной службы в/ч 32497 ФИО5 от 26 мая 2021 г., отобранными в ходе прокурорской проверки.
Более того, в своих письменных объяснениях от 10 июня 2021 г. представитель АО «Главное управление обустройства войск» ФИО1 также указал, что с материалами проверки ознакомлен, согласен со всеми выявленными нарушениями, дополнив, что принимаются меры для устранения недостатков.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о доказанности факта отсутствия схемы на момент проведения проверки и полагает, что представленные при подаче жалобы в суд фотографии схемы были сделаны позднее (л.д. 19-20).
С учетом изложенного оснований для исключения из постановления указания на допущенное АО «Главное управление обустройства войск» нарушение требований п. 71 Правил противопожарного режима, не имеется.
Проверяя доводы жалобы в части назначенного наказания, суд указал, что должностное лицо учло характер административного правонарушения, обстоятельства, отягчающие и смягчающие административную ответственность, и назначило справедливое наказание в пределах минимальной санкции статьи – 150000 руб. Мотивов, по которым суд не усмотрел оснований для изменения размера назначенного административного штрафа, суд не привел.
Между тем, судом не были учтены положения ст. 4.1 КоАП РФ, а также представленные АО «Главное управление обустройства войск» доказательства его финансового положения.
Так, согласно ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В силу ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 3.3. ст. 4.1 КоАП РФ).
Из материалов дела следует, что АО «Главное управление обустройства войск» осуществляет основную деятельность, связанную с государственным оборонным заказом, при которой средства поступают только по отдельным счетам (ст.ст. 83, 84 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе»), вследствие чего источниками для оплаты административного штрафа могут быть средства от реализации непрофильного имущества, либо высвобожденные средства после полного выполнения обязательств по объектам, финансирование которых осуществлялось за счет средств по государственным контрактам.
Вместе с тем, постановлением судебного пристава-исполнителя при директоре Федеральной службы судебных приставов – главном судебном приставе РФ Управления по особым исполнительным производствам от 22 июля 2021 г. в отношении АО «Главное управление обустройства войск» возбуждено сводное исполнительное производство № 6859706/19/99001-СД о взыскании с последнего в пользу физических и юридических лиц, бюджетов всех уровней денежных средств в размере 1958314813, 13 руб., в рамках которого наложены запреты на совершение регистрационных действий в отношении принадлежащего ему имущества, а также арест денежных средств, находящихся в банке (л.д. 19- 20).
Учитывая приведенные выше нормы, конкретные обстоятельства совершения правонарушения, отсутствие материального ущерба и других неблагоприятных последствий, в том числе, предпринятые АО «Главное управление обустройства войск» меры по устранению допущенных нарушений требований пожарной безопасности, а также принимая во внимание доказательства, подтверждающие тяжелое имущественное и финансовое положение АО «Главное управление обустройства войск», суд приходит к выводу о наличии исключительных обстоятельств, позволяющих снизить размер назначенного административного штрафа со 150000 руб. до 75000 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
решение Центрального районного суда г. Калининграда от 26 января 2022 года и постановление заместителя главного государственного инспектора городского округа «Город Калининград» по пожарному надзору, заместителя начальника ОНД и ПР по городскому округу «Город Калининград» УНД и ПР Главного управления МЧС России по Калининградской области № 107/4-5-49 от 22 июля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении юридического лица АО «Главное управление обустройства войск» изменить в части назначенного административного штрафа, снизив его размер до 75000 руб.
Судья
Калининградского областного суда Алферова Г.П.