№12-5/2022
РЕШЕНИЕ
г. Павловск 28 февраля 2022 года
Судья Павловского районного суда Воронежской области Самойлова Л.В.,
с участием: старшего государственным инспектора Верхнедонского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов ФИО1,
рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Ремстрой» на постановление старшего государственного инспектора Верхнедонского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов № 156/11/ПЛ/1 от 15.12.2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.48 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением старшего государственного инспектора Верхнедонского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов № 156/11/ПЛ/1 от 15.12.2021 г. ООО «Ремстрой» привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.48 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Согласно постановлению № 156/11/ПЛ/1 от 15.12.2021 г. ООО «Ремстрой» 4.06.2021 г. в 14 час. 10 мин. осуществляло деятельность, оказывающую неблагоприятное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, без согласования с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства, а именно: юридическое лицо - ООО «Ремстрой» осуществляло хозяйственную деятельность по благоустройству пляжа и прибрежной зоны р. Богучарка вблизи ул. 25 Октября и пер. Кузнецова в г. Богучар Воронежской области. На территории пляжа расположены строительные материалы (доски и винтовые сваи), проведены земляные работы с последующим размещением отвалов грунта (верхний плодородный слой земли) в 30 метрах от береговой линии р. Богучарка, а также проведены земляные работы с последующим размещением отвалов грунтов в водоохранной зоне р. Богучарка, забетонирована площадка размером 7,6 на 3м на расстоянии 41 метре от береговой линии р. Богучарка, без согласования с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.
Нарушены абз. 2 ст. 22 Федерального закона «О животном мире» № 52-ФЗ от 24.04.1995г., ч. 1 и 2 ст. 50 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» № 166-ФЗ от 20.12.2004г.
Не согласившись с вынесенным постановлением, ООО «Ремстрой» обратилось в суд с жалобой, в которой указывает, что считает постановление незаконным и необоснованным, просит постановление отменить, производство по делу прекратить.
В обоснование указывает, что по результатам электронного аукциона между Администрацией городского поселения – город Богучар Богучарского района Воронежской области и Обществом с ограниченной ответственностью «Ремстрой» 17.03.2021 г. заключен муниципальный контракт № 0131300032321000003-01 на выполнение работ по благоустройству пляжа и прибрежной зоны в г. Богучаре Воронежской области.
Администрация в рамках Муниципального контракта выступает – муниципальным заказчиком, который передает подрядчику проектно-сметную документацию (п. 4.1.2 Муниципального контракта), а Подрядчик осуществляет выполнение работ в строгом соответствии с проектно-сметной документацией (п. 1.1 Муниципального контракта).
Согласно п. 3.3 Разрешения на строительство № 36-503101-387-2021 от 16.04.2021г. разработчиком проектной документации является ООО «Стройпроект», г. Россошь. Проектно-сметная документация получила положительное заключение государственной экологической экспертизы № 21 от 16.02.2021г. от ООО «Региональный Центр Ценообразования в Строительстве» (п. 2 разрешения на строительство).
Учитывая, что строительство в рамках Муниципального контракта осуществлялось по проектной документации, переданной Заказчиком, у Подрядчика отсутствуют право и обязанность по разработке мер по сохранению водных биологических ресурсов, а также согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства территориального планирования, градостроительного зонирования, планировке территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства внедрение новых технологических процессов или осуществление иной деятельности, оказывающей неблагоприятное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания.
ООО «Ремстрой» считает, что в материалах дела отсутствует событие административного правонарушения и вина общества в совершении вменяемого административного правонарушения.
По условиям муниципального контракта, проектная документация разрабатывается заказчиком самостоятельно в соответствии с положениями Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 5.04.2013г. № 44-ФЗ и действующим законодательством РФ.
Спорное согласование – это процедура проверки проектной документации, разработанной по заданию заказчика привлеченным им лицом – ООО «Стройпроект». Вместе с тем заключением Азово-Черноморского территориального управления Федерального агентства по рыболовству № 7462 от 25.05.2021г. отказано в согласовании планируемой деятельности в рамках документации «Благоустройство пляжа и прибрежной зоны в г. Богучаре».
Несмотря на несоответствие проектной документации, обязанность подготовки которой возложена на заказчика, Администрация, имея возможность предварительно внести соответствующие изменения, разместила в Единой информационной системе в сфере закупок документацию с первоначальными сведениями, и именно на этих условиях заключила контракт с ООО «Ремстрой». Об указанных обстоятельствах подрядчику не было и не могло быть известно.
В судебное заседание представитель по доверенности ФИО2 не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, доводы жалобы поддерживает, просит постановление отменить.
Старший государственный инспектор Верхнедонского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов ФИО1 в судебном заседании не согласился с доводами жалобы, постановление по делу об административном правонарушении ресурсов № 156/11/ПЛ/1 от 15.12.2021 г. по ч. 2 ст. 8.48 КоАП РФ считает законным, просил жалобу оставить без удовлетворения.
