ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-5/22 от 21.01.2022 Красногорского городского суда (Московская область)

12-5/22

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном

правонарушении

г. Красногорск 21 января 2022 г.

Судья Красногорского городского суда Московской области Канкишева А.Ц., с участием защитника ФГБУ ИЛАН РАН – Нахаева З.Н., рассмотрев в судебном заседании жалобу Врио директора Ерофеева А.Е. на постановление от 21.07.2020 и решения заместителя начальника Управления судебного обеспечения и по работе с территориями Комитета лесного хозяйства Московской области, старшего государственного лесного инспектора Московской области – ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ по ч. 3 ст. 8.3 КоАП МО в отношении ФГБУ ИЛАН РАН,

установил:

постановлением заместителя начальника Звенигородского межрайонного территориального отдела лесной охраны Управления судебного обеспечения и по работе с территориями Комитета лесного хозяйства Московской области Кузьминой И.А. от 21.07.2020, ФГБУ ИЛАН РАН признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.31 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 375 000 рублей.

Решением заместителя начальника Управления судебного обеспечения и по работе с территориями Комитета лесного хозяйства Московской области, старшего государственного лесного инспектора Московской области ФИО5 постановление от 21.07.2020 оставлено без изменения.

Не согласившись с указанными решениями, законный представитель ФГБУ ИЛАН РАН просит их отменить.

Защитник в судебное заседание явился, доводы жалобы поддержал.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материал, приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что 09.06.2020 в отношении Заявителя составлен протокол об административном правонарушении , за нарушение пункта 14 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2017 года № 607 (далее - Протокол), 21.07.2020 вынесено постановление о назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 375 000 (триста семьдесят пять тысяч) рублей (далее - Постановление).

В соответствии с задачами производства по делам об административных правонарушениях, установленных ст. 24,1 КоАП РФ, у должностного лица Комитета в соответствии с приведенной нормой имеется безусловная обязанность всесторонне, полно и объективно выяснить обстоятельства настоящего дела, исследовав все доказательства по делу, то есть сведения о фактических данных, на основании которых можно сделать в итоге вывод о виновности лица в совершении административного правонарушения либо об отсутствии таковой.

В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ подлежат выяснению следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействия), за которые Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В соответствии с ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых должностное лицо, в производстве которого находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В соответствии с материалами административного дела установлено, что 06.04.2020 года в период с 17 часов 38 минут до 18 часов 00 минут государственным лесным инспектором Московской области - ФИО7, в ходе патрулирования лесного участка в составе земель государственного лесного фонда Серебряноборского участкового лесничества истринского филиала ГКУ МО «Мособллес», выявлен факт нарушения лесного законодательства, зафиксированный в Акте осмотра территрии лесного участка от 06.04.2020 - на землях лесного фонда в квартале 60 выделе 24; квартале 18 выделе 10; квартале 26 выделе 15; квартале 19 выделе 9; квартале 8 выделе 9; квартале 47 выделе 17 Серебряноборского участкового лесничества Истринского филиала ГКУ МО «Мособллес» ИЛАН РАН допустило загрязнение бытовым мусором и отходами потребления в объёме 27 куб, м, чем нарушило п. 14 «Правил санитарной безопасности в лесах», утвержденных постановлением Правительства РФ от 20.05.2017 № 607.

В соответствии со ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения и захламления земель.

Согласно ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, захламление на землях соответствующих категорий.

Довод Заявителя о неверной квалификации административного правонарушения, является не состоятельным по следующим основаниям.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.05.2017 № 607 утверждены Правила санитарной безопасности в лесах, которые являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами. В соответствии с пунктом 1 Правила санитарной безопасности в лесах устанавливают порядок и условия организации осуществления мер санитарной безопасности в лесах и требования, направленные на обеспечение санитарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов.

В соответствии с п. 14 «Правил санитарной безопасности в лесах», утвержденных постановлением Правительства РФ от 20.05.2017 № 607, запрещается загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса.

В соответствии с п. 43 «Правил санитарной безопасности в лесах», утвержденных постановлением Правительства РФ от 20.05.2017 № 607, лица, допустившие нарушение требований настоящих Правил, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Наличие в совокупности на лесном участке пакетов с бытовыми отходами (складирование бытовых отходов) и отходов потребления является нарушением п.14 «Правил санитарной безопасности в лесах», утвержденных постановлением Правительства РФ от 20.05.2017 № 607, где указано, что при использовании лесов не допускается: загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса.

На основании вышеизложенного, обязанность за соблюдением «Правил санитарной безопасности в лесах», утвержденных постановлением Правительства РФ от 20.05.2017 № 607, на лесном участке возложена на пользователя (ИЛАН РАН) и ответственность, за нарушение данных правил, несет также пользователь.

Нарушение правил санитарной безопасности в лесах влечёт административную ответственность по статье 8.31 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

Субъективной стороной административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 8.31 КоАП РФ является умысел или неосторожность.

