ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-602/19 от 29.08.2019 Абаканского городского суда (Республика Хакасия)

19RS0001-02-2019-005909-78 Дело №12-602/2019

РЕШЕНИЕ

г. Абакан 29 августа 2019 г.

Абаканский городской суд Республики Хакасия в составе:

председательствующего – судьи Лоцкого Ю.Н.,

при секретаре Коротаевой Н.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по жалобе должностного лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО1, родившегося ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> края, проживающего по адресу: <адрес>, на постановление заместителя Министра финансов Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ к административному штрафу в размере 20 000 рублей.

Огласив жалобу, заслушав представителя административного органа, помощника прокурора, исследовав материалы дела, Абаканский городской суд Республики Хакасия,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя Министра финансов Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо – директор ГБУ РХ «СШАС «Ирбис» ФИО9 Е.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Не согласившись с вынесенным постановлением, ФИО10 Е.В. обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с недоказанностью. В обоснование жалобы указывает, что между Министерством труда и социальной защиты РФ и Правительством Республики Хакасия заключено соглашение «О предоставлении субсидии бюджету субъекта Российской Федерации из федерального бюджет» от 15.02.2017г. Предметом соглашения является предоставление из федерального бюджета в 2017 году бюджету Республики Хакасия субсидии на реализацию мероприятий в сфере обеспечения доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными министерству социальной защиты, как получателю средств федерального бюджета в рамках подпрограммы «Обеспечение условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп государственной программы Российской Федерации «Доступная среда на 2011-2020 годы». Перечень мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, указан в приложении к данному соглашению: «мероприятия по поддержке учреждений спортивной направленности по адаптивной физической культуре и спорту», размер субсидии выделяемой в 2017 году составил 13 483 000,8 рублей. Источники финансирования предоставления субсидии определены п. 1.2 Соглашения, а именно, за счет средств, полученных из республиканского бюджета в форме безвозмездных и безвозвратных перечислений денежных средств в соответствии с Законом Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ «О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов». В период с 04 по 25 июля 2017 года ГБУ РХ «Спортивная школа по адаптивному спорту «Ирбис» в рамках реализации мероприятий программы «Доступная среда» в Министерство спорта РХ направлялись заявки на выделение 9 000 000 рублей на приобретение для учреждения транспортных средств: одного специализированного для перевозки инвалидов-колясочников и двух, предназначенных для нужд учреждения.

Обращает внимание, что вопрос о приобретении для учреждения трех транспортных средств согласовывался лично с первым заместителем Министра спорта РХ ФИО11 Е.Ю., на которого был возложен контроль за реализацией данной программы на региональном уровне. Расходование запрашиваемых денежных средств в указанном размере предусмотрено планом кассовых выплат на 2017 год, подписанного прежним Министром спорта РХ ФИО12 В.А. Указанный план кассовых выплат был направлен в Министерство финансов РФ для получения лимитов бюджетных ассигнований. После рассмотрения указанных заявок Министерством спорта РХ учреждению выделены запрашиваемые денежные средства.

В период с августа по октябрь 2017 года контрактным управляющим ФИО13 К.Ю. дважды подавались заявки на проведение электронного аукциона о приобретении семиместного автомобиля, однако оба электронных аукциона не состоялись. В связи с тем, что проведение еще одного аукциона требовало дополнительного времени, а не освоение денежных средств, выделенных в рамках программы «Доступная среда», предусматривало прекращение ее финансирования, то после согласования вопроса в Министерстве спорта РХ с ФИО14 Е.Ю., принято решение о приобретении автомобиля без аукциона, напрямую путем заключения договора купли-продажи, то есть с нарушением федерального закона о закупках. Одновременно с этим аукционном в августе 2017 года проведен аукцион на приобретение специализированного автомобиля «Форт Транзит», который состоялся, автомобиль был приобретен. Электронный аукцион на приобретение третьего автомобиля, учреждением не проводился в связи с необходимостью освоения выделенных денежных средств в срок до 31 декабря 2017 года и отсутствием временных ресурсов на проведение конкурсных и закупочных процедур. Данный автомобиль также приобретен путем заключения прямого договора купли-продажи, то есть с нарушением федерального закона о закупках.

Отмечает, что учреждение ежеквартально отчитывалось перед Министерством спорта РХ о расходовании выделенных денежных средств путем предоставления отчетов, а Министерство спорта в свою очередь отчитывалось о расходовании средств субсидии путем предоставления отчетов в Министерство финансов и Министерство социальной защиты. Полагает, что в его действиях отсутствуют признаки преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 285.1 УК РФ, что явилось основанием для отказа в возбуждении уголовного дела. Следовательно постановление заместителя министра финансов является незаконным и необоснованным.

