ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-5/2022 от 26.01.2022 Саянского городского суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

дело № 12-5/2022

26.01.2022 г.Саянск

Судья Саянского городского суда Иркутской области Курдыбан В.В., рассмотрев жалобу ФКУ ИК-32 ОУХД ГУФСИН России по Иркутской области на постановление главного специалиста-эксперта отдела государственного надзора в области обращения с отходами и охраны атмосферного воздуха Межрегионального управления Росприроднадзора по <адрес изъят> и Байкальской природной территории, государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Иркутской области, а также Республике Бурятия в границах центральной экологической зоны и экологической зоны атмосферного влияния Байкальской природной территории Боровицкой О.М. № Э-773 (СЗ-1555) от 22.11.2021 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.5.1 КоАП РФ, в отношении ФКУ ИК-32 ОУХД ГУФСИН России по Иркутской области,

установил:

постановлением № Э-773 (СЗ-1555) от 22.11.2021, вынесенным главным специалистом-экспертом отдела государственного надзора в области обращения с отходами и охраны атмосферного воздуха Межрегионального управления Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории, государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Иркутской области, а также Республике Бурятия в границах центральной экологической зоны и экологической зоны атмосферного влияния Байкальской природной территории Боровицкой О.М., ФКУ ИК-32 ОУХД ГУФСИН России по Иркутской области признано виновным в совершении административного правонарушения по ч. 1 ст. 8.5.1 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 70000 рублей.

Исходя из доводов жалобы, заявитель полагает, что административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение. В связи с отсутствием вреда и наступления каких-либо последствий, и, учитывая тот факт, что административное правонарушение не представляет существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, а также то обстоятельство, что ФКУ ИК-32 ОУХД ГУФСИН России по Иркутской области впервые привлекается к административной ответственности за административное правонарушение в области охраны окружающие среды и природопользования, обжалуемое постановление подлежит отмене с прекращением производства по делу ввиду малозначительности административного правонарушения.

В судебном заседании представитель заявителя Турмасов В.С., действующий на основании доверенности, поддержал доводы жалобы, просил отменить постановление № Э-773 (СЗ-1555) от ДД.ММ.ГГГГ, вынести новое постановление по делу, заменить административное наказание в виде административного штрафа предупреждением.

Представитель Межрегионального управления Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории Прокопьева Е.С., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в свое отсутствие.

Главный специалист-эксперт отдела государственного надзора в области обращения с отходами и охраны атмосферного воздуха Межрегионального управления Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории, государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Иркутской области, а также Республике Бурятия в границах центральной экологической зоны и экологической зоны атмосферного влияния Байкальской природной территории Боровицкая О.М., просила рассмотреть дело в ее отсутствие, представила отзывы на жалобу, которые приобщены к материалам дела.

Согласно п. 2 ст. 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Суд, изучив доводы жалобы, выслушав представителя заявителя, проверив дело в полном объеме в соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ, пришел к следующему.

В силу ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в частности, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Как следует из материалов административного дела, Отделом бухгалтерского, финансового, административно-хозяйственного обеспечения и администрирования платежей Межрегионального управления Росприроднадзора по Иркутское области и Байкальской природной территории, для принятия мер в рамках правового реагирования представлена информация (СЗ-1555 от 23.07.2021), согласно которой ФКУ ИК-32 ОУХД ГУФСИН России по Иркутской области не представило в Межрегиональное управление Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории (далее - Управление) отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров (далее - отчетность), декларацию о количестве выпущенных в обращение на территории РФ готовых товаров, в том числе упаковки, подлежащих утилизации (далее - декларация) за 2020 год.

Постановлением Правительства РФ от 03.12.2020 № 2010 утверждены Правила представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров (далее - Правила), в соответствии с которыми установлены порядок, форма и сроки представления отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров (далее соответственно - отчетность, нормативы утилизации, отходы) производителями товаров, импортерами товаров, а также осуществление учета и контроля выполнения установленных нормативов утилизации в отношении отходов от использования товаров, произведенных на территории Российской Федерации или ввезенных в Российскую Федерацию.

