Дело № 12-5/2024 (12-615/2023)
УИД55RS0007-01-2023-006826-06
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
г. Омск 01 февраля 2024 года
Судья Центрального районного суда г. Омска Феоктистова О.А., при секретаре судебного заседания Мажкеновой Д.М., с участием представителя департамента строительства Администрации города Омска Д.С.П., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу департамента строительства Администрации города Омска на постановление Врио начальника отдела – старшего судебного пристава СОСП по Омской области ГМУ ФССП России П.А.П. на постановление №-АП от ДД.ММ.ГГГГ,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением Врио начальника отдела –старшего судебного пристава СОСП по Омской области ГМУ ФССП России П.А.П. № №-АП от ДД.ММ.ГГГГ департамент строительства Администрация города Омска признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Как следует из названного постановления, ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем на основании исполнительного листа № № от ДД.ММ.ГГГГ по делу № возбуждено исполнительное производство №-ИП, предметом исполнения которого является возложение обязанности организовать работу по строительству муниципальных объектов наружного освещения по <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем СОСП по Омской области ГМУ ФССП России вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству.
ДД.ММ.ГГГГ ведущим судебным приставом исполнителем в связи с неисполнением требований исполнительного документа, выставлено требование, установлен новый срок исполнения, до ДД.ММ.ГГГГ.
Департамент строительства требование в установленный срок не исполнил.
Таким образом, Департамент строительства Администрации г. Омска совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.
Не согласившись с вынесенным постановлением, заместитель Мэра города Омска, директор департамента строительства Администрации города Омска В,М.Г. обратился в Центральный районный суд г. Омска с жалобой на вышеуказанное постановление, где просит его отменить, производство по делу прекратить, поскольку выводы о наличии вины департамента строительства Администрации г. Омска в совершении вышеуказанного административного правонарушения, а также о противоправности действий департамента строительства Администрации г. Омска сделаны без учета всех обстоятельств дела и требований действующего законодательства. Подателем жалобы также указано, что исполнение подобной категории решений суда связано с необходимостью наличия в бюджете города Омска финансирования на данные цели, наличием утвержденных проектов планировки территории и проектов межевания территории, а также необходимостью совершения должником комплекса мероприятий, требующих существенных временных затрат, а именно: от 12 до 18 месяцев с момента выделения финансирования (мероприятия по проведению закупки на выполнение проектно-изыскательских работ, разработке проектной документации объекта наружного освещения, обеспечению государственной экспертизы проектной документации, проведению закупки на выполнение строительно-монтажных работ, организации строительства объекта наружного освещения). Департамент строительства Администрация г. Омска в целях исполнения судебного решения направляются письма в структурные подразделения Администрации г. Омска – департамент финансов и контроля и департамент экономической политики, с целью выделения бюджетных ассигнований. Земельные участки, необходимые для проектирования и строительства Объекта, сформированы и поставлены на государственный кадастровый учет. Просит постановление по делу отменить, производство прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.
В судебном заседании представитель департамента строительства Администрации г. Омска Д.С.П., действующий по доверенности, доводы жалобы поддержал в полном объёме.
Изучив дело об административном правонарушении, выслушав участвующих в деле лиц, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 105 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель применяет к должнику штраф, предусмотренный статьей 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и устанавливает новый срок для исполнения. Если для исполнения указанных требований участие должника необязательно, то судебный пристав-исполнитель организует исполнение в соответствии с правами, предоставленными ему настоящим Федеральным законом.
Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое законодательством установлена административная ответственность.
Материалами дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем на основании исполнительного листа № ФС 017914194 от ДД.ММ.ГГГГ по делу № возбуждено исполнительное производство №-ИП, предметом исполнения которого является возложение обязанности организовать работу по строительству муниципальных объектов наружного освещения по <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 60-61).
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем СОСП по Омской области ГМУ ФССП России вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству с установлением нового срока исполнения до 17.06.2022(л.д. 62-63).
