ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-605/2021 от 15.10.2021 Астраханского областного суда (Астраханская область)

Судья Рахматулина Е.А. № 12-605/2021 года

№ 7-614/2021 года

Р Е Ш Е Н И Е

г. Астрахань 15 октября 2021 года

Судья Астраханского областного суда Хаирова Д.Р.,

при помощнике судьи Шнейдмиллер Л.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО7 на постановление Управления Федерального казначейства по Астраханской области от 02 июня 2021 года, решение судьи Кировского районного суда г.Астрахани от 27 июля 2021 года по делу об административном правонарушении в отношении ФИО8 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.29.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением Управления Федерального казначейства по Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ года заместитель руководителя агентства по управлению государственным имуществом Астраханской области ФИО9. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.29.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> руб.

Решением судьи Кировского районного суда г.Астрахани от 27 июля 2021 года постановление по делу об административном правонарушении оставлено без изменения, жалоба ФИО10. - без удовлетворения.

В жалобе ФИО1 просит постановление по делу об административном правонарушении и решение судьи Кировского районного суда г.Астрахани от 27 июля 2021 года отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава правонарушения. Указывает, что административным органом ошибочно сделан вывод о том, что он выбрал неверный метод определения и обоснования НМЦК при закупке жилых помещений для детей-сирот - метод сопоставимых и рыночных цен (анализ рынка) вместо тарифного метода. Полагает, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения.

Проверив материалы дела, выслушав защитника ФИО11. – ФИО12., поддержавшую доводы жалобу, представителя Управления Федерального казначейства по Астраханской области ФИО13., возражавшую против удовлетворения доводов жалобы, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу. Об отклонении ходатайства о восстановлении срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении выносится определение.

Как следует из материалов дела, решение судьи Кировского районного суда г.Астрахани от 27 июля 2021 года получена ФИО14. 13 сентября 2021 года.

Жалоба на вышеуказанное решение судьи подана 16 сентября 2021 года.

При таких обстоятельствах, прихожу к выводу об удовлетворения ходатайства о восстановлении пропущенного процессуального срока на обжалование решения суда.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делам об административных правонарушениях должно производиться при всестороннем, полном, объективном выяснении всех обстоятельств дела, разрешении его в соответствии с законом.

Согласно статье 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В соответствии с частью 2 статьи 7.29.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение порядка или формы обоснования начальной (максимальной) цены контракта, обоснования объекта закупки (за исключением описания объекта закупки) влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере десяти тысяч рублей.

В соответствии с частью 3 статьи 22 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44- ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) информация о ценах товаров, работ, услуг должна быть получена с учетом сопоставимых с условиями планируемой закупки коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Как следует из материалов дела, на основании приказа Управления Федерального казначейства по Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ «О назначении плановой выездной проверки агентства по управлению государственным имуществом Астраханской области» (с учетом внесенных изменений приказом УФК по Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ г. № ) в соответствии с пунктом 13 Плана контрольных мероприятий УФК по Астраханской области в финансово-бюджетной сфере на 2021 год в агентстве по управлению государственным имуществом Астраханской области проведена выездная проверка соблюдения целей, порядка и условий предоставления из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений за 2019-2020 годы.

В ходе проверки установлено, что приказом агентства по управлению государственным имуществом Астраханской области от 15 мая 2014 г. №47 «О контрактной службе агентства по управлению государственным имуществом Астраханской области» создана контрактная служба агентства по управлению государственным имуществом Астраханской области без образования отдельного структурного подразделения и утвержден постоянный состав работников агентства по управлению государственным имуществом Астраханской области, выполняющих функции контрактной службы, согласно которому ФИО15. является руководителем контрактной службы.

Проведена закупка «Приобретение жилого помещения на вторичном рынке жилья, расположенного на территории муниципального образования «Город Астрахань» в государственную собственность Астраханской области в целях формирования специализированного жилищного фонда Астраханской области для обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированного жилого помещения» с начальной (максимальной) ценой контракта <данные изъяты> руб.

В ходе проверки обоснования НМЦК установлено следующее.

Агентством по управлению государственным имуществом Астраханской области при определении НМЦК проведен анализ с использованием общедоступной информации (объявлений) о рыночных ценах, планируемых к Закупке № жилых помещений, содержащейся в информационно-коммуникационной сети «Интернет» на сайтах https://www.avito.ru/rossiya, https://astrahan.domck.ru, https://www.domofond.ru.

Обоснование НМЦК, являющееся разделом III документации об электронном аукционе, содержит расчет, согласно которому НМЦК определена методом сопоставимых рыночных цен (анализ рынка) и составляет 1 486 719,30 рубля ((44191,92 + 44 910,18 + 44 247,80 + 45 857,99 + 46 052,63)/5 * 33), где:

44 191,92 рубля - стоимость 1 кв. м. жилого помещения № 1;

44 910,18 рубля - стоимость 1 кв. м. жилого помещения № 2;

44 247,80 рубля - стоимость 1 кв. м. жилого помещения № 3;

Согласно Распоряжению агентства по управлению государственным имуществом Астраханской области от 31 марта 2016 г. №151 «Об утверждении требований к закупаемым агентством по управлению государственным имуществом Астраханской области отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг)» установлена предельная стоимость одного кв.м, общей площади жилого помещения, расположенного на территории муниципального образования «Город Астрахань», приобретаемого для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в размере 45 524,56 рубля за кв. м., которая равна средней рыночной стоимости, установленной постановлением министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области от 31 июля 2020 г. №27, в соответствии с постановлением Правительства Астраханской области от 25 октября 2017 г. № 400-П «О средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения».

Однако в целях эффективного использования бюджетных средств, для приобретения жилого помещения агентство по управлению государственным имуществом Астраханской области использует стоимость, установленную методом сопоставимых рыночных цен (анализ рынка).

Административный орган исходил из того, что в объявлениях, используемых агентством, отсутствует информация о соответствии жилых помещений общим требованиям, указанным в части II аукционной документации по Закупке № соответственно:

- информацию о ценах на жилые помещения, указанную в объявлениях, размещенных в информационно-коммуникационной сети «Интернет» на сайтах https://www.avito.ru/rossiya, https://astrahan.domck.ru, https://www.domofond.ru, не представляется возможным сопоставить с коммерческими и (или) финансовыми условиями планируемой закупки;

- не представляется возможным установить идентичность и (или) однородность жилых помещений, указанных в объявлениях, жилым помещениям, планируемым к закупке.

В целях реализации Закона № 159-ФЗ Правительством Астраханской области утверждено Постановление № 400-П, согласно которому Минстрою Астраханской области поручено один раз в полугодие не позднее 15 февраля и 1 августа определять и утверждать среднюю рыночную стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения по каждому муниципальному району и городскому округу Астраханской области в соответствии с утвержденной методикой.

Минстроем Астраханской области определена средняя рыночная стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения, используемая в целях приобретения жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по каждому муниципальному району и городскому округу Астраханской области на II полугодие 2020 года (Постановление № 27).

Административный орган указал, что, учитывая нормы части 8 статьи 22 Закона о контрактной системе при обосновании и расчете НМЦК по Закупке № , агентству следовало определить и обосновать НМЦК по указанной закупке посредством применения тарифного метода, с использованием средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, используемой в целях приобретения жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по каждому муниципальному району и городскому округу Астраханской области на II полугодие 2020 года, установленной Постановлением №27.

Агентством по управлению государственным имуществом Астраханской области в 2020 году НМЦК по Закупке № обоснована с применением метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), что, по мнению административного органа, привело к занижению НМЦК на 15 591,18 рубля (1 502 310,48 -1 486 719,30).

Административный орган пришел к выводу, что в нарушение части 8 статьи 22 Закона о контрактной системе агентством по управлению государственным имуществом Астраханской области в 2020 году неверно избран метод сопоставимых рыночных цен при определении НМЦК вместо тарифного метода, что привело к занижению НМЦК на 15591, 18 руб.

Подпунктом «е» пункта 8 Положения о контрактной службе агентства по управлению государственным имуществом Астраханской области установлено, что контрактная служба определяет и обосновывает начальную (максимальную) цену контракта, цену контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при формировании плана-графика закупок.

