Дело №12-5/2022
УИД: 21RS0020-01-2022-000016-17
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу
об административном правонарушении
17 февраля 2022 года село Яльчики
Судья Яльчикского районного суда Чувашской Республики Викторов А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Яльчикского районного суда Чувашской Республики жалобу директора общества с ограниченной ответственностью «ДПМК Яльчикское» ФИО1 на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Татарстан, Республике Марий Эл и Чувашской Республике Волжско-Камского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО2 № от ДД.ММ.ГГ по делу № о привлечении юридического лица-общества с ограниченной ответственностью «ДПМК Яльчикское» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Проверив законность и обоснованность вынесенного постановления, судья,
установил:
постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Татарстан, Республике Марий Эл и Чувашской Республике Волжско-Камского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО2 (далее Госинспектор межрегионального Управления, Управление) № от ДД.ММ.ГГ юридическое лицо - общество с ограниченной ответственностью «ДПМК Яльчикское» (далее ДПМК Яльчикское, Общество) привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотрен-ного ст.8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Из материалов административного дела следует, что в связи с исполнением поручения заместителя Председателя Правительства РФ В.В. Абрамченко от ДД.ММ.ГГ№ о проведении внеплановых выездных проверок соблюдения требований природоохранного законодательства при реализации мероприятий в целях достижения показателей «Ликвидированы все выявленные на ДД.ММ.ГГ несанкционированные свалки в границах городов», «Ликвидированы наиболее опасные объекты накопленного экологического вреда» федерального проекта «Чистая страна» национального проекта «Экология» Управлением в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ была проведена внеплановая выездная проверка соблюдения ДПМК Яльчикское требований в области охраны окружающей среды и земельного законодательства, при осуществлении работ по рекультивации земельного участка, нарушенного при размещении свалки твердых коммунальных отходов (далее ТКО) в с. Яльчики Яльчикского района Чувашской Республики, расположенного в 0,6 км севернее с. Яльчики Яльчикского района и в 50-60 м северо-восточнее кирпичного завод (ООО ...») проводимых с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ.
Согласно Территориальной схеме в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с ТКО Чувашской Республики, Яльчикская свалка ТКО признана не пригодной для дальнейшей эксплуатации, и соответственно подлежащей первоочередному закрытию с последующей рекультивацией в 2020.
Номер и дата приказа о включении в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде (ГРОНВОС) № от ДД.ММ.ГГ.
Администрация Яльчикского района (Заказчик) и ДПМК ФИО3 ГГ заключили муниципальный контракт №, предметом которого, является рекультивация земельного участка, нарушенного при размещении свалки ТКО в с. Яльчики Яльчикского района Чувашской Республики, в соответствии с проектной документацией.
По окончании работ по рекультивации составлен акт приемки законченного строительством объекта от ДД.ММ.ГГ по типовой межотраслевой форме №, утвержденной постановлением Госкомстата России от ДД.ММ.ГГ№а, подписанный директором ДПМК Яльчикское ФИО1, главой администрации Яльчикского района Чувашской Республики ФИО4 и ИП ФИО (строительный контроль).
Согласно ч.2 ст.16.4 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее Закон об охране окружающей среды) отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год.
На основании ч.9 ст.16.4 Закона об охране окружающей среды порядок представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и её форма устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Порядок представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и её форма установлены Приказом Минприроды России от 09.01.2017 №3 «Об утверждении Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы» (далее Порядок).
Согласно п.2 Порядка декларация о плате представляется лицами, обязанными вносить плату, не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным.
ДПМК Яльчикское уточненную (с учетом выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников) Декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 представило в Управление только ДД.ММ.ГГ, то есть в нарушение установленных сроков.
В связи с допущенным нарушением, постановлением госинспектора межрегионального Управления № от ДД.ММ.ГГ юридическое лицо - ДПМК Яльчикское привлечено к административной ответственности по ст.8.5 КоАП РФ, за сокрытие или искажение экологической информации за негативное воздействие на окружающую среду за 2020.
Дело рассмотрено должностным лицом-госинспектором межрегионального Управления в отсутствие представителя юридического лица, привлекаемого к административной ответственности. От директора ДПМК Яльчикское ФИО1 поступило ходатайство о рассмотрении административного дела без его участия.
Не согласившись с данным постановлением должностного лица, представитель ДПМК Яльчикское, обжаловал ее, считает незаконным и просит постановление Госинспектора межрегионального Управления № от ДД.ММ.ГГ отменить и производство по делу прекратить. А также им заявлено ходатайство о восстановлении срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении.