Выслушав объяснения старшего государственного инспектора Верхнедонского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов ФИО1, проверив материалы дела и доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии со статьей 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления (пункт 8 части 2); судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме (часть 3).
В соответствии с ч. 2 ст. 8.48 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за территориальное планирование, градостроительное зонирование, планировка территории, архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства, внедрение новых технологических процессов или осуществление иной деятельности, оказывающей неблагоприятное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, без согласования с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от восьми тысяч до десяти тысяч рублей.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными данным Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Согласно ст. 50 ФЗ от 20.12.2004г. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания. Деятельность, указанная в части 1 настоящей статьи, осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
При строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности, оказывающей прямое или косвенное негативное воздействие на биоресурсы и среду их обитания, юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обеспечивают выполнение мер по сохранению биоресурсов и среды их обитания, предусмотренных в документации в соответствии с пунктом 5 настоящего Положения (Постановление Правительства РФ от 29.04.2013г. № 380 «Об утверждении Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания»).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2013г. № 384 утверждены Правила согласования Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания (далее, Правила).
Меры по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, применяемые при осуществлении деятельности, оказывающей прямое или косвенное воздействие на биоресурсы и среду их обитания, определены Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2013г. № 380.
Пункт 1 Постановления Правительства № 380 называет перечень видов деятельности, при осуществлении которой должны приниматься меры по сохранению биологических ресурсов и среды их обитания, в частности, к ним относится осуществление деятельности (планируемая деятельность), оказывающей прямое или косвенное воздействие на биоресурсы и среду их обитания.
В соответствии с пунктами 4, 5 Правил юридические и физические лица для согласования осуществления иной деятельности (помимо строительства и реконструкции объектов капитального строительства) представляют в Федеральное агентство по рыболовству (его территориальные органы) заявку о согласовании, к которой прилагаются программы планируемых работ, обосновывающие осуществление иной деятельности, а также документ, содержащий сведения о планируемых мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания.
Указанные нормы в их взаимосвязи позволяют сделать вывод о том, что административная ответственность по ч. 2 ст. 8.48 КоАП РФ наступает в случаях, когда территориальное планирование, градостроительное зонирование, планировка территории, архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства, внедрение новых технологических процессов или осуществление иной деятельности, оказывающей неблагоприятное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, без согласования с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.
Как следует из материалов дела, 17.03.2021г. между Администрацией городского поселения – город Богучар Богучарского муниципального района Воронежской области (заказчик) и ООО «Ремстрой» (подрядчик) был заключен муниципальный контракт № 0131300032321000003-01 на выполнение работ по благоустройству пляжа и прибрежной зоны в г. Богучаре Воронежской области.
4.06.2021г. в 14 час. 10 мин. ООО «Ремстрой» осуществляло хозяйственную деятельность по благоустройству пляжа и прибрежной зоны р. Богучарка вблизи ул. 25 Октября и пер. Кузнецова в г. Богучар Воронежской области. На территории пляжа расположены строительные материалы (доски, винтовые сваи) в 30 м. от береговой линии р. Богучарка, также проведены земляные работы с последующим размещением отвалов грунтов в водоохранной зоне р. Богучарка, забетонирована площадка размером 7,6 на 3 м, на расстоянии 41 м. от береговой линии р. Богучарка, без согласования с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.
Строительные работы велись на основании разрешения на строительство № 36-503101-387-2021 от 16.04.2021г. выданного Администрацией городского поселения – город Богучар Богучарского муниципального района Воронежской области.
Согласно п. 3.3 разрешения на строительства, разработчиком проектной документации объектов капитального строительства является ООО «Стройпроект».
Из представленного материала следует, что ООО «Ремстрой» ответственное за соблюдение природоохранного законодательства РФ 04.06.2021г. допустило проведение строительных работ без применения мер по сохранению водных биологических ресурсов и среди обитания, в нарушение п.п. «б», «ж», «з» п. 2 Положения «О мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.04.2013 № 380.
Как указано в постановлении от 15.12.2021г. доказательствами совершения ООО «Ремстрой» правонарушения являются: протокол об административном правонарушении № 120755 от 12.07.2021г. и иными доказательствами, имеющимися в материалах дела об административном правонарушении.
Между тем нельзя согласиться с данными выводами должностного лица административного органа.
