К делу №
№
РЕШЕНИЕ
06 октября 2021 года г. Краснодар
Судья Ленинского районного суда г. Краснодара Буренко С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу врио директора ФГБУ «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по <адрес>» ФИО1 на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.10.8 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением и.о. мирового судьи судебного участка № Западного внутригородского округа города Краснодара мирового судьи судебного участка № Западного внутригородского округа города Краснодара от ДД.ММ.ГГГГ врио директора ФГБУ «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по <адрес>» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 10.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей в доход государства.
Не согласившись с указанным постановлением, ФИО1 обратился в суд с жалобой, в которой просит об отмене постановления, ссылаясь на отсутствие в его действиях состава административного правонарушения. Указывает, что административным органом не представлено доказательств того, что учреждение имеет статус сельхозпроизводителя, является владельцем животных и осуществляет производство, транспортировку, заготовку и переработку продуктов и сырья животного происхождения, не установлена принадлежность земельного участка, на котором образована свалка биологических отходов. Просит постановление по делу отменить и производство прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.
В судебном заседании заявитель доводы жалобы поддержал и настаивал на ее удовлетворении.
Представитель Южного межрегионального управления Россельхознадзора ФИО3 просила в удовлетворении жалобы отказать, постановление по делу оставить без изменений.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Согласно ч. 3 ст. 10.8 КоАП РФ нарушение ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей.
В соответствии с п. 1.1 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором РФ ДД.ММ.ГГГГ N 13-7-2/469 (далее - Ветеринарно-санитарные правила) ветеринарно-санитарные правила сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов являются обязательными для исполнения владельцами животных независимо от способа ведения хозяйства, а также организациями, предприятиями (в дальнейшем организациями) всех форм собственности, занимающимися производством, транспортировкой, заготовкой и переработкой продуктов и сырья животного происхождения.
В силу п. 1.2 Ветеринарно-санитарных правил биологическими отходами являются: трупы животных и птиц, в т.ч. лабораторных; абортированные и мертворожденные плоды; ветеринарные конфискаты (мясо, рыба, другая продукция животного происхождения), выявленные после ветеринарно-санитарной экспертизы на убойных пунктах, хладобойнях, в мясо-, рыбоперерабатывающих организациях, рынках, организациях торговли и др. объектах; другие отходы, получаемые при переработке пищевого и непищевого сырья животного происхождения.
Биологические отходы могут быть утилизированы как путем переработки на ветеринарно-санитарных утилизационных заводах (цехах) в соответствии с действующими правилами, так и путем обеззараживания в биотермических ямах, уничтожения сжиганием или в исключительных случаях захоронением в специально отведенных местах (п. 1.5 Ветеринарно-санитарных правил).
На основании п. 1.8 Ветеринарно-санитарных правил категорически запрещается сбор биологических отходов в бытовые мусорные контейнеры и вывоз их на свалки и полигоны для захоронения.
Как усматривается из материалов дела, в Управление из Южного межрегионального управления Росприроднадзора поступило сообщение от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты> и прилагающие к нему материалы, содержащие данные, об образовании свалки биологических отходов на земельном участке, расположенном юго-западнее аула Афипсип, в 20 метрах от дороги Афипсип-Панахес, рядом со сбросным каналом № Шапсугского водохранилища с кадастровым номером <данные изъяты> и географическими координатами 44.9895400. 38.7612948 (далее - земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>) находящегося в постоянном бессрочном пользовании ФГБУ «Управление «Адыгеямелиоводхоз».
Согласно акту обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований от ДД.ММ.ГГГГ (прилагается) Управления по охране окружающей среды и природным ресурсам Республики Адыгея ДД.ММ.ГГГГ в период времени с 09 час. 55 мин. по 12 час. 35 мин на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> выявлены отходы животного происхождения.
С целью всестороннего и объективного рассмотрения поступивших материалов Южного межрегионального управления Росприроднадзора, ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором отдела внутреннего ветеринарного контроля и надзора Управления ФИО4, совместно с главным специалистом отдела сельского хозяйства Администрации муниципального образования «<адрес>» ФИО5, начальником ГБУ РА «Тахтамукайская РСББЖ» ФИО2, был осуществлён фактический выезд на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>. Составлен акт объезда и осмотра территории от ДД.ММ.ГГГГ с фототаблицами.