Юридическое лицо, привлекаемое к административной ответственности ДПМК Яльчикское, извещался о месте и времени судебного разбирательства в назначенное время участия своего представителя в судебном заседании не обеспечило. Согласно письменного заявления директор ДПМК Яльчикское жалобу на постановление поддерживает и просил рассмотреть дело без их участия.
Разрешая ходатайство представителя ДПМК Яльчикское о восстановлении срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении судья исходит из следующего.
Порядок подачи жалоб, принесения протестов на постановления (решения) по делам об административных правонарушениях и пересмотра таких постановлений (решений) установлен главой 30 КоАП РФ.
Согласно ст.ст.30.1-30.9 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано в суд по месту рассмотрения жалобы, в течение 10 суток с момента вручения (получения) копии постановления по делу об административном правонарушении.
В соответствии с ч.2 ст.30.3 КоАП РФ, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.
В соответствии с ч.2 ст.29.11 КоАП РФ копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку физическому лицу, или законному представителю физического лица, или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе либо высылается указанным лицам по почте заказным почтовым отправлением в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.
Из материалов дела следует, что обжалуемое постановление госинспектора межрегионального Управления № от ДД.ММ.ГГ было выслано в адрес юридического лица, привлеченного к административной ответственности ДПМК Яльчикское через почтовую организацию ДД.ММ.ГГ, которое согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором №, получено адресатом ДД.ММ.ГГ.
Следовательно, в силу приведенных норм КоАП РФ срок обжалования постановления должностного лица, лицом, привлеченным к административной ответственности ДПМК Яльчикское, истекал ДД.ММ.ГГ.
Вместе с тем, жалоба на вышеуказанное постановление должностного лица от ДПМК Яльчикское в адрес Яльчикского районного суда Чувашской Республики поступила ДД.ММ.ГГ, то есть до истечения срока обжалования.
Следовательно, лицом подавшим жалобу на постановление должностного лица, срок обжалования не пропущен и необходимости в восстановлении срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении не имеется.
На основании ч.3 ст.30.6 КоАП РФ судья не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (ч.1 ст.46 Конституции РФ).
Согласно ч.1 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответствен-ности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности в соответствии с ч.1 ст.1.6 КоАП РФ, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, в производстве которого находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонару-шении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта.
Статьей 2.1 КоАП РФ предусмотрено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Статьей 8.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, влечет наложение администра-тивного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Объективную сторону рассматриваемого административного правонарушения образуют деяния (действия или бездействие), заключающиеся в сокрытии, умышленном искажении или несвоевременном сообщении информации, содержащейся в декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно Закону об охране окружающей среды плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками; сбросы загрязняющих веществ в водные объекты; хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов) (ст.16).
Плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйст-венную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории (ст.16.1).
Отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год (ч.2 ст.16.4).
Плата за негативное воздействие на окружающую среду, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном статьей настоящего Федерального закона, с учётом корректировки её размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом (ч.3 ст.16.4).
Лица, обязанные вносить плату, не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным периодом, представляют в уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти по месту нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду (ч.8 ст.16.4).
Порядок представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и её форма устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ч.9 ст.16.4).
Согласно п.2 Порядка декларация о плате представляется лицами, обязанными вносить плату, не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным.
На основании п.4 Порядка, декларация о плате формируется лицами, обязанными вносить плату, путем использования электронных сервисов, в том числе предоставляемых Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.
При годовом размере платы за предыдущий отчетный период равном или менее 25 тысяч рублей лица, обязанные вносить плату, вправе представлять декларацию о плате на бумажном носителе в одном экземпляре с обязательным представлением копии на электронном носителе, сформированной путем использования электронных сервисов, указанных в пункте 4 настоящего Порядка, за исключением случаев, установленных п.6 настоящего Порядка, которым установлено, что в случае отсутствия у лица, обязанного вносить плату, технической возможности подключения к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» декларация о плате предоставляется на бумажном носителе.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что при проведении внеплановой выездной проверки в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ соблюдения ДПМК Яльчикское требований в области охраны окружающей среды и земельного законодательства, при осуществлении работ по рекультивации земельного участка, нарушенного при размещении свалки твердых коммунальных отходов (далее ТКО) в с. Яльчики Яльчикского района Чувашской Республики, расположенного в 0,6 км севернее с. Яльчики Яльчикского района и в 50-60 м. северо-восточнее кирпичного завод (ООО ...») проводимых с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ было установлено, что ДПМК Яльчикское, расположенный по адресу: <...> включено в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства как среднее предприятие, которым в Минприроды Чувашии ДД.ММ.ГГ представлена Декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 в сумме 6054,86 рублей, согласно платежному поручению № от ДД.ММ.ГГ в нарушение требований Закона об охране окружающей среды вместо по сроку уплаты - ДД.ММ.ГГ.
