ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-605 от 12.08.2019 Октябрьского районного суда г. Мурманска (Мурманская область)

Дело № 12-605

РЕШЕНИЕ

12 августа 2019 года <...>

Судья Октябрьского районного суда г. Мурманска Макарова И.С., рассмотрев в судебном заседании жалобу защитника Будник В.А. в интересах должностного лица – капитана судна М-0183 «Дистинкт» ФИО1 <данные изъяты> на постановление ПУ ФСБ России по западному арктическому району № 2109/978-19 от 28.05.2019 о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов 3 отделения отдела РКМ Пограничного управления ФСБ России по западному арктическому району № 2109/978-19 от 28.05.2019 капитан судна М-0183 «Дистинкт» ФИО2 был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 30.000 рублей.

Не согласившись с данным постановлением, защитник Будник В.А. в интересах должностного лица – капитана судна М-0183 «Дистинкт» ФИО2 обратился в суд с жалобой, в обоснование указав, что отсутствие в журнале ССД от 06.05.2019 подписи и печати ФИО2 является формальной ошибкой, которая не повлияла на передачу данных по добыче (вылову )ВБР в режиме реального времени.

Считает, что имеются основания для применения положений, предусмотренных ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Просит постановление ПУ ФСБ России по западному арктическому району № 2109/978-19 от 28.05.2019 отменить, производство по делу прекратить на основании ст.2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, при этом восстановить процессуальный срок на подачу жалобы.

Заявитель ФИО2 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Защитник Будник В.А. в судебном заседании доводы жалобы поддержал.

Представитель административного органа ФИО3 в судебном заседании полагал, что постановление вынесено законно и обоснованно, процессуальных нарушений при производстве по делу не допущено, оснований для отмены обжалуемого постановления не установлено. Просит постановление оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.

Процессуальный срок на обжалование постановления по делу об административном правонарушении подлежит восстановлению в соответствии с ч. 2 ст. 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку указанные заявителем причины пропуска процессуального срока, признаются судом уважительными.

В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

В соответствии с частью 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил, регламентирующих рыболовство, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 8.17 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов или без таковой.

Согласно статьям 34, 35 Федерального закона от 24 мая 1995 года № 52-ФЗ «О животном мире» юридическими лицами и гражданами могут осуществляться такие виды пользования животным миром, как рыболовство, включая добычу водных беспозвоночных и морских млекопитающих. Пользование животным миром осуществляется с соблюдением федеральных и региональных лимитов и нормативов, разрабатываемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и другими нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 9 статьи 1 Федерального закона от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» рыболовство - деятельность по добыче (вылову) водных биоресурсов и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях по приемке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов, производству рыбной и иной продукции из водных биоресурсов.

В силу статьи 6 Федерального закона от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» действие законодательства о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов распространяется на внутренние воды Российской Федерации, в том числе внутренние морские воды Российской Федерации, а также на территориальное море Российской Федерации, континентальный шельф Российской Федерации и исключительную экономическую зону Российской Федерации.

Согласно ст. 43.1 Федерального закона от 20.12.04 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (далее – Федеральный Закон о рыболовстве) правила рыболовства являются основой осуществления рыболовства и сохранения ВБР и обязательны для исполнения юридическими лицами и гражданами, осуществляющими рыболовство и иную связанную с использованием ВБР деятельность.

Статьей 10 Федерального закона от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» установлено, что водные биологические ресурсы находятся в федеральной собственности.

В соответствии с п. 10 ст. 1 Федерального Закона о рыболовстве промышленное рыболовство - предпринимательская деятельность по поиску и добыче (вылову) водных биоресурсов, по приемке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов, производству на судах рыбопромыслового флота рыбной и иной продукции из этих водных биоресурсов.

В Баренцевом море действуют Правила рыболовства для Северного рыбохозяйственного бассейна, утвержденные приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 30.10.2014 № 414, которые регламентируют деятельность российских юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, включая лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и их общины, осуществляющих рыболовство во внутренних водах Российской Федерации, в том числе во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации в пределах Северного рыбохозяйственного бассейна, а также иностранных юридических лиц и граждан, осуществляющих рыболовство в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (далее – Правила рыболовства).

В соответствии с пунктом 9.2 Правил рыболовства капитан судна или лицо (лица), ответственное (ответственные) за добычу (вылов) водных биоресурсов, указанные в разрешении на добычу (вылов) водных биоресурсов: организует работу по добыче (вылову) водных биоресурсов на рыбопромысловых участках и в местах добычи (вылова) (при осуществлении рыболовства вне рыбопромысловых участков); распределяет обязанности между работниками юридического лица или индивидуального предпринимателя и обеспечивает соблюдение Правил рыболовства.

В соответствии с пунктом 9.3 Правил рыболовства капитан судна с главным двигателем мощностью более 55 кВт и валовой вместимостью более 80 тонн, оборудованного ТСК при осуществлении рыболовства во внутренних морских водах Российской Федерации, территориальном море Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации и на континентальном шельфе Российской Федерации: ежедневно подает в установленном порядке ССД о рыбопромысловой деятельности (значения показателей и реквизитов, включаемые в ССД, должны строго соответствовать судовому, промысловому и технологическому журналам, заверенные подписью и печатью капитана, копии ССД должны храниться на судне в течение одного года с даты подачи донесения).

Как следует из материалов дела, 15.05.2019 в 01:45 МСК в отношении Судна в исключительной экономической зоне Баренцева моря, в координатах 70°12&apos;1 С.Ш. 31°51&apos;4 В.Д., сотрудниками Пограничного управления ФСБ России по западному арктическому району проведены контрольно-проверочные мероприятия, в ходе которых было установлено, что рыбопромысловое судно принадлежащее АО «РПФ Вариант», под управлением капитана ФИО1 <данные изъяты>, в период рейса с 12.05.2019 по 15.05.2019 осуществляло добычу водных биологических ресурсов донным тралом в Баренцевом море в исключительной экономической зоне РФ по разрешению № 512019010093 ПМ от 29.12.2018, выданное Баренцево-Беломорским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству пользователю АО «РПФ Вариант». При детальной проверке промысловой документации выявлено, что в судовом суточном донесении (журнал ССД) от 6 мая 2019 года отсутствует подпись и печать капитана судна, что является нарушением требования пункта 9.3 Правил рыболовства.

Согласно Уставу службы на судах рыбопромыслового флота Российской Федерации, утвержденному приказом Комитета Российской Федерации по рыболовству от 30 августа 1995 года № 140, капитан судна возглавляет экипаж судна и является его руководителем (ст. 25 Устава), при этом капитан судна обязан обеспечить управление судном, в том числе судовождение, безопасность плавания, поддержание порядка на судне и выполнение производственных задач; соблюдение на судне законов государства, международных, национальных и местных правил, правил промысла и режима рыболовства в районе промысла судна и других нормативных актов (ст. 33 Устава).

В соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Указанные обстоятельства, в совокупности, свидетельствуют о том, что капитан судна ФИО2, должен был и мог, осуществляя на принципах единоначалия руководство судном и экипажем, выполняя организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции, обеспечить соблюдение требований п. 9.3 Правил рыболовства.

Факт совершения административного правонарушения подтверждают исследованные доказательства: акт осмотра судна от 15.05.2019; разрешением на добычу ВБР; сведениями ССД, протоколом об административном правонарушении.

Таким образом, установлено и подтверждается материалами дела, что должностное лицо – капитан судна М-0183 «Дистинкт» ФИО2 своими действиями (бездействием) нарушил требования п. 9.3 Правил рыболовства, то есть совершил административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

15.05.2019 в отношении ФИО2 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При составлении протокола об административном правонарушении ФИО2 присутствовал.

Постановлением государственного инспектора Российской Федерации по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов 3 отделения отдела РКМ Пограничного управления ФСБ России по западному арктическому району № 2109/978-19 от 28.05.2019 капитан судна М-0183 «Дистинкт» ФИО2 был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 30.000 рублей.

При рассмотрении дела по существу должностным лицом органа административной юрисдикции, в соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установлены наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Обстоятельств, которые в силу статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь прекращение производства по делу, не установлено.

Процессуальных нарушений, влекущих отмену постановления, судом не установлено.

Суд также не усматривает оснований для освобождения
ФИО4 от административной ответственности за малозначительностью совершенного административного правонарушения в порядке ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе с тем, постановление подлежит изменению в части назначенного наказания.

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Законодатель, установив названные положения в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, тем самым предоставил возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае.

При этом назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также подтверждающих ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.

Из системного толкования указанных выше норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, должны привести мотивы назначения лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, соответствующего административного наказания в пределах санкции статьи, предусматривающей ответственность за совершенное административное правонарушение.

Разрешая вопрос о размере наказания и назначив наказание в максимальном размере, административным органом указано на наличие отягчающих вину обстоятельств, а именно неоднократно привлекался к административной ответственности.

Вместе с тем административным органом не учтено, что ФИО4 длительное время, с 2009 года, работает в АО «Рыбопромысловая фирма «Вариант», положительно характеризуется.

При указанных обстоятельствах постановление должностного лица года подлежат изменению путем снижения размера назначенного ФИО4 наказания в виде административного штрафа до 22000 рублей.

Административное наказание в указанном размере адекватно общественной опасности совершенного правонарушения, противоправной направленности совершенных действий, направлено на предупреждение совершения новых правонарушений и воспитание добросовестного отношения к исполнению обязанностей при соблюдении правил, регламентирующих охоту.

На основании изложенного, руководствуясь статьями ст. 30.6 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Постановление государственного участкового инспектора Российской Федерации по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов 3 отделения отдела РКМ Пограничного управления ФСБ России по западному арктическому району № 2109/978-19 от 28.05.2019 о привлечении должностного лица – капитана судна М-0183 «Дистинкт» ФИО1 <данные изъяты> к административной ответственности по части 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и наложении взыскания в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> – изменить, назначить должностному лицу – капитану судна М-0183 «Дистинкт» ФИО1 <данные изъяты> административное наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>.

В остальной части указанное постановление оставить без изменения.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд города Мурманска в течение 10 суток со дня вручения (получения) копии решения.

Судья И.С. Макарова