ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-607/2022 от 05.10.2022 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

Дело № 12-607/2022

РЕШЕНИЕ

05.10.2022г. г. Симферополь

Судья Верховного Cуда Республики Крым С.В. Яковлев, рассмотрев жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу на постановление Киевского районного суда города Симферополя Республики Крым от 14.05.2021 года по делу №5-1270/2021,

У С Т А Н О В И Л

Постановлением Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 14.05.2021 года по делу № 5-1270/2021 (судья Хулапова Г.А.) Общество с ограниченной ответственностью «Винзавод «Первомайский» (далее ООО«Винзавод «Первомайский») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей. Представителю Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу отказано в удовлетворении заявления о возмещении процессуальных издержек в прядке ст. 24.7 КоАП РФ.

Не согласившись с указанным постановлением, главный специалист-эксперт отдела по контролю за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по Республике Крым и г. Севастополю Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу Ергин Е.С. подал жалобу в Верховный Суд Республики Крым, в которой просил изменить постановление Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 14.05.2021 года по делу № 5-1270/2021 в части, которая касается разрешения вопроса о взыскании издержек, и взыскать с ООО «Винзавод «Первомайский» издержки по делу об административном правонарушении в размере 76385,68 рублей в остальной части постановление суда оставить без изменения.

Решением Верховного Суда Республики Крым от 17.08.2021 года постановление Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 14.05.2021 года по делу № 5-1270/2021 оставлено без изменения.

Не согласившись с указанными судебными актами в части, которая касается разрешения вопроса о взыскании издержек, Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу обжаловало их в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.

Постановлением Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 23.08.2022 года решение Верховного Суда Республики Крым от 17.08.2021 года отменено, дело направлено в Верховный Суд Республики Крым на новое рассмотрение.

Определением Верховного Суда Республики Крым от 16.09.2022 года принята к рассмотрению жалоба главного специалиста-эксперта отдела по контролю за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по Республике Крым и г. Севастополю Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу Ергина Е.С. на постановление Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 14.05.2021 года по делу № 5-1270/2021 и назначено судебное заседание по её рассмотрению, истребованы у Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу доказательства понесения затрат по оказанию услуг по перевозке в сумме 71627,90 рублей и хранению по государственному контракту №0173100005119000027 от 09.12.2019 года в сумме

4 757, 78 рублей.

В судебном заседании, которое состоялось 05.10.2022 года, представитель Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу Сотникова О.Д. настаивала на удовлетворении жалобы.

Проверив доводы, изложенные в жалобе, изучив материалы дела, суд пришел к следующему.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.

В соответствии со ст. 14.19 КоАП РФ нарушение установленного законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядка учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или порядка учета использования производственных мощностей, объема собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда либо не фиксация информации в Единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в установленном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядке - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией продукции, явившейся предметом административного правонарушения, либо без таковой; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией продукции, явившейся предметом административного правонарушения, либо без таковой.

Правоотношения, возникающие в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 22.11.1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (далее Закон № 171-ФЗ).

Согласно п. 1 ст. 14 Закона № 171-ФЗ организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота.

В соответствии с п.4 ст. 14 Закона №171-ФЗ порядок учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, порядок учета использования производственных мощностей, порядок представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, и форма этих деклараций устанавливаются Правительством Российской Федерации.

П. 16 ст. 2 Закона № 171-ФЗ установлено, что под оборотом понимаются закупка (в том числе, импорт), поставки (в том числе, экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 года № 1459 утверждены Правила функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее Правила).

Согласно п. 4 Правил участниками единой информационной системы, в том числе, являются индивидуальные предприниматели, осуществляющие закупку пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи в целях последующей розничной продажи такой продукции или использующие фармацевтическую субстанцию спирта этилового (этанола) или этиловый спирт для производства спиртосодержащих лекарственных препаратов и (или) спиртосодержащих медицинских изделий, а также в процессе производства других лекарственных средств и (или) медицинских изделий (далее - индивидуальные предприниматели).