Факт правонарушения и вина ДПМК Яльчикское в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.5 КоАП РФ подтверждаются совокупностью доказательств в представленном материале, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывает:
протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГ, в котором изложено существо правонарушения, выявленное в ходе проведения внеплановых выездных проверок соблюдения требований природоохранного законодательства при реализации мероприятий в целях достижения показателей «Ликвидированы все выявленные на ДД.ММ.ГГ несанкционированные свалки в границах городов», «Ликвидированы наиболее опасные объекты накопленного экологического вреда» федерального проекта «Чистая страна» национального проекта «Экология»;
решением о проведении внеплановой выездной проверки от ДД.ММ.ГГ№;
актом внеплановой выездной проверки от ДД.ММ.ГГ, в котором подробно описаны виды работ проводимых Подрядчиком и их соответствие проектной документации и перечень выявленных нарушений, с приложенной фототаблицей.
Таким образом, должностное лицо обоснованно пришел к выводу, что ДПМК Яльчикское совершено административное правонарушение, выразившееся в нарушении требований земельного законодательства РФ, ответственность за которое предусмотрена ст.8.5 КоАП РФ.
Доказательства, положенные в обоснование вывода о виновности ДПМК Яльчикское в совершении указанного административного правонарушения, последовательны, находятся в достаточном соответствии друг с другом, полно и объективно отражают событие правонарушения и подтверждают вину, а потому обоснованно признаны достоверными относительно обстоятельств правонарушения и имеющими доказательственную силу. С учетом всестороннего, полного и непосредственного исследования с соблюдением положений ст.26.11 КоАП РФ дана объективная правовая оценка.
Частью 2 ст.2.1 КоАП РФ определено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
ДПМК Яльчикское, имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению, в связи с чем, обоснованно привлечено к административной ответственности по ст.8.5 КоАП РФ.
Действия юридического лица квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями КоАП РФ.
При изложенных обстоятельствах утверждения представителя ДПМК Яльчикское в жалобе о том, что ДПМК Яльчикское принял объект при закрытом теле с щебнем, в связи и с чем, представление декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду нет необходимости, судья находит несостоятельными.
Несогласие с правовой оценкой установленных должностным лицом обстоятельств, основанием к отмене принятого по делу постановления должностного лица не является.
Нарушений норм процессуального закона, влекущих безусловную отмену состоявшегося по делу постановления должностного лица, в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Постановление о привлечении ДПМК Яльчикское к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Оснований к прекращению производства по делу об административном правонарушении в отношении ДПМК Яльчикское, предусмотренных ст.2.9 и 24.5 КоАП РФ, по делу не усматривается.
Дело рассмотрено с соблюдением правил подсудности в соответствии с требованиями ст.29.5 КоАП РФ.
При назначении административного наказания должностному лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч.3.2 ст. 4.1 КоАП РФ).
Согласно ст.3.1 КоАП РФ административное наказание применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Конкретные обстоятельства, связанные с совершением административного правонарушения, подлежат оценке в соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности.
Неустранимых сомнений, которые в силу ст.1.5 КоАП РФ должны быть истолкованы в пользу ДПМК Яльчикское, не усматривается.
Наказание назначено в соответствии с положениями статьей 3.5, 3.8, 4.1 КоАП РФ с учетом характера совершенного административного правонарушения, личности правонарушителя, отсутствия смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств в пределах минимальной санкции ст.8.5 КоАП РФ.
Невозможность применения положений ч.2 ст.3.4 КоАП РФ должностным лицом обосновано.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену состоявшегося по делу постановления по иным основаниям, в ходе производства по настоящему делу должностным лицом при вынесении обжалуемого постановления по делу об административном правонарушении допущено не было, порядок привлечения к административной ответственности соблюден.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Татарстан, Республике Марий Эл и Чувашской Республике Волжско–Камского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО2 № от ДД.ММ.ГГ по делу № об административном правонарушении в отношении юридического лица - общества с ограниченной ответственностью «ДПМК Яльчикское» (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставить без изменения, а жалобу ДМПК Яльчикское - без удовлетворения.
В соответствии с требованиями п.1 ст.30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях данное решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии, через Яльчикский районный суд Чувашской Республики
Судья А.А. Викторов
Решение24.02.2022