ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-5/2022 от 30.08.2022 Калининградского областного суда (Калининградская область)

Судья Мурашко Н.А.УИД39RS0013-01-2022-000148-27

№12-5/2022

РЕШЕНИЕ

от 30 августа 2022 года по делу №7А-218/2022

Судья Калининградского областного суда Быстрова М.А. при секретаре Сухановой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ООО «Калининградская мясная компания» на решение Озерского районного суда Калининградской области от 02 июня 2022 года, которым изменено постановление начальника отдела надзора земель сельскохозяйственного назначения Управления Россельхознадзора по Калининградской области Конашука В.В. №02/10/2022 от 10.03.2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Калининградская мясная компания».

Заслушав объяснения защитника ООО «Калининградская мясная компания» Мазитовой Е.М., возражения на жалобу представителей Управления Россельхознадзора по Калининградской области Балгарева Д.В. и Стратулат Т.П., исследовав материалы дела, судья

УСТАНОВИЛ:

Постановлением начальника отдела надзора земель сельскохозяйственного назначения Управления Россельхознадзора по Калининградской области №02/10/2022 от 10.03.2022 года общество с ограниченной ответственностью «Калининградская мясная компания» (далее ООО «КМК») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде штрафа в размере 700 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением ООО «КМК» обжаловало его в суд, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.

Решением судьи Озерского районного суда Калининградской области от 02 июня 2022 года вышеуказанное постановление изменено, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей, в остальной части постановление начальника отдела надзора земель сельскохозяйственного назначения Управления Россельхознадзора по Калининградской области Конашука В.В. №02/10/2022 от 10.03.2022 года оставлено без изменения, жалоба ООО «КМК» – без удовлетворения.

В жалобе на указанное решение судьи, постановление должностного лица административного органа общество ставит вопрос об их отмене, с прекращением производства по делу, настаивая на том, что фактически ООО «КМК» привлечено к ответственности повторно за одно и тоже правонарушение. Также ссылается на то, что судом не дана оценка доводов о переквалификации правонарушения по ч.2 ст.8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и о необходимости прекращения производства по делу, в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности – 1 год с даты выявления.

Заслушав защитника ООО «Калининградская мясная компания» Мазитову Е.М., представителей Управления Россельхознадзора по Калининградской области Балгарева Д.В. и Стратулат Т.П., изучив материалы дела, доводы жалобы, прихожу к следующему.

Частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.

Объектом указанного правонарушения выступают общественные отношения в сфере охраны окружающей среды и природопользования.

Объективную сторону образует бездействие по выполнению установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду.

Субъектом правонарушения являются лица, обязанные соблюдать установленные законом требования и обязательные мероприятия. Субъективная сторона характеризуется виной.

Частью 1 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов (растений или животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред деревьям, кустарникам и иным растениям), ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель.

Согласно статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; выполнять иные требования, предусмотренные указанным Кодексом, федеральными законами.

Собственники земельных участков обязаны проводить мероприятия, но обеспечению плодородия земель сельскохозяйственного назначения, в частности: соблюдать стандарты, нормы, нормативы, правила и регламенты проведения агротехнических, фитосанитарных, агрохимических, мероприятий; выполнять другие обязанности, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В соответствии с ч. 6 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 года № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель» рекультивации в обязательном порядке подлежат нарушенные земли в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, а также земли, которые подверглись загрязнению химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами, и микроорганизмами, содержание которых не соответствует нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, нарушенные земли сельскохозяйственного назначения.

Невыполнение землепользователями (владельцами), в том числе вышеуказанных обязательных мероприятий по защите земель влечет административную ответственность по части 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения.

Как следует из материалов дела, в соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 10.12.2021 года № земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером площадью 11,159 га (вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства), расположенный вблизи , принадлежит ООО «КМК» на праве собственности, дата регистрация права - 20.07.2021.