ДД.ММ.ГГГГ ведущим судебным приставом исполнителем СОСП по Омской области ГМУ ФССП России в связи с неисполнением требований исполнительного документа, выставлено требование, установлен новый срок исполнения, до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 112).
ДД.ММ.ГГГГ в отношении департамента строительства Администрации г. Омска начальником отдела – старшим судебным приставом МОСП по ОИП УФССП России по Омской области вынесено постановление № №-АП, которым департамент строительства признан виновным по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ(л.д. 49-50).
В ходе судебного заседания установлено и подтверждается материалами дела, что департаментом строительства Администрацией г. Омска принимались меры к исполнению решению суда.
ДД.ММ.ГГГГ департаментом строительства в соответствии с приложением к Порядку составления проекта бюджета города Омска на очередной финансовый год и плановый период, утверждённому постановлением Мэра города Омска от 30.06.2008 № 491-п «Об утверждении Порядка составления проекта бюджета города Омска на очередной финансовый год и плановый период» (далее - Порядок), были направлены предложения (№ №) в департамент городской экономической политики Администрации города Омска по включению в проект бюджета бюджетных ассигнований в форме капитальных вложений в объекты Муниципальной собственности для включения в адресную инвестиционную программу города Омска на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов, в том числе и бюджетных ассигнований в целях исполнения судебного решения по делу №.
ДД.ММ.ГГГГ департаментом строительства в соответствии с приложением к Порядку направлена в департамент городской экономической политики Администрации города Омска бюджетная заявка (№ №) с предложениями по включению в проект бюджета бюджетных ассигнований в форме капитальных вложений в объекты муниципальной собственности для включения в адресные инвестиционные программы города Омска на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов, в том числе и бюджетных ассигнований в целях исполнения судебного решения по делу №.
ДД.ММ.ГГГГ департаментом строительства в соответствии с п. 22 приложения к Порядку в департамент финансов и контроля Администрации города Омска направлена бюджетная заявка (№ №) с предложениями по включению в проект бюджета на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов бюджетных ассигнований, в том числе и бюджетных ассигнований в целях Исполнения судебного решения по делу № (л.д. 18-23).
ДД.ММ.ГГГГ департаментом строительства в соответствии с приложением к Порядку направлена в департамент городской экономической политики Администрации города Омска бюджетная заявка (№№) с предложениями по включению в проект бюджета бюджетных ассигнований в форме капитальных вложений в объекты муниципальной собственности для включения в адресную инвестиционную программу города Омска на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов, в том числе и бюджетных ассигнований в целях исполнения судебного решения по делу №.
ДД.ММ.ГГГГ департаментом строительства в соответствии с приложением к Порядку направлена в департамент городской экономической политики Администрации города Омска бюджетная заявка (№ №) с предложениями по включению в проект бюджета бюджетных ассигнований в форме капитальных вложений в объекты муниципальной собственности для включения в адресную инвестиционную программу города Омска на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов, в том числе и бюджетных ассигнований в целях исполнения судебного решения по делу №(л.д. 24-29).
ДД.ММ.ГГГГ департаментом строительства в соответствии с приложением к Порядку направлена в департамент городской экономической политики Администрации города Омска бюджетная заявка (№ №) с предложениями по включению в проект бюджета бюджетных ассигнований в форме капитальных вложений в объекты муниципальной собственности для включения в адресную инвестиционную программу города Омска на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов, в том числе и бюджетных ассигнований в целях исполнения судебного решения по делу №.
ДД.ММ.ГГГГ департаментом строительства в соответствии с приложением к Порядку направлена в департамент городской экономической политики Администрации города Омска бюджетная заявка (№ №) с предложениями по включению в проект бюджета бюджетных ассигнований в форме капитальных вложений в объекты муниципальной собственности для включения в адресную инвестиционную программу города Омска на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов, в том числе и бюджетных ассигнований в размере 1 615 000,00 руб. в целях исполнения судебного решения по делу №а-6829/2016(л.д. 30.
