ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-604/18 от 23.08.2018 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

РЕШЕНИЕ

от 23 августа 2018 года по делу №12-604/2018

Судья Хулапова Г.А.

Судья Верховного Суда Республики Крым Агин В.В.,

с участием представителя муниципального казенного учреждения Департамента городского хозяйства администрации г. Симферополя Республики Крым ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Симферополе

23 августа 2018 года

жалобу <данные изъяты> на постановление судьи Киевского районного суда города Симферополя от 25 июня 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), в отношении <данные изъяты> (далее МКУ Департамент городского хозяйства администрации г. Симферополя РК либо Учреждение),

установил:

постановлением судьи Киевского районного суда города Симферополя от 25 июня 2018 года МКУ Департамент городского хозяйства администрации г. Симферополя РК привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.34 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 200000 руб.

Не согласившись с постановлением судьи районного суда, МКУ Департамент городского хозяйства администрации г. Симферополя РК подал в Верховный Суд Республики Крым жалобу, в которой просил вышеназванное постановление отменить как незаконное и необоснованное и прекратить производство по делу ввиду отсутствия состава и нарушения процессуальных требований. В обоснование жалобы указано на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, и что судья районного суда неправильно оценил установленные обстоятельства.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте его рассмотрения извещены надлежащим образом.

Выслушав представителя Учреждения ФИО1, поддержавшего жалобу, проверив доводы, изложенные в жалобе, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, влечет административную ответственность по ч.1 ст.12.34 КоАП РФ.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ с 11 час. 00 мин. до 14 час. 20 мин. при обследовании улично-дорожной сети <адрес>, выявлены следующие нарушения:

- <адрес>: неудовлетворительное эксплуатационное содержание дорожных знаков 5.19.1 «Пешеходный переход» и 3.1 «Въезд запрещен» в нарушение требований п. 4.1.2 ГОСТа Р 50597-93;

- <адрес>: отсутствуют знаки и таблички - табличка 8.24 «Работает эвакуатор», дорожный знак 5.5 «Дорога с односторонним движением», дорожный знак 6.4 «Парковка (парковочное место)» с табличкой 8.6.9 «Способ постановки транспортного средства на стоянку» в нарушение требований п. 4.1.5 ГОСТа Р 50597-93, дорожный знак 3.27 «Остановка запрещена» установлен с нарушением требований п. 4.3 ГОСТа Р 52289-2004 (развернут);

- <адрес>: отсутствует дорожный знак 3.18.1 «Поворот направо запрещен» в нарушение требований п. 4.1.5 ГОСТа Р 50597-93, вместо него установлен дорожный знак 4.1.1 «Движение прямо», который не предусмотрен проектом ОДД;

- <адрес>, по направлению в сторону <адрес> спуск: установлен дорожный знак 3.27 «Остановка запрещена», непредусмотренный проектом ОДД;

- <адрес>: отсутствует дорожный знак 5.33 «Пешеходная зона» в | нарушение требований п. 4.1.5 ГОСТа Р 50597-93, вместо него установлен дорожный знак, не предусмотренный ГОСТом Р 52289-2004;

- на обследуемом участке отсутствует дорожная разметка 1.3, 1.5, 1.6, 1.12, 2.7 в нарушение требований п. 4.2.3 ГОСТа Р 50597-93;

- покрытие проезжей части имеет просадки, выбоины, иные повреждения, затрудняющие движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью в нарушение требований п. 3.1.1 ГОСТа Р 50597- 93.

ДД.ММ.ГГГГ сотрудником ДПС ОВДПС ГИБДД УМВД России по г. Симферополю в связи с выявленными недостатками в содержании улично-дорожной сети в отношении неустановленного лица вынесено определение о возбуждении дела об административном производстве и о проведении административного расследования (л.д.9).

Начальнику МКУ Департамента городского хозяйства администрации г. Симферополя ФИО2 направлено определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела, от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.17, 18-22).

ДД.ММ.ГГГГ юридическому лицу – МКУ Департамента городского хозяйства администрации города Симферополя направлено извещение о дате, времени и месте для дачи объяснения и составления административного протокола по ч.1 ст.12.34 КоАП РФ. Данное извещение было получено Учреждением 07 мая 2018 года (л.д.32).

ДД.ММ.ГГГГ в отношении МКУ Департамента городского хозяйства администрации города Симферополя был составлен протокол об административном правонарушении серии по признакам ч.1 ст.12.34 КоАП РФ (л.д.1-6).

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ).