Субъектом правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.31 КоАП РФ, является юридическое лицо ИЛАН РАН на которое возложена обязанность по надлежащему использованию лесного участка, соблюдению Правил санитарной безопасности в лесах.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного статьей 8.31 КоАП РФ выражается в засорении леса: размещении на территории лесных участков отходов производства и потребления путем создания несанкционированных свалок, вывоза и сброса мусора, а также путем оставления неубранными лесных участков, отдыха граждан, в поступлении вредных веществ в атмосферу и попадании их на древесно-кустарниковую растительность, почву земель лесного фонда в результате переноса по воздуху, выпадения осадков, оседания и т.п.

Предусмотренный ч. 3 ст. 8.31 КоАП РФ состав административного правонарушения характеризуется обязательным признаком объективной стороны - местом совершения правонарушения: в защитных лесах.

Выявленное административное правонарушение совершено в защитных лесах.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 04.12.2006 №201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» все леса Московской области отнесены к защитным, что отражено в Лесном плане Московской области на 2019-2028 годы, утвержденном Постановлением Губернатора МО от 21.03.2019 № 116-ПГ,

Таким образом, ИЛАН РАН вменяется нарушение п.14 «Правил санитарной безопасности в лесах», утвержденных постановлением Правительства РФ от 20.05.2017 № 607, при этом нарушение правил санитарной безопасности в лесах влечёт административную ответственность по статье 8.31 КоАП РФ, учитывая факт совершения административного правонарушения в защитных лесах, административное правонарушение квалифицировано по ч.3 ст.8.31 КоАП РФ.

Установлено, что ИЛАН РАН, является пользователем лесного участка, на котором совершено административное правонарушение. Из материалов административного дела следует, что распоряжением Совета народных комиссаров СССР № 19222-р от 29.09.1944 в ведение Академии наук СССР переданы леса Серебряноборского лесничества Москворецкого лесхоза Московской области площадью 2 889 га (л.д. 45).

ДД.ММ.ГГГГ на основании архивной выписки от ДД.ММ.ГГГГ Распоряжения ФИО1 ССР от ДД.ММ.ГГГГ-р, архивной выписки от ДД.ММ.ГГГГ распоряжения ФИО1 ССР от ДД.ММ.ГГГГ-р на участок с кадастровым номером 50:20:0000000:0032 зарегистрировано право постоянного бессрочного пользования государственного учреждения Российской академии наук «Института лесоведения Российской академии наук» (в настоящее время ИЛАН РАН).

Земельный участок с кадастровым номером 50:20:0000000:0032 снят с государственного кадастрового учёта ДД.ММ.ГГГГ на основании ч. 3 ст. 24 Закона о кадастре в результате регистрации вещных прав на образованные из него участки. Вследствие чего. Заявитель обратился в суд для восстановления нарушенного права. Решением Арбитражного суда <адрес> № А41-82196/2016 от ДД.ММ.ГГГГ за ИЛАН РАН признано право постоянного бессрочного пользования на земельные участки, образованные в результате раздела земельного участка с кадастровыми номерами: 50:20:0010112:46, 50:20:0010112:48, 50:20:0010112:49, 50:20:0010215:53, 50:20:0010112:66, 50:20:0010215:68, 50:20:0010112:71, 50:20:0010112:104, 50:20:0010336:276, 50:20:0010336:277, 50:20:0010215:368, 50:20:0010215:369, 50:20:0010215:370, 50:20:0010516:442, 50:20:0010516:443, 50:20:0010215:1209, 50:20:0010336:23150, 50:20:0010336:23151, образованными в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 50:20:0000000:0032.

Решение суда вступило в законную силу, обязательно для исполнения. Судом было установлено, что «спорные земельные образованы в результате неоднократного раздела земельного участка с номером 50:20:0000000:0032, принадлежащего на праве постоянного (бессрочного) пользования ФГБУ науки Институту лесоведения Российской академии наук» (л.д. 104, 9 абзац). Право постоянного (бессрочного) пользования указанным участком ФГБУ науки Институту лесоведения Российской академии наук подтверждено и за период его раздела. Являясь правообладателем лесного участка, ИЛАН РАН, обязано осуществлять контроль за соблюдением требований лесного законодательства.

Административное правонарушение выявлено на землях лесного фонда в квартале 60 выделе 24; квартале 26 выделе 15; квартале 19 выделе 9; квартале 8 выделе 9; квартале 47 выделе 17 Серебряноборского участкового лесничества Истринского филиала ГКУ МО «Мособллес».

Участок лесного фонда в квартале 60 выделе 24 Серебряноборского участкового лесничества расположен на лесном участке с кадастровым номером 50:20:0010336:277, Участок лесного фонда в квартале 26 выделе 15 Серебряноборского участкового лесничества расположен на лесном участке с кадастровым номером 50:20:0010215:1209.