В соответствии с с пунктом 4 Правил, отчетность представляется:

а) производителями товаров в отношении:

товаров, произведенных на территории Российской Федерации и упаковки товаров, произведенных на территории Российской Федерации;

б) импортерами товаров в отношении: товаров, ввезенных из государств - членов Евразийского экономического союза; товаров, импортированных из третьих стран в Российскую Федерацию и прошедших соответствующие таможенные операции; упаковки товаров, ввезенных из государств - членов Евразийского экономического союза; упаковки товаров, импортированных из третьих стран в Российскую Федерацию и прошедших соответствующие таможенные операции.

Пунктом 5 Правил предусмотрено, что отчетность представляется в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования по форме согласно приложению в форме электронного документа, подписанного простой электронной подписью, посредством информационно-телекоммуникационных сетей с использованием электронных сервисов системы учета отходов от использования товаров, предусмотренной Правилами создания, эксплуатации и модернизации единой государственной информационной системы учета отходов от использования товаров, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. N 1520 "О единой государственной информационной системе учета отходов от использования товаров" (далее - система учета отходов).

В силу пункта 12 Правил, отчетность представляется до 1 апреля года, следующего за отчетным.

Согласно Правилам, при подаче отчетности в форме электронного документа, подписанного простой электронной подписью, путем использования электронных сервисов системы учета отходов дополнительное представление отчетности на бумажном носителе не требуется.

В случае отсутствия возможности подачи отчетности в форме электронного документа, подписанного простой электронной подписью, отчетность представляется на бумажном носителе в одном экземпляре с обязательным представлением копии на электронном носителе, сформированной с использованием электронных сервисов системы учета отходов, которые предоставляются Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в соответствии с пунктом 9 настоящих Правил, посредством почтового отправления с описью вложения и уведомлением о вручении или лично, а также через представителя или курьером:

производителем товаров - в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту государственной регистрации производителя;

импортером товаров, ассоциацией, российским экологическим оператором - в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования.

В случае если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель одновременно являются производителями товаров и импортерами товаров, отчетность представляется в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования.

Датой приема отчетности в форме электронного документа считается дата ее отправления через электронные сервисы системы учета отходов.

Датой приема отчетности на бумажном носителе в одном экземпляре с обязательным представлением копии на электронном носителе, сформированной с использованием электронных сервисов системы учета отходов, считается дата уведомления о вручении при направлении посредством почтового отправления либо дата проставления отметки о получении Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (ее территориальным органом) при представлении лично, а также через представителя или курьером.

Согласно п. 3 ст. 24.2 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", производители, импортеры товаров обеспечивают утилизацию отходов от использования товаров самостоятельно.

В соответствии с п. 9 ст. 24.2 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" обязанность производителя, импортера товаров по их утилизации считается исполненной: со дня представления отчетности, подтверждающей выполнение нормативов утилизации либо со дня уплаты экологического сбора.

В соответствии с п. 17 ст. 24.2 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", отчетность о выполнении нормативов утилизации за истекший календарный год представляется в срок до 1 апреля в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.

Установлено, что ФКУ ИК-32 ОУХД ГУФСИН России по Иркутской области не представлена отчетность о выполнении норматива утилизации отходов от использования товаров за отчетный 2020 год, однако в соответствии с декларацией о количестве выпущенных товаров за 2019 год ФКУ ИК-32 ОУХД ГУФСИН России по Иркутской области указано количество товара, упаковки товара:

- по группе № 3 «спецодежда» всего - 4620 кг;

- по группе № 49 «упаковка полимерная» - 597 кг;

- по группе № 50 «упаковка из гофрированного картона» - 3000 кг.

Следовательно, в срок до 01.04.2021 ФКУ ИК-32 ОУХД ГУФСИН России по Иркутской области, являясь плательщиком экологического сбора, обязано было направить в Межрегиональное управление Федеральной службы в сфере надзора природопользования по Иркутской области отчет о выполнении норматива утилизации отходов от использования товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств за 2020 год, что не оспаривается заявителем жалобы.

Однако указанный отчет был направлен в уполномоченный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования 25.01.2022, то есть с нарушением срока.

В отзыве должностного лица указано, что данные в отчетности неверные, не соответствуют сведениям, указанным в декларации о количестве выпущенных в обращение на территории РФ товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств в 2019 году. Расчет экологического сбора по состоянию на 26.01.2022 не предоставлен.