В соответствии с п.6 ст.3 данного Федерального закона дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (п.12 ст.3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ).

Согласно п.2 ст.12 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ) обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.

Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (ч.3 ст. 15 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ).

В силу ч.2 ст. 41 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации органы местного самоуправления, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными казенными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с федеральным законом.

Основаниями для государственной регистрации органов местной администрации в качестве юридических лиц являются решение представительного органа муниципального образования об учреждении соответствующего органа в форме муниципального казенного учреждения и утверждение положения о нем этим представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации (ч.3 ст.41 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ).

МКУ Департамент городского хозяйства администрации г. Симферополя РК является отраслевым (функциональным) органом администрации города Симферополя Республики Крым.

Согласно Положения о муниципальном казенном учреждении Департамента городского хозяйства администрации г. Симферополя Республики Крым, основными задачами Учреждения является кроме прочего осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п.3.4 Положения Учреждение выступает в установленном действующим законодательством и муниципальными правовыми актами порядке заказчиком и выполняет функции муниципального заказчика по капитальному ремонту, ремонту и содержанию дорог местного значения в соответствии с утвержденным Учреждением реестром дорог.

В силу п.13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги и дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.

Чч.1 и 2 ст. 26.2 КоАП РФ предусмотрено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Исходя из положений ч.3 ст.26.2 КоАП РФ, не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона, в том числе доказательств, полученных при проведении проверки в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

В соответствии со ст.26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья оценивает доказательства по делу об административном правонарушении по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех доказательств дела в их совокупности.

В силу ст.26.11 КоАП РФ оцениваю представленные материалы дела: протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ серии (л.д.1-6), акт о выявленных недостатках в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда от ДД.ММ.ГГГГ с фототаблицей к нему (л.д.11-15) и другие материалы дела, как надлежащие доказательства.

Вместе с тем, в материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства (конкретные размеры, установленные ГОСТами; конкретное место расположения нарушений; проведенное исследование с целью подтверждения нарушения), подтверждающие следующие нарушения, допущенные Учреждением при содержании улично-дорожной сети:

- б<адрес>: неудовлетворительное эксплуатационное содержание дорожных знаков 5.19.1 «Пешеходный переход» и 3.1 «Въезд запрещен» в нарушение требований п. 4.1.2 ГОСТа Р 50597-93;

- б<адрес>: дорожный знак 3.27 «Остановка запрещена» установлен с нарушением требований п. 4.3 ГОСТа Р 52289-2004 (развернут);

- покрытие проезжей части имеет просадки, выбоины, иные повреждения, затрудняющие движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью в нарушение требований п. 3.1.1 ГОСТа Р 50597- 93.

Таким образом, из мотивировочной части оспариваемого постановления судьи районного суда подлежат исключению данные сведения о нарушениях, допущенных Учреждением при содержании улично-дорожной сети.

Доводы жалобы о том, что Учреждение не является лицом, ответственным за содержанием улично-дорожной сети г. Симферополя, поскольку решением Симферопольского городского совета «О передаче муниципального имущества муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым (автомобильные дороги)» от ДД.ММ.ГГГГ МКУ Департамент городского хозяйства Администрации города Симферополя Республики Крым передало муниципальному бюджетному учреждению «Город» муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым муниципальное имущество муниципального образования городской округ Симферополь РК (автомобильные дороги), в том числе указанные выше улицы г. Симферополя, на которых были выявлены указанные выше недостатки, и которые послужили основанием для составления в отношении Учреждения протокола об административном правонарушении по признакам ч.1 ст.12.34 КоАП РФ, нахожу несостоятельными последующим основаниям.

Постановлением администрации г. Симферополя от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Устав муниципального бюджетного учреждения «Город» муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым в новой редакции (далее Устав).

П.1.7 Устава установлено, что бюджетное учреждение для достижения целей своей деятельности вправе совершать сделки, приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, арбитражном, третейском судах, судах общей юрисдикции в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Бюджетное учреждение осуществляет права владения, пользования и распоряжения в отношении закрепленного за ним имущества в пределах, установленных законодательством, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями муниципального казенного учреждения Департамент городского хозяйства Администрации города Симферополя Республики Крым и назначением имущества.

Согласно п. 2.1 Устава целью деятельности МБУ «Город» являются оказание услуг и выполнение работ по обеспечению надлежащего санитарного состояния, благоустройства, содержания объектов инфраструктуры муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, в объемах, определяемых муниципальным казенным учреждением Департамент городского хозяйства Администрации города Симферополя Республики Крым в соответствии с муниципальным заданием.

