Дело № 12-601/21
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
10 августа 2021 года г.Хабаровск
Судья Центрального районного суда г.Хабаровска Ткаченко Е.С., рассмотрев жалобу заместителя директора КГКУ «Служба заказчика топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края» ФИО1, родившегося ДД.ММ.ГГГГ, проживающего по адресу: <адрес>, на постановление заместителя руководителя управления – начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю ФИО2 от 18.09.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением от 18.09.2020 заместитель директора КГКУ «Служба заказчика топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях, ему назначено наказание в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
В жалобе на постановление ФИО1 просит прекратить производство по делу в связи с малозначительностью; Учреждением 27.08.2018 заключен контракт №Ф.2018.408556 с ООО «Контэм-Инжиниринг» на выполнение инженерных изысканий для корректировки проекта объекта «Водозабор для водоснабжения населения хозяйственно-питьевой водой в поселке Многовершинный Николаевского района», 05.03.2020 - контракт №ЭА 04/03 на выполнение работ по корректировке проектной и рабочей документации по объекту «Водозабор для водоснабжения населения хозяйственно-питьевой водой в поселке Многовершинный Николаевского района Хабаровского края», 14.04.2020 - контракт №ЭА 18/04 с ЗАО «Форпост» на выполнение строительно-монтажных работ по объекту «Водозабор для водоснабжения населения хозяйственно-питьевой водой в поселке Многовершинный Николаевского района»; в ходе осуществления строительно-монтажных работ на объекте принято решение заключить контракт на оказание услуг по осуществлению авторского надзора за строительством данного объекта, в связи с чем, в соответствии с Положениями об авторском надзоре за строительством зданий и сооружений, утв. Приказом Минстроя России от 19.02.2016 №98/пр, в адрес ООО «Контэм-Инжиниринг» направлено письмо с предложением об осуществлении данного вида услуг; ООО «Контэм-Инжиниринг» отказано в заключении контракта; принято решение заключить контракт на оказание услуг по осуществлению авторского надзора с ООО «ПСК «Вымпел» (№ЕП 29/07 от 16.07.2020, цена контракта - 239 996,00 рублей); Учреждением выбран способ определения исполнителя в соответствии с п.19 ч.1 ст.93 Федерального закона №44-ФЗ с соответствующей регистрацией позиции лота плана-графика, заведением бюджетного обязательства и последующей регистрацией контракта в ЕИС в сфере закупок; исполнителем выбрано ООО «ПСК «Вымпел», имеющее членство в СРО и выполняющее инженерные изыскания по договору подряда на выполнение инженерных изысканий; так как цена контракта не превышала 600 000 рублей, у Учреждения имелась возможность заключить его в соответствии с п.4 ч.1 ст.93 Федерального закона №44-ФЗ, однако, принято решение заключить данный контракт по п.19 ч.1 ст.93 Федерального закона №44-ФЗ.
В судебное заседание ФИО1, не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Защитник Марченко И.О. в судебном заседании поддержала доводы жалобы, дала пояснения по их существу.
Должностное лицо Хабаровского УФАС ФИО3 и помощник прокурора г.Хабаровска Примак А.С. полагают оспариваемое постановление законным и обоснованным.
Выслушав должностное лицо, прокурора, защитника, изучив жалобу, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Частью 1 статьи 7.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за принятие решения о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе решения о закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее также - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок), за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 2.1 и 4 настоящей статьи.
Согласно ст.6 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
В силу ч.1 ст.24 Федерального закона №44-ФЗ - заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки (ч.5 ст.24 Федерального закона №44-ФЗ).
Перечень случаев, при наличии которых заказчик вправе осуществить закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), закреплен ч.1 ст.93 Федерального закона № 44-ФЗ.
При не наступлении ни одного из случаев, указанных в ч.1 ст.93 Закона о контрактной системе, заказчик обязан заключить контракт по итогам конкурентных способов определения поставщика.
В силу п.4 ч.1 ст.93 Федерального закона № 44-ФЗ закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в следующих случаях: осуществления закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающей шестисот тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать десять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей. Указанные ограничения годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не применяются в отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений. На заказчиков, осуществляющих деятельность на территории иностранного государства, при осуществлении закупок в соответствии с настоящим пунктом не распространяются ограничения в части установления цены контракта, не превышающей шестисот тысяч рублей. В отношении федерального органа исполнительной власти, осуществляющего закупки для обеспечения федеральных нужд государственных органов, образованных для обеспечения деятельности Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, расчет указанных ограничений годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, производится раздельно для такого федерального органа исполнительной власти и каждого такого государственного органа.
Согласно пункту 19 части 1 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ, закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае заключения контракта на оказание услуг по осуществлению авторского контроля за разработкой проектной документации объекта капитального строительства, проведению авторского надзора за строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом объекта капитального строительства соответствующими авторами, на проведение технического и авторского надзора за выполнением работ по сохранению объекта культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации авторами проектов.
Указанным положением закона предусмотрена возможность осуществления закупки у единственного исполнителя услуг по проведению авторского надзора за строительством объекта капитального строительств. При этом, в качестве обязательного условия для реализации такого права Заказчика, определено осуществление такой закупки у автора проекта, авторский надзор за которым планируется осуществлять. Заключение контракта с иными лицами, на основании п.19 ч.1 ст.93 Федерального закона № 44-ФЗ не соответствует закону.
Авторский надзор - это контроль лица, осуществившего подготовку проектной документации, за соблюдением в процессе строительства требований проектной документации и подготовленной на ее основе рабочей документации (п.3.1 Положения об авторском надзоре за строительством зданий и сооружений, утв. приказом Минстроя России от 19.02.2016 № 98/пр).
Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» поручено Правительству Российской Федерации совместно с органами государственной власти субъектов принять национальный проект (программу) по развитию малого и среднего предпринимательства и поддержке индивидуальной предпринимательской инициативы.Протоколом президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 24.12.2018 №16 утвержден паспорт национального проекта «Экология» в составе которого реализуется федеральный проект «Чистая вода», задачей которого является повышение качества питьевой воды посредством модернизации систем водоснабжения и водоподготовки с использованием перспективных технологий, включая технологии, разработанные организациями оборонно-промышленного комплекса.
Целью настоящего проекта является повышение качества питьевой воды для населения, в том числе для жителей населенных пунктов, не оборудованных современными системами централизованного водоснабжения.
Порядок заключения муниципальных контрактов установлен Федеральным законом № 44-ФЗ.
Из материалов дела следует, что в результате проверки, проведенной прокуратурой города Хабаровска, установлено, что 27.08.2018 КГКУ «Служба заказчика топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края» заключен контракт №Ф.2018.408556 с ООО «КОНТЭМ-ИНЖИРИНГ» на выполнение инженерных изысканий для корректировки проекта объекта «Водозабор для водоснабжения населения хозяйственно-питьевой водой в поселке Многовершинный Николаевского района» на сумму 1 584 026,40 рублей, который исполнен 31.12.2018.
05.03.2020 КГКУ «Служба заказчика топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края» заключен контракт №ЭА 04/03 с ООО «КОНТЭМ-ИНЖИРИНГ» на выполнение работ по корректировке проектной и рабочей документации по объекту «Водозабор для водоснабжения населения хозяйственно-питьевой водой в поселке Многовершинный Николаевского района» на сумму 4 244 042,40 рублей.
По результатам закупки на основании, подготовленной ООО «КОНТЭМ-ИНЖИРИНГ» проектной документации, прошедшей государственную экспертизу, КГКУ «Служба заказчика топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края» 14.04.2020 заключен контракт №ЭА 18/04 с ЗАО «Форпост» на выполнение строительно-монтажных работ по объекту «Водозабор для водоснабжения населения хозяйственно-питьевой водой в поселке Многовершинный Николаевского района», со сроком исполнения 30.11.2020, цена контракта составила 26502,0 тыс. руб.
В ходе осуществления работ на объекте КГКУ «Служба заказчика топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края» принято решение заключить контракт на осуществление авторского надзора за строительством данного объекта, в связи с чем, КГКУ «Служба заказчика топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края» в адрес ООО «КОНТЭМ-ИНЖИНИРИНГ» направлено соответствующее письмо.
