Дело № 12-605/2020
УИД 39RS0001-01-2020-004134-22
РЕШЕНИЕ
12 ноября 2020 года г. Калининград
Судья Ленинградского районного суда г. Калининграда Пичурина О.С., при секретаре Павловой Ю.И., рассмотрев жалобу генерального директора ООО «Арт-Строй» ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, проживающего по адресу: <адрес> на постановление заместителя министра регионального контроля (надзора) Калининградской области ФИО2 от 7 июля 2020 года № ДС-13/67-20 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 13.19.3 КоАП РФ в отношении должностного лица генерального директора ООО «Арт-Строй» ФИО1,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя министра регионального контроля (надзора) Калининградской области ФИО2 от 7 июля 2020 года № ДС-13/67-20 должностное лицо – генеральный директор ООО «Арт-Строй» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 13.19.3 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.
В жалобе ФИО1 просит указанное постановление отменить. В обоснование доводов жалобы указывает, что основанием привлечения к ответственности общества послужил факт размещения в ЕИЖС 09.01.2020 недостоверной (в искаженном виде) информации, по мнению министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области, которым не учтен факт отсутствия у него фактической возможности в первый рабочий день по окончании новогодних праздников получить достоверную информацию о количестве договоров, прошедших государственную регистрацию в Управлении Росреестра по Калининградской области. Согласно ст. 131 ГК РФ, ст. 17 ФЗ № 214-ФЗ от 30.12.2004 договор долевого участия считается заключенным с момента государственной регистрации. При этом государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляется в течение девяти рабочих дней с даты приема в многофункциональном центре по предоставлению государственных и муниципальных услуг заявления на осуществление государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов. По состоянию на 09.01.2020 он не мог располагать всем объемом информации о количестве зарегистрированных договоров по состоянию на 30 декабря 2019 г., так как срок выдачи всех договоров, прошедших государственную регистрацию после 23.12.2019 в силу положений Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ наступил после 09.01.2020. Следовательно, время, отведенное на доставку документов из регистрирующего органа (Росреестра) в МФЦ для выдачи исключает своевременное получение договоров. О данном обстоятельстве он давал пояснения заинтересованному лицу (исх. № 23/2020, от 09.06.2020, вх. № 98/отч. от 09.06.2020, № 28/2020 от 06.07.2020) и разъяснял, что при подготовке соответствующих изменений генеральный директор общества пользовался всеми доступными средствами, в том числе использовал информацию из личного кабинета застройщика (раздел «Операции по ДДУ»), которой он руководствовался при подготовке изменений, внесенных в проектную декларацию 09.01.2020. Выгружаемые реестры из личного кабинета застройщика, по состоянию на 01.09.2020 не содержали сведений о количестве зарегистрированных договорах долевого участия в отношении нежилых помещений, всех сведений в отношении жилых помещений. Реестр (выписка операций по ДДУ), выгружаемый из личного кабинета, не предусматривает разделение договоров по домам. ООО «Арт-Строй» одновременно возводит 2 многоквартирных жилых дома (№ 3, № 4 по ГП). Согласно выписке операций застройщика по договорам долевого участия за период с 01.06.2019 по 31.12.2019 государственную регистрацию прошли 61 договор долевого участия по 2 домам. Фактически за указанный период зарегистрировано 67 договоров по 2 возводимым домам, из которых: 27 договоров на жилые помещения и 2 договора на нежилые помещения 3 дома; 38 договоров на жилые помещения 4 дома. Таким образом, расхождение о количестве зарегистрированных договоров между реально прошедшим государственную регистрацию и отраженными в выписке операций по ДДУ, которой он пользовался на момент подготовки изменений в проектную декларацию, составляет 6 единиц. Этот факт подтверждает отсутствие возможности располагать в полном объеме о количестве зарегистрированных договоров по состоянию на 09.01.2020, ввиду предшествующих новогодних праздничных дней. В связи с изложенным, нарушение закона произошло из-за технического несовершенства программных средств, сроков получения информации о зарегистрированных договорах долевого участия, т.е. случайно. У него фактически не имелось возможности провести сверку зарегистрированных до 30.12.2019 договоров с выгруженным реестром операций по ДДУ из личного кабинета застройщика. В связи с указанным, была допущена счетная ошибка о количестве заключенных договоров на нежилые помещения, повлекшая за собой ошибку в сведениях о площадях и суммах уплаты отчислений в компенсационный фонд. Умысла, безразличия у него при составлении и размещении информации не имелось. Информация заведомо не искажалась, обществом были использованы все имеющиеся в его распоряжении способы получения информации. Он пользовался той информацией, которой объективно мог располагать. Генеральный директор ООО «Арт-Строй», само общество своей вины не признавало, давали пояснения при составлении административного протокола № ДС-13/67-20 09.06.2020 об административном правонарушении, дополнительные объяснения при рассмотрении материалов дела об административном правонарушении.
