ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-60/17 от 09.03.2017 Санкт-Петербургского городского суда (Город Санкт-Петербург)

Дело № 7-400/17

(в районном суде дело № 12-60/17) Судья Морозова А.Н.

Р Е Ш Е Н И Е

Судья Санкт-Петербургского городского суда Широкова Е.А., при секретаре Оленике П.А., рассмотрев 09 марта 2017 года в открытом судебном заседании в помещении суда жалобу на решение судьи Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 06 февраля 2017 года в отношении

Общества с ограниченной ответственностью «ПетроЭкоСервис», ИНН 7814424121, ОГРН 1089848044164, дата регистрации 13.11.2008 года, юридический адрес: 197342, Санкт-Петербург, ул.Кантемировская, д.4, лит.А, пом.6;

УСТАНОВИЛ:

Постановлением государственного инспектора Российской Федерации Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу № 16-146/2016 от 09 декабря 2016 года ООО «ПетроЭкоСевис» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.4 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 60 000 рублей.

Вина ООО «ПетроЭкоСевис» установлена в невыполнении требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы, финансировании или реализации проектов, программ и иной документации, подлежащих государственной экологической экспертизе и не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы, а именно:

В адрес Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу (далее - Департамент) с письмом Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности от 12.08.2016 исх. № 02-2489/16-0-0 поступила информация о приеме и размещении ООО «ПетроЭкоСервис» строительных отходов 5 класса опасности на территории земельного участка по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, Колтушская волость, Фермерское хозяйство «Красная горка».

Пунктом 7.2 ст.11 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (вступил в силу 01.07.2015) предусмотрено, что проектная документация объектов, используемых для размещения и (или) обезвреживания отходов I - V классов опасности, в том числе проектная документация на строительство, реконструкцию объектов, используемых для обезвреживания и (или) размещения отходов I - V классов опасности, а также проекты вывода из эксплуатации указанных объектов, проекты рекультивации земель, нарушенных при размещении отходов I - V классов опасности, и земель, используемых, но не предназначенных для размещения отходов I - V классов опасности, являются объектом государственной экологической экспертизы федерального уровня.

По имеющейся в Департаменте информации ООО «ПетроЭкоСервис» осуществляет работы по приему строительных отходов на вышеуказанном земельном участке в отсутствие положительного заключения государственной экологической экспертизы.

ООО «ПетроЭкоСервис» использует земельный участок, расположенный по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, Колтушская волость, фермерское хозяйство «Красная горка», на основании договора аренды земельного участка, заключенного с собственниками территории <...> А.В., <...> К.В.

В соответствии с ч.ч.1, 2 ст.13 Земельного Кодекса РФ от 25.10.2001 г. № 136-ФЗ, охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.

В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по:

1) воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения;

2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия;

3) защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.

В силу ст.42 Земельного Кодекса РФ от 25.10.2001 г. № 136-ФЗ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.

Согласно санитарно-эпидемиологического заключения № 47.04.02.000.М.000030.05.12 от 03.05.2012 рассматриваемая территория представляет собой отработанное месторождение песков «Красная горка-3», находится в 3 км к северу от поселка Колтуши Всеволожского района Ленинградской области на землях фермерского хозяйства «Красная горка» и относится к категории земель «земли сельскохозяйственного назначения».

Согласно пункту 5 Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденных совместным приказом Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации и Комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству от 22.12.1995 № 525/67 рекультивации подлежат земли, в том числе нарушенные:

- при разработке месторождений полезных ископаемых открытым или подземным способом.

В настоящее время ООО «ПетроЭкоСевис» проводит работы по рекультивации отработанного месторождения по добыче песчаного грунта «Красная горка-3» в соответствии с разработанным проектом рекультивации территории отработанного карьера (письмо ООО «ПетроЭкоСервис» от 20.09.2016 исх. 47).

Так, в III квартале 2016 года Общество приняло от ООО «СТРОЙКОМПЛЕКТ» на использование на объект рекультивации отходы грунта 5 класса опасности в количестве - 19200 тонн (справка сдачи-приемки строительных отходов за III квартал 2016 года).

Как следует из проекта рекультивации отработанного месторождения по добыче песчаного грунта «Красная Горка - 3» общая площадь участка рекультивации составляет 19,28 га. Проведение рекультивации предусматривается проводить в два этапа технический и биологический этап.

На техническом этапе рекультивации предусматривается проведение работ по планировке, формированию откосов, снятию и нанесению плодородного слоя почвы, устройство гидротехнических и мелиоративных сооружений, захоронение токсичных вскрышных пород, а также проведение других работ, создающих необходимые условия для дальнейшего использования рекультивированных земель по целевому назначению или для проведения мероприятий по восстановлению плодородия почв (биологический этап).