В соответствии с п. 29 постановления Правительства РФ от 03.12.2020 № 2010 за непредставление (несвоевременное представление) отчетности, а также за представление недостоверных сведений в отчетности производители товаров, импортеры товаров, ассоциации, российский экологический оператор несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, ФКУ ИК-32 ОУХД ГУФСИН России по Иркутской области нарушен порядок представления отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров или деклараций о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год, выразившиеся в непредставлении отчетности о выполнении нормативов утилизации за 2020 год, что является нарушением п. 17 ст. 24.2 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", п. 12 Правил представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.12.2020 № 2010.

Обстоятельства правонарушения подтверждаются: протоколом об административном правонарушении № Э-773 (СЗ-1555) от 22.12.2021, служебной запиской о непредоставлении в Росприроднадзор отчетности ФКУ ИК-32 ОУХД ГУФСИН России по Иркутской области о выполнении норматива утилизации отходов от использования товаров от 23.07.2021; декларацией о количестве выпущенных в обращение на территории РФ товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории РФ за 2019 год; декларацией о количестве выпущенных в обращение на территории РФ товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории РФ за 2020 год.

Административное правонарушение заключается в нарушении ФКУ ИК-32 ОУХД ГУФСИН России по Иркутской области порядка представления отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров или декларации о количестве выпущенных в обращении на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации, так как юридическое лицо своими действиями (бездействиями) нарушило требования ст. 24.2 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".

Постановлением Управления о назначении административного наказания от 22.11.2021 № Э-773 (СЗ-1555) юридическое лицо - ФКУ ИК-32 ОУХД ГУФСИН России по Иркутской области привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.5.1 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 70000 рублей.

В силу статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению обстоятельства, в частности: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения.

В соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Правовая возможность исполнения существующей обязанности определяется отсутствием объективных препятствий для выполнения указанных обязанностей, то есть обстоятельств, не зависящих от воли обязанного лица. Постановлением Конституционного Суда РФ от 27.04.2001 № 7-П подобные обстоятельства квалифицируются как чрезвычайные, объективно непредотвратимые обстоятельства и другие непредвиденные, непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля обязанных лиц, при соблюдении ими той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от них в целях надлежащего исполнения возложенных обязанностей.

Указанных выше обстоятельств из представленных материалов не установлено.

ФКУ ИК-32 ОУХД ГУФСИН России по Иркутской области, имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 26.2 КоАП РФ доказательством по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, которые устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Согласно ст. 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Фактические обстоятельства дела и виновность ФКУ ИК-32 ОУХД ГУФСИН России по Иркутской области в совершении правонарушения подтверждены совокупностью доказательств, достоверность, допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении № Э-773 (СЗ-1555) от 22.12.2021, служебной запиской о непредоставлении в Росприроднадзор отчетности ФКУ ИК-32 ОУХД ГУФСИН России по Иркутской области о выполнении норматива утилизации отходов от использования товаров от 23.07.2021; декларацией о количестве выпущенных в обращение на территории РФ товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории РФ за 2019 год; декларацией о количестве выпущенных в обращение на территории РФ товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории РФ за 2020 год.

При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств должностным лицом установлены все юридически значимые обстоятельства совершенного административного правонарушения.

Доказательства оценены должностным лицом по правилам ст. ст. 26.11 КоАП РФ на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности. С оценкой доказательств как относимых, допустимых и достаточных для разрешения дела по существу следует согласиться.

Обстоятельства, подлежащие в силу ст.26.1 КоАП РФ выяснению по делу об административном правонарушении, установлены. Состав административного правонарушения описан в соответствии с диспозицией ч.1 ст.8.5.1 КоАП РФ, указано, в чем выразилось правонарушение.

Проверка законности и обоснованности постановления административного органа показывает, что вывод о совершении ФКУ ИК-32 ОУХД ГУФСИН России по Иркутской области административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.5.1 КоАП РФ, основывается на доказательствах, которые были всесторонне и полно исследованы и оценены административным органом в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ.

Нарушений порядка привлечения к административной ответственности и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, судом не установлено.

Процедура привлечения к административной ответственности соблюдена, процессуальных нарушений со стороны административного органа не установлено.

Доказательств, подтверждающих, что ФКУ ИК-32 ОУХД ГУФСИН России по Иркутской области приняты зависящие от него меры по соблюдению положений требований действующего законодательства об охране окружающей среды материалы дела не содержат, ссылок на такие доказательства также не содержат и доводы поданной жалобы, тогда как возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, у него имелась, что свидетельствует о его вине. Направление в уполномоченный орган отчетности о выполнении норматива утилизации отходов от использования товаров, содержащей недостоверные сведения в периоде, за который она была подана, свидетельствует о ненадлежащем исполнении юридическим лицом возложенных на него законом обязанностей.

Доводы заявителя не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого постановления, поскольку доводы жалобы направлены на переоценку установленных должностным лицом фактических обстоятельств дела и доказательств, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, и не ставят под сомнение законность собранных по делу доказательств состоявшегося по делу об административном правонарушении постановления.

Несогласие заявителя с оценкой установленных должностным лицом обстоятельств и собранных по делу доказательств основанием к отмене принятого постановления не является.

Согласно ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания учитывается характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Согласно постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", при решении вопроса о назначении вида и размера административного наказания необходимо учитывать, что КоАП РФ допускает возможность назначения административного наказания лишь в пределах санкций, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение с учетом характера совершенного правонарушения, личности виновного, имущественного положения правонарушителя, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность.

Согласно ч. 1 ст. 8.5.1 КоАП РФ непредставление или несвоевременное представление отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров или деклараций о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от семидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

Административное наказание назначено в пределах санкции части 1 статьи 8.5.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в минимальном размере - 70000 рублей, согласуется с его предупредительными целями (ст.3.1 КоАП РФ), соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности. При этом необходимо учесть, что ФКУ ИК-32 ОУХД ГУФСИН России по Иркутской области назначено минимальное наказание, предусмотренное санкцией ч.1 ст.8.5.1 КоАП РФ, которое является справедливым, соразмерным содеянному и отвечает целям административного наказания, установленным ст.3.1 КоАП РФ.

При назначении наказания учтены данные о юридическом лице, а также характер совершенного им административного правонарушения.

Исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, предусмотренных ч.3.2 КоАП РФ не усматривается.

Согласно части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ замена административного наказания в виде административного штрафа предупреждением возможна некоммерческим организациям, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

В соответствии частью 2 статьи 3.4 указанного Кодекса предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Статьей 39 Федерального закона от 10 января 2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусмотрено, что юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, в том числе обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ.

Суд исходит из того, что при проведении проверки был установлен факт возникновения угрозы причинения вреда окружающей среде в результате допущенного заявителем бездействия в части невыполнения требований о своевременном предоставлении отчетности о выполнении норматива утилизации отходов от использования товаров за 2020 год.

Состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.5.1 КоАП РФ, является формальным и не предусматривает в качестве обязательного условия наступление последствий, в связи с чем, отсутствие вреда и не наступление в результате допущенных нарушений последствий само по себе не свидетельствует в том числе о малозначительности деяния.

В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

При этом необходимо иметь в виду, что с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения.

В данном случае угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, установленных законодательством, посягательством на установленный принцип охраны окружающей среды и природопользования.

Правоотношения в данном случае возникают в области охраны окружающей среды, что указывает на наличие общественной опасности совершенного правнарушения.

Административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 8.5.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок регулирования общественных отношений, возникающих при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, и содержит существенную угрозу охраняемым общественным отношениям в части реализации конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.

Таким образом, несоблюдение и нарушение требований нормативных правовых актов, касающихся вопросов экологии и охраны окружающей среды не может быть отнесено к малозначительным правонарушениям.

Учитывая, что по делу не установлено существенных нарушений требований КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении, оснований для отмены или изменения постановления должностного лица не имеется.

В соответствии со ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение, в том числе и об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд

решил:

постановление главного специалиста-эксперта отдела государственного надзора в области обращения с отходами и охраны атмосферного воздуха Межрегионального управления Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории, государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Иркутской области, а также Республике Бурятия в границах центральной экологической зоны и экологической зоны атмосферного влияния Байкальской природной территории Боровицкой О.М. в отношении ФКУ ИК-32 ОУХД ГУФСИН России по Иркутской области оставить без изменения, жалобу ФКУ ИК-32 ОУХД ГУФСИН России по Иркутской области без удовлетворения.

Жалоба на решение может быть подана в Иркутский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья В.В.Курдыбан