Представитель Министерства финансов РХ ФИО15 Н.В действующая на основании доверенности, на доводы жалобы возражала, полагая, что постановление законно и обосновано, материалы дела содержат все необходимые доказательства вины привлеченного лица. Доводы лица не отражают то правонарушение, за которое было привлечено должностное лицо к административной ответственности. Доводы изложенные в жалобе, сводятся к тому, что по результатам уголовно-правовой оценки, вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, где речь идет о покупке двух дорогостоящих автомобилей, следовательно они не обоснованны и никак не связаны с оспариваемым постановлением. Должностным лицом не выполнены государственные задания на 2017 и 2018 год в соответствии с указанными в постановлении соглашениями в профинансированном из республиканского бюджета объеме, что свидетельствует о нарушении условий предоставления субсидии.

Помощник прокурора <адрес>ФИО16 С.Ю. в судебном заседании не согласилась с жалобой, считает постановление законным и обоснованным. По мнению ФИО17 Е.В. указанное постановление следственного комитета является основанием для отмены назначенного Министерством финансов РХ наказания. Обстоятельства, которые послужили основанием для привлечения ФИО18 Е.В. к ответственности, обстоятельства, указанные в постановлении следственного комитета, которые явились предметом проверки, существенно различаются. Решение следственного органа об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении ФИО19 Е.В. никоим образом не влияет на выводы административного органа, указанные в постановлении. Просит отказать в удовлетворении заявленных требований, поскольку постановление и материалы дела содержат все необходимые доказательства вины привлеченного должностного лица.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО20 Е.В. в судебное заседание не явился, надлежащим образом был извещен о времени месте судебного заседании.

Огласив жалобу, заслушав участвующих лиц, исследовав материалы дела, проверив соответствие выводов установленным по делу обстоятельствам, правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого акта, судья приходит к следующему.

Частью 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что нарушение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, физическим лицом, являющимися получателями субсидий, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан и должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 2 до 12 процентов суммы полученной субсидии.

Согласно статье 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации ассигнования на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) относятся к бюджетным ассигнованиям.

В силу статьи 69.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным ассигнованиям на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) относятся ассигнования на предоставление субсидий бюджетным и автономным учреждениям, включая субсидии на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания.

В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственным (муниципальным) заданием признается документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ).

Пунктом 1 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что государственное (муниципальное) задание должно содержать: показатели, характеризующие качество и (или) объем (содержание) оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ); порядок контроля за исполнением государственного (муниципального) задания, в том числе условия и порядок его досрочного прекращения; требования к отчетности об исполнении государственного (муниципального) задания.

Показатели государственного (муниципального) задания используются при составлении проектов бюджетов для планирования бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), составлении бюджетной сметы казенного учреждения, а также для определения объема субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания бюджетным или автономным учреждением (пункт 2 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Государственное (муниципальное) задание формируется для бюджетных и автономных учреждений, а также казенных учреждений, определенных в соответствии с решением органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств (абзац 2 пункта 3 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Согласно п. 6 ст. 69.2 БК РФ государственное (муниципальное) задание является невыполненным в случае недостижения (превышения допустимого (возможного) отклонения) показателей государственного (муниципального) задания характеризующих оббьем оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполненных работ), а также показателей государственного (муниципального) задания, характеризующих качество оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполненных работ), если такие показатели установлены в государственном (муниципальном) задании.

Исходя из положений аб.1 п.1 ст. 78.1 БК РФ, и в соответствии с ч. 3,6 ст. 9.1 ФЗ «о некоммерческих организациях» бюджетные учреждения осуществляют деятельность на основании утверждаемых им учредителями государственных заданий; финансовое обеспечение выполнения которых осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В силу п. 2 ч. 7 ст. 9.2 ФЗ от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» порядок формирования государственного задания и порядок финансового обеспечения выполнения этого задания в отношении бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Государственное задание содержит показатели, характеризующие качество и (или) оббьем (содержание) государственной услуги (работы), определение категорий физических и (или) юридических лиц, являющихся потребителями соответствующих услуг, предельные цены (тарифы) на оплату соответствующих услуг физическими или юридическими лицами в случаях, если законодательством Российской Федерации и (или) законодательством Республики Хакасия предусмотрено их оказание на платной основе, либо порядок установления указанных цен (тарифов) в случаях, установленных законодательством Российской Федерации и (или) законодательством Республики Хакасия, порядок контроля за исполнением государственного задания и требования к отчетности о выполнении государственного задания.

В силу требований п. 3.24 Положения финансовое обеспечение выполнения государственного задания осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в республиканском бюджете Республики Хакасия на указанные цели. Финансовое обеспечение выполнения государственного задания бюджетным или автономным учреждением осуществляется путем предоставления субсидии.

Согласно п. 3.26, 3.27 Положения предоставление бюджетному или автономному учреждению субсидии в течении финансового года осуществляется на основании соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии, заключаемого органом, которому законом о республиканском бюджете Республики Хакасия на соответствующий финансовый год предусмотрены бюджетные ассигнования в виде субсидии на финансовое обеспечение выполнения данными учреждениями государственного задания, в том числе осуществляющими функции и полномочия учредителя в отношении бюджетных или автономных учреждений, с бюджетным или автономным учреждением. Соглашение определяет права, обязанности и ответственность сторон, в том числе оббьем и периодичность перечисления субсидии в течении финансового года.