ФИО1 в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, защитника с надлежаще оформленной доверенностью на представление своих интересов в суд не направил, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствии.
Представитель административного органа по доверенности ФИО3 в судебном заседании с доводами жалобы не согласилась, пояснила, что доказательств несовершенства технических возможностей сайта, что общество предпринимало действия, не представлено. Данное правонарушение является существенным, так как данными сведениями пользуются покупатели и контролирующие органы. В силу ФЗ № 214 на застройщика возложена обязанность по размещению данных. До 10 числа следующего месяца должна публиковаться информация, если выявлена информация недостоверная, то застройщик обязан актуализировать информацию на сайте согласно п. 15 Правил. Из материалов дела видно, что 09.01.2020 застройщиком размещена информация. В личном кабинете застройщика есть вся информация, которая необходима для актуализации информации. Если фильтров нет, то это не говорит о том, что застройщик не должен предоставлять информацию. Застройщику известно когда и какие площади он реализовал. Несвоевременное получение от Росреестра информации не является основанием для освобождения от административной ответственности. Если на 09.01.2020 не было информации, то уже позже эта информация имелась, и было 3 рабочих дня для актуализации. Должностным лицом не предприняты меры для устранения нарушений. Жалобу просила оставить без удовлетворения, постановление без изменения.
Выслушав пояснения представителя административного органа, исследовав материалы дела и изучив доводы жалобы, суд приходит к следующему.
Диспозиция ч. 1 ст. 13.19.3 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за неразмещение в соответствии с законодательством Российской Федерации информации в единой информационной системе жилищного строительства застройщиком, иным лицом, которые в соответствии с федеральными законами обязаны размещать информацию в единой информационной системе жилищного строительства, их должностными лицами или нарушение установленных законодательством Российской Федерации порядка, способов, сроков и (или) периодичности размещения информации либо размещение информации не в полном объеме, размещение заведомо искаженной информации.
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В соответствии с ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.
В соответствии с Положением о Министерстве регионального контроля (надзора) Калининградской области, утвержденным Постановлением Правительства Калининградской области от 19.10.2016 № 484, Министерство регионального контроля (надзора) Калининградской области (далее - Министерство) является уполномоченным органом исполнительной власти, на который возложен контроль и надзор в области долевого строительства объектов недвижимости (п. п. 1 п. 23 Положения).
В силу ч. 6 ст. 3.1 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» застройщик в соответствии с законодательством Российской Федерации несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по раскрытию информации, неполноту и (или) недостоверность информации, подлежащей раскрытию в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Как следует из материалов дела, при осмотре сайта 29.04.2020 https://наш.дом.рф сотрудниками Министерства установлено, что 9.01.2020 застройщиком ООО «Арт-Строй» размещена недостоверная (в искаженном виде) информация о строительстве многоквартирного жилого дома № 3 по ГП, расположенного по адресу: <...> раскрытие которой предусмотрено статьей 3.1 и пунктом 11.2 части 21 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».
