РЕШЕНИЕ (вступило в законную силу) ПО ЖАЛОБЕ НА ПОСТАНОВЛЕНИЕ
ПО ДЕЛУ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ
06 августа 2014 года
Судья Черновского районного суда г.Читы Петров А.В.
при секретаре Шабалиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Чита, в помещении суда,
жалобу Государственной службы занятости населения Забайкальского края (далее – Служба занятости) на постановление мирового судьи судебного участка № Черновского района г.Читы от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.19.7 КоАП РФ, вынесенное в отношении директора Общества с ограниченной ответственностью «Восточный» ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ, уроженки <адрес>, зарегистрированной по адресу: <адрес>, фактически проживающей по адресу: <адрес>,
установил:
Постановлением мирового судьи судебного участка № Черновского района г. Читы от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.7 КоАП РФ (непредставление сведений (информации), возбужденное в отношении директора ООО «Восточный» ФИО1, прекращено в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением мирового судьи, представителем Государственной службы занятости населения Забайкальского края ФИО2 подана жалоба на указанное постановление.
В своей жалобе представитель службы занятости выражает свое несогласие с вынесенным мировым судьей постановлением, ссылаясь на следующее.
Обязанность по предоставлению сведений работодателями установлена пунктом 3 статьи 25 Закона о занятости населения. Согласно данной норме, работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости: сведения о применении в отношении данного работодателя процедур о несостоятельности (банкротстве); информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей). При этом данная норма для ее реализации не предусматривает обязательного наступления юридически значимого события (наличия вакантных рабочих мест у работодателя), то есть обязанность работодателя предоставлять указанные пунктом 3 ст. 25 Закона о занятости населения сведения наступает как в случае наличия свободных рабочих мест, так и при отсутствии таковых, а также работодатели, численность работников которых составляет более 35 человек, представляют в центры занятости населения информацию о выполнении квоты для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов.
Кроме того, судом неправильно применено Постановление Президиума ВАС РФ от 27 сентября 2011 года № 4908/11, поскольку Постановлением правительства Забайкальского края от 13 ноября 2012 года № 492 утвержден Порядок предоставления работодателями сведений и информации в органы службы занятости населения. Согласно приложению № 1 к Порядку, при заполнении формы «Сведения о применении в отношении работодателя процедур о несостоятельности (банкротстве), информация, необходимая для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов, информация о наличии вакантных рабочих мест (должностей) по состоянию на ________ 20__ года», в случае отсутствия вакантных рабочих мест (должностей) в соответствующей графе проставляется цифра «0».
Таким образом, региональным законодательством Забайкальского края ежемесячное предоставление сведений о вакансиях предусмотрено как при их наличии, так и при отсутствии.
В судебном заседании представитель Службы занятости ФИО2, действующая на основании доверенности, пояснила суду аналогичное вышеизложенному, просила отменить постановление мирового судьи судебного участка № Черновского района г.Читы от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.19.7 КоАП РФ, вынесенное в отношении директора ООО «Восточный» ФИО1, дело возвратить мировому судье на новое рассмотрение.
Кроме того, ФИО2 дополнила также, что Служба занятости составила протокол об административном правонарушении по ст.19.7 КоАП РФ в отношении директора ООО «Восточный» ФИО1 за непредставление в январе, феврале, марте 2014 года, сведений о вакансиях. Пояснила, что информация о периодах (месяцах), за которые не представлены сведения в протоколе об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ не указана, поскольку при проведении проверки рассматривался трехмесячный период (так как давность привлечения к административной ответственности по ст.19.7 КоАП РФ составляет 3 месяца), предшествующий самой проверке, а поскольку проверка проводилась в апреле 2014 года, соответственно исследовались три первых месяца 2014 года: январь, февраль и март.
Директор ООО «Восточный» ФИО1 в судебном заседании полагала оспариваемое постановление мирового судьи обоснованным, просила оставить его без изменения, суду пояснила, что, поскольку свободных вакансий на первый квартал в ее организации не было, соответственно никаких сведений в Службу занятости предоставлять не требовалось.
