Материал №12-60/2017
РЕШЕНИЕ
05.07.2017г.
Судья Угличского районного суда Ярославской области Долгощинова О.В., при секретаре Воловой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Зыкова Владимира Александровича и протест Ярославского межрайонного природоохранного прокурора на постановление главного специалиста отдела государственного экологического надзора комитета государственного экологического надзора Департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области от 25.05.2017г. о привлечении Зыкова В.А. к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст.8.39 КоАП РФ,
установил:
постановлением главного специалиста отдела государственного экологического надзора комитета государственного экологического надзора Департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области от 25.05.2017г. № II-072-05 Зыков В.А. привлечен к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст.8.39 КоАП РФ, подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 3000 руб. В постановлении указано, что правонарушение выражается в том, что Зыков В.А. не принял надлежащих мер и нарушил установленный режим охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемой природной территории регионального значения- ГПЗ <данные изъяты>, а именно- допустил выборочную рубку лесных насаждений на указанной территории без утвержденного Правительством Ярославской области постановления о выделении соответствующей зоны ограниченного хозяйственного использования, тем самым нарушил требования п.1,2 ст.58, п.1,2 ст.59 ФЗ «Об охране окружающей среды», п.1,2 ст.22, п.1,3,5 ст.24 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», п.3 ст.95 Земельного кодекса РФ, п.3.3-3.4 постановления Правительства Ярославской области от 27.09.2012г. №981-п «Об утверждении Порядка создания ООПТ регионального значения в Ярославской области», п.6 ст.103 Лесного кодекса РФ..
На указанное постановление Зыковым В.А. подана жалоба, также принесен протест Ярославским межрайонным природоохранным прокурором, в которых оспариваемое постановление заявитель и прокурор полагают незаконным, просят отменить, производство по делу прекратить по следующим основаниям.
В вину Зыкову вменено то, что рубка лесных насаждений осуществлялась в границах заказника в отсутствие утвержденного Правительством Ярославской области постановления о выделении зоны ограниченного хозяйственного использования. В обоснование указанного нарушения приведены положения п.п. 1,2 ст.58, п. 2 ст. 59 Федерального закона «Об охране окружающей среды», п.п.1,2 ст. 22, п.2 ст. 2, п.п. 1,3,5 ст. 24 Федерального закона «Об особо охраняем природных территориях», п.3 ст. 95 Земельного кодекса РФ, а также п.п. 3.3-3.4 Порядка создания ООПТ регионального значения, утвержденного постановлением Правительства Ярославской области от 27.09.2012 №981-п.
В соответствии с ч.ч.1,5 ст. 30 Лесного кодекса РФ граждане вправе заготавливать древесину для целей отопления, возведен строений и иных собственных нужд; порядок и нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд устанавливаются закона субъектов Российской Федерации.
Согласно ч.3 ст. 77 Кодекса договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждане заключают в порядке, установленном органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Законом Ярославской области от 27.06.2007 №55-з «О некоторых вопросах регулирования лесных отношений» определено, что Ярославская областная Дума путем принятия законов Ярославской области устанавливает порядок и нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд, Правительство Ярославской области устанавливает порядок заключения договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд.
Ст.6 данного Закона установлено, что орган исполнительной власти Ярославской области, уполномоченный в сфере лесных отношений, непосредственно осуществляет переданные полномочия в сфере лесных отношений.
Ст. 9 Закона установлены нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд. В соответствии со ст. 10 Закона заготовка древесины для собственных нужд осуществляется гражданами в соответствии с установленным Порядком после заключения договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд. Приложением 1 к Закону утвержден Порядок заготовки древесины для собственных нужд.
В соответствии с Порядком заготовки граждан для собственных нужд (п.п.5,6), участки леса, на территории которых подлежат рубке лесные насаждения, лесные насаждения, предназначенные для заготовки, порядок и способ заготовки и иных связанных с этим мероприятий, определяют сотрудники лесничества до заключения договора-купли-продажи лесных насаждений.
Порядком заключения гражданами договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд на территории Ярославской области, утвержденным постановлением Правительства Ярославской области от 08.04.2014№299-п, определен исчерпывающий перечень документов, который должен представить заявитель для заключения договора-купли-продажи лесных насаждений и для заготовки лесных насаждений. Условие о необходимости представления заявителем утвержденного Правительством Ярославской области постановления о выделении зоны ограниченного хозяйственного использования в случае осуществления им заготовки лесных насаждений в границах особо охраняемой природной территории, отсутствует.
Уполномоченным органом исполнительной власти в сфере лесных отношений- Департаментом лесного хозяйства Ярославской области на основании представленных заявителем документов в установленном перечисленными нормативными правовыми актами порядке с Зыковым заключен договор купли-продажи лесных насаждений от 06.12.2016 г. № для отопления жилого дома, строительства жилого дома, которым установлено местоположение лесных насаждений, подлежащих заготовке: <адрес>, определены характеристика и объем лесных насаждений, подлежащих заготовке, условия, сроки и способ заготовки древесины, определена схема расположения лесных насаждений, к договору приложен акт приема-передачи лесных насаждений.
Таким образом, Зыковым в установленном законом порядке производилась заготовка предоставленных ему лесных насаждений.
В силу ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит ответственности только за те правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Таким образом, Зыков В.А. не является субъектом вменяемого ему правонарушения.
В соответствии с ч.3 ст. 103 Лесного кодекса Российской Федерации в лесах, расположенных на территориях национальных парков, природных парков и государственных природных заказников, запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, если иное не предусмотрено правовым режимом зон, установленных в границах этих особо охраняемых природных территорий.
Согласно ч.6 указанной статьи особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п.п.6,8 Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, утвержденных приказом МПР России от 16.07.2007 №181, в лесах, расположенных на территориях национальных парков, природных парков и государственных природных заказников, запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, если иное не предусмотрено правовым режимом функциональных зон, установленных в границах этих особо охраняемых природных территорий; в лесах, расположенных на территориях комплексных (ландшафтных), биологических (ботанических и зоологических), палеонтологических, гидрологических, геологических государственных природных заказников запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, если иное не предусмотрено положением о соответствующем государственном природном заказнике.
Таким образом, запрет на проведение выборочных рубок, в форме которой осуществлялась рубка в рассматриваемом случае, на территории государственных природных заказников, не установлен.
В соответствии с ч.2 ст. 58, ч.1 ст. 59 Федерального закона «Об охране окружающей среды» порядок создания и функционирования особо охраняемых природных территорий регулируется законодательством об особо охраняемых природных территориях; правовой режим охраны природных объектов устанавливается законодательством в области охраны окружающей среды, а также иным законодательством Российской Федерации.
Согласно ч.3 ст. 24 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» задачи и особенности режима особой охраны конкретного государственного природного заказника регионального значения определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принявшими решение о создании этого государственного природного заказника.
В соответствии с ч.5 указанной статьи Закона собственники, владельцы и пользователи земельных участков, которые расположены в границах государственных природных заказников, обязаны соблюдать установленный в государственных природных заказниках режим особой охраны и несут за его нарушение административную, уголовную и иную установленную законом ответственность.
Как указано в постановлении о назначении наказания, режим особой охраны государственного природного заказника <данные изъяты> не установлен, так как положение о заказнике до настоящего времени не утверждено. Таким образом, приведенные в постановлении положения законов «Об охране окружающей среды», «Об особо охраняемых природных территориях» имеют общий характер и при отсутствии утвержденного режима особой охраны государственного заказника не могут быть вменены в отношении конкретной деятельности, как нарушение режима заказника.
В суде заявитель Зыков В.А., его представитель- адвокат Лотков М.В., представитель Ярославской межрайонной природоохранной прокуратуры- Огриневич Е.М. доводы жалобы и протеста поддержали по изложенным в них основаниям, полагали оспариваемое постановление необоснованным и подлежащим отмене.
Представитель Департамента охраны окружающей среды и природопользования ЯО, а также лицо, вынесшее постановление- главный специалист отдела государственного экологического надзора комитета государственного экологического надзора Департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области Кабакова Н.Н. в суд не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены, возражений по жалобе Зыкова и протесту прокурора не представили. Суд рассматривает дело в отсутствие указанных лиц.
Заслушав заявителя Зыкова В.А., представителя заявителя- адвоката Лоткова М.В., прокурора Огриневича Е.М., исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.
Ст.8.39 КоАП РФ установлена административная ответственность граждан за нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных ООПТ либо в их охранных зонах.
В оспариваемом постановлении о привлечении к административной ответственности Зыкова В.А. по ст.8.39 КоАП РФ объективная сторона правонарушения описана следующим образом: Зыков В.А. допустил осуществление вырубки лесных насаждений на территории ГПЗ <данные изъяты> в отсутствие утвержденного Правительством Ярославской области постановления о выделении соответствующей зоны ограниченного хозяйственного использования. Зыков В.А. должен был и мог предвидеть последствия рубки лесных насаждений на территории ООПТ, границы данного ГПЗ обозначены на местности, на публичной кадастровой карте нанесены его границы. Зыков В.А. мог и должен был осознавать, что территория попадает в границы данного ГПЗ, режим охраны данной территории осуществляется с соблюдением требований законодательства и хозяйственная деятельность, противоречащая целям создания ООПТ или причиняющая вред природным комплексам и их компонентам, является противоправной. Зыков В.А. не принял надлежащих мер и нарушил установленный режим охраны и использования природных ресурсов на территории ГПЗ.
По мнению надзорного органа-Департамента охраны окружающей среды и природопользования ЯО, соответствующий режим для ГПЗ установлен п.2 ст.59 ФЗ «Об охране окружающей среды», п.2 ст.22 и п.1 ст. 24 ФЗ «Об ООПТ», п.3 ст.95 Земельного кодекса РФ.
Установлено, что при обследовании территории ГПЗ Ярославской области <данные изъяты> в границах указанной ООПТ Департаментом зафиксирован факт рубки лесных насаждений в лесном квартале <адрес>.
Рубка осуществлялась в соответствии с договором купли-продажи лесных насаждений от 06.12.2016№, заключенным Департаментом лесного хозяйства Ярославе области с гражданином Зыковым В.А.
В соответствии с ч.ч.1,5 ст. 30 Лесного кодекса РФ граждане вправе заготавливать древесину для целей отопления, возведен строений и иных собственных нужд; порядок и нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд устанавливаются закона субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч.ч.1,4 ст. 75 Кодекса по договору купли-продажи лесных насаждений осуществляется продажа лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной и муниципальной собственности; в договоре купли-продажи лесных насаждений указываются местоположение лесных насаждений (лесной квартал и (или) лесотаксационный выдел) и объем подлежащей заготовке древесины.
Согласно ч.3 ст. 77 Кодекса договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждане заключают в порядке, установленном органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Законом Ярославской области от 27.06.2007 №55-з «О некоторых вопросах регулирования лесных отношений» определено, что Ярославская областная Дума путем принятия законов Ярославской области устанавливает порядок и нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд, Правительство Ярославской области устанавливает порядок заключения договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд.
Ст.6 данного Закона установлено, что орган исполнительной власти Ярославской области, уполномоченный в сфере лесных отношений, непосредственно осуществляет переданные полномочия в сфере лесных отношений.
Ст. 9 Закона установлены нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд
В соответствии со ст. 10 Закона заготовка древесины для собственных нужд осуществляется гражданами в соответствии с установленным Порядком после заключения договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд. Приложением 1 к Закону утвержден Порядок заготовки древесины для собственных нужд.
В соответствии с Порядком заготовки граждан для собственных нужд (п.п.5,6), участки леса, на территории которых подлежат рубке лесные насаждения, лесные насаждения, предназначенные для заготовки, порядок и способ заготовки и иных связанных с этим мероприятий, определяют сотрудники лесничества до заключения договора-купли-продажи лесных насаждений.
Порядком заключения гражданами договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд на территории Ярославской области, утвержденным постановлением Правительства Ярославской области от 08.04.2014№299-п, определен исчерпывающий перечень документов, который должен представить заявитель для заключения договора-купли-продажи лесных насаждений и для заготовки лесных насаждений. Условие о необходимости представления заявителем утвержденного Правительством Ярославской области постановления о выделении зоны ограниченного хозяйственного использования в случае осуществления им заготовки лесных насаждений в границах особо охраняемой природной территории, отсутствует.
