РЕШЕНИЕ
4 октября 2022 года г. Иркутск
Судья Кировского районного суда г. Иркутска Повещенко Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы № 12-604/2022 по жалобе министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области на постановление врио начальника - старшего судебного пристава межрайонного отделения судебных приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера УФССП России по Иркутской области Писаренко Г.А. № 547/22/38052-АП от 31.05.2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 17.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области (ИНН 3808161406, ОГРН 1073808001123)
УСТАНОВИЛ:
Обжалуемым постановлением Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.17.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и подвергнуто наказанию в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Защитник министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области по доверенности Лашков А.Д. обратился с жалобой в суд, в которой просит отменить постановление, производство по делу прекратить ввиду недоказанности обстоятельств, на основании которых вынесено постановление, отсутствия состава административного правонарушения.
Законный представитель министерства в судебное заседание не явился, Министерство извещено о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, ходатайств об отложении не поступило, неявка лиц рассмотрению жалобы не препятствует.
Защитник министерства Лашков А.Д. в судебном заседании поддержал доводы жалобы в полном объеме, просил отменить постановление и производство по делу прекратить.
Проверив с учетом требований части 3 статьи 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях представленные материалы в полном объеме, проанализировав доводы жалобы, судья приходит к следующему.
Частью 2 статьи 17.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа.
Статьей 14 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ "О судебных приставах" предусмотрено, что законные требования судебного пристава подлежат выполнению всеми органами, организациями, должностными лицами и гражданами на территории Российской Федерации. Невыполнение законных требований судебного пристава влекут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
В силу положений статей 105, 113 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения. При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения.
В случае нарушения законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве виновное лицо подвергается административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Статьей 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрено, что по делу об административном правонарушении подлежит выяснению виновность лица в совершении административного правонарушения.
Согласно ч. 1 ст. 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны, в том числе, обстоятельства, установленные при рассмотрении дела; статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу; мотивированное решение по делу.
Данные требования закона при производстве по делу не соблюдены.
Признавая министерство виновным в совершении правонарушения, должностное лицо исходило из того, что не исполнено решение суда в срок до 24.02.2022 при установленном факте привлечения должника к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
С такими выводами согласиться нельзя ввиду следующего.
Из материалов дела следует, что решением Кировского районного суда г. Иркутска по делу № 2а-3426/2017, вступившим в законную силу 06.03.2017, удовлетворено административное исковое заявление Братского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к министерству природных ресурсов и экологии Иркутской области о возложении обязанности устранить нарушения законодательства по охране водных объектов, на министерство возложены обязанности по выполнению мероприятий по установлению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос протоки Застрянка в пределах г. Нижнеудинск, закреплению на местности границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос протоки Застрянка в пределах г. Нижнеудинск, расчистке русла р. Ия в г. Тулуне Иркутской области (продолжение работ), разработке проектной документации и выполнению работ по объекту «Расчистка русла р. Чукша в районе пгт. Чунский, Иркутская область», капитальному ремонту дамбы на р. Тайшетка в г. Тайшет Иркутской области, разработке проектно-сметной документации по объекту «Инженерная защита г. Нижнеудинска от негативного воздействия реки Уда», берегоукрепительным работам на р. Бирюса в с. Талая Тайшетского района, расчистке русла р. Зуевский Ключик и его притока в г. Тайшет Иркутской области.
10.06.2019 на основании исполнительного листа ФС № 023212958 судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению ИД неимущественного характера УФССП по Иркутской области возбуждено исполнительное производство № 7577/19/38052-ИП в отношении должника – министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области.
Поскольку исполнительный документ в срок, установленный для добровольного исполнения, должником исполнен не был, 06.08.2019 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с министерства исполнительского сбора
За неисполнение требований исполнительного документа министерство ранее привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях постановлением от 29.05.2020 по делу № 248/20/38052-АП.
24.01.2022 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о назначении должнику нового срока для исполнения требований исполнительного документа – до 24.02.2022.
Актом от 19.05.2022 зафиксировано, что к указанному сроку содержащиеся в исполнительном документе требования не исполнены, что послужило основанием для составления в отношении министерства 20.05.2022 протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.17.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и вынесения 31.05.2022 постановления о назначении административного наказания.
Согласно части 1 статьи 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. А частью 2 названной статьи установлено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В жалобе и в судебном заседании защитник Лашков А.Д. указал, что исковые требования объемные, относятся к разным видам деятельности и к разным районам области, их выполнению напрямую зависит от объема направленных министерству субвенций из федерального бюджета на основании ч. 3 ст. 26 Водного кодекса РФ, в целях получения которых министерством предприняты активные исчерпывающие меры.
Так, по обязанностям установления границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос протоки Застрянка в пределах г. Нижнеудинск, закрепленяе на местности границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос протоки Застрянка в пределах г. Нижнеудинск в 2017 году проведены работы по установлению местоположения береговой линии, границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос в отношении рек Уда, Уват, Мукчут и протоки Застрянка в пределах г. Нижнеудинска (подрядная организация - ООО «ПурпеСтройИнвест»). В связи с ненадлежащим исполнением обязанностей ООО «ПурпеСтройИнвест» при выполнении работ по установлению границ водоохранных зон и защитных прибрежных полос водных объектов министерством направлено исковое заявление в Арбитражный суд Иркутской области. 19.01.2022 судом принято решение об удовлетворении иска министерства в полном объеме. Решение суда вступило в законную силу, министерством получен исполнительный лист серии ФС № 034997239,11.06.2021 направлен в ФССП по республике Башкортостан для возбуждения исполнительного производства. 22.07.2021 в отношении ООО «ПурпеСтройИнвест» возбуждено исполнительное производство № 35537/21/02066 о взыскании задолженности в размере 2 365 280 рублей 35 копеек. 30.05.2022 министерством природных ресурсов и экологии Иркутской области в адрес прокуратуры р. Башкортостан направлена жалоба на бездействие судебного пристава-исполнителя. В повторном выделении федеральных средств на 2022 год отказано. Министерством в Федеральное агентство водных ресурсов направлено сопроводительное письмо от 22.10.2021 № 02-66-7268/21 и обосновывающие материалы для выделения субвенций на проведение мероприятия «определение местоположения береговых линий (границ водных объектов), водоохранных зон и прибрежных защитных полос протоки Застрянка р. Уда в границах населенного пункта г. Нижнеудинск Нижнеудинского района Иркутской области». Мероприятия для финансирования отклонены, так как «работы по определению береговой линии, водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы были выполнены в 2018 году».
Относительно обязанности расчистки русла реки Ия в целях начала реализации мероприятия министерством заключен государственный контракт от 10 февраля 2014 года № 66-05-1/14, стоимость которого 83,7 млн. рублей. В соответствии с Перечнем мероприятий и заключенным государственным контрактом предусмотрен срок завершения работ - 15 ноября 2017 года. СКИОВО предусмотрена реализация данного мероприятия в 2015 году, объем предусмотренных средств федерального бюджета - 31,8 млн. рублей. Фактически на реализацию данного мероприятия в 2015 году предоставлено 11,6 млн. рублей.
Реализация мероприятий в полном объеме, предусмотренных СКИОВО на соответствующий период, в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств, не представляется возможной.
Официальная позиция, высказанная в ходе заседания бассейнового совета Ангаро- Байкальского бассейнового округа, состоявшегося в г. Красноярске 27.08.2020, также соотносится с доводами ответчика о недостаточности финансирования. В ходе заседания отмечено, что необходима корректировка СКИОВО с учетом изменений законодательства, водохозяйственной обстановки, необходимости первоочередного выполнения мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации в катастрофический паводок 2019 года.
В связи с тем, что министерство, являясь участником бюджетного процесса финансирования определяет объемы выполнения работ исходя из объемов доведенных лимитов бюджетных обязательств, работы по данному мероприятию выполнялись в соответствии с доведенными объемами финансирования, предусмотренными Перечнем мероприятий. Срок выполнения работ определялся исходя из ежегодного объема субвенций в целях исполнения обязательств по оплате выполненных работ со стороны Заказчика при реализации вышеуказанного мероприятия.
В 2017 году работы выполнены и оплачены в полном объеме, приостановки и/или исключения мероприятия из Перечня мероприятий не производилось. Основания для претензионной работы отсутствовали.
По четвертому требованию об обязании разработки проектной документации и выполнении работ по объекту «Расчистка русла р. Чукша в районе пгт. Чунский Иркутской области» СКИОВО предусмотрена реализация мероприятий за счет средств бюджетов всех уровней: федерального, областного и местного.
Министерство письмом от 26 февраля 2021 года № 02-66-1234/21 направило в адрес Енисейского бассейнового управления предложения по корректировке СКИОВО в порядке исполнения решения заседания Ангаро-Байкальского бассейнового округа, п.35 которого содержит предложение об исключении мероприятия из СКИОВО ввиду его экономической неэффективности.
18 августа 2021 года вышеуказанные предложения министерства о корректировке мероприятий СКИОВО направлены руководителем Енисейского бассейнового водного управления руководителю Федерального агентства водных ресурсов. По состоянию на решение об актуализации СКИОВО Росводресурсами не доводилось.
07 сентября 2021 года состоялось заседание бассейнового совета Ангаро- Байкальского бассейнового округа, в ходе которого министерством обозначены проблемы недостаточности финансирования мероприятий СКИОВО и необходимости внесения изменений в СКИОВО. Согласно п.2 протокола заседания принято решение считать актуальными и одобрить предложения уполномоченных органов исполнительной власти Красноярского края, Республики Бурятия и Иркутской области по корректировке СКИОВО в части перечня мероприятий по достижению целевого состояния речных бассейнов, сформированные и направленные в ЕнБВУ в феврале 2021 года. 02.06.2022 министерством природных ресурсов и экологии Иркутской области в Федеральное агентство водных ресурсов РФ направлено письмо для включения мероприятий по экологической реабилитации водных объектов, нарушенных молевым сплавом леса на р. Чукша. Срок реализации мероприятия 2025-2027 гг., сметная стоимость мероприятия 180 млн. рублей.
По пятому требованию об обязании произвести капитальный ремонт дамбы на р. Тайшетка в г. Тайшете письмом от 12 мая 2020 года № 1633 администрация Тайшетского городского поселения уведомила министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области о том, что реализация мероприятия «Капитальный ремонт дамбы на р. Тайшетка в г. Тайшет Иркутской области» в 2021 году не планируется в связи с отсутствием в бюджете муниципального образования требуемого объема финансирования.
Тайшетским городским поселением не проработан вопрос возможности снижения предельного уровня софинансирования Иркутской области объема расходного обязательства муниципального образования Иркутской области на 2021 год в целях своевременного обеспечения начала реализации мероприятия.
В настоящее время предполагаемый объем средств областного бюджета в рамках государственной программы на 2022 год составляет 15 000 тыс. рублей, на 2023 год - 55 000 тыс. рублей.
27 мая 2021 года министерством принято решение о предоставлении субсидии из областного бюджета местному бюджету в целях софинансирования расходных обязательств Тайшетского муниципального образования Иркутской области на реализацию мероприятия «Капитальный ремонт дамбы на р. Тайшетка в г. Тайшете Иркутской области» в размере 15 000,0 тыс. рублей.
15 февраля 2022 года между министерством природных ресурсов и экологии Иркутской области и Администрацией Тайшетского муниципального образования заключено соглашение о предоставлении субсидии местному бюджету Тайшетского муниципального образования «Тайшетское городское поселение» Иркутской области из областного бюджета в целях повышения эксплуатационной надежности гидротехнических сооружений путем их приведения к безопасному техническому состоянию № 05-66-57-102/2022.
25 марта 2022 года между администрацией Тайшетского муниципального образования «Тайшетское городское поселение» с ООО «Ангарскстроймеханизация» заключен муниципальный контракт на выполнение работ по капитальному ремонту дамбы на р. Тайшетка в г. Тайшете Иркутской области. Срок исполнения контракта 21.11.2023 года. В настоящее время строительство объекта продолжается.