Заслушав представителя службы занятости, директора ООО «Восточный» ФИО1, исследовав оспариваемое постановление мирового судьи, а также представленные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), муниципальный контроль, сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), муниципальный контроль, таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
Объектом правонарушения в данном случае является право государственных органов на информацию, представление которой в соответствующий государственный орган обязательно. Субъектами правонарушения могут быть граждане, должностные лица, юридические лица. Объективную сторону правонарушения характеризуют как действия, так и бездействие гражданина, должностного лица или юридического лица, обязанных представить определенную информацию в государственный орган, но не представивших ее или представивших неполную, искаженную информацию.
В соответствии п.1 ст.1 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее по тексту - Закон о занятости) занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход.
В силу п.1 ст.7.1-1 Закона о занятости к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения, в частности, относится осуществление надзора и контроля за:
- приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов;
- регистрацией инвалидов в качестве безработных;
- обеспечением государственных гарантий в области содействия занятости населения.
Кроме того, к полномочиям указанных органов отнесены регистрация граждан в целях содействия в поиске подходящей работы, а также регистрация безработных граждан; оказание в соответствии с законодательством о занятости населения следующих государственных услуг: содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников; информирование о положении на рынке труда в субъекте Российской Федерации; организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест; организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования и пр.
Согласно п.3 ст.25 Закона о занятости работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости:
- сведения о применении в отношении данного работодателя процедур о несостоятельности (банкротстве), а также информацию, необходимую для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов;
- информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов.
В соответствии с п.п. 3 п. 2 статьи 15 Закона о занятости населения одним из направлений деятельности Службы занятости является содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников. В связи с этим сведения о наличии вакантных мест (должностей), иные сведения, предоставление которых предусмотрено законом, необходимы для осуществления органом его законной деятельности.
Во исполнение положений федерального законодательства о занятости населения Постановление Правительства Забайкальского края от 13.11.2012 N 492 утверждён порядок представления работодателями сведений и информации в органы службы занятости населения.
В силу приложения 1 к указанному Порядку при заполнении формы «Сведения о применении в отношении работодателя процедур о несостоятельности (банкротстве), информация, необходимая для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов, информация о наличии вакантных рабочих мест (должностей) по состоянию на 20_ года», в случае отсутствия вакантных рабочих мест (должностей) в соответствующей графе проставляется цифра «0».
Таким образом, региональным законодательством Забайкальского края ежемесячное предоставление сведений о вакансиях предусмотрено как при их наличии, так и при отсутствии.
Следовательно, Государственная служба занятости населения Забайкальского края является уполномоченным органом для затребования информации о наличии вакантных рабочих мест (должностей).
Постановление Правительства Забайкальского края от 13.11.2012 N 492 «О порядке представления работодателями сведений и информации в органы службы занятости населения» на предмет несоответствия федеральном у законодательству не оспорено и является обязательным к исполнению на территории всего Забайкальского края.
Таким образом, при отсутствии в отчетном периоде вакантных рабочих мест работодатель должен также уведомить орган государственной службы занятости населения, что будет способствовать анализу ситуации на рынке труда. В случае непредставления таких сведений у органа службы занятости населения отсутствует возможность проконтролировать, имелись ли у работодателя вакансии в отчетном периоде.
Следовательно, бездействие директора ООО «Восточный» ФИО1, не предоставившей необходимую информацию в Государственную службу занятости населения Забайкальского края, обязанность которой возложена на указанное лицо законом, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст.19.7 КоАП РФ.
Как указано выше, согласно п.3 ст.25 Закона о занятости работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости сведения о применении в отношении данного работодателя процедур о несостоятельности (банкротстве), а также информацию, необходимую для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов; информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов.