В материалах дела отсутствуют и МКУ Департамент городского хозяйства администрации города Симферополя Республики Крым не представлены доказательства передачи МБУ «Город» указанных выше улиц г. Симферополя, на которых были выявлены недостатки в эксплуатационном состоянии дорожного покрытия, в состоянии, соответствующем требованиям законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения. Таким образом, Учреждение является ответственным за выявленные 19 апреля 2018 года недостатки в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), послужившие основанием для составления 10 мая 2018 года в отношении МКУ Департамент городского хозяйства администрации города Симферополя Республики Крым протокола об административном правонарушении по признакам ч.1 ст.12.34 КоАП РФ.

Другие доводы жалобы о том, что в действиях Учреждения отсутствует состав, то есть субъективная сторона административного правонарушения, так же являются не состоятельными, так как материалами дела эти доводы опровергаются. Более того, довод жалобы основаны на неправильном толковании закона.

Исходя из положений ст.1.5, 2.1. КоАП РФ, дав надлежащую оценку доказательствам по делу в соответствии со ст.26.11 КоАП РФ, судья районного суда пришел к обоснованному выводу о том, что Учреждением не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.

Каких-либо существенных процессуальных нарушений, которые могли бы дать основания для отмены постановления судьи при производстве по делу в отношении МКУ Департамента городского хозяйства администрации г. Симферополя РК допущено не было.

С учетом изложенного, прихожу к выводу, что МКУ Департамент городского хозяйства администрации г. Симферополя РК обоснованно и на законных основаниях привлечено к административной ответственности.

При таких обстоятельствах полагаю, что нет оснований для удовлетворения жалобы и отмены постановления судьи.

Вместе с тем административное наказание назначено Учреждению в пределах, установленных санкцией ч.1 ст.12.34 КоАП РФ, но без учета положений ст.4.1 КоАП РФ.

Согласно ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Указанные положения ст.4.1 КоАП РФ не были приняты во внимание судьей Киевского районного суда г. Симферополя при рассмотрении дела.

Из Положения о МКУ Департамент городского хозяйства администрации города Симферополя Республики Крым, следует, что Департамент городского хозяйства администрации города Симферополя Республики Крым является отраслевым (функциональным) органом администрации г. Симферополя Республики Крым (п.1.1), расходы по содержанию которого осуществляются за счет средств бюджета городского округа (п. 1.8).

Уплата штрафа в размере 200000 руб. приведет к использованию средств бюджета городского округа г. Симферополя на цели, не совпадающие с основными направлениями деятельности МКУ Департамент городского хозяйства администрации города Симферополя Республики Крым, что может привести к возникновению дефицита средств, необходимых, в том числе, для поддержания надлежащего состоянии автомобильных дорог г. Симферополя.

Учитывая изложенное выше, принимая во внимание то, что уплата штрафа в размере 200000 руб. значительно ухудшит материальное положение МКУ Департамент городского хозяйства Администрации города Симферополя Республики Крым, согласно ст.4.1 КоАП РФ, представляется возможным изменить постановление Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 25.06.2018 г., и назначить МКУ Департамент городского хозяйства Администрации города Симферополя Республики Крым административный штраф в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного ч.1 ст.12.34 КоАП РФ, снизив его до 100000 руб.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.2-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

жалобу <данные изъяты> оставить без удовлетворения.

Постановление судьи Киевского районного суда города Симферополя от 25 июня 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении <данные изъяты>, изменить,

исключив из его мотивировочной части сведения о следующих нарушениях, допущенных Учреждением при содержании улично-дорожной сети:

<адрес>: неудовлетворительное эксплуатационное содержание дорожных знаков 5.19.1 «Пешеходный переход» и 3.1 «Въезд запрещен» в нарушение требований п. 4.1.2 ГОСТа Р 50597-93;

- <адрес>: дорожный знак 3.27 «Остановка запрещена» установлен с нарушением требований п. 4.3 ГОСТа Р 52289-2004 (развернут);

- покрытие проезжей части имеет просадки, выбоины, иные повреждения, затрудняющие движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью в нарушение требований п. 3.1.1 ГОСТа Р 50597- 93,

и снизить размер назначенного Учреждению административного штрафа до 100000 руб.

В остальной части постановление судьи Киевского районного суда г. Симферополя от 25 июня 2018 года оставить без изменений.

Решение вступает в законную силу со дня его вынесения, но может быть обжаловано и (или) опротестовано в порядке, установленном ст.30.12 - 30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья В.В. Агин