ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-607/2021 от 16.07.2021 Нижневартовского городского суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

Дело № 12-607/2021

86RS0002-01-2021-008075-82

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

16 июля 2021 года город Нижневартовск

Судья Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Глушков Ю.Н.,

с участием помощника прокурора г. Нижневартовска Ушаковой К.В.,

защитника, действующего в интересах ФИО2ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО2 на постановление заместителя руководителя Службы – начальника Нижневартовского отдела инспектирования Службы жилищного и строительного надзора ХМАО – Югры Редька Т.Е. от <дата> о привлечении должностного лица – директора филиала АО «Городские электрические сети» Управления теплоснабжения г. Нижневартовска ФИО2 к административной ответственности по ст. 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ),

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя руководителя Службы–начальника Нижневартовского отдела инспектирования Службы жилищного и строительного надзора ХМАО – Югры Редька Т.Е. от <дата> должностное лицо – директор филиала АО «Городские электрические сети» Управления теплоснабжения г. Нижневартовска Гордей А.И. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.23 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 500 рублей, за то, что в период с <дата><дата>, в связи повреждением подземного трубопровода на участке от ЦТП-8А/1 до ТК-1 было отключено горячее водоснабжение, в результате чего в нарушение нормативного режима обеспечения населения коммунальными услугами <дата> было прекращено предоставление населению г. Нижневартовска, проживающего в домах <адрес> в г. Нижневартовске.

Не согласившись с этим постановлением, Гордей А.И. обратился в суд с жалобой, в которой просит его отменить. В обоснование указал, что событие административного правонарушения отсутствует, поскольку в период с <дата> устранялась авария на тупиковой магистрали системы горячего водоснабжения, для которой характерно отсутствие резервирующих магистралей, перемычек и пунктов распределения теплоносителей. В соответствии с п.4 приложения № 1 к утвержденным Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011г. № 354 «Правилам предоставления коммунальных услуг…» устранение такой аварии возможно в течение 24 часов подряд. Срок проведения восстановительных работ не нарушен. Постановление Правительства РФ от 17 октября 2015г. № 1114 регулирует порядок расследования причин аварийных ситуаций при теплоснабжении на источниках тепловой энергии, тепловых сетях и теплопотребляющих установках потребителей тепловой энергии. Под понятием «тепловая сеть» понимается совокупность устройств, предназначенных для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок. В свою очередь, горячее водоснабжение потребителей осуществляется с использованием централизованной системы горячего водоснабжения, под которой понимается комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений предназначенных для горячего водоснабжения путем отбора горячей воды из тепловой сети (открытая система теплоснабжения или горячего водоснабжения), или из сетей горячего водоснабжения либо путем нагрева воды без отбора горячей воды из тепловой сети с использованием центрального теплового пункта ( закрытая система горячего водоснабжения). Таким образом, положения Постановления Правительства РФ от 17 октября 2015г. № 1114 на аварийные ситуации, происходящие в системах горячего водоснабжения, не распространяются. В соответствии с утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29 июля 2013г. № 642 Правилами горячего водоснабжения, под аварией понимается повреждение или разрушение объектов централизованной системы горячего водоснабжения, создающее угрозу жизни и здоровью людей или наносящее вред окружающей среде. В Постановлении Правительства РФ от 06 мая 2011г. № 354 понятие аварии не раскрывается, и этот термин используется в общем контексте, предполагая любую аварийную ситуацию на сетях горячего водоснабжения, при которой производится ограничение или прекращение горячего водоснабжения либо создается угроза жизни и здоровью людей, либо наносится вред окружающей среде. В связи с чем, считает неверным вывод должностного лица, о том, что поскольку о прорыве трубопровода не было уведомлено Северо-Уральское управление Ростехнадзора, он аварией не является, и положения п. 4 приложения №1 утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011г. № 354, устанавливающего допустимую продолжительность перерыва подачи горячей воды при аварии на тупиковой магистрали 24 часа подряд, к данному случаю не применимо.

Гордей А.И. о месте и времени рассмотрения жалобы был извещен, в суд не явился.

Защитник ФИО2, по доверенности – ФИО1, в судебном заседании на удовлетворении жалобы настаивала, подтвердив, изложенные в ней доводы.