Должностным лицом, в ходе рассмотрения дела не исследованы все имеющиеся по делу доказательства, им не дана надлежащая правовая оценка в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, в том числе не дана надлежащая оценка объяснениям ООО «Ремстрой» от 27.07.20212г. из которых следует, что по результатам электронного аукциона Администрацией городского поселения - город Богучар Богучарского района Воронежской области (далее «Администрация») и Обществом 17.03.2021г. заключен муниципальный контракт № 013130003232100000301 (далее «Муниципальный контракт») на выполнение работ по благоустройству пляжа и прибрежной зоны в г. Богучаре Воронежской области. Администрация в рамках Муниципального контракта выступает-Муниципальным заказчиком, который передает Подрядчику проектно-сметную документацию (п.4.1.2 Муниципального контракта), а Подрядчик осуществляет выполнение работ в строгом соответствии с проектно-сметной документацией (п.1.1 Муниципального контракта). Согласно п.3.3 Разрешения на строительство № 36-503101-387-2021 от 16.04.21г. разработчиком проектной документации является ООО «Стройпроект», г. Россошь. Проектно-сметная документация получила положительное заключение государственной экологической экспертизы № 21 от 16.02.2021г. от Общества с ограниченной ответственностью «Региональный Центр Ценообразования в Строительстве». Строительство в рамках Муниципального контракта осуществлялось строго по проектной документации, переданной Заказчиком, у подрядчика отсутствовало право и обязанность по разработке мер по сохранению водных биологических ресурсов, а также согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, внедрение новых технологических процессов или осуществление иной деятельности, оказывающей неблагоприятное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания.
Должностным лицом не были проверены данные доводы и не было проведено административное расследование в полной мере, в части установления надлежащего субъекта совершившего административное правонарушение, в частности не было установлено, кто должен проводить согласование с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, внедрение новых технологических процессов или осуществление иной деятельности, оказывающей неблагоприятное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания. Так небыли опрошены заказчик в лице Муниципальной администрации в рамках муниципального контракта, не взято объяснение, у разработчика проектно-сметной организации ООО «Стройпроект», не проверен контракт с данной организацией по вопросу обязанностей на согласование разрешительных документов.
Обязательным признаком состава данного административного правонарушения является факт согласования деятельности по осуществлению в рамках осуществляемой проводимой организацией работой, оказывающей неблагоприятное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания.
Однако материалы дела не содержат доказательств того, что согласование должно было проводится ООО «Ремстрой», которое сослалось на имеющийся у него муниципальный контракт № 013130003232100000301 и в котором отсутствует обязанность по согласованию разрешительных документов.
Кроме того, как следует из материалов дела ООО «Ремстрой» осуществляло хозяйственную деятельность по благоустройству пляжа и прибрежной зоны р. Богучарка вблизи ул. 25 Октября и пер. Кузнецова в г. Богучар Воронежской области. Были проведены работы по бетонированию площадки размером 7,6 на 3 м, в 41 метре от береговой линии р. Богучарка, без согласования с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.
Однако должностным лицом, осуществляющим административное расследование в материалах дела не представлены доказательства, свидетельствующие об оказании какого либо негативного воздействия на биоресурсы и среду обитания в результате осуществляемой ООО «Ремстрой» деятельности, в связи с чем, выводы должностного лица административного органа об оказании неблагоприятного воздействия на водные биологические ресурсы и среду их обитания является в данном случае ничем не подтвержденным.
В силу ст.1.5 КоАП РФ на основании предположений лицо не может быть привлечено к административной ответственности.
Вышеизложенные обстоятельства в совокупности свидетельствуют о существенном нарушении и несоблюдении процессуальных требований КоАП РФ, они не позволяют всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении в отношении ООО «Ремстрой».
В п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.
Учитывая, что при рассмотрении жалобы установлены существенные нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, то данные обстоятельства влекут отмену обжалуемого постановления старшего государственного инспектора Верхнедонского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов ФИО1 № 156/11/ПЛ/1 от 15.12.2021г. по ч. 2 ст. 8.48 КоАП РФ, в отношении ООО «Ремстрой», а дело подлежит возвращению на новое рассмотрение в Верхнедонской отдел государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов Павловская инспекция.
При новом рассмотрении дела должностному лицу административного органа следует учесть вышеизложенное, принять меры к полному, всестороннему и объективному выяснению всех обстоятельств дела, дать оценку всем доводам ООО «Ремстрой» и имеющимся в деле доказательствам по правилам, предусмотренным статьями 26.2, 26.11 КоАП РФ, проверить соблюдение порядка привлечения ООО «Ремстрой» к административной ответственности, истребовать все необходимые сведения, имеющие значение для установления обстоятельств дела, выяснить кто должен проводить согласование деятельности по осуществлению в рамках осуществляемой проводимой организацией работой, оказывающей неблагоприятное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, представить доказательства, свидетельствующие об оказании какого либо негативного воздействия на биоресурсы и среду обитания в результате осуществляемой ООО «Ремстрой» деятельности и в том числе причиненного ущерба, принять по делу законное и обоснованное решение.
Руководствуясь ст.ст.30.6, 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление старшего государственного инспектора Верхнедонского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов №156/11/ПЛ/1 от 15.12.2021г., вынесенное в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Ремстрой» по ч. 2 ст. 8.48 КоАП РФ - отменить, дело направить на новое рассмотрение.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Павловский районный суд Воронежской области в течение 10 дней со дня получения решения.
Судья Л.В. Самойлова