В соответствии с п. 17 Правил организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие закупку пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи в целях последующей розничной продажи указанной продукции, помимо информации, указанной в пункте 7 настоящих Правил, представляют в единую информационную систему с использованием программно-аппаратных средств информацию, указанную в подпунктах 7, 18, 20, 25, 26 и 30 пункта 6 настоящих Правил, а именно, фамилия, имя, отчество, место жительства и идентификационный номер налогоплательщика - для индивидуального предпринимателя или сельскохозяйственного товаропроизводителя, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица; сведения, содержащиеся в товарно-транспортной накладной и (или) международной транспортной накладной, справке, прилагаемой к товарно-транспортной накладной (для продукции, производство которой осуществляется в Российской Федерации, а также для импортированной продукции, являющейся товаром Евразийского экономического союза), справке, прилагаемой к таможенной декларации (для импортированной продукции, за исключением продукции, являющейся товаром Евразийского экономического союза); номера, даты и время представления заявок о фиксации об организации (сельскохозяйственном производителе, индивидуальном предпринимателе), о продукции каждого вида и наименования, об объеме производства и оборота продукции каждого вида и наименования, о документах, разрешающих и сопровождающих производство и (или) оборот продукции, об объеме использования фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола) или этилового спирта для производства спиртосодержащих лекарственных препаратов и (или) спиртосодержащих медицинских изделий, а также в процессе производства других лекарственных средств и (или) медицинских изделий в единой информационной системе (далее - заявка о фиксации); сведения о контрагенте (контрагентах) при поставке и закупке продукции (наименование, идентификационный номер налогоплательщика, адрес); сведения об объеме алкогольной продукции, установленные по результатам инвентаризации алкогольной продукции, в том числе с указанием номеров федеральных специальных марок и акцизных марок, нанесенных на маркируемую алкогольную продукцию; сведения о списании продукции в случае брака или иных причин.

Приказом Минфина России от 15.06.2016 года № 84н утверждена форма и сроки представления в электронном виде заявок о фиксации в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции информации об организации, осуществляющей розничную продажу алкогольной продукции, и индивидуальном предпринимателе, осуществляющем закупку пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи в целях их последующей розничной продажи, об алкогольной продукции, объеме розничной продажи алкогольной продукции, а также о документах, разрешающих и сопровождающих розничную продажу алкогольной продукции, а также форм и сроков представления подтверждения фиксации информации и уведомлений об отказе в фиксации информации в указанной информационной системе (далее Приказ).

Согласно разделу I.I Приказа № 84н заявка о фиксации в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее ЕГАИС) информации о передаче, внутреннем перемещении, возврате алкогольной продукции представляется организациями, осуществляющими розничную продажу алкогольной продукции (далее организация), по месту их нахождения (по месту нахождения их обособленных подразделений), индивидуальными предпринимателями, осуществляющими закупку пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи в целях их последующей розничной продажи (далее - индивидуальный предприниматель), по месту осуществления деятельности (за исключением случаев, предусмотренных п. 3 ст. 1 и п. 2.1 ст. 8 Закона № 171-ФЗ в срок не более трех рабочих дней с даты фактических передачи, внутреннего перемещения, возврата продукции.

В соответствии с разделом IV.I Приказа заявка о фиксации в ЕГАИС информации о подтверждении приема или об отказе в приеме количества поставленной продукции представляется на каждую ТТН, полученную от поставщика продукции, в рамках приема которой получатель желает принять продукцию или по которым получатель не хочет принимать продукцию, в течение 3 рабочих дней для городских поселений или 7 рабочих дней для сельских поселений со дня фактического получения ими алкогольной продукции.

Материалы дела свидетельствуют о том, что 14.08.2020 года в рамках проведения совместных мероприятий Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу я и Отдела МВД России по Темрюкскому району ( письмо исх. № 91/21896 от 10.07. 2020 года)в 00 часов 30 минут сотрудниками ОР ДПС ОМВД России по Темрюкскому району, на 139 км.+ 400 м. федеральной автодороги А-29С «Новороссийск-Керчь» было остановлено грузовое транспортное средство марки «Мерседес-Бенц 1217» государственный регистрационный знак , под управлением водителя Савченко О.Ф., который осуществлял перевозку алкогольной продукции (медовуху) в ассортименте, расфасованной в стеклянную тару объемом 0,33 л. При остановке указанного транспортного средства, водителем были представлены товарно-транспортные накладные от 13.08. 2020 года № 26 и № 27 на перевозимую им алкогольную продукцию.

В ходе проверки документов, которые предоставил водитель на перевозимую им алкогольную продукцию, выявлено, что согласно данным из ЕГАИС сведения о фиксации товарно-транспортных накладных № 26 и № 27 от 13.08. 2020 года по состоянию на 14.08.2020 года на 00 часов 30 минут, отсутствуют, что свидетельствовало о нарушении государственного учета в области оборота алкогольной продукции.

Согласно вышеуказанным товарно-транспортным накладным грузоотправителем является ООО «Винзавод «Первомайский».

Главным специалистом-экспертом отдела по контролю за производством оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по Республике Крым и г. Севастополю Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу Ергиным Е.С. 21.12.2020 года составлен протокол об административном правонарушении №0309/180820/03876 в отношении ООО «Винзавод «Первомайский», по ст. 14.19 КоАП РФ.

Факт совершения ООО «Винзавод «Первомайский» административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.19 КоАП РФ, подтверждается собранными по делу доказательствами, в том числе, протоколом об административном правонарушении от 21.12.2020 года №0309/180820/03876, протоколом осмотра от 18.08.2020 года №0309/180820/03876, копиями товарно-транспортных накладных №26 от 13.08.2020 года и №27 от 13.08.2020 года, видеоматериалами, на которых зафиксирован факт совершения административного правонарушения.