Допрошенный в качестве специалиста главный инженер филиала АО «Городские электрические сети» Управления теплоснабжения г.Нижневартовска <данные изъяты>. пояснил, что в городе Нижневартовске используется только закрытая система горячего водоснабжения, при которой горячее водоснабжение осуществляется путем нагрева воды без отбора горячей воды из тепловой сети с использованием центрального теплового пункта. <дата> устранялась авария на тупиковой магистрали системы горячего водоснабжения. Устранение такой аварии в соответствии с п. 4 приложения утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011г. № 354 возможно в течении 24часов подряд. Положения Постановления Правительства РФ от 17 октября 2015г. № 1114 на аварийные ситуации, происходящие в системах горячего водоснабжения, не распространяются, поэтому обязанности сообщать об аварии в Северо-Уральское управление Ростехнадзора не было.

Помощник прокурора г. Нижневартовска Ушакова К.В. в судебном заседании с доводами жалобы не согласилась и просила в ее удовлетворении отказать, оставив постановление без изменения.

Выслушав защитника лица, привлекаемого к административной ответственности, специалиста и помощника прокурора г. Нижневартовска Ушакову К.В., изучив материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующему.

Статьей 7.23 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.

Объектом правонарушения, предусмотренного ст. 7.23 КоАП РФ являются права потребителей (граждан), а непосредственным предметом посягательства - установленные нормативы и режим обеспечения населения коммунальными услугами.

Субъектами данного правонарушения признаются должностные лица, обязанные обеспечивать нормативный уровень или режим обеспечения населения коммунальными услугами.

В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ, должностное лицо подлежит административной ответственности, в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. В примечании к этой статье указано, что совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, несут административную ответственность как должностные лица.

Из материалов дела усматривается, что в соответствии с п. 3.1 Положения о филиале АО «Городские электрические сети» Управления теплоснабжения г. Нижневартовска, утвержденного решением совета директоров АО «Городские электрические сети» <дата> (далее – Положение), основной целью деятельности является организация в границах города Нижневартовска теплоснабжения и горячего водоснабжения населения.

В соответствии с п. 6.1 Положения руководство деятельностью филиала АО «Городские электрические сети» Управления теплоснабжения г. Нижневартовска осуществляет директор указанного филиала, назначаемый исполнительным органом Общества и действующий по доверенности, выдаваемой Обществом.

Согласно копии приказа о приеме работника от <дата>Гордей А.И. принят на должность директора филиала АО «Горэлектросеть» Управление теплоснабжения города Нижневартовска с <дата>.

Таким образом, директор филиала АО «Городские электрические сети» Управления теплоснабжения г. Нижневартовска Гордей А.И. является ответственным лицом за предоставление ресурсоснабжающей организацией коммунальной услуги по горячему водоснабжению потребителю.

Как следует из материалов дела, прокуратурой города Нижневартовска было установлено, что в период с <дата><дата>, в связи повреждением подземного трубопровода на участке от ЦТП-8А/1 до ТК-1 АО «Городские электрические сети» было отключено горячее водоснабжение, в результате чего в нарушение нормативного режима обеспечения населения коммунальными услугами на <дата> было прекращено предоставление населению г. Нижневартовска, проживающего в домах <адрес>, в которых проживают 1 811 человек, что является превышением допустимой продолжительности, установленной разделом II пункта 4 Приложения N 1 вышеуказанных Правил.

Выявленное нарушение явилось основанием для возбуждения прокуратурой г. Нижневартовска в отношении директора филиала АО "Городские электрические сети" Управления теплоснабжения г.Нижневартовска ФИО2 дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.23 КоАП РФ и вынесения государственной жилищной инспекцией постановления о привлечении его к административной ответственности в соответствии с указанной нормой.

Судья полагает, что в действиях ФИО2 состав административного правонарушения, предусмотренногостатьей 7.23 КоАП РФ, отсутствует. Данный вывод сделан исходя из следующего.

Отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года N 354 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг).

Согласно подпункту "б" пункта 4 Правил предоставления коммунальных услуг, потребителю предоставляется горячее водоснабжение, то есть снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме.

В соответствии с подпунктом "в" пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг, предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно, то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении N 1.