Поскольку ООО «КОНТЭМ-ИНЖИНИРИНГ» отказало в заключение данного контракта, КГКУ «Служба заказчика топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края» 16.07.2020 на основании п.19 ч.1 ст.93 Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», заключен контракт №ЕП 29/07 с единственным поставщиком - ООО «Проектно-строительная компания «Вымпел», цена которого составила 239 996,0 рублей, срок исполнения - 30.11.2020.
Так как цена контракта не превышала 600 тыс. рублей, у КГКУ «Служба заказчика топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края» имелось право заключить контракт с единственным поставщиком, но не в соответствии с п.19 ч.1 ст. 93 Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
В связи с несоблюдением КГКУ требований Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, прокурором города Хабаровска 13.08.2020 в отношении руководителя контрактной службы - заместителя директора КГКУ «Служба заказчика топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края» ФИО1 вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Факт совершения и вина должностного лица ФИО1 в инкриминируемом деянии подтверждаются представленными в материалах дела доказательствами, в том числе: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 13.08.2020, объяснением от 18.09.2020, карточками контракта от 23.07.2020, контрактом №ЕП 29/07 от 16.07.2020, требованием, объяснением ФИО1 от 13.08.2020, объяснением Марченко И.О. от 13.08.2020, приказом о приеме на работу ФИО1 №1лс от 10.01.2012, трудовым договором от 10.01.2012, уведомлением, приказом о переводе ФИО1 №10лс от 31.03.2017, его должностной инструкцией, приказом №60 к от 15.07.2020, приказом №215-к от 15.07.2020, приказом об организации деятельности по осуществлению закупок №38 от 01.10.2018, положением о Единой комиссии по осуществлению закупок приложение №1 к приказу №38 от 01.10.2018, объяснительной ФИО4, приказом №8 лс от 10.05.2018, трудовым договор от 10.05.2018, вышеназванными контрактами.
Указанные доказательства соответствуют требованиям допустимости, достоверности и достаточности.
Довод автора жалобы о том, что принято решение заключить контракт с целью соблюдения принципа открытости и прозрачности закупок, отклоняется, поскольку характер совершенного правонарушения, объектом посягательства которого является установленный законом единый порядок определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, свидетельствует о высокой степени общественной опасности правонарушений в указанной сфере. В силу ч. 5 ст. 24 Закона о контрактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
В силу ст.2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
ФИО1, являясь руководителем контрактной службы - заместителем директора КГКУ «Служба заказчика топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края», подписавшим контракт с единственным поставщиком на осуществление авторского надзора за строительством объекта, за допущенные нарушения Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», обосновано привлечен к административной ответственности.
Оснований для признания совершенного ФИО1 правонарушения малозначительным и освобождения его от административной ответственности не установлено.
Применение статьи 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях является правом, а не обязанностью лица, рассматривающего дело. При этом оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Понятие малозначительности административного правонарушения является категорией оценочной и определяется судом в каждом конкретном случае с учетом выявленных обстоятельств.
Нарушение порядка заключения контрактов, установленный Федеральным законом № 44-ФЗ ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», противоречит требованиям законодательства о контрактной системе, приводит к необоснованному сокращению числа участников закупки и не способствует выявлению лучших условий поставок товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Исходя из установленных конкретных обстоятельств дела, допущенные ФИО1 нарушения не могут быть признаны формальными, не представляющими существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, что исключает признание деяния малозначительным.
Постановление вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, в этой связи соответствующие доводы защиты следует отклонить.
Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, не допущено.
Наказание назначено в соответствии с санкцией ч.1 ст.7.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Таким образом, обжалуемое постановление является законным и обоснованным, оснований для его отмены либо изменения не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
Постановление заместителя руководителя управления – начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю ФИО2 от 18.09.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении заместителя директора КГКУ «Служба заказчика топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края» ФИО1 оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в течение 10 суток со дня его получения, вручения через Центральный районный суд г.Хабаровска.
Судья Е.С. Ткаченко