Согласно Акту при осмотре территории данного земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, была обнаружена свалка биологических отходов, образованная останками трупов животных.
Таким образом, на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, собственником которого является юридическое лицо - ФГБУ «Управление «Адыгеямелиоводхоз», осуществляется хранение биологических отходов, владелец которых не установлен.
В соответствии с п. 2 Ветеринарных правил перемещения, хранения, переработки и утилизации биологических отходов, утв. приказом Минсельхоза России от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее - ВП №) биологическими отходами являются трупы животных и птиц, абортированные и мертворожденные плоды, ветеринарные конфискаты, другие отходы, непригодные в пищу людям и на корм животным.
Согласно абз. 2 п. 4 ВП № биологические отходы, в отношении которых невозможно подтвердить их происхождение, или владелец которых не установлен, приобретают свойства особо опасных биологических отходов.
Согласно п. 12 ВП №: Хранение биологических отходов должно осуществляться в емкостях для биологических отходов, расположенных в помещениях для хранения биологических отходов, оборудованных запирающими устройствами для предотвращения доступа к биологическим отходам посторонних лиц и животных, охладительным или морозильным оборудованием, укомплектованным термометрами (термографами, терморегистраторами), если иное не установлено пунктом 13 Правил.
Таким образом, юридическим лицом - ФГБУ «Управление «Адыгеямелиоводхоз» нарушен порядок хранения биологических отходов на принадлежащем ему земельном участке.
В соответствии с п. 25 ВП №: Утилизация особо опасных биологических отходов должна осуществляться под наблюдением специалиста в области ветеринарии, являющегося уполномоченным лицом органов и организаций, входящих в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации (далее - государственный специалист в области ветеринарии), путем сжигания в печах (крематорах, инсинераторах) или под открытым небом в траншеях (ямах) до образования негорючего остатка.
Юридическое лицо - ФГБУ «Управление «Адыгеямелиоводхоз» в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время не осуществило утилизацию особо опасных биологических отходов в соответствии с ВП №
В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 492-ФЗ «О биологической безопасности в Российской Федерации» (далее - Закон № 492-ФЗ) опасный биологический фактор - событие, условие, свойство, эпидемический, эпизоотический, эпифитотический процессы или их комбинация, являющиеся причиной возможного воздействия патогенных биологических агентов (патогенов), паразитических организмов и содержащих их объектов, которые способны нанести вред здоровью человека, животным и (или) растениям, продукции животного и (или) растительного происхождения и (или) окружающей среде.
Согласно п.п. 1, п.2, ст. 7 Закон № 492-ФЗ организации в области обеспечения биологической безопасности обязаны соблюдать нормы законодательства Российской Федерации по обеспечению биологической безопасности, установленные в том числе законодательством в сфере охраны здоровья, законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, ветеринарным законодательством Российской Федерации, законодательством Российской Федерации в области карантина растений, законодательством в области охраны окружающей среды, законодательством Российской Федерации в области генно-инженерной деятельности и правом Евразийского экономического союза.
Таким образом, указанные биологические отходы на земельном участке с кадастровым № <данные изъяты> являются источником биологической опасности и имеют высокую степень вероятности причинения вреда здоровью человека, животным, растениям и окружающей среде, хранение которых юридическое лицо - ФГБУ «Управление «Адыгеямелиоводхоз» осуществляет не должным образом, а также не осуществляет утилизацию их в соответствии ВП №.
Учитывая вышеизложенное, должностное лицо - ФГБУ «Управление «Адыгеямелиоводхоз» ФИО1, не предпринял всех зависящих и достаточных мер от него по соблюдению требований п. 12, п. 25 «Ветеринарных правил перемещения, хранения, переработки и утилизации биологических отходов», утв. Приказом Минсельхоза России от ДД.ММ.ГГГГ№, ввиду чего в его бездействии усматриваются признаки административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 3 ст. 10.8 КоАП РФ.
Постановлением и.о. мирового судьи судебного участка № Западного внутригородского округа города Краснодара мировым судьей судебного участка № Западного внутригородского округа города Краснодара от ДД.ММ.ГГГГ врио директора ФГБУ «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по <адрес>» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 10.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей в доход государства.
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением, либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. Так, в силу требований ст. 26.1 КоАП РФ установлены: наличие события административного правонарушения, лицо, его совершившее, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Доказательств, подтверждающих принятие врио директора ФГБУ «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по <адрес>» ФИО1 всех зависящих от него мер для предотвращения правонарушения, соблюдения ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, равно как и доказательств отсутствия возможности и наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению требований ветеринарно-санитарных правил, не установлено.
При таких обстоятельствах выводы о наличии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 10.8 КоАП РФ, и о доказанности вины в его совершении являются обоснованными и сомнений не вызывают. Действия должностного лица квалифицированы правильно в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод заявителя о том, что ФГБУ «Управление «Адыгеямелиоводхоз» не занимается производством, транспортировкой, заготовкой и переработкой продуктов животного происхождения, ввиду чего Учреждение не может выступать субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 10.8 КоАП РФ, является несостоятельным.
В силу п. 1 ст. 2.1 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О ветеринарии» ветеринарные правила (правила в области ветеринарии) являются нормативными правовыми актами, устанавливающими обязательные для исполнения физическими лицами и юридическими лицами требования при перемещении, хранении, переработке, утилизации биологических отходов (трупов животных и птиц, абортированных и мертворожденных плодов, ветеринарных конфискатов, других отходов, непригодных в пищу людям и на корм животным), к характеру, форме, содержанию и предоставлению информации по этим видам деятельности, а также определяют права и обязанности органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, подведомственных им организаций в указанной в настоящей статье сфере деятельности.
Ветеринарные правила перемещения, хранения, переработки и утилизации биологических отходов устанавливают обязательные для исполнения физическими и юридическими лицами требования при перемещении, хранении, переработке и утилизации биологических отходов (и. 1 Ветеринарных правил перемещения, хранения, переработки и утилизации биологических отходов, утв. приказом Минсельхоза России от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее - ВП №)).
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных, характеристиках и зарегистрированных правах на объектах недвижимости Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, собственником земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> является ФГБУ «Управление «Адыгеямелиоводхоз». Категория земли: Земли водного фонда, применяется для сельскохозяйственного производства. Земельный участок зарегистрирован в постоянном (бессрочном) пользовании <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде.
Учреждение не предприняло мер по уничтожению опасных биологических отходов, осуществляло хранение особо опасных биологических отходов на земельном участке, находящемся у него в бессрочном пользовании, на протяжении длительного времени, нарушая ветеринарное законодательство РФ.
При изложенных обстоятельствах, должностное лицо - ФГБУ «Управление «Адыгеямелиоводхоз» ФИО1 может выступать субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 10.8 КоАП РФ.
Относительно довода заявителя о том, что биологические отходы находились на не разграниченных землях в границах кадастрового квартала, суд также не может признать их состоятельными. Согласно акту объезда и осмотра территории от ДД.ММ.ГГГГ на территории земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> была обнаружена свалка биологических отходов.
В фототаблицах № указаны географические координаты нахождения биологических отходов - <данные изъяты>.
В соответствии с информацией из сети «Интернет» (Публичная кадастровая карта) (<данные изъяты>) географические координаты <данные изъяты> относятся к земельному участку с кадастровым номером <данные изъяты>, владельцем которого является ФГБУ «Управление «Адыгеямелиоводхоз».
Доводы жалобы ФИО1 сводятся к субъективной оценке установленных обстоятельств и не могут быть признаны обоснованными. Несогласие заявителя с оценкой доказательств и с толкованием должностного лица норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащего применению в деле, не свидетельствует о том, что должностным лицом допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ, суд не находит правовых оснований отмены состоявшегося по делу постановления и удовлетворения поданной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд
РЕШИЛ:
Постановление и.о. мирового судьи судебного участка № Западного внутригородского округа города Краснодара мирового судьи судебного участка № Западного внутригородского округа города Краснодара от ДД.ММ.ГГГГ врио директора ФГБУ «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по <адрес>» ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.10.8 КоАП РФ оставить без изменений, жалобу ФИО1 без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в порядке статьи 30.12-30.14 КоАП РФ.
Судья-