Адресная инвестиционная программа города Омска на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов в 2024 году предусмотрено финансирование мероприятий по реализации объекта «Строительство линии наружного освещения в <адрес>
Проектом адресной инвестиционной программы города Омска на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов предусмотрено финансирование в 2024 году мероприятий по строительству объекта «Строительство линии наружного освещения в <адрес> размере 1 615 000,00 рублей.
Земельный участок, необходимый для проектирования и строительства линии Наружного освещения в <адрес>, сформирован и в августе 2021 года поставлен на государственный кадастровый учет (кадастровый №).
В 2012 - 2023 годах районными судами города Омска вынесено 76 судебных решений об обязании построить 134 объекта наружного освещения.
В настоящее время в полном объеме исполнено 33 судебных решения, вынесенных в 2012-2015 годах, организовано наружное освещение на 56 объектах. Потребность в бюджетных ассигнованиях на исполнение оставшихся судебных решений составляет ориентировочно 404 000 000,00 рублей.
Судебное решение по делу № в Реестре числится на 7 позиции.
Планируют построить объект «Строительство линии наружного освещения в <адрес> в 2024 году.
Без выяснения этих обстоятельств невозможно сделать безусловный вывод о том, имелась ли у заявителя возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, и были ли приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Проектом адресной инвестиционной программы города Омска на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов предусмотрено финансирование в 2024 году мероприятий по строительству объекта «Строительство линии наружного освещения в <адрес> в размере 1 615 000,00 рублей.
Ассигнования на строительство линий наружного освещения в городе Омске включаются в бюджет города Омска с учетом реестра судебных решений, сформированного по срокам принятия судебных решений.
В судебном заседании не нашел подтверждения тот факт, что у департамента строительства Администрации г. Омска имелась реальная возможность в исполнении решения суда в полном объеме.
Исполнение требований исполнительного документа за счет перераспределения финансовых средств из других расходных статей бюджета, имеющих иное целевое назначение, не допускается Бюджетным кодексом Российской Федерации. Указанные обстоятельства также не зависят от воли Администрации города Омска и являются объективными.
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушения которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
По правилам ст.15 Бюджетного кодекса РФ, каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет.
Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования.
В местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для осуществления отдельных государственных полномочий.
В соответствии с ч.2 ст.83 Бюджетного кодекса РФ выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, характеризуется противоправным бездействием, которое выражается в неисполнении должником после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора требований неимущественного характера, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный судебным приставом-исполнителем.
В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Находя постановление в отношении департамента строительства Администрации города Омска незаконным, суд исходит из того, что доказательств, подтверждающих умышленное неисполнение юридическим лицом требований судебного пристава-исполнителя в установленный им срок, в материалы дела не представлено. Несвоевременное исполнение требований судебного пристава-исполнителя связано с объективными причинами, в частности, особенностями бюджетного финансирования, процедурой подготовки и проведения капитального ремонта.
В отведённое время департамент не имел бы возможности провести работы, с учётом времени, необходимого для размещения муниципального заказа, процедура проведения которого регламентируется Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
При таких обстоятельствах доводы жалобы суд находит обоснованными.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
С учетом установленных судом выше обстоятельств дела и норм закона обжалуемое постановление по делу об административном правонарушении подлежит отмене, а производство по делу - прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 24.5, 30.6-30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л:
Постановление начальника отдела – старшего судебного пристава СОСП по Омской области ГМУ ФССП России №№-АП от ДД.ММ.ГГГГП.А.П. в отношении департамента строительства Администрации города Омска по ч. 1 ст.17.15 КоАП РФ отменить, производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение десяти суток с момента вручения или получения копии решения через Центральный районный суд г. Омска.
Судья О.А. Феоктистова