Уполномоченным органом исполнительной власти в сфере лесных отношений- Департаментом лесного хозяйства Ярославской области на основании представленных заявителем документов в установленном перечисленными нормативными правовыми актами порядке с Зыковым заключен договор купли-продажи лесных насаждений от 06.12.2016 г. № для отопления жилого дома, строительства жилого дома, которым установлено местоположение лесных насаждений, подлежащих заготовке: <адрес>, определены характеристика и объем лесных насаждений, подлежащих заготовке, условия, сроки и способ заготовки древесины, определена схема расположения лесных насаждений, к договору приложен акт приема-передачи лесных насаждений.
Таким образом, Зыковым В.А. в установленном законом порядке производилась заготовка предоставленных ему лесных насаждений.
В соответствии с ч.3 ст. 103 Лесного кодекса Российской Федерации в лесах, расположенных на территориях национальных парков, природных парков и государственных природных заказников, запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, если иное не предусмотрено правовым режимом зон, установленных в границах этих особо охраняемых природных территорий.
Согласно ч.6 указанной статьи особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п.п.6,8 Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, утвержденных приказом МПР России от 16.07.2007 №181, в лесах, расположенных на территориях национальных парков, природных парков и государственных природных заказников, запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, если иное не предусмотрено правовым режимом функциональных зон, установленных в границах этих особо охраняемых природных территорий; в лесах, расположенных на территориях комплексных (ландшафтных), биологических (ботанических и зоологических), палеонтологических, гидрологических, геологических государственных природных заказников запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, если иное не предусмотрено положением о соответствующем государственном природном заказнике.
С учетом изложенного, суд полагает обоснованными доводы жалобы и протеста о том, что запрет на проведение выборочных рубок, в форме которой осуществлялась рубка в рассматриваемом случае, на территории государственных природных заказников, не установлен.
В соответствии с ч.2 ст. 58, ч.1 ст. 59 Федерального закона «Об охране окружающей среды» порядок создания и функционирования особо охраняемых природных территорий регулируется законодательством об особо охраняемых природных территориях; правовой режим охраны природных объектов устанавливается законодательством в области охраны окружающей среды, а также иным законодательством Российской Федерации.
Согласно ч.3 ст. 24 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» задачи и особенности режима особой охраны конкретного государственного природного заказника регионального значения определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принявшими решение о создании этого государственного природного заказника.
В соответствии с ч.5 указанной статьи Закона собственники, владельцы и пользователи земельных участков, которые расположены в границах государственных природных заказников, обязаны соблюдать установленный в государственных природных заказниках режим особой охраны и несут за его нарушение административную, уголовную и иную установленную законом ответственность.
Как указано в самом оспариваемом постановлении, режим особой охраны государственного природного заказника <данные изъяты> не установлен, так как положение о заказнике до настоящего времени не утверждено.
Таким образом, приведенные в постановлении положения законов «Об охране окружающей среды», «Об особо охраняемых природных территориях» имеют общий характер и при отсутствии утвержденного режима особой охраны государственного заказника не могут быть вменены в отношении конкретной деятельности, как нарушение режима заказника. Отнесение к Зыкову В.А., как к лицу, инициирующему выделение зон ограниченного хозяйственного использования, процитированных в постановлении положений п.3.4 Порядка создания ООПТ о том, что для разработки проекта постановления Правительства области об изменении границ, зонирования ООПТ, выделения зон ограниченного хозяйственного использования и т.д. федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти области, орган местного самоуправления МО области, физическое или юридическое лицо, инициирующее изменение границ зонирования ООПТ, выделение зон ограниченного хозяйственного использования и т.д. обеспечивает подготовку соответствующих материалов и направляет их в Департамент, суд полагает ошибочными. Зыков В.А. в рассматриваемом случае не может быть отнесен к лицам, инициирующим выделение зон ограниченного хозяйственного использования. Таковым может являться Департамент лесного хозяйства, полномочный заключать соответствующие договора с гражданами.
Как уже отмечалось выше, порядок согласования заготовки древесины в границах заказника отсутствует, в отношении ГПЗ <данные изъяты> особенности правового режима особой охраны не разработаны. С учетом изложенного, оспариваемое постановление подлежит отмене за отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного и руководствуясь п.3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
постановление главного специалиста отдела государственного экологического надзора комитета государственного экологического надзора Департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области от 25.05.2017г. о привлечении Зыкова В.А. к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст.8.39 КоАП РФ отменить, производство по делу прекратить.
Решение суда может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Угличский районный суд в течение 10 дней со дня вручения.
Судья: О.В.Долгощинова