В соответствии с частью 1 статьи 3.1 и частью 4 статьи 23.3 Федерального закона № 214-ФЗ застройщик, привлекающий денежные средства участников долевого строительства, обеспечивает свободный доступ к информации (раскрывает информацию) путем размещения ее в единой информационной системе жилищного строительства (далее - ЕИСЖС) указанной в статье 23.3 Федерального закона № 214-ФЗ.
Для размещения информации в ЕИСЖС Правительством Российской Федерации определен официальный адрес сайта ЕИСЖС в информационно -телекоммуникационной сети "Интернет" https://наш.дом.рф. Информация считается раскрытой после ее размещения в указанной системе.
Обязанность по размещению информации в ЕИСЖС в соответствии с частью 16 статьи 8 Федерального закона от 01.07.2018 № 175-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» у застройщиков возникла с 01.10.2018.
В соответствии с пунктом 13 статьи 1 Федерального закона от 27.06.2019 № 151-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» часть 1 статьи 21 ФЗ № 214-ФЗ дополнена пунктами 11.1 и 11.2.
Так, в силу ч. 1 п. 11.1, 11.2 ст. 21 ФЗ № 214-ФЗ информация о проекте строительства одного многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости либо нескольких многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости в пределах одного разрешения на строительство должна соответствовать документации по планировке территории (за исключением случаев, если в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации допускается строительство указанных объектов недвижимости при отсутствии документации по планировке территории), проектной документации и содержать информацию: о целевом кредите (целевом займе), в том числе об информации, позволяющей идентифицировать кредитора, о доступной сумме кредита (займа) с лимитом кредитования в соответствии с условиями договора кредита (займа), неиспользованном остатке по кредитной линии на последнюю отчетную дату; о количестве заключенных договоров (общая площадь объектов долевого строительства и цена договора) с указанием вида объекта долевого строительства (жилое помещение, нежилое помещение, машино-место), с указанием в том числе количества договоров, заключенных при условии уплаты обязательных отчислений (взносов) в компенсационный фонд или с использованием счетов эскроу (в ред. ФЗ от 27.06.2019 N 151-ФЗ).
В соответствии с ч. 4.1 ст. 19 ФЗ № 214-ФЗ ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным, застройщик обязан вносить в проектную декларацию изменения, касающиеся сведений, предусмотренных пунктом 11.2 части 1 статьи 21 настоящего Федерального закона (в ред. ФЗ от 27.06.2019 N 151-ФЗ).
Согласно подпункта «д» пункта 1 Приказа Минстроя России от 08.08.2019 № 453/пр «О внесении изменений в форму проектной декларации, утвержденную приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20.12.2016 № 996/пр» раздел 19 проектной декларации дополнен графами 19.6 и 19.7 следующего содержания:
- 19.6 «О целевом кредите (целевом займе), в том числе информации, позволяющей идентифицировать кредитора, о доступной сумме кредита (займа) с лимитом кредитования в соответствии с условиями договора кредита (займа) неиспользованном остатке по кредитной линии на последнюю отчетную дату»;
- 19.7 «О количестве заключенных договоров (общая площадь объектов долевого строительства и цена договора) с указанием вида объекта долевого строительства (жилое помещение, нежилое помещение, машино-место), с указанием, в том числе количества договоров, заключенных при условии уплаты обязательных отчислений (взносов) в компенсационный фонд или с использованием счетов эскроу».
Приказ Минстроя России № 453/пр вступил в законную силу 15.09.2019.
Таким образом, обязанность по внесению информации в проектную декларацию объекта в соответствии с пунктом 11.2 части 1 статьи 21 Федерального закона № 214-ФЗ и ее размещение на сайте ЕИСЖС возникла у общества с октября 2019 г.