Статьей 34 Федерального закона от 10.07.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлены общие требования в области охраны окружающей среды при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов. Так, согласно пункту 1 указанной статьи размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Пунктом 6 Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, установлено, что условия приведения нарушенных земель в состояние, пригодное для последующего использования, а также порядок снятия, хранения и дальнейшего применения плодородного слоя почвы, устанавливаются органами, предоставляющими земельные участки в пользование и дающими разрешение на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова, на основе проектов рекультивации, получивших положительное заключение государственной экологической экспертизы.

ООО «ПетроЭкоСервис» осуществляет работы по технической рекультивации земельного участка путем засыпки отработанного карьера отходами грунта 5 класса опасности до спроектированных высотных отметок.

Проектной документацией по рекультивации земельного участка не предусматривается дальнейшее извлечение размещенных на объекте отходов.

В соответствии с Основными положениями под рекультивацией понимается комплекс работ, направленных на восстановление продуктивности и народнохозяйственной ценности нарушенных земель, а также на улучшение условий окружающей среды.

Пунктом 4 Основных положений предусмотрено, что рекультивация осуществляется последовательно в два этапа: технический и биологический. Технический этап рекультивации предусматривает, в том числе планировку и захоронение токсичных вскрышных пород.

В соответствии со ст. I Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под размещением отходов понимается хранение и захоронение отходов.

Таким образом, в соответствии с пунктом 7.2 ст.11 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» проектная документация на проекты рекультивации земель используемых, но не предназначенных для размещения отходов I - V классов опасности, является объектом государственной экологической экспертизы федерального уровня.

В соответствии со статьей 33 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды. Порядок проведения экологической экспертизы устанавливается федеральным законом об экологической экспертизе.

Осуществление ООО «ПетроЭкоСервис» хозяйственной деятельности по рекультивации отработанного карьера без положительного заключения государственной экологической экспертизы является нарушением названных выше норм федеральных законов, следовательно, получение такого заключения обязательно и после начала хозяйственной деятельности.

Кроме того, непредставление документации на экологическую экспертизу является в силу статьи 30 названного выше Федерального закона № 174-ФЗ нарушением законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе.

Место совершения административного правонарушения - Ленинградская область, Всеволожский район, Колтушская волость, Фермерское хозяйство «Красная горка».

Дата совершения административного правонарушения - 25.11.2016.

Нарушены: п. 7.2 ст. 11 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», п.6 Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденных совместным приказом Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации и Комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству от 22.12.1995 № 525/67, ст. 13, 42 Земельного кодекса РФ от 25.10.2001 -No 136-ФЗ, ст. 33, 34 Федерального закона от 10.07.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Решением судьи Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 06 февраля 2017 года вышеуказанное постановление оставлено без изменения, жалоба генерального директора ООО «ПетроЭкоСервис» Павлова С.А. - без удовлетворения.

Законный представитель ООО «ПетроЭкоСервис» Павлов С.А. обратился в Санкт-Петербургский городской суд с жалобой об отмене принятых решений и прекращении производства по делу за отсутствием состава административного правонарушения. В обоснование жалобы указано, что обжалуемыми постановлением и решением установлено, что осуществляемая Обществом деятельность относится к размещению отходов. Вместе с тем, при рассмотрении данного вопроса не учтено то обстоятельство, что пунктом 3.31 ГОСТ 30772-2001 (Введен в действие Постановлением Госстандарта РФ от 28 декабря 2001 г. № 607-ст Межгосударственный стандарт Ресурсосбережение, обращение с отходами термины и определения) установлено, что под складированием отходов понимается деятельность, связанная с упорядоченным размещением отходов в помещениях, сооружениях, на отведенных для этого участках территории в целях контролируемого хранения в течение определенного интервала времени. Материалами дела подтверждается, что Общество осуществляет деятельность по проведению работ по рекультивации отработанного карьера, для производства указанных работ используются материалы, полученные от третьих лиц, при этом не подразумевается возможность возврата полученных материалов, то есть отчуждение используемых материалов носит не временный, а постоянный характер. Таким образом, деятельность, осуществляемая Обществом, в полной мере подходит под определение, данное законодательством в том смысле, который определяет отношения связанные с использованием отходов (п.5.37. ГОСТ использование отходов: Деятельность, связанная с утилизацией отходов, в том числе и отходов, появляющихся на последней стадии жизненного цикла любого объекта, направленная на производство вторичной товарной продукции, выполнение работ (услуг) или получение энергии с учетом материало- и энергосбережения, требований экологии и безопасности.), а не с их складированием (размещением). Более того, имеющиеся в деле документы подтверждают квалификацию деятельности Общества как деятельность по утилизации, а не по размещению грунтов, образующихся в ходе деятельности третьих лиц. Также в жалобе указано, что в обжалуемом решении имеется ссылка на отсутствующие в деле документы, такие как Акт проверки Общества и выводы экспертных заключений, подтверждающие наличие в действиях Общества признаков состава инкриминируемого правонарушения, а к материалам, используемым ООО «ПетроЭкоСервис» в процессе проведения работ по рекультивации, не применимо понятие отходов производства.

