Дело №12-609/2021
(номер дела в первой инстанции 5-711/2021, мировой судья Михалева И.С.)
Р Е Ш Е Н И Е
10 декабря 2021 года г.Ижевск
Судья Октябрьского районного суда г.Ижевска Карпова О.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы административного дела по жалобе нотариуса г.Ижевска ФИО1 на постановление по делу об административном правонарушении мирового судьи судебного участка №4 Октябрьского района г.Ижевска от04.10.2021 о привлечении к административной ответственности по ст.17.7 КоАП РФ
нотариуса г.Ижевска ФИО1, <дата> года рождения, уроженки Удмуртской АССР, зарегистрированной по адресу: <адрес>
Ранее в течение года не привлекавшейся к административной ответственности за совершение однородных правонарушений,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением мирового судьи судебного участка №4 Октябрьского района г.Ижевска от04.10.2021нотариус г.Ижевска ФИО1 привлечена к административной ответственности по ст.17.7 КоАП РФ(09.07.2021нотариус не выполнила законное требование прокурора, вытекающее из его полномочий, о предоставлении сведений о совершении исполнительных надписей от 14.04.2021 в отношении ФИО2, ФИО3 и др.). Назначено наказание в виде административного штрафа в размере 1000 руб.
ФИО1 подана жалоба, в которой она просит отменить вышеуказанное постановление. Основанием к отмене постановления указывает, что данные требования прокурора не могли быть выполнены в силу установленного федеральным законом порядка предоставления сведений из нотариального архива.
В судебном заседании ФИО1 поддержала доводы жалобы, пояснила, что порядок предоставления сведений о совершенных нотариальных действиях и документов регламентирован статьей 5 Основ законодательства РФ «О нотариате». Абзац 4 данной статьи предусматривает возможность предоставления сведений органам суда, прокуратуры, органов следствия в связи с находящимися в их производстве уголовными, гражданскими или административными делами, со ссылкой на номер дела.
Порядок предоставления сведений о совершенных нотариальных действиях и документов регламентирован статьей 5 Основ законодательства РФ «О нотариате». Абзац 4 данной статьи предусматривает возможность предоставления сведений органам суда, прокуратуры, органов следствия в связи с находящимися в их производстве уголовными, гражданскими или административными делами, со ссылкой на номер дела.
В обжалуемом постановлении мирового судьи подробно описаны полномочия органов прокуратуры, однако, при этом никак не оценены возражения нотариуса относительно невозможности представления документов нотариального архива, содержащиеся в письме нотариуса от 15.07.2021 (исходящий регистрационный номер 556) и порядка применения статьи 5 Основ нотариусом при вышеуказанных обстоятельствах.
Между тем, за предоставление сведений и информации в неустановленном порядке для нотариуса предусмотрена имущественная (статья 17 Основ), уголовная (статья 202 УК РФ) и дисциплинарная (п. 10.2.5 Кодекса профессиональной ответственности нотариусов) ответственность.
Контроль за исполнением нотариусом профессиональных обязанностей регламентирован статьей 34 Основ и возложен на нотариальные палаты субъекта РФ. Оценка законности совершения нотариальных действий отнесена к компетенции судебных органов (судебный контроль - статья 33 Основ). Контроль за соблюдением налогового законодательства осуществляют налоговые органы в порядке и в сроки, предусмотренные законодательством РФ (ФЗ № 58 от 29.06.2004).
Действующим законодательством органам прокуратуры предоставлено право проведения проверок соблюдения нотариусом требований ФЗ №115 от 07.08.2001 в установленном порядке и объёме. Необходимые для таких проверок Правила внутреннего контроля с программами, сведения об обязательной переподготовке и обучении в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, с приложением соответствующих свидетельств, по требованию прокуратуры всегда заявителем предъявлялись.
Конституционность норм Основ о нотариате, касающихся института профессиональной нотариальной тайны, порядка контроля за профессиональной нотариальной деятельностью подтверждена Конституционным Судом Российской Федерации.
Полагает, что вышеуказанное постановление мирового судьи судебного участка №4 Октябрьского района г.Ижевска от 04.10.2021 по делу №5-711/2021 принято в прямом противоречии с нормами действующего федерального закона - статьи 5 Основ о нотариате и подлежит отмене.В судебном заседании помощник прокурора Октябрьского района г.Ижевска Козельцев А.Н. выразил согласие с оспариваемым постановлением мирового судьи, с доводами жалобы не согласился.
Выслушав заявителя, прокурора, изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, будучи не связан доводами жалобы, представления и проверяя дело в полном объеме, прихожу к следующему.
Диспозиция ст.17.7 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.
Как установлено в ходе судебного заседания 09.07.2021 прокурор Октябрьского района г.Ижевска за исх.№ 107-2021 в адрес нотариуса г.Ижевска ФИО1 направил запрос следующего содержания.
В связи с рассмотрением информации руководителя УФССП России по УР, руководствуясь ст.ст.6,22,54 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», просил явиться в прокуратуру Октябрьского района г.Ижевска 15.07.2021 к 10.00 часам в кабинет № 8 для дачи объяснений по вопросу совершения исполнительной надписи от 14.04.2021 о взыскании с ФИО2 в пользу ФИО3 денежных средств в размере 11164303, 90 рублей.
К указанному сроку прокурором предложено представить заверенные надлежащим образом копии документов:
-документы о совершении исполнительных надписей от 14.04.2021 в отношении ФИО2, ФИО3,
-документы, подтверждающие направление сообщения в МРУ Росфинмониторинг по ПФО, о подозрительных операциях,
-документы, подтверждающие совершение действий по идентификации клиентов с Перечнем;
-документы, подтверждающие проверку указанных лиц по базам и сервисам,
-документы, подтверждающие передачу (перечисление) денежных средств;
-протокол фиксирования информации при совершении исполнительных надписей,
-контактные данные участников (в том числе сотовые телефоны), -сведения о проведенных по данному факту проверках нотариальной палатой УР, принятые по итогам проверки меры.
Согласно ответа нотариуса от 15.07.2021 (регистрационный № 556)указано, что все истребуемые прокурором в письме сведения имеют статус профессиональной тайны и,соответственно, не могут быть представлены.
Профессиональная тайна является одним из основных принципов нотариата, обеспечивая принцип законности и независимости, в данных принципах отражаются публично-правовые начала нотариальной деятельности.В связи с этим законодателем контроль за деятельностью нотариусов установлен судебный (статья 33 Основ о нотариате).
Полномочиями нотариуса она наделена в установленном порядке, все нотариальные действия, в том числе вышеуказанная исполнительная надпись от 14.04.2021, оформленная в соответствии с положениями главы XVI Основ о взыскании в пользу ФИО3 с должника ФИО2, совершаются в соответствии с требованиями Основ, Регламента и Правилами нотариального делопроизводства.
10.07.2021 в нотариальную контору поступило письмо от ФИО2, в котором в ее адрес направлено исковое заявление об отмене исполнительной надписи.
В рамках судебного следствия по обращению ФИО2 как указывает нотариус, будет установлена правильность и законность действий нотариуса и только по судебному запросу она представит все документы относительно данного нотариального действия, в предоставлении документов прокурору отказано.
Суд при рассмотрении данной жалобы пришел к выводу, что законность и обоснованность направления запроса оценена мировым судьей, с выводами мирового судьи в этой части суд соглашается.
Следует отметить, что само по себе несогласие с запросом лицом, которому запрос адресован, не является основанием для неисполнения запроса. Поведение нотариуса умышленно, что видно из содержания ответа на запрос.
В ходе рассмотрения дела установлено, чтоУправлением ФССП России по УР 29.04.2021 в прокуратуру Удмуртской Республики направлена информация о возможном выявлении схемы «обналичивания» денежных средств с использованием исполнительной надписи нотариуса. Прокуратурой Удмуртской Республики 03.06.2021 направлено поручение в прокуратуру Октябрьского района г.Ижевска о проведении проверки указанной информации.