Оценив представленные в дело доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, судья Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым пришла к обоснованному выводу о виновности ООО «Винзавод «Первомайский» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.19 КоАП РФ.

Отказывая представителю Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу в удовлетворении заявления о возмещении процессуальных издержек в порядке ст. 24.7 КоАП РФ судья Киевского районного суда города Симферополя не учла следующее.

Ст. 24.1 КоАПРФ предусмотрено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно п.2 ч.1 ст. 24.7 КоАП РФ к издержкам по делу об административном правонарушении относятся, в том числе, суммы, израсходованные на хранение, перевозку (пересылку) и исследование вещественных доказательств, орудия совершения или предмета административного правонарушения.

В соответствии с ч.4 ст. 24.7 КоАП РФ размер издержек по делу об административном правонарушении определяется на основании приобщенных к делу документов, подтверждающих наличие и размеры отнесенных к издержкам затрат.

Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 22.12.2015года № 2981-О указал, что по смыслу указанных выше положений ст. 24.7 КоАП РФ в случае привлечения юридического лица к административной ответственности издержки по делу об административном правонарушении (за исключением издержек на оплату услуг переводчика) относятся на его счет без каких-либо дополнительных условий - с учетом, однако, обязанности судьи, должностного лица, уполномоченного органа проверить обоснованность издержек на основании приобщенных к делу документов, подтверждающих наличие и размеры отнесенных к издержкам затрат. При этом юридическое лицо вправе представить свои возражения относительно обоснованности размера издержек.

Обращаясь в Киевский районный суд города Симферополя Республики Крым с заявлением о взыскании издержек но настоящему делу об административном правонарушении, представитель Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу вместе с расчетом затрат на оказание услуг по перевозке и хранению изъятых (конфискованных) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по состоянию на 30.09.2020 года, предоставил заверенные копии заявки о вывозе и приеме на хранении продукции и (или) предметов от 18.08. 2020 года № уЗ-15720/15-63, акта приема-передачи продукции и (или) предметов №° уЗ-15720/15-63 от 26.08.2020 года, акта приема-сдачи услуг по вывозу продукции, актов приема-сдачи услуг по хранению продукции, платежных поручений.

В подтверждение понесенных издержек, представителем Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу также были предоставлены копии расчета затрат по оказанию услуг по перевозке и хранению изъятых (конфискованных) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на 30.09.2020 года, заявки о вывозе и приеме на хранение продукции и (или) предметов в соответствии с государственным контрактом №0173100005119000027 от 09.12.2019 года №уЗ-15720/15-63 от 18.08.2020 года, акта приема-передачи продукции и (или) предметов №у3- 15720/15-63 от 26.08.2020 года, акта приема-сдачи услуг по вывозу продукции №Рс-2-20 за август 2020 года, акта приема-сдачи услуг по хранению продукции №Рс-2-18 за август 2020 года, приема-сдачи услуг по хранению продукции №Рс-2-27 за сентябрь 2020 года, платежного поручения №469016 от 30.09.2020 года, выдержку с официального сайта ЕИС (https://zakupki.gov.ru) с информацией о заключенном контракте № 0173100005119000027 от 09.12.2019 года, копию государственного контракта № 0173100005119000027 от 09.12.2019 года.

Изучив указанные документы, исследовав материалы дела, Верховный Суд Республики Крым пришел к выводу, что нашли подтверждение понесенные Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу расходы на хранение и перевозку алкогольной продукции (медовуху) в ассортименте в количестве 9312 штук, объемом 3072,96, весом 5587,2кг соответственно в сумме 4757,78 рублей и 71627,90 рублей, которые согласно указанным выше положениям ст.24.7 КоАП РФ подлежат взысканию с ООО «Винзавод «Первомайский».

В силу изложенного, постановление Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 14.05.2021 года по делу № 5-1270/2021 подлежит изменению в части отказа представителю Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу в удовлетворении заявления о возмещении процессуальных издержек в порядке ст. 24.7 КоАП РФ.

Руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛ

Постановление Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 14.05.2021 года по делу № 5-1270/2021, вынесенное в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Винзавод «Первомайский» о привлечении к административной ответственности по ст. 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменить, изложив третий абзац его резолютивной части в следующей редакции: « Взыскать с Общества с ограниченной ответственности «Винзавод «Первомайский» в пользу Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу издержки по делу об административном правонарушении в размере 76385,68 рублей».

В остальной части постановление Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 14.05.2021 года по делу № 5-1270/2021 оставить без изменений.

Жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу удовлетворить.

Решение вступает в силу немедленно и может быть обжаловано согласно ст.30.12 КоАП РФ.

Судья подпись С.В. Яковлев

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>