Участок лесного фонда в квартале 19 выделе 9 Серебряноборского участкового лесничества расположен на лесном участке с кадастровым номером 50:20:0010112:104.

Участок лесного фонда в квартале 8 выделе 9 Серебряноборского участкового лесничества расположен на лесном участке с кадастровым номером 50:20:0010112:71.

Участок лесного фонда в квартале 47 выделе 17 Серебряноборского участкового лесничества расположен на лесном участке с кадастровым номером 50:20:0010215:6992. который образован из земельного участка с кадастровым номером 50:20:0010215:1194, который в свою очередь был образован из земельного участка с кадастровым номером 50:20:0010215:68.

На земельные участки лесного фонда с кадастровыми номерами 50:20:0010112:45, 50:20:0010112:47, 50:20:0010112:74, 50:20:0010112:72, 50:20:0010112:105, образованными в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 50:20:0000000:0032 вышеуказанным решением Арбитражного суда за ИЛАН РАН признано право постоянного бессрочного пользования.

Административное правонарушение выявлено на землях лесного фонда в квартале 18 выделе 10 Серебряноборского участкового лесничества Истринского филиала ГКУ МО «Мособллес».

Участок лесного фонда в квартале 18 выделе 10 Серебряноборского участкового лесничества расположен на лесном участке с кадастровым номером 50:20:0010112:72.

Таким образом, на земельные участки лесного фонда с кадастровыми номерами 50:20:0010336:277, 50:20:0010112:72, 50:20:0010215:1209, 50:20:0010112:104, 50:20:0010112:71 и 50:20:0010215:68 вышеуказанными решением Арбитражного суда за ИЛАН РАН признано право постоянного бессрочного пользования.

Указанные сведения актуальны на дату вынесения постановления о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается материалами дела.

Таким образом, довод Заявителя о том, что указанные лесные участки Серебряноборского участкового лесничества не передавались в постоянное (бессрочное) пользование является не обоснованным.

Заявителя об отмене Постановления в связи с тем, что ИЛАН РАН в период предотвращения коронаврирусной инфекции на территории Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ было переведено в дистанционный режим работы, является несостоятельным, по следующим основаниям.

Согласно акта осмотра лесного участка от 06.04,2020 при осмотре лесного участка, в квартале 60 выделе 24: квартале 18 выделе 10; квартале 26 выделе 15: квартале 19 выделе 9; квартале 8 выделе 9; квартале 47 выделе 17 Серебряноборского участкового лесничества Истринского филиала ГКУ МО «Мособллес» было обнаружено загрязнение лесного массива бытовыми отходами производства и потребления. ДД.ММ.ГГГГ в адрес ИЛАН РАН направлено уведомление о явке о необходимости явиться ДД.ММ.ГГГГ на составление протокола об административном правонарушении по ч.3 ст.8.31 КоАП, ДД.ММ.ГГГГ указанное уведомление получено адресатом.

Вышеизложенное указывает на то, что ИЛАН РАН в период прекращения дистанционного режима работы (ДД.ММ.ГГГГ) до составления протокола об административном правонарушении (ДД.ММ.ГГГГ) было уведомлено о выявленном правонарушении и имело возможность своевременно исполнить установленную законом обязанность по выполнению работ по очистке лесного участка.

Административное правонарушение допущено по вине ИЛАН РАН так как своим бездействием оно нарушило требования законодательства Российской Федерации, выразившееся в использовании лесного участка в составе земель лесного фонда с нарушением правил санитарной безопасности в лесах, ответственность за нарушение предусмотрена частью 3 статьи 8.31 КоАП РФ.

Обстоятельства правонарушения подтверждаются протоколом об административном правонарушении от от ДД.ММ.ГГГГ, актом осмотра территории лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ, фототаблицей от 06.04,2020 и другими материалами дела об административном правонарушении .

Понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц, в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины не выделяет. Таким образом, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего юридического лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предназначена административная ответственность. В данном случае имеющиеся в материалах дела доказательства, свидетельствуют о том, что у юридического лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Так как выводы административного органа о наличии события административного правонарушения и вины Заявителя в его совершении основаны на фактических обстоятельствах дела и всех собранных по делу доказательствах в их совокупности, обоснованность привлечения ИЛАН РАН к административной ответственности по ч. 3 ст. 8.31 КоАП РФ сомнений не вызывает.

Все имеющиеся в деле доказательства, свидетельствующие о ИЛАН РАН в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.31, соответствуют требованиям ст. 26.2 КоАП РФ и не противоречат действующему законодательству. Каких-либо процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, влекущих его безусловную отмену, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,

решил:

постановление от ДД.ММ.ГГГГ и решения заместителя начальника Управления судебного обеспечения и по работе с территориями Комитета лесного хозяйства Московской области, старшего государственного лесного инспектора Московской области – Савостина С.М. от ДД.ММ.ГГГГ по ч. 3 ст. 8.3 КоАП МО в отношении ФГБУ ИЛАН РАН - оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Московской областной суд через Красногорский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья