ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-603/2022 от 01.06.2021 Верховного Суда Республики Татарстан (Республика Татарстан)

Судья Д.Н. Латыпова УИД 16RS0050-01-2022-002911-52

Дело № 12-603/2022

Дело № 77-809/2022

решение

1 июня 2021 года город Казань

Судья Верховного Суда Республики Татарстан С.М. Федонин,

при секретаре судебного заседания Н.Ю. Кокореве,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу законного представителя ФИО1 на решение судьи Приволжского районного суда города Казани от 25 марта 2022 года, вынесенное в отношении общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Единство» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

постановлением старшего государственного инспектора Республики Татарстан в области охраны окружающей среды от 10 февраля 2022 года общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Единство» (далее по тексту – ООО УК «Единство», Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.

Решением судьи Приволжского районного суда города Казани от 25 марта 2022 года, указанное постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба законного представителя ФИО1 – без удовлетворения.

В жалобе в Верховный Суд Республики Татарстан ФИО1, оспаривая факт совершения Обществом административного правонарушения, просит вынесенные в отношении него постановление должностного лица и судебное решение отменить, производство по делу прекратить.

Проверив материалы дела, изучив жалобу заявителя, выслушав доводы законного представителя ФИО1, защитника И.П. Пашунина и представителя административного органа ФИО2, прихожу к мнению о том, что жалоба подлежит частичному удовлетворению.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно части 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, -

влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В силу пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ) отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Привлекая ООО УК «Единство» к административной ответственности должностное лицо, с выводами которого согласился судья районного суда, пришло к выводу о том, что в 13 часов 00 минут 1 декабря 2021 года по адресу: <...>, прилегающая территория контейнерной площадки, Общество допустило сброс отходов производства и потребления на почву, а именно отходов из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) (ФККО 73111002215), на общей площади 28 кв. м. объемом 12 куб. м.

При этом должностное лицо исходило из доказанности факта совершения ООО УК «Единство» административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку Обществом были нарушены требования статьи 51 Федерального закона № 7-ФЗ при обращении с отходами производства и потребления.

Вместе с тем исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Порядок организации контрольных (надзорных) мероприятий определен Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 22.09.2021 № 895 утверждено Положение о региональном государственном экологическом контроле (надзоре) на территории Республики Татарстан, которым регламентирован порядок организации и проведения контрольных (надзорных) мероприятий по осуществлению указанного вида контроля (надзора).

Материалами дела установлено, что основанием для привлечения ООО УК «Единство» к административной ответственности явился акт экологического обследования состояния территории.

Вместе с тем материалы дела не содержат каких-либо сведений о том, в рамках какого контрольного (надзорного) мероприятия было проведено экологическое обследование состояния территории, а также информации об основаниях и соблюдении процедуры его проведения.

При этом наряду с другими доводами заявителем оспаривается допустимость представленных по делу доказательств в силу нарушения предусмотренного законом порядка проведения контрольного (надзорного) мероприятия, подтвердить или опровергнуть которые на основании представленных по делу материалов не представляется возможным.

В тоже время данные обстоятельства не были предметом рассмотрения должностного лица при вынесении оспариваемого постановления, что не отвечает установленным статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачам производства по делам об административных правонарушениях.

На основании пункта 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении подлежит отмене с возвращением дела на новое рассмотрение в случае существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

При таких обстоятельствах постановление старшего государственного инспектора Республики Татарстан в области охраны окружающей среды и решение судьи Приволжского районного суда города Казани подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан.

Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

жалобу законного представителя ФИО1 удовлетворить частично.

Постановление старшего государственного инспектора Республики Татарстан в области охраны окружающей среды от 10 февраля 2022 года и решение судьи Приволжского районного суда города Казани от 25 марта 2022 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Единство» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

Дело об административном правонарушении направить Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан на новое рассмотрение через Приволжский районный суд города Казани.

Настоящее решение вступает в силу с момента его вынесения и может быть обжаловано указанными в статье 30.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицами в Шестой кассационный суд общей юрисдикции.

Судья

Решение21.06.2022