По шестому требованию об обязании разработки проектно-сметной документации по объекту «Инженерная защита г. Нижнеудинска от негативного воздействия реки Уда» схемой предусмотрена реализация мероприятия «Разработка проектной документации «Инженерная защита г. Нижнеудинска от негативного воздействия вод реки Уда» в 2016 году и реализация мероприятия «Инженерная защита г. Нижнеудинска от негативного воздействия вод реки Уда» в 2018 году.
В 2019 году принято решение о предоставлении Нижнеудинскому муниципальному образованию субсидии из областного бюджета на разработку проектной документации на строительство сооружений инженерной защиты на основании заявки в порядке, установленном законодательством, в целях начала строительства объекта с 2020 года.
В рамках подпрограммы «Развитие водохозяйственного комплекса в Иркутской области» государственной программы Иркутской области «Охрана окружающей среды» на 2019-2024 годы», утвержденной постановлением Правительства Иркутской области от 29 октября 2018 года№ 776-пп предусмотрены средства из областного бюджета на 2019-2020 годы -144 418,5 тыс. рублей на реализацию мероприятия по разработке проектной документации по объекту «Инженерная защита г. Нижнеудинск от затопления водами реки Уда». На основании этого министерством с Нижнеудинским муниципальным образованием заключено Соглашение о предоставлении субсидии местному бюджету из областного бюджета от 5 сентября 2019 года № 05-66-57- 50/19 на 2019-2020 годы в размере 144 418,5 тыс. рублей.
Нижнеудинским муниципальным образованием с АО «Институт Гидропроект» заключен муниципальный контракт от 11 сентября 2019 года № 25/ЧС на разработку проектной документации на строительство объекта «Инженерная защита г. Нижнеудинск от затопления водами реки Уда». В настоящее время проектная документация получила положительное заключения Главгосэкспертизы.
Таким образом, решение суда в части разработки проектно-сметной документации по объекту «Инженерная защита г. Нижнеудинска от негативного воздействия реки Уда» в настоящее время исполнено.
По седьмому требованию об обязании проведения берегоукрепительных работ на р. Бирюса в с. Талая Тайшетского района в рамках государственной программы муниципальному образованию «Тайшетский район» предоставлена субсидия из областного бюджета на реализацию объекта «Берегоукрепительные работы р. Бирюса в с. Талая Тайшетского района» в 2019-2021 годах.
Государственной программой предусмотрены средства из областного бюджета на 2019-2021 годы - 164 362,7 тыс. рублей на реализацию объекта «Берегоукрепительные работы на р. Бирюса в с. Талая Тайшетского района». На основании этого между министерством и администрацией Тайшетского района заключено соглашение о предоставлении субсидии местному бюджету из областного бюджета от 1 марта 2019 года № 05-66-57-4-2/19 на 2019-2021 годы в размере 142 995,5 тыс. рублей на реализацию данного мероприятия.
Муниципальным образованием «Тайшетский район» с ООО «СПБ СоюзСтрой» заключен муниципальный контракт от 30 сентября 2019 года на выполнение работ по мероприятию «Берегоукрепление р. Бирюса в с. Талая Тайшетского района Иркутской области», который расторгнут 26 ноября 2019 года в связи с невозможностью реализации проекта, ввиду отсутствия карьера с инертным материалом, предусмотренным проектной документацией и необходимым для строительства сооружения. Из программы данный объект исключен.
Вместе с тем, в соответствии с Программой запланирована реализация объекта «Инженерная защита от затопления водами реки Бирюса с. Талая Тайшетского района» в 2019-2022 годах.
На основании этого между министерством и администрацией Тальского муниципального образования заключено соглашение о предоставлении субсидии местному бюджету из областного бюджета от 5 сентября 2019 года № 05-66-57-35/19 на 2019-2020 годы в размере 4 700,00 тыс. рублей на разработку проектной документации по объекту «Инженерная защита от затопления водами реки Бирюса с.Талая Тайшетского района».