Согласно разделу II пункта 4 приложения N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг, продолжительность перерыва подачи горячей воды: 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца, 4 часа единовременно, при аварии на тупиковой магистрали - 24 часа подряд.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере водоснабжения и водоотведения ( часть1).

Отношения в сфере горячего водоснабжения, осуществляемого с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении, за исключением отношений, связанных с обеспечением качества и безопасности горячей воды ( часть 4).

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", он устанавливает правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций ( часть 1).

Отношения, связанные с горячим водоснабжением, осуществляемым с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), регулируются настоящим Федеральным законом, за исключением отношений, связанных с обеспечением качества и безопасности горячей воды ( часть 2).

К отношениям, связанным с производством, передачей, потреблением горячей воды при осуществлении горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), применяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие производство, передачу, потребление теплоносителя, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом ( часть3).

В соответствии с п. 19.1 ст. 2 Федеральный закон от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" открытая система теплоснабжения (горячего водоснабжения) -это технологически связанный комплекс инженерных сооружений, предназначенный для теплоснабжения и горячего водоснабжения путем отбора горячей воды из тепловой сети.

Аналогичное понятие содержится и в п. 27 ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", в котором также указано, что закрытая система горячего водоснабжения представляет собой инженерные сооружения, предназначенные для горячего водоснабжения путем о нагрева воды без отбора горячей воды из тепловой сети с использованием центрального теплового пункта.

Таким образом, отношения в сфере предоставления горячего водоснабжения с применение закрытой системы водоснабжения положениями Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" не регулируются, и утвержденные Постановлением Правительства РФ от 17.10.2015 N 1114 "Правила расследования причин аварийных ситуаций при теплоснабжении» при аварийных ситуациях на магистрали закрытой системы горячего водоснабжения, не применяются.

В ходе рассмотрения жалобы было установлено и подтверждено письменными объяснениями Гордей А.И. в жалобе и показаниями специалиста, что в городе Нижневартовске используется закрытая система горячего водоснабжения, при которой горячее водоснабжение осуществляется путем нагрева воды без отбора горячей воды из тепловой сети с использованием центрального теплового пункта.

Прокуратурой г. Нижневартовска и Службой жилищного и строительного надзора ХМАО данное обстоятельство не опровергнуто.

Таким образом, судья приходит к выводу о том, что обязанности извещать Северо-Уральское управление Ростехнадзора о повреждении <дата>г. подземного трубопровода на участке от ЦТП-8А/1 до ТК-1 у Гордей А.И. не было.

В утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 642 Правилах горячего водоснабжения указано, что авария - это повреждение или разрушение объектов централизованной системы горячего водоснабжения, приводящее к ограничению или прекращению горячего водоснабжения, создающее угрозу жизни и здоровью людей или наносящее вред окружающей среде.

При таких обстоятельствах, тот факт, что указанное выше повреждение подземного трубопровода на участке от ЦТП-8А/1 до ТК-1 являлось аварией, не вызывает сомнений.

На основании изложенного, судья приходит к выводу о том, что устраняя в период с <дата><дата> аварию в виде повреждения подземного трубопровода на участке от ЦТП-8А/1 до ТК-1 предоставление населению г. Нижневартовска, проживающему в домах <адрес><адрес> горячей воды было прекращено на <адрес>, что не превышает 24 часов, то есть время, установленное разделом II пункта 4 приложения N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг для устранения аварии на тупиковой магистрали.

Поэтому, состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.23 КоАП РФ действиях Гордей А.И. отсутствует и обжалуемое им постановление на основании ч. 3 ст. 30.7 и п.2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ подлежит отмене, с прекращением производства по делу по этому основанию.

Руководствуясь статьями 30.3 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Жалобу ФИО2 удовлетворить

Постановление заместителя руководителя Службы–начальника Нижневартовского отдела инспектирования Службы жилищного и строительного надзора ХМАО – Югры Редька Т.Е. от <дата> о привлечении должностного лица – директора филиала АО «Городские электрические сети» Управления теплоснабжения г. Нижневартовска ФИО2 к административной ответственности по ст. 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить, а производство по делу прекратить, в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в течение 10 суток со дня получения или вручения копии решения в суд Ханты – Мансийского автономного округа–Югры, через Нижневартовский городской суд.

Судья: Ю.Н. Глушков