Административный орган пришел к выводу, что руководителем контрактной службы агентства по управлению государственным имуществом Астраханской области ФИО16 допущено нарушение порядка обоснования НМЦК, выразившееся в обосновании НМЦК по закупке «Приобретение жилого помещения на вторичном рынке жилья, расположенного на территории муниципального образования «Город Астрахань» в государственную собственность Астраханской области в целях формирования специализированного жилищного фонда Астраханской области для обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированного жилого помещения», источником финансового обеспечения которых является субсидия из федерального бюджета, с применением метода, отличного от тарифного метода, при возможности использования тарифного метода, что привело к занижению НМЦК на сумму 15 591,18 рубля.

Заместитель руководителя Управления Федерального казначейства по Астраханской области пришел к выводу о наличии в действиях ФИО17. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.29.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья районного суда, разрешая жалобу на постановление по делу об административном правонарушении, согласился с выводами должностного лица.

Однако, районным судом не учтены следующие обстоятельства.

Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона N 44-ФЗ начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов: метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка); нормативный метод; тарифный метод; проектно-сметный метод; затратный метод.

Согласно пункту 8 статьи 22 Федерального закона N 44-ФЗ тарифный метод применяется заказчиком, если в соответствии с законодательством Российской Федерации цены закупаемых товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд подлежат государственному регулированию или установлены муниципальными правовыми актами. В этом случае начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком подрядчиком, исполнителем), определяются по регулируемым ценам (тарифам) на товары, работы.

Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) является приоритетным, а применение тарифного метода допускается только при условии, что цены на услуги, работы, товары подлежат государственному регулированию или установлены муниципальным правовым актом.

Установленная в пункте 2 Постановления Правительства АО от 25.10.2017 г. № 400-П планируемая стоимость одного квадратного метра общей площади жилых помещений, предоставляемых детям-сиротам является размером предельной стоимости одного квадратного метра для определения объема средств па проведение закупок жилых помещений для детей-сирот, что не является тарифом и не свидетельствует о необходимости применения тарифного метода при проведении закупок товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ, регулирующим отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

Кроме того, пункт 2 Постановления Правительства Астраханской области от 19.12.2012 № 571-П "Об отдельных вопросах обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» установлено, что приобретение жилых помещений для детей-сирот за счет средств бюджета Астраханской области и (или) федерального бюджета осуществляется по цене не выше средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, утвержденной министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области в соответствии с постановлением Правительства Астраханской области от 25.10.2017 № 400-П.

Пункт 2 Постановления Правительства Астраханской области от 19.12.2012 № 571-П предоставляет заказчику право устанавливать цену за 1 квадратный метр, которая может быть ниже цены, содержащейся в постановлениях министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области.

Следовательно, средняя рыночная стоимость одного квадратного метра, определенная заказчиком, может быть меньше или равна средней рыночной стоимости одного квадратного метра обшей площади жилого помещения, определенной министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области.

Таким образом, постановление Правительства Астраханской области от 19.12.2012 № 571-П также не обязывает заказчика брать в расчет цену за 1 квадратный метр, строго соответствующую цене, содержащейся в постановлениях министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области.

Следовательно, выводы должностного лица и судьи районного суда о том, что ФИО18. нарушен порядок обоснования НМЦК, выразившийся в применении метода отличного от тарифного, при возможности использования тарифного метода, являются необоснованными.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что судьей районного суда должным образом не исследованы все имеющие для дела значимые обстоятельства, и не всем представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка.

Согласно требованиям части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Таким образом, прихожу к выводу об отсутствии в действиях ФИО19. состава административного правонарушения, поскольку материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих наличие его вины в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.29.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При таких обстоятельствах постановление по делу об административном правонарушении от 02 июня 2021 года и решение судьи Кировского районного суда г.Астрахани от 27 июля 2021 года подлежат отмене, а производство по делу об административном правонарушении - прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.1 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

решил:

восстановить ФИО20 срок на обжалование решения судьи Кировского районного суда г.Астрахани от ДД.ММ.ГГГГ

Жалобу ФИО21 удовлетворить.

Постановление начальника юридического отдела Управления Федерального казначейства по Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ решение судьи Кировского районного суда г.Астрахани от ДД.ММ.ГГГГ года отменить.

Производство по делу в отношении ФИО22 в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.29.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за отсутствием состава административного правонарушения.

Судья: Д.Р. Хаирова