Администрацией Тальского муниципального образования с ФГБОУ ВО «Иркутский национальный исследовательский технический университет» заключен муниципальный контракт от 11 сентября 2019 года № 20 на выполнение работ по разработке проектной документации по объекту «Инженерная защита от затопления водами реки Бирюса с. Талая Тайшетского района».
В целях обеспечения защиты населения с.Талая от негативного воздействия вод реки Бирюса проектной документацией по объекту «Инженерная защита от затопления водами реки Бирюса с. Талая Тайшетского района» предусмотрена линия трассировки инженерной защиты, протяженностью 3400 м, включающая в себя участки берегоукрепления, предусмотренные проектной документацией по объекту «Берегоукрепление р. Бирюса в с. Талая Тайшетского района Иркутской области».
В соответствии с Программой реализация вышеуказанного объекта запланирована на 2020-2022 годы.
В этой связи при корректировке Схемы объект «Берегоукрепительные работы на р. Бирюса в с. Талая Тайшетского района» предложен к исключению.
ФГБОУ «ИРНИТУ» разработана проектная документация, которая 21 мая 2020 года загружена в Красноярский филиал ФАУ «Главгосэкспертиза России». В настоящее время осуществляется корректировка проектной документации по результатам выданных замечаний Красноярского филиала ФАУ «Главгосэкспертиза России».
В настоящее время ФГБОУ «ИРНИТУ» расторгнут договор с государственной экспертизой в связи с увеличением стоимости строительства почти в 5-кратном размере. Требуется принятие решения о целесообразности строительства гидротехнического сооружения, либо переселения населения с. Талая. Предварительная стоимость была 286,5 млн, но в случае строительства кольцевой дамбы стоимость возрастает до 1 млрд.
20 января 2021 года проведено совещание под председательством Губернатора Иркутской области в целях выработки единой позиции по вопросу защиты с. Талая. По результатам совещания принято решение о необходимости провести встречу с населением с. Талая, а также дано поручение ФГУ «Востсибрегионводхоз» провести анализ эффективности проведения расчистки и спрямления русла реки Бирюса.
Филиалом «Востсибрегионводхоз» ФГБВУ «Центррегионводхоз» направлено заключение в адрес Правительства Иркутской области, согласно которому расчистка русла реки в районе с. Талая не даст гарантированного результата по защите от паводков и будет иметь краткосрочный характер. Так при расчистке реки Бирюса в объеме 120-130 тыс. м3, снижение уровня при прохождении высоких вод оценивается всего 0.1-0.2 м и срок эффективности данной расчистки от 1-5 лет. Вместе с тем отмечено, что строительство дамб обвалования на реке Бирюса является единственным эффективным способом по защите от затопления и подтопления населенного пункта Талая паводковыми водами.
ФГБОУ ВО «ИРНИТУ» выполнены инженерные изыскания и сделаны выводы о возможности обеспечения защиты населения от затопления расчетным паводком только путем строительства круговой дамбы в с. Талая высотой 4,5 м и протяженностью 10 км. Стоимость строительства данного сооружения составляет 1,85 млрд, рублей. Вместе с тем предотвращаемый ущерб, рассчитанный по «Методике оценки вероятностного расчет ущерба от необходимо вредного воздействия вод и оценки эффективности осуществления превентивных водохозяйственных мероприятий» 2006 года, составляет 810,6 млн. рублей, что свидетельствует об отсутствии экономической эффективности капитальных вложений в реализацию проекта.
5 марта 2021 года проведен повторный сход граждан с. Талая Тайшетского района в целях принятия решения о целесообразности строительства сооружения инженерной защиты в с. Талая в целях снятия запретов, обусловленных пунктом 6 статьи 67.1 Водного Кодекса Российской Федерации, обеспечения защиты населения и объектов экономики от негативного воздействия вод реки Бирюса, по результатам которого путем голосования жителей с. Талая большинством голосов жителями выражено желание о переселении из с. Талая.
По результатам проведенного совещания 7 октября 2021 года под председательством заместителя Председателя Правительства Иркутской области по вопросу обеспечения защиты жителей с. Талая Тайшетского района от негативного воздействия вод р. Бирюса принято решение о нецелесообразности строительства сооружений инженерной защиты с. Талая Тайшетского района. Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области при взаимодействии с Главным правовым управлением Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области дано поручение определить дату, по состоянию на которую граждане должны проживать в с. Талая Тайшетского района, чтобы иметь право на получение социальных выплат и разработать проект нормативного правового акта для предоставления социальных выплат на расселение.
31.03.2022 губернатором Иркутской области в адрес Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ направлено письмо с предложением рассмотреть возможность финансирования из федерального бюджета в 2022 году мероприятий по расселению жителей с. Талая путем строительства жилых домов на территории Старо-Акульшетского муниципального образования Тайшетского района в размере 769,35 млн рублей.
Согласно письму министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 15.04.2022 года Правительству Иркутской области в связи с необходимостью расселения жителей с. Талая Тайшетского района предложено рассмотреть вопрос об участии в федеральном проекте «Жилье и городская среда».
По восьмому требованию об обязании расчистки русла р. Зуевский ключик и притоки в г. Тайшете Иркутской области в 2009 году за счет субвенции из федерального бюджета разработана проектно-сметная документация. Реализация мероприятия не осуществлялась в связи с необходимостью выполнения работ по реконструкции водопропускных сооружений, расположенных на протяжении всего русла ручья.
Администрацией г.Тайшет в период 2015-2017 годов проведена работа по реконструкции водопропускных сооружений, в связи с чем существенно изменились гидрологические характеристики ручья, реализация мероприятия по расчистке ручья Зуевский Ключик и его притока возможна только после корректировки инженерных изысканий и проектно-сметной документации.
По результатам открытого аукциона заключен контракт с ООО «КВАЗАР» от 19 декабря 2018 года № 66-05-59/18 на корректировку проектной документации по объекту «Расчистка ручья Зуевский ключик и его притока в г. Тайшет Иркутская область». Проектная документация получила согласование в Федеральном агентстве по рыболовству и АУ РХ «Государственная экспертиза Республики Хакасия».
В связи с ограниченным объемом федерального финансирования планируемый срок выполнения работ - 2021-2022 годы.
В целях реализации мероприятия по расчистке ручья Зуевский Ключик и его притока в г. Тайшет между министерством и ООО «Строительная компания Гидрострой» заключен государственный контракт от 2 апреля 2021 года № 05-66-57-89/2021, цена контракта - 15 525,7 тыс. рублей. Работы по госконтракту выполняются в соответствии с установленными сроками (2021, 2022 годы).
В целях осуществления авторского надзора реализации мероприятия по расчистке ручья Зуевский Ключик и его притока в г. Тайшет министерством заключен государственный контракт с ООО «КузбасИнвестСтрой» от 11 мая 2021 года № 05-66-57- 97/2021.
В целях осуществления строительного контроля реализации мероприятия по расчистке ручья Зуевский Ключик и его притока в г. Тайшет министерством заключен государственный контракт с ООО «КузбасИнвестСтрой» от 11 мая 2021 года № 05-66-57- 98/2021.
02.03.2022 Федеральным агентством водных ресурсов РФ согласован Перечень мероприятий, направленных на достижение целевых прогнозных показателей и финансируемых за счет средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в области водных отношений в 2022 году, согласно которому Иркутской области на осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территориях субъектов РФ на расчистку ручья Зуевский ключик и его притока в г. Тайшет Иркутской области на 2022 год предусмотрен объем финансирования в размере 5775,83570 тыс. рублей.
Также защитник в жалобе и в судебном заседании указал, что Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области регулярно информирует службу судебных приставов о производимых действиях по исполнительному производству, направляет подтверждающие документы, например письмами министерства № 02-66-3244/22 от 20.05.2022 и 02-66-3573/22 от 06.06.2022, № 02-66-6295/22 от 20.09.2022.
При рассмотрении жалобы Министерства судьей установлено, что судебным приставом-исполнителем указанные доводы защитника Лашкова А.Д. и обстоятельства, на которые он ссылался в направленных объяснениях до вынесения постановления по делу об административном правонарушении, не проверены, надлежащая оценка им не дана, постановление немотивированно.
Между тем, указанные в жалобе защитником юридического лица обстоятельства заслуживают внимания.
Вопрос о выделении из федерального бюджета, бюджета субъекта денежных средств для исполнения возложенных на Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области решением суда перечисленных выше обязанностей имеет в рассматриваемом случае правовое значение для установления виновности Министерства в совершении вмененного правонарушения и подлежал выяснению должностным лицом при рассмотрении дела и вынесении в отношении юридического лица постановления по ч. 2 ст.17.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Судья принимает во внимание пояснения защитника юридического лица, данные в ходе судебного заседания, и документы, представленные защитником в обоснование своих доводов, подтверждающие принятие мер по исполнению решения суда в установленный постановлением от 24.01.2022 срок (заключение 15.02.2022 соглашения о предоставлении субсидии местному бюджету Тайшетского муниципального образования «Тайшетское городское поселение» Иркутской области из областного бюджета в целях повышения эксплуатационной надежности гидротехнических сооружений путем их приведения к безопасному техническому состоянию № 05-66-57-102/2022, подготовка к согласованию 02.03.2022 Федеральным агентством водных ресурсов РФ Перечня мероприятий, направленных на расчистку ручья Зуевский ключик и его притока в г. Тайшет Иркутской области на 2022 год с объемом финансирования в размере 5775,83570 тыс. рублей.), невозможность исполнения в полном объеме возложенных на Министерство по решению суда обязанностей вследствие объективных обстоятельств.
Без выяснения всех обстоятельств невозможно сделать безусловный вывод о том, имелась ли у Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, и были ли приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В постановлении о назначении административного наказания не указано, за какие именно действия (бездействие) министерство привлекается к административной ответственности, оценка уважительности причин неисполнения требований должностным лицом не дана, не дана оценка доводам об исполнении одной из обязанности – разработка проектно-сметной документации по объекту «Инженерная защита г. Нижнеудинска от негативного воздействия реки Уда».
Заслуживают внимания доводы стороны защиты о несоответствии оспариваемого постановления требованиям ст. 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В нарушение пункта 4 части 1 статьи 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях в постановлении по делу об административном правонарушении не указано, в чем конкретно состоит вина министерства, не описаны и не раскрыты субъективная и объективная сторона вменяемого ему административного правонарушения, обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, в том числе и относящиеся к событию вмененного лицу административного правонарушения.
Изложенное свидетельствует о том, что при рассмотрении данного дела об административном правонарушении требования статей 24.1, 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были.
Указанные обстоятельства имеют существенное значение для разрешения дела по существу, в том числе, для оценки имеющихся доказательств с точки зрения их допустимости.
При таких обстоятельствах, судья приходит к выводу о том, что обстоятельства, на основании которых вынесено постановление № 547/22/38052-АП от 31.05.2022, не доказаны, поскольку в деле отсутствуют бесспорные доказательства, подтверждающие совершение Министерством лесного комплекса Иркутской области вмененного правонарушения.
В соответствии с положениями ст. 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, а неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Учитывая приведенные должностным лицом доказательства, фактически подтверждающие только формальную сторону правонарушения – то есть факт его неисполнения, наряду с представленными привлекаемым лицом доказательствами своевременного принятия мер по исполнению судебного решения, судья приходит к выводу, что вина Министерства в совершении правонарушения свое подтверждение материалами дела не нашла, ввиду чего постановление должностного лица, не отвечающее требованиям обоснованности и мотивированности, подлежит отмене, а производство по делу – прекращению ввиду недоказанности обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Жалобу удовлетворить.
Постановление врио начальника - старшего судебного пристава межрайонного отделения судебных приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера УФССП России по Иркутской области Писаренко Г.А. № 547/22/38052-АП от 31.05.2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 17.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области, производство по делу прекратить ввиду недоказанности обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
Решение может быть обжаловано или опротестовано в Иркутский областной суд в течение 10 суток со дня получения его копии. Жалоба или протест могут быть поданы непосредственно в Иркутский областной суд, либо через Кировский районный суд г.Иркутска.
Судья Е.В. Повещенко