08.12.2021 года на основании требования Калининградской межрайонной природоохранной прокуратуры от 06.12.2021 года № 40-02-2021/502-21-20270022 проведены контрольно-надзорные мероприятия с целью контроля за соблюдением требований законодательства в сфере ветеринарии и земельного законодательства РФ в отношении ООО «КМК». При осмотре установлено, что часть (площадью 1,7798 га) земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером , по периметру огорожена забором высотой не менее 2 м из профнастила зеленого цвета. В границах земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером установлено, что в точке с географическими координатами расположена бытовка (контейнер металлический); в точке с географическими координатами на площади 0,5 га имеется место сжигания туш КРС, ТКО, металлические бочки с жидкостью, биологические останки (кости). На момент осмотра происходило горение вышеуказанных отходов. На прилегающей территории к месту сжигания выявлены следы разлива горюче-смазочных материалов; в точке с географическими координатами расположена крытая площадка из бетонных плит (пл. 55,6 кв.м). На указанной площадке расположен котел для сжигания биологических отходов. Почвенный покров на указанной части (площадью 1,7798 га) земельного участка частично нарушен, имеются следы проезда большегрузной техники. Также на указанной части обнаружены следы разлива горюче-смазочных материалов. Следов ведения сельскохозяйственной деятельности (сенокошение, выпас скота, возделывания сельскохозяйственной культур) на указанной части земельного участка не установлено. В ходе проведения осмотра произведен отбор почвенных проб (отобраны почвенные образцы) на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером . По результатам испытаний почвенных образцов в соответствии с протоколом испытаний от 22.12.2021 года №П5/34337, выданный ФГБУ «Калининградская Межобластная ветеринарная лаборатория» установлено, что почва земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером на п/п (площадь 0,5 га) по показателю «массовая доля бенз(а)пирена» (превышающая содержания на 0,023мг/кг при глубине отбора 5-20 см) не соответствует требованиям СанПиН 1.2.3685-21.

Установленные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, перечисленными в постановлении должностного лица административного органа и решении судьи, получившие оценку с точки зрения их относимости, допустимости и достаточности, по правилам ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения.

Действия ООО «КМК», выразившееся в непроведении мероприятий по защите земель от иного негативного воздействия (загрязнения почвы химическими веществами, перекрытия/захламления плодородного слоя почвы бетонными плитами, биологическими отходами) в результате которого происходит деградация земель, земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером , несмотря на имевшуюся возможность для соблюдения законодательства в области природопользования, правильно квалифицированы по ч. 2 ст. 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами названного Кодекса.

Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу об административном правонарушении допущено не было, нормы материального права применены правильно.

Всем доводам жалобы заявителя, в том числе о повторном привлечении ООО «КМК» к ответственности за одно и тоже правонарушение, были предметом судебной оценки, с которой нет оснований не согласиться. Данные доводы жалобы подлежат отклонению при установленных обстоятельствах, свидетельствующих о том, что после вступления в законную силу постановления №02/33/2021 Общество не только не приняло мер к устранению нарушений, но и продолжало деятельность на данном земельном участке по сжиганию трупов павших животных навалом в траншеях с использованием горючих материалов, вследствие чего происходило иное негативное воздействие на окружающую среду, ухудшающее качественное состояние земель.

Общество привлечено к административной ответственности в пределах установленного статьей 4.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срока давности привлечения к административной ответственности, доводы заявителя об истечение срока давности не соответствуют действительности поскольку в настоящем случае из материалов дела, следует, что нарушение вышеприведенных положений закона были установлены 08.12.2021 года при проведении контрольно-надзорные мероприятия с целью контроля за соблюдением требований законодательства в сфере ветеринарии и земельного законодательства РФ в отношении ООО «КМК», на основании требования Калининградской межрайонной природоохранной прокуратуры от 06.12.2021 № 40-02-2021/502-21-20270022.

Приведенные в жалобе доводы не опровергают наличие в действиях ООО «КМК» объективной стороны состава вмененного административного правонарушения и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу постановления должностного лица и судебного решения.

Все обстоятельства, имеющие значение для дела, определены правильно, процессуальных нарушений при рассмотрении дела не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

решение судьи Озерского районного суда Калининградской области от 02 июня 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Калининградская мясная компания» оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Судья