Пунктом 3.29 Положения также предусмотрено, что если на основании отчета о выполнении государственного задания показатели объема меньше показателей, установленных в государственном задании, то соответствующие средства субсидии подлежат перечислению в республиканский бюджет Республики Хакасия в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Таким образом, финансирование деятельности бюджнтного учреждения осуществляется в форме предоставления из соответствующего бюджета субсидий для исполнения утвержденных учредителем мероприятий государственного задания, соответственно, бюджетное учреждение обязано исполнять просубсидированные ему мероприятия государственного задания.

В ходе судебного разбирательства установлено, что Прокуратурой Республики Хакасия проведена проверка соблюдения ГБУ РХ «Спортивная школа по адаптивному спорту «Ирбис» требований бюджетного и иного законодательства.

В результате проведения проверочных мероприятий, в отношении должностного лица ГБУ РХ «Спортивная школа по адаптивному спорту «Ирбис» ФИО21 Е.В. вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении предусмотренного ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ.

Противоправность бездействия должностного лица выразилась в неисполнении условий соглашения о предоставлении субсидий.

Из представленных в материалы дела доказательств усматривается, что в соответствии с государственным заданием на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, утвержденным и.о. министра спорта Республики Хакасия ФИО22 В.А. установлены мероприятия по спортивной подготовке спортсменов-инвалидов в различных видах спорта.

Соглашением от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении субсидий бюджетным учреждениям на финансовое обеспечение государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в 2017 году» (с учетом дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ) субсидия определена в размере 28 782,8 рублей.

В соответствии с соглашением от ДД.ММ.ГГГГ Учреждению на финансовое обеспечение государственного задания на оказание государственных услуг в 2018 году (с учетом дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ) субсидия предоставлена на сумму 26 321,4 рублей.

Между тем, Учреждением за 2017 год не выполнен показатель:

- по разделу 3 государственного задания по числу спортсменов, прошедших спортподготовку на этапах спортивной подготовки по легкой атлетике ПОДА на тренировочном этапе;

- по разделу 7 государственного задания показатель «число лиц, прошедших спортподготовку на тренировочном этапе зачисленных на этап совершенствования спортивного мастерства» не выполнен в полном обьеме, всего на сумму 808 930,37 рублей.

За 2018 год Учреждением не выполнены показатели государственного задания:

- по разделу 1 «Спортивная подготовка по спорту лиц с ПОДА» настольный теннис, тренировочный этап, на 1 чел., на 782 063,38 рублей, стрельба из лука, этап начальной подготовки, на 2 чел., на 333 503,36 рублей;

- по разделу 2 «Спортивная подготовка по спорту лиц с интеллектуальными нарушениями» легкая атлетика, этап начальной подготовки, на 1 чел., на сумму 534 597,46 рублей;

- по разделу 3 «Спортивная подготовка по спорту глухих» легкая атлетика, тренировочный этап, на 2 чел., на сумму 1 153 605,04 рублей.

Таким образом, за 2018 год Учреждением не исполнены мероприятия государственного задания, просубсидированные на основании соглашения на сумму 2 803 769,24 рублей, что свидетельствует о нарушении условий предоставления субсидии в части невыполнения требований к объему оказания государственных услуг, определенных государственным заданием на соответствующий год.

Установленные обстоятельства подтверждаются приведенными выше собранными по делу доказательствами, содержаться в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от 30.05.2019г.

В силу ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Должностным лицом ГБУ РХ «СШАС «Ирбис», подписавшим государственные задания на 2017 и 2018 год, отчеты об их исполнении, а также соглашения, является директор учреждения ФИО23 Е.В. Должностное положение ФИО24 Е.В. подтверждается трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГ и дополнительным соглашением к нему от ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, в действиях ФИО25 Е.В. содержится состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ.

Доводы жалобы о недоказанности обстоятельств, на основании которых вынесено постановление не могут быть приняты во внимание, поскольку изучение представленных материалов свидетельствует о том, что при рассмотрении дела Министерство финансов правильно установили все фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию, дали надлежащую юридическую оценку действиям ФИО26 Е.В. и на основе полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств пришли к обоснованному выводу о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ, и виновности последнего в его совершении.

Кроме того, ФИО27 Е.В. не представлено доказательств того, что он своевременно и в полном объеме принял меры по исполнению условий использования субсидий, выделенных для выполнения государственного задания.

Наказание назначено по правилам чч. 2.2, 2.3 ст. 4.1 КоАП РФ в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ.

Постановление о привлечении ФИО28 Е.В. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст. 4.5 КоАП РФ, для данной категории дел.

При изложенных обстоятельствах, оснований для удовлетворения жалобы, отмены либо изменения состоявшегося по делу решения не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.2-30.8 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Постановление заместителя Министра финансов Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении ФИО29 Е.В. к административной ответственности по ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Судья Ю.Н. Лоцкий