Законный представитель ООО «ПетроЭкоСервис» Павлов С.А. в Санкт-Петербургский городской суд не явился, согласно пояснениям защитника юридического лица Карташова М.Е. о месте и времени рассмотрения жалобы уведомлен.

Защитник ООО «ПетроЭкоСервис» Караташов М.Е. в ходе рассмотрения жалобы изложенные в ней доводы поддержал, дополнив, что Общество на занимаемом участке проводит работы по рекультивации отработанного месторождения по добыче песчаного грунта, для чего принимает грунты, относящиеся к 5 классу опасности. Однако данные грунты не относятся к отходам, а являются побочным продуктом согласно п.3.16 ГОСТ 30772-201. Понятие рекультивации содержится в Приказе Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ № 525/67 от 22.12.1995 г. В соответствии с данным приказом проекты рекультивации подлежат государственной экологической экспертизе, однако данный Приказ находится в противоречии с Федеральным законом № 174-ФЗ от 23.11.1995 г. «Об экологической экспертизе» (в редакции от 01.07.2015 г.), в соответствии с которым деятельность по рекультивации экологической экспертизе не подлежит. Кроме того, ООО «ПетроЭкоСервис» не размещает отходы, а использует грунты, заполняя полости, образовавшиеся в результате добычи песка. Размещение же представляет собой хранение, то есть действие, носящее временный характер, и захоронение, которое производится в целях недопущения негативного воздействия на окружающую среду.

Исследовав материалы дела, выслушав пояснения государственного инспектора Департамента по надзору в сфере природопользования <...> К.Д., считаю жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

В ходе рассмотрения жалобы генерального директора ООО «ПетроЭкоСервис» Павлова С.А. на постановление судьей Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга на основании требований ст.30.6 КоАП РФ были проверены законность и обоснованность вынесенного постановления государственного инспектора Российской Федерации по Северо-Западному федеральному округу, главного специалиста-эксперта отдела надзора за земельными ресурсами и недропользованием № 16-146/2016 от 09 декабря 2016 года, исследованы доводы изложенные в жалобе, в том числе аналогичные содержащимся в настоящей жалобе, которым дана надлежащая правовая оценка.

В соответствии с ч.1 ст.8.4 КоАП РФ административным правонарушением признается невыполнение требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы, финансирование или реализация проектов, программ и иной документации, подлежащих государственной экологической экспертизе и не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Согласно ст. ст. 1, 3 Федерального закона "Об экологической экспертизе" экологическая экспертиза - установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.

В соответствии п. 7.2 ст.11 Федерального закона "Об экологической экспертизе" объектом государственной экологической экспертизы федерального уровня является проектная документация объектов, используемых для размещения и (или) обезвреживания отходов I - V классов опасности, в том числе проектная документация на строительство, реконструкцию объектов, используемых для обезвреживания и (или) размещения отходов I - V классов опасности, а также проекты вывода из эксплуатации указанных объектов, проекты рекультивации земель, нарушенных при размещении отходов I - V классов опасности, и земель, используемых, но не предназначенных для размещения отходов I - V классов опасности;

Как пояснил в ходе рассмотрения настоящей жалобы государственный инспектор Департамента по надзору в сфере природопользования <...> К.Д. объективная сторона вмененного ООО «ПетроЭкоСервис» правонарушения заключается в том, что Общество не получило заключение государственной экологической экспертизы о соответствии проектной документации по рекультивации территории отработанного месторождения по добыче песчаного грунта экологическим требованиям.

Данное заключение юридическое лицо должно было получить в соответствии с требованиями Приказа Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ № 525/67 от 22.12.1995 г., а также Федерального закона от 23.11.1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (в редакции от 01.07.2015 г.), поскольку объект используется для размещения отходов V класса опасности.

Вмененные ООО «ПетроЭкоСервис» обстоятельства правонарушения нашли подтверждение в ходе производства по настоящему делу.

Так, представленными по делу доказательствами установлено и не оспаривается юридическим лицом, что последнее проводит работы по рекультивации отработанного месторождения по добыче песчаного грунта в соответствии с разработанным проектом рекультивации, в ходе которой Общество заполняет полости различного происхождения рекультивационными материалами. При этом, как следует из доводов жалобы и проекта рекультивации помещение в полость карьера полученных материалов (грунтов) осуществляется в целях заполнения образовавшейся полости, т.е. их отчуждение носит постоянный характер.

С этой целью, согласно справке сдачи-приