ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-5/2022 от 09.02.2022 Ширинского районного суда (Республика Хакасия)

дело № 12-5/2022

УИД 19RS0010-01-2022-000004-51

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

с. Шира 09 февраля 2022 года

Ширинский районный суд Республики Хакасия в составе

председательствующего судьи Лейман Н.А.,

при секретаре Быковской Л.В.,

с участием представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ПАО «Коммунаровский рудник» - ФИО1,

рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу представителя ПАО «Коммунаровский рудник» - президента ООО «УК ЮГК» ФИО2 на постановление от 09 декабря 2021 года № РХ-ВЗНТ-320-124-21 государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО3, о привлечении ПАО «Коммунаровский рудник» к административной ответственности по ч. 11 ст. 8.2 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Государственным инспектором РФ в области окружающей среды Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО3 09 декабря 2021 года юридическое лицо – ПАО «Коммунаровский рудник» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 11 ст. 8.2 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 200 000 рублей.

Из данного постановления следует, что ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> нарушение требований п.4 Приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 08 декабря 2020 года №1030 «Об утверждении Порядка проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду», ч. 3 ст. 12 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», в ПАО «Коммунаровский рудник» не разработана и не утверждена Программа мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов – Хвостохранилища II очереди и результаты мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов – Хвостохранилища II очереди и в пределах его воздействия на окружающую среду за 2020 год в виде отчета в Управление не представлены.

Не согласившись с вынесенным постановлением, 10 января 2022 года представитель лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, обратился в суд с жалобой, в которой указал, что административным органом нарушена процедура привлечения ПАО «Коммунаровский рудник» к административной ответственности. Заявитель не был извещен о времени и месте рассмотрения дела, в адрес законного представителя протокол об административном правонарушении и уведомление о времени и месте рассмотрения дела не направлялись. Указал, что состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 11 ст. 8.2 КоАП РФ в действиях Общества отсутствует полностью. Просит постановление от 09 декабря 2021 года признать незаконным и отменить, производство по делу прекратить.

Представитель юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО1 доводы жалобы поддержала. Дополнительно обратила внимание, что при проведении проверки каких-либо документов в Обществе не запрашивали. Вместе с тем, в ПАО «Коммунаровский рудник» имеется и разработанная Программа мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды, а также составлялся Отчет о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды относительно Хвостохранилища II очереди, отчет за 2020 год направлялся в Управление Росприроднадзора 21 января 2021 года, о чем имеются подтверждающие документы.

Административный орган, должностным лицом которого вынесено обжалуемое постановление, будучи уведомлен о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание своего представителя не направил, ходатайствовал о рассмотрении жалобы в их отсутствие. Представил письменный отзыв на жалобу, в котором, поддерживая выводы постановления, дополнительно пояснил следующее. Порядок соблюдения процедуры привлечения к административной ответственности не нарушен. Лицо, привлекаемое к административной ответственности было извещено о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом. Доводы заявителя об отсутствии состава административного правонарушения являются голословными, так как не представлено ни одного аргумента и доказательства. Пояснил, что Программа мониторинга и загрязнения окружающей среды на территории Хвостохранилища II не только не утверждена, она даже не разработана. Просил обжалуемое постановление оставить без изменения, а жалобу представителя юридического лица ПАО «Коммунаровский рудник» без удовлетворения.

При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу о рассмотрении жалобы в отсутствии административного органа, вынесшего обжалуемое постановление которому было представлена возможность участвовать в судебном заседании.

Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав позицию представителя юридического лица, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч.1 ст.1.6 КоАП РФ, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Общий порядок производства по делам об административных правонарушениях установлен главами 24 – 30 КоАП РФ.

В силу требований ст.24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела и разрешение его в соответствии с законом.

Установленный законом порядок применения административного взыскания является обязательным для органов и должностных лиц, рассматривающих дело об административном правонарушении и применяющих административное взыскание. Несоблюдение этого порядка свидетельствует о том, что взыскание применено незаконно, независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение.

В соответствии с ч.1 ст.25.1 КоАП РФ, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.

Частью 3 ст.25.4 КоАП РФ установлено, что дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 28.6 настоящего Кодекса, или если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Таким образом, подготовка к разбирательству дела об административном правонарушении и порядок его рассмотрения предполагают обязательное разрешение вопроса об извещении лиц, участвующих в рассмотрении дела, в том числе и лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о времени и месте его рассмотрения, разъяснение им прав и обязанностей, заслушивание этих лиц, исследование доказательств, разрешение ходатайств, что предусмотрено в ст.ст.29.1, 29.4, 29.7 КоАП РФ.

Указанные в обжалуемом постановлении правонарушения выявлены в период проведения внеплановой выездной проверки с 24 апреля 2021 года по 28 мая 2021 года, проведенной на основании распоряжения Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора от 22 апреля 2021 года №340-р/п, от 14 мая 2021 года №40-р/п. Правонарушения отражены в акте проверки от 28 мая 2021 года №РХ-АВЗНТ-320-в.

Копия данного акта направлена в ПАО «Коммунаровский рудник» 01 июня 2021 года и согласно почтовому уведомлению получена последним 04 июня 2021 года.

29 июня 2021 года в ПАО «Коммунаровский рудник» направлено уведомление о времени (27 июля 2021 года в 14 час. 00 мин.) и месте составления в отношении юридического лица протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 11 ст. 8.2 КоАП РФ, и получено секретарем 10 июля 2021 года.

13 июля 2021 года государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО3 в отношении ПАО «Коммунаровский рудник» был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 11 ст. 8.2 КоАП РФ.

Копии данных документов получены представителем ПАО «Коммунаровский рудник» 23 июля 2021 года в 14 часов 38 минут.Определением от 22 ноября 2021 года назначено время и место рассмотрения дела об административном правонарушении, которая получена представителем ПАО «Коммунаровский рудник» 01 декабря 2021 года.

На основании вышеизложенного, довод заявителя о том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не было извещено о времени и месте рассмотрения дела, что в адрес законного представителя протокол об административном правонарушении и уведомление о времени и месте рассмотрения дела не направлялись, не нашел своего подтверждения.

В соответствии с ч. 11 ст. 8.2 КоАП РФ неисполнение обязанности по проведению мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов производства и потребления и в пределах их воздействия на окружающую среду влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.

Из ч. 3 ст. 12 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» следует, что на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Согласно п. 4 Приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 08 декабря 2020 года №1030 «Об утверждении Порядка проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду» (далее - Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 08 декабря 2020 года №1030) результаты мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду оформляются в виде отчетов, которые составляются лицами, эксплуатирующими данные объекты размещения отходов, в свободной форме и в уведомительном порядке представляются в территориальный орган Росприроднадзора по месту расположения объекта размещения отходов ежегодно в срок до 15 января года, следующего за отчетным.

Как следует из протокола об административном правонарушении и обжалуемого постановления, ПАО «Коммунаровский рудник» эксплуатирует объекты размещения отходов, в частности:

- отвал вскрышных пород карьер «<данные изъяты>», который включен в ГРОРО приказом №479 от 01 августа 2014 года под регистрационным номером 19-00016-Х-00479-010814;

- хвостохранилище II очереди, в котором размещены отходы (хвосты) цианирования серебряных и золотосодержащих (не включен в государственный реестр размещения от ходов).

Хвостохранилище II очереди выполнено по рабочему проекту «II очереди хвостохранилища ЗИФ рудника Коммунар» 1975 года. Новосибирским филиалом «ВНИИпромзолото» 1979 года откорректирован рабочий проект II очереди хвостохранилища ЗИФ рудника Коммунар. Плотина хвостохранилища». В 1992 году выполнен рабочий проект «Реконструкции хвостового хозяйства ЗИФ Коммунаровского рудника. Хвостохранилище» Новосибирским филиалом «ГИНАлмаззолото». В 2004 году НИПЭЦ «Проигидротехника» разработан проект эксплуатации хвостохранилища ОАО «Коммунаровский рудник»на 2004-2008 гг. В 2007 году НИПЭЦ «Проигидротехника» разработан проект эксплуатации хвостохранилища ОАО «Коммунаровский рудник» на 2004-2008 гг. Реконструкция системы оборотного водоснабжения ЗИФ.

ПАО «Коммунаровский рудник» административным органом привлечен к административной ответственности по ч. 11 ст. 8.2 КоАП РФ, в связи с тем, что Программа мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов – Хвостохранилища II очереди и в пределах его воздействия на окружающую среду ПАО «Коммунаровский рудник» не разработана и не утверждена, результаты мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов – Хвостохранилища II очереди и в пределах его воздействия на окружающую среду за 2020 год в виде отчета в административный орган не представлены.

Вместе с тем, в ходе рассмотрения дела, представителем ПАО «Коммунаровский рудник» - ФИО1 представлена Программа мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду (хвостохранилище II очереди). Данная программа утверждена и.о. управляющим директора ПАО «Коммунаровский рудник» ФИО4 01 ноября 2019 года. Также представлен Отчет о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду за 2020 год, объектом размещения отходов является Хвостохранилище II очереди. Данный Отчет утвержден исполняющим обязанности управляющего директора ПАО «Коммунаровский рудник» ФИО4 11 января 2021 года и направлен в Енисейское межрегиональное управление Росприроднадзора 21 января 2021 года. В подтверждение о направлении отчета представитель ПАО «Коммунаровский рудник» представил сопроводительное письмо и копию книги регистрации исходящей документации, из которых следует о направлении отчета 21 января 2021 года исходящий №2154.

В силу ч.ч. 1, 3, 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина; лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность; неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Учитывая требования названной нормы закона, суд приходит к выводу, что ПАО «Коммунаровский рудник» разработана и утверждена программа мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов Хвостохранилища II очереди, а также результаты данного мониторинга за 2020 год в виде отчета направлены в Енисейское межрегиональное управление Росприроднадзора. Направление отчета позже установленного в п. 4 Приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 08 декабря 2020 года №1030 срока, не может являться основанием для привлечения ПАО «Коммунаровский рудник» к административной ответственности за совершение вменяемого правонарушения.

При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии в бездействии ПАО «Коммунаровский рудник» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 11 ст. 8.2 КоАП РФ, а, следовательно, обжалуемое постановление подлежит отмене с прекращением производства по делу.

На основании изложенного, руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7, ст.ст. 30.8-30.9 КоАП РФ, суд, -

РЕШИЛ:

Жалобу представителя ПАО «Коммунаровский рудник» - президента ООО «УК ЮГК» ФИО2 удовлетворить.

Постановление от 09 декабря 2021 года № РХ-ВЗНТ-320-124-21 государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО3 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 11 ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении ПАО «Коммунаровский рудник» – отменить.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 11 ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении ПАО «Коммунаровский рудник», прекратить по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, за отсутствием состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия в течение 10 дней со дня вручения или получения его копии через Ширинский районный суд Республики Хакасия.

Председательствующий Н.А. Лейман