ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-5/2022 от 14.04.2022 Ковдорского районного суда (Мурманская область)

УИД 51RS0003-01-2022-000076-85

Дело № 12-5/2022

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление

об административном правонарушении

г. Ковдор 14 апреля 2022 года

Мурманской области,

ул. Баштыркова, д. 3, корп. 4

Судья Ковдорского районного суда Мурманской области Пак С.Б.,

с участием защитников акционерного общества «Мурманэнергосбыт» Голишникова К.М., Мигачева Ю.А.,

помощника прокурора Ковдорского района Горбатюка О.Н.,

рассмотрев жалобу защитника акционерного общества «Мурманэнергосбыт» Ерёминой Елены Александровны на постановление и.о. начальника отдела по государственному энергетическому надзору по Мурманской области Северо-Западного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от <дд.мм.гг><№> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении акционерного общества «Мурманэнергосбыт»,

установил:

Постановлением и.о. начальника отдела по государственному энергетическому надзору по Мурманской области Северо-Западного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от <дд.мм.гг><№> по делу об административном правонарушении акционерное общество «Мурманэнергосбыт» (далее АО «МЭС», общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Защитник АО «МЭС» Ерёмина Е.А. обратилась в суд с жалобой на данное постановление, считая его вынесенным при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела. Просит постановление по делу об административном правонарушении отменить, производство по делу прекратить. Указала, что между АО «МЭС» и АО «ТЭКОС» заключен договор аренды имущества АО «ТЭКОС», в том числе электрические сети от Ф-15 РУ-6кВ ПС-40А до опоры 2ВЛ-РП-2, от Ф-17 РУ-6кВ ПС-40А до опор 1,2 ВЛ-РП-3, от Ф-29 РУ-5кВ ПС-40А до опоры 2 ВЛ-РП-ф, от Ф-30 РУ-6кВ ПС-40А до опоры 2 ВЛ-РП-3, от Ф-36 РУ-6кВ ПС-40А до опоры 2 ВЛ-РП-2, от Ф-46 РУ-5кВ ПС-40А до опоры 2 ВЛ-РП-1, поэтому именно на собственника арендованного имущества АО «ТЭКОС» возложена обязанность по установлению охранных зон объектов электросетевого хозяйства. АО «МЭС» неоднократно обращалось к собственнику данных объектов (ЛЭП) по вопросу оформления охранных зон.

Правила технической эксплуатации электрических сетей и сетей Российской Федерации, утвержденные приказом Минэнерго Российской Федерации от 19 марта 2003 года №229, не распространяются на объекты строительства, введенные в эксплуатацию в <дд.мм.гг>.

Технический паспорт на линии был передан АО «МЭС» собственником с отсутствием допустимой нагрузки на кабель. В АО «МЭС» информация о технических характеристиках и состоянии линий электропередачи, журнал осмотров кабельных линий и журнал дефектов кабельных линий ведутся в электронном виде. Данные по концевым и соединительным муфтам указаны в контрольных картах кабельных линий, которые являются приложением к паспортам.

Профилактические испытания выполнены в соответствии с РД 34.45-51.300-97 «Объем и нормы испытаний электрооборудования», кабельные линии испытываются 1 раз в 3 года по утвержденному руководителем Филиала годовому плану.

Указанные обстоятельства подтверждаются ответом АО «МЭС» на запрос прокуратуры Ковдорского района Мурманской области от <дд.мм.гг> и были представлены на рассмотрение административного материала, однако им не была дана надлежащая оценка.

В судебном заседании защитники АО «МЭС» Голишников К.М. и Мигачев Ю.А. настаивали на удовлетворении жалобы по тем же основаниям.

Помощник прокурора Ковдорского района Горбатюк О.Н. возражал против удовлетворения жалобы, просил оставить постановление и.о. начальника отдела по государственному энергетическому надзору по Мурманской области Северо-Западного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от <дд.мм.гг><№> без изменения, находя его законным и обоснованным.

Заместитель руководителя Северо-Западного Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору А., представил заявление о рассмотрении жалобы защитника АО «МЭС» без участия представителя Управления, а также письменные возражения, в которых привел основания для привлечения общества к административной ответственности, в удовлетворении жалобы просил отказать.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения жалобы по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушение правил пользования топливом, электрической и тепловой энергией, правил устройства электроустановок, эксплуатации электроустановок, топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок додевяносто суток.