В соответствии с пунктом 15 Правил размещения информации субъектами информации, обязательное размещение которой предусмотрено законодательством Российской Федерации, в единой информационной системе жилищного строительства (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.03.2019 № 319, внесение в информацию изменений в связи с ее актуализацией (обновлением), устранением недостоверности и (или) неполноты осуществляется в течение 3 рабочих дней, следующих за днем возникновения у субъекта информации обязанности по внесению таких изменений либо выявления недостоверности и (или) неполноты информации, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Учитывая требования части 4.1 статьи 19 Федерального закона № 214-ФЗ (в ред. от 27.06.2019 N 151-ФЗ) и пункта 15 Правил ООО «Арт-Строй» обязано не позднее 10.01.2020 разместить на Сайте проектную декларацию на строительство Объекта с указанием в графе 19.7 раздела 19 проектной декларации информации о количестве заключенных договоров (общая площадь объектов долевого строительства и цена договоров) с указанием вида объекта долевого строительства (жилое помещение, нежилое помещение, машино-место), с указанием в том числе количества договоров, заключенных при условии уплаты обязательных отчислений (взносов) в компенсационный фонд или с использованием счетов эскроу.
При осмотре сайта 29.04.2020 установлено, что общество 09.01.2020 разместило на сайте информацию, внесло в пункты 19.7 раздела 19 проектной декларации по строительству многоквартирного жилого дома № 3 по ГП недостоверную (в искаженном виде) информацию о количестве заключенных договоров, а именно:
- в графе 19.7.1.1.1.2 «Количество заключенных договоров, заключенных при условии уплаты обязательных отчислений (взносов) в компенсационный фонд» проектной декларации на 09.01.2020 указано 26 договоров в отношении жилых помещений;
- согласно графы 19.7.2.1.1.2 «Площадь объектов в отношении которых договор участия в долевом строительстве заключен при условии уплаты обязательных отчислений (взносов) в компенсационный фонд» указана 1707,96 кв. м;
- также в графе 19.7.1.1.2.2 «Количество заключенных договоров, заключенных при условии уплаты обязательных отчислений (взносов) в компенсационный фонд» указано 1 договор в отношении нежилого помещения.
- согласно графы 19.7.2.1.2.2 «Площадь объектов в отношении которых договор участия в долевом строительстве заключен при условии уплаты обязательных отчислений (взносов) в компенсационный фонд» указана - 485,44 кв. м.
Также неверно указана суммарная цена договоров, а именно общая сумма составила 116,483650 млн. руб. (графа 19.7.3.1.1.2 «Суммарная цена договоров, заключенных при условии уплаты обязательных отчислений (взносов) в компенсационный фонд» - 97,066 050 млн. руб. + графа 19.7.3.1.2.2 «Суммарная цена договоров, заключенных при условии уплаты обязательных отчислений (взносов) в компенсационный фонд» - 19,417 600 млн. руб.).
Проектная декларация по строительству Объекта от 09.01.2020 подписана электронной подписью и размещена в ЕИСЖС на сайте https://наш.дом.рф, а также отчетность застройщика за 4 кв. 2019 года утверждена и подписана - генеральным директором ООО «Арт-Строй» ФИО1
Согласно данным Приложения 2 отчетности застройщика, размещенной на сайте https://наш.дом.рф 27.03.2020 Обществом по дому № 3 по ГП на 31.12.2019 заключено 29 договоров на общую сумму 130, 900 млн. руб., из них 27 на жилые помещения, площадь которых составляет 1 791 кв. м и 2 договора на нежилые помещения площадью 622,86 кв. м.
Факт совершения административного правонарушения и вина генерального директора ООО «Арт-Строй» ФИО1 в его совершении подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении № ДС-13/67-20 от 9.06.2020, актом осмотра сайта от 29.04.2020, проектной декларацией, отчетностью об осуществлении деятельности связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства за 4 квартал 2019 г., подписанной генеральным директором, и другими материалами дела.
Установив, что Общество 09.01.2020 внесло в пункты 19.7 раздела 19 проектной декларации по строительству многоквартирного жилого дома № 3 по ГП недостоверную (в искаженном виде) информацию о количестве заключенных договоров, при этом документы, подтверждающие несоблюдение сроков межведомственного взаимодействия МФЦ и Росреестра представлены не были, генеральный директор ООО «Арт-Строй» ФИО1 привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 13.19.3 КоАП РФ, действия ФИО1 верно квалифицированы по ч. 1 ст. 13.19.3 КоАП РФ.
Такой вывод должностного лица объективно подтверждается собранными в деле доказательствами, которым в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ дана соответствующая оценка.
Все обстоятельства по делу при назначении административного наказания были исследованы, а взятые за основу при вынесении постановления по делу об административном правонарушении доказательства собраны в соответствии с гл. 26 КоАП РФ.
Из материалов дела об административном правонарушении видно, что в ходе производства по делу существенных нарушений процессуальных требований допущено не было.
Вопреки содержащимся в жалобе утверждениям, наличие события и состава административного правонарушения в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении достоверно установлено.
Доводы жалобы направлены на иную оценку установленных по делу фактических обстоятельств. Аналогичные доводы были предметом проверки при рассмотрении дела об административном правонарушении и не нашли своего подтверждения, противоречат совокупности собранных по делу доказательств.
Постановление о привлечении ФИО1 к административной ответственности вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ст. 4.5 КоАП РФ.
Разместив на сайте недостоверную (в искаженном виде) информацию ФИО1 имел возможность убедиться в актуальности размещенной информации, поскольку застройщику известно количество заключенных им договоров, а также мог ее актуализировать в течении трех рабочих дней, между тем, никаких действий, направленных на соблюдение правил и норм, за нарушение которых установлена ответственность не предпринимал.
В соответствии со ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами. Административное наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 руб., назначенное ФИО1 за совершение им данного административного правонарушения, учитывая положения ст. ст. 4.1-4.3 КоАП РФ, соответствует указанным целям. При назначении наказания были учтены характер и степень общественной опасности совершенного административного правонарушения, обстоятельства его совершения, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность. В тоже время следует признать обстоятельством, смягчающим административную ответственность, совершение правонарушения впервые. При этом наказание назначено в минимальном размере санкции статьи, установленном для должностных лиц.
В соответствии с разъяснением, данным в п. 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
По смыслу названных нормы и разъяснений оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем, определяется в каждом конкретном случае, исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.
Поскольку наступление вредных последствий не является квалифицирующим признаком объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 13.19.3 КоАП РФ, их отсутствие само по себе не свидетельствует о малозначительности совершенного правонарушения, в данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении должностного лица к исполнению своих публично-правовых обязанностей в сфере соблюдения законодательства в области связи и информации.
Исходя из характера и степени потенциальной опасности, а также обстоятельств совершения генеральным директором административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 13.19.3 КоАП РФ, оснований для признания вменяемого ему деяния малозначительным и освобождения от административной ответственности на основании ст. 2.9 КоАП РФ не имеется.
Жалоба не содержит правовых аргументов, которые могут повлечь отмену или изменение оспариваемого постановления должностного лица.
Доводы настоящей жалобы не опровергают установленных по настоящему делу об административном правонарушении обстоятельств и не влияют на законность принятого постановления. Существенных нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановления, в ходе производства по делу допущено не было. Само по себе несогласие ФИО1 с привлечением его к административной ответственности не свидетельствует об отсутствии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 13.19.3 КоАП РФ.
Каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые в соответствии со статьей 1.5. КоАП РФ должны быть истолкованы в пользу должностного лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не усматривается.
При таком положении, правовые основания для отмены обжалуемого постановления отсутствуют, поэтому постановление заместителя министра регионального контроля (надзора) Калининградской области подлежит оставлению без изменения, а жалоба без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 – 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л:
Постановление заместителя министра регионального контроля (надзора) Калининградской области ФИО2 от 7 июля 2020 года № ДС-13/67-20 о привлечении генерального директора ООО «Арт-Строй» ФИО1 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 13.19.3 КоАП РФ - оставить без изменения, жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Ленинградский районный суд г. Калининграда в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья О.С. Пичурина