ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
РЕШЕНИЕ
от 23 августа 2018 года по делу №12-600/2018
Судья Терентьев А.Н.
Судья Верховного Суда Республики Крым Агин В.В.,
с участием представителей ООО «НАША ПОЧТА» Кузьменко Т.В., Яценко А.А.,
представителя МВД по Республике Крым Кот Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Симферополе
23 августа 2018 года
жалобу представителя <данные изъяты>» ФИО1 на постановление судьи Феодосийского городского суда Республики Крым от 17 июля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), в отношении <данные изъяты> (далее ООО «НАША ПОЧТА» либо Общество),
установил:
постановлением судьи Феодосийского городского суда Республики Крым от 17 июля 2018 года ООО «НАША ПОЧТА» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.18.15 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 400000 руб.
Не согласившись с постановлением судьи городского суда, представитель ООО «НАША ПОЧТА» Кузьменко Т.В. подала в Верховный Суд Республики Крым жалобу, в которой просила отменить принятое в отношении ООО «НАША ПОЧТА» судебное постановление, вынести новое, которым назначить Обществу наказание в виде предупреждения. В обоснование жалобы указано на неправильную оценку судьей установленных обстоятельств.
Выслушав представителей ООО «НАША ПОЧТА» Кузьменко Т.В., Яценко А.А., поддержавших доводы жалобы, представителя МВД по Республике Крым Кот Е.В. возражавшую против удовлетворения жалобы, проверив в полном объеме материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
В силу ст.47 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
Согласно ст.29.1 КоАП РФ судья при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении должен выяснить, относится ли к его компетенции рассмотрение данного дела.
Согласно ч.3 ст.18.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом.
Согласно примечанию к ст.18.15 КоАП РФ под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.
При этом в силу ч.1 ст.1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии с п.3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» при подготовке дела судье следует установить, относится ли к его компетенции рассмотрение данного дела.
При определении подсудности необходимо также учитывать закрепленные в ст.29.5 КоАП РФ правила о территориальной подсудности дел об административных правонарушениях.
В соответствии с ч.1 ст.29.5 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения.
Как усматривается из протокола от ДД.ММ.ГГГГ№ об административном правонарушении, ДД.ММ.ГГГГ в ОВМ ОМВД России по г. Феодосии по почте поступило уведомление о прекращении (расторжении) трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ налоговым агентом ООО «НАША ПОЧТА» с гражданкой Украины ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Установлено, что трудовой договор с гражданкой Украины ФИО6 был расторгнут ДД.ММ.ГГГГ. ФИО6 исполняла должностные обязанности в отделении ООО «НАША ПОЧТА», находящемся по адресу: <адрес> Согласно Приказа №ФИО6 уволена ДД.ММ.ГГГГ в связи с окончанием действия патента (л.д.11).
При этом ООО «НАША ПОЧТА» уведомление в территориальный орган исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора на выполнении работ (оказание услуг) направлено в срок, превышающий три рабочих дня с даты прекращения (расторжения) соответствующего договора, чем были нарушены требования ч.8 ст.13 Федерального закона от 25 июля 2002 года №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (л.д.26-28), то есть ДД.ММ.ГГГГ. ООО «НАША ПОЧТА» об окончании срока действия трудового договора с гражданкой Украины ФИО6 должно было уведомить территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность не позднее ДД.ММ.ГГГГ. Превышение сроков подачи такого уведомления составило 110 дней.
Данный протокол об административном правонарушении и другие материалы дела об административном правонарушении были переданы для рассмотрения судье Феодосийского городского суда Республики Крым.
Определением судьи Феодосийского городского суда Республики Крым от 26 июня 2018 года материалы дела в отношении ООО «НАША ПОЧТА» приняты к производству, и дело назначено к рассмотрению. Постановлением судьи Феодосийского городского суда Республики Крым от 17 июля 2018 года ООО «НАША ПОЧТА» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.18.15 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 4000 000 руб.
Вместе с тем, судьей Феодосийского городского суда Республики Крым не принят во внимание тот факт, что согласно правовой позиции, приведенной в подп. «з» п.3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», если правонарушение совершено в форме бездействия, то местом его совершения следует считать место, где должно быть совершено действие, выполнена возложенная на лицо обязанность.
Обязанность уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом возложена на ООО «НАША ПОЧТА. Местом совершения данного административного правонарушения является место нахождения юридического лица. Настоящее дело об административном правонарушении подлежало рассмотрению по месту нахождения юридического лица.
Согласно п.2 ст.54 Гражданского кодекса Российской Федерации место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
В силу ч.3 ст.25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях место нахождения юридического лица, его филиала или представительства определяется на основании выписки из единого государственного реестра юридических лиц.
Согласно Единого государственного реестра юридических лиц адресом (местом нахождения) ООО «НАША ПОЧТА» является: <адрес> (л.д.42-46). Данный адрес находится в территориальной подсудности Киевского районного суда г. Симферополя.
Кроме того, административное расследование по настоящему делу не проводилось.
При таких обстоятельствах судья Феодосийского городского суда Республики Крым не вправе был рассматривать указанное дело, а должен был при подготовке дела к рассмотрению в соответствии с ч.5 ст.29.4 КоАП РФ вынести определение о передаче протокола об административном правонарушении и других материалов дела на рассмотрение по подсудности компетентному судье.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определениях Конституционного Суда РФ от 03.07.2007 г. № 623-О-П и от 15.01.2009 г. № 144-О-П, решение, принятое с нарушением правил подсудности, не может быть признано правильным, поскольку оно, вопреки ч.1 ст.47 и ч.3 ст.56 Конституции Российской Федерации, принимается судом, не уполномоченным в силу закона на рассмотрение данного дела, что является существенным (фундаментальным) нарушением, влияющим на исход дела и искажающим саму суть правосудия.
Разрешение дела с нарушением правил подсудности не отвечает и требованию справедливого правосудия, поскольку суд, не уполномоченный на рассмотрение того или иного конкретного дела, не является, по смыслу ч.1 ст. 46 и ч. 1 ст. 47 Конституции Российской Федерации, законным судом, а принятые в результате такого рассмотрения судебные акты не обеспечивают гарантии прав и свобод в сфере правосудия
При изложенных выше обстоятельствах постановление судьи Феодосийского городского суда Республики Крым от 17 июля 2018 г., вынесенное в отношении ООО «НАША ПОЧТА» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.18.15 КоАП РФ, подлежит отмене, а дело, поскольку срок привлечения к административной ответственности, установленный ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел, не истек, направлению на новое рассмотрение в Киевский районный суд г. Симферополя.
В связи с отменой оспариваемого постановления по указанным выше основаниям, суд не входит в обсуждение иных доводов жалобы, так как они могут быть проверены судьей районного суда при новом рассмотрении дела.
На основании изложенного, руководствуясь ст.30.2-30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
жалобу представителя <данные изъяты>» ФИО1 оставить без удовлетворения,
постановление судьи Феодосийского городского суда Республики Крым от 17 июля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении <данные изъяты> отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Киевский районный суд г. Симферополя.
Судья В.В. Агин