Из представленных материалов дела об административном правонарушении усматривается, что во исполнение поручения прокуратуры Мурманской области по факту возникновения <дд.мм.гг> пожара в месте нахождения электросетевого хозяйства АО «МЭС», АО «Ковдорский ГОК» и ООО «Слюдяная фабрика» и, как следствие, прекращение электроснабжения на объекты, расположенные в г. Ковдор для потребителей электрической энергии, на основании решения прокурора Ковдорского района Мурманской области Седовой Н.В. о проведении проверки <№> от <дд.мм.гг> прокуратурой Ковдорского района Мурманской области проведена проверка соблюдения законодательства об электроэнергетике с участием в ее проведении представителя Северо-Западного Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

На основании анализа представленной АО «МЭС» документации, а также направленной и.о. заместителем руководителя Северо-Западного Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору информации <№> от <дд.мм.гг> год, проверкой выявлены следующие нарушения норм и правил:

1. Не установлена охранная зона кабельных линий электропередачи, что является нарушением п.5 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных, в границах таких зон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации №160 от 24 февраля 2009 года;

2-4. Отсутствует отдельный документ – инвентарная опись всех элементов кабельной линии, не предоставлены акты на монтаж кабельных муфт, результаты измерения сопротивления изоляции, что является нарушением п. 5.8.7, п.5.8.9 Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утвержденных приказом Минэнерго России №229 от 19 июня 2003 года (далее ПТЭ ЭСиС);

5-6. В паспортах кабельных линий не указана допустимая нагрузка на кабель, в паспортах кабельных линий <№>, <№> не указаны сведения о концевых и соединительных муфтах, что является нарушением п.5.8.9 ПТЭ ЭСиС;

7. Не предоставлены документы, подтверждающие осуществление осмотров кабельных линий за <дд.мм.гг>, что является нарушением п. 5.8.12 ПТЭ ЭСиС;

8. Не предоставлены протоколы профилактических испытаний кабельных линий повышенным напряжением постоянного тока в соответствии с нормами испытания электрооборудования от Ф-15 РУ-6кВ ПС-40А до опоры 2ВЛ-РП-2, от Ф-17 РУ-6кВ ПС-40А до опор 1,2 ВЛ-РП-3, от Ф-29 РУ-6кВ ПС-40А до опоры 2 ВЛ-РП-1, от Ф-30 РУ-6кВ ПС-40А до опоры 2 ВЛ-РП-3, от Ф-36 РУ-6кВ ПС-40А до опоры 2 ВЛ-РП-2, от Ф-46 РУ-5кВ ПС-40А до опоры 2 ВЛ-РП-1, что является нарушением п.5.8.21 ПТЭ ЭСиС;

9. Не предоставлен Журнал дефектов и неполадок о выявленных при осмотрах нарушениях на кабельных линиях, что является нарушением п.5.8.12 ПТЭ ЭСиС.

Факт совершения АО «МЭС» административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами: постановлением и.о. прокурора Ковдорского района Б. о возбуждении производства по делу об административном правонарушении от <дд.мм.гг>; решением прокурора Ковдорского района Мурманской области Седовой Н.В. о проведении проверки <№> от <дд.мм.гг>; представленными АО «МЭС» копиями документов, которым дана оценка на предмет относимости, допустимости и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, деяние АО «МЭС», имевшего возможность для соблюдения требований законодательства в области эксплуатации электрических станций и сетей, но не принявшего все зависящие от него меры по их соблюдению, образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Вопреки доводам жалобы, в силу ст.ст. 210, 616 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 года №160, заключенного договора аренды <№> от <дд.мм.гг> о передаче во временное владение и пользование имущества АО «ТЭКОС», в том числе объектов электросетевого хозяйства, АО «МЭС» обязано обратиться в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный энергетический надзор, с заявлением о согласовании границ охранной зоны в отношении отдельных объектов электросетевого хозяйства.

АО «МЭС» является субъектом электроэнергетики, осуществляющим деятельность в сфере электроэнергетики на территории Мурманской области (передача электроэнергии и технологическое присоединение к распределительным электросетям), поэтому обязано соблюдать требования Федерального закона от 26 марта 2003 года №35-ФЗ «Об электроэнергетике», других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации в области электроэнергетики, устанавливающих соответствующие требования к обеспечению надежности электроэнергетических систем, надежности и безопасности объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок. Эксплуатация объектов электросетевого хозяйства, в том числе кабельных линий электропередачи, должна быть организована с условием выполнения всех требований ПТЭ ЭСиС, в том числе осуществлять систематический контроль за организацией эксплуатации энергообъектов (п.1.5.7 и п.5.8.1 ПТЭ ЭСиС).

Согласно п.5.8.9 ПТЭ ЭСиС каждая кабельная линия должна иметь паспорт с указанием основных данных по линии, а также архивную папку с документацией по п.5.8.9 настоящих Правил.

В представленных АО «МЭС» в прокуратуру Ковдорского района копиях паспортов кабельных линий не была указана величина допустимой нагрузки на кабель. При рассмотрении дела об административном правонарушении АО «МЭС» были представлены копии паспортов кабельных линий с указанием величины допустимой нагрузки на кабель, что было учтено должностным лицом при рассмотрении дела в качестве обстоятельства, смягчающего административную ответственность.

В предоставленных обществом копиях паспортов на КЛ6кВ ПС-40А Ф15, Ф36, Ф30, Ф37, Ф29, Ф46 сведения о кабельных муфтах (концевых, соединительных) не внесены в соответствующий раздел на 2 странице.

Представленные обществом выписка из журнала технического осмотра строительных конструкций ЛЭП 10-6-0,4кВ №1, а также выписка ежедневных заданий не могут подтверждать требование проводить осмотры кабельных линий и сроки осмотров кабельных линий, установленных п.5.8.12 ПТЭ ЭСиС за <дд.мм.гг>, так как кабельная линия электропередачи не является частью здания или сооружения, выполняющая определенные несущие, ограждающие и (или) эстетическиефункции (ГОСТ 24291-90 «Электрическая часть элелктростанции и электрической сети.Термины и определения», п.24 ч.2 ст.2 Федерального закона от 30 декабря 2009 года №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»). Целью осмотра строительных конструкций является обеспечение безопасности здания или сооружения в процессе эксплуатации, а не обеспечение безопасной эксплуатации кабельных линий как части электрических сетей. При рассмотрении дела журнал осмотров кабельных линий не предоставлен.

Согласно п.5.8.21 ПТЭ ЭСиС кабельные линии должны периодически подвергаться профилактическим испытаниям повышенным напряжением постоянного тока в соответствии с объемом и нормами испытаний электрооборудования.

В представленных АО «МЭС» копиях протоколов испытаний изоляции кабеля повышенным напряжением отсутствуют сведения, что все кабельные линии периодически подвергаются профилактическим испытаниям повышенным напряжением постоянного тока в соответствии с объемом и нормами испытаний электрооборудования (отсутствуют сведения об испытании кабеля, проложенного от Ф-15 ГПП-40А до оп. 2 ВЛ-РП-2, от Ф-29 ГПП-40А до оп. «ВЛ-РП-1, от Ф-30 ГПП-40А до оп. 2 ВЛ-РП-3, от Ф-36 ГПП-40А до оп. 2 ВЛ-РП-2, от Ф-46 ГПП-40А до оп. 2 ВЛ-РП-1, при этом в протоколе <№> технические данные по испытываемым кабелям не соответствуют Паспорту комплекса, Ф-37 ГПП-40А до оп. 2 ВЛ-РП-3).

Представленный обществом журнал технического осмотра строительных конструкций ЛЭП 10-6-0,4кВ №1 не может подменять журнал дефектов и неполадок, предусмотренный п. 5.8.12 ПТЭ ЭСиС.

Доводы жалобы не нашли своего подтверждения в представленных документах, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в обжалуемом постановлении, и не ставят под сомнение наличие в действиях общества объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановление о привлечении АО «МЭС» к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Административное наказание назначено АО «МЭС» минимальное, предусмотренное санкцией статьи 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь статьями 30.3, 30.6, 30.7, 30.8, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

Постановление и.о. начальника отдела по государственному энергетическому надзору по Мурманской области Северо-Западного Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от <дд.мм.гг><№>, вынесенное в отношении акционерного общества «Мурманэнергосбыт» по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставить без изменения, жалобу защитника акционерного общества «Мурманэнергосбыт» Ерёминой Елены Александровны без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья С.Б. Пак