Кроме того, в прокуратуру Октябрьского района г. Ижевска 21.06.2021 поступило поручение прокуратуры Удмуртской Республики по вопросу противодействия использованию услуг нотариусов в схемах легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем. Согласно сведениям прокуратуры Удмуртской Республики в рамках взаимодействия с Росфинмониторингом Генеральной прокуратурой Российской Федерации получены материалы об использовании нотариусами полномочий вопреки задачам своей деятельности. Прокуратуре района поручено организовать проверку и принять меры прокурорского реагирования при наличии оснований.
Согласно ст.1 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Закон) Закон направлен на защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.
Закон регулирует отношения нотариусов и других лиц исключительно в специальной сфере в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, финансированием терроризма и финансированием распространения оружия массового уничтожения (ст.2 Закона). В связи с этим по отношению к «Основам законодательства Российской Федерации о нотариате», утвержденного Верховным Советом РФ 11.02.1993 N 4462-1, (которыми в целом регулируется деятельность нотариусов) данный Закон является специальным.
В соответствии со статьей 7.1 Закона требования в отношении идентификации клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, бенефициарных владельцев, установления иной информации о клиенте, применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, организации внутреннего контроля,фиксирования, хранения информации, приема на обслуживание и обслуживания публичных должностных лиц, установленные подпунктами 1, 1.1, 2, 6 пункта 1, пунктами 2 и 4 статьи 7, подпунктами 1, 3, 5 пункта 1, пунктами 3 и 4 статьи 7.3, пунктом 5 статьи 7.5 Закона, распространяются в том числе на нотариусов в случаях, если они готовят или осуществляют от имени или по поручению своего клиента операции с денежными средствами или иным имуществом.
При наличии у нотариуса любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции, указанные в пункте 1 ст.7.1 Закона, осуществляются или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, они обязаны уведомить об этом уполномоченный орган.
Нотариус вправе передать такую информацию как самостоятельно, так и через нотариальную палату при наличии у этих палат соглашения о взаимодействии с уполномоченным органом.
Федеральной нотариальной палатой 24.08.2009 утверждены Рекомендации по организации исполнения нотариусами требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - Рекомендации).
В соответствии с пунктами 4, 6, 7 Рекомендаций нотариусы являются специальным субъектом правоотношений, регулируемых законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, на которых распространяются положения статей 7 и 7.1 Закона.
Нотариус должен, согласно установленным правилам нотариального делопроизводства, собирать и документально фиксировать всю необходимую информацию по существу удостоверенных им крупных сделок и совершенных иных нотариальных действий в отношении особо крупных денежных сумм, выявляя при этом признаки необычных сделок с учетом деятельности обратившегося к нотариусу лица и обеспечивая конфиденциальность полученной информации, предпринимать иные внутренние организационные меры, направленные на предотвращение легализации (отмывание) доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма.
Порядок представления нотариусами в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации об операциях с денежными средствами или иным имуществом определен Положением о порядке передачи информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу адвокатами, нотариусами и лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических и бухгалтерских услуг, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02. 2005 № 82.
Пунктом 2, 3 Положения закреплено, что нотариусы, при наличии у них любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции, указанные в пункте 1 статьи 7.1 Закона № 115-ФЗ, осуществляются илимогут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, уведомляют об этом Федеральную службу по финансовому мониторингу.
Информация, указанная в пунктах 2 и 2(1) Положения, представляется в Федеральную службу по финансовому мониторингу в течение 3 рабочих дней, следующих за днем выявления соответствующей операции (сделки). Информация представляется в электронной форме нотариусом через личный кабинет, определенный в соответствии с Законом, либо на оптическом или цифровом носителе информации.
Согласно ст.14 Закона надзор за его исполнением осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры. Таким образом, проведение проверок законности совершения нотариальных действий в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, финансированием терроризма и финансированием распространения оружия массового уничтожения относится к полномочиям органов прокуратуры.
В связи с этим 09.07.2021 прокуратурой района направлен запрос нотариусу ФИО1 о предоставлении документов о совершении исполнительных надписей от 14.04.2021 в отношении ФИО2, ФИО3 и др. Также вызвано уполномоченное лицо в прокуратуру Октябрьского района г.Ижевска для дачи объяснений.
Запрос оформлен письмом от 09.07.2021 № 107-2021 и направлен: 09.07.2021 по электронной почте на адрес: ts-notari@mail.ru (получен и зарегистрирован 12.07.2021).
В соответствии с п.2 ст.1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет, в частности, надзор за исполнением законов органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.
В соответствии с п.1 ст.22 Закона о прокуратуре прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе требовать от руководителей и других должностных лиц поднадзорных органов и организаций представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений.
В силу ст.6 Закона о прокуратуре требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 указанного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
Статистическая и иная информация, справки, документы и их копии, необходимые при осуществлении возложенных на органы прокуратуры функций, представляются по требованию прокурора безвозмездно.
Неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, а также уклонение от явки по его вызову влечет за собой установленную законом ответственность.
Согласно ст.54 Закона о прокуратуре содержащееся в ст.6, п.1 ст.22 Закона о прокуратуре наименование прокурор включает в себя старших помощников и помощников прокуроров района.
Таким образом, в силу вышеуказанных требований законодательства нотариус ФИО1 обязана была представить в прокуратуру района документы и информацию, указанные в запросе от 09.07.2021 № 107-2021.
Вместе с тем, требование, изложенное в указанном запросе, нотариусом ФИО1 не исполнено. В прокуратуру района направлен ответ от 15.07.2021 №556 о том, что указанные документы предоставлены не будут. Пояснения по вопросу совершения исполнительной надписи от 14.04.2021 о взыскании с ФИО2 в пользу ФИО3 денежных средств в размере 11 164 303, 90 рублей не даны.
Таким образом, нотариусом ФИО1 законное требование прокурора, изложенное в запросе от 09.07.2021 № 107-2021, о предоставлении сведений и документов не было исполнено надлежащим образом.
Данные обстоятельства свидетельствуют о противодействии правоохранительным органам в осуществлении прокурорского надзора за исполнением Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», поскольку прямо препятствует исполнению прокуратурой возложенных задач в сфере осуществления защиты прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения. Подобное положение дел является недопустимым.
Фактически непредставление документов исключает возможность проведения проверки и, соответственно, оценки соблюдения закона при исполнении сделки ее участниками.
По мнению суда, совершенное нотариусом ФИО1 деяние правильно квалифицировано мировым судьей по ст.17.7 КоАП РФ. Наказание назначено с учетом общественной опасности совершенного правонарушения, характера совершенного административного правонарушения, обстоятельств, при которых оно было совершено, в пределах санкции статьи в виде административного штрафа в минимальном размере.
Оснований для признания совершенного административного правонарушения, предусмотренного ст.17.7 КоАП РФ, малозначительным не имелось.
Существенная угроза общественным отношениям в данном случае заключается в том, что нотариус ФИО1 посягает на институты государственной власти и, пренебрегая требованиями прокурора, препятствует осуществлению им возложенных государством полномочий по осуществлению прокурорского надзора за исполнением законов.
Невыполнение требований прокурора образует объективную сторону соответствующего административного правоотношения, предусмотренного ст.17.7 КоАП РФ, состав которого является формальным и признается оконченным независимо от наступления последствий и их тяжести.
Срок привлечения нотариуса ФИО1 к административной ответственности, установленный ч.3 ст.4.5 КоАП РФ, не истек (административное правонарушение влечет применение наказания в виде дисквалификации, срок привлечения к административной ответственности один год), обстоятельств, указанных в ст.24.5 КоАП РФ, при рассмотрении дела не установлено.
Оспариваемое постановление мирового судьи отмене либо изменению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6,30.7 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
Постановление мирового судьи судебного участка №4 Октябрьского района г.Ижевска от 04.10.2021 о привлечении к административной ответственности по ст.17.7 КоАП РФ нотариуса г.Ижевска ФИО1 оставить без изменения, жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Судья О.П.Карпова