П.2 Порядка представления работодателями сведений и информации в органы службы занятости населения, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 13 ноября 2012 года № 492, уточнен момент представления необходимых сведений и информации в центры занятости населения – не позднее 2-го числа месяца, следующего за отчетным.
В соответствии с п.14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности. Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.
Таким образом, с учетом положений п.2 Порядка представления работодателями сведений и информации в органы службы занятости населения, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 13 ноября 2012 года № 492, п.14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5, при непредставление необходимых сведений за январь 2014 года, обязанность предоставления которых возложена законом в срок до ДД.ММ.ГГГГ включительно, трехмесячный срок привлечения к административной ответственности (согласно ст.4.5 КоАП РФ) истекает ДД.ММ.ГГГГ; при непредставление необходимых сведений за февраль 2014 года, обязанность предоставления которых возложена законом в срок до ДД.ММ.ГГГГ включительно, трехмесячный срок привлечения к административной ответственности истекает ДД.ММ.ГГГГ; при непредставление необходимых сведений за март 2014 года, обязанность предоставления которых возложена законом в срок до ДД.ММ.ГГГГ включительно, трехмесячный срок привлечения к административной ответственности истекает ДД.ММ.ГГГГ.
Административным же органом (Службой занятости), исходя из имеющихся материалов дела и пояснений представителя ФИО2, трехмесячный срок давности привлечения ФИО1 к административной ответственности по ст.19.7 КоАП РФ исчислялся ошибочно с момента окончания первого квартала 2014 года – с 01.04.2014г., в то время как с учетом вышеизложенного непредоставление необходимых сведений в Службу занятости за январь, февраль, март 2014 года является тремя самостоятельными нарушениями, срок давности привлечения к ответственности виновного лица по каждому из которых должен исчисляться по окончании соответствующего отчетного месяца.
Данный вопрос, исходя из оспариваемого постановления по делу об административном правонарушении, мировым судьей не рассматривался.
Кроме того, мировой судья при вынесении постановления по делу ошибочно сослался на правовую позицию, изложенную в Постановлении Президиума Арбитражного суда Российской Федерации от 27 сентября 2011 года № 4908/11, поскольку в данном постановлении говорится о Положении о предоставлении работодателями информации о наличии вакантных рабочих мест в органы государственной службы занятости населения <адрес>. При этом мировым судьей никак не учтено Постановление Правительства Забайкальского края от 13 ноября 2012 года № 492 «Об утверждении порядка представления работодателями сведений и информации в органы службы занятости населения».
Вышеуказанным обстоятельствам мировым судьей не дана оценка, в связи с чем вынесенное им ДД.ММ.ГГГГ постановление подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.
Исходя из положений ст. 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В силу ст. 30. 7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений:
об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело;
- об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Поскольку в постановлении мировым судьей не рассмотрен вопрос о сроках привлечения к административной ответственности директора ООО «Восточный» ФИО1, а также не применена норма права, подлежащая применению, допущенные нарушения привели к неполному рассмотрению мировым судьей всех обстоятельств дела и, как следствие, к немотивированному прекращению производства по делу.
Указанные обстоятельства в их совокупности являются основанием для отмены постановления мирового судьи и направлении дела на новое рассмотрение.
Вместе с тем суд принимает во внимание следующие обстоятельства.
В силу ст. 4.5 КоАП РФ срок привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.19.7 КоАП РФ, составляет три месяца. Следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности ФИО1 по ст.19.7 КоАП РФ на день рассмотрения жалобы истек.
При таких обстоятельствах административное дело подлежит прекращению на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ – за истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
Принимая во внимание все изложенное выше, руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, суд
р е ш и л:
постановление мирового судьи судебного участка № Черновского района г.Читы от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.19.7 КоАП РФ, вынесенное в отношении директора Общества с ограниченной ответственностью «Восточный» ФИО1, отменить, производство по делу прекратить на основании п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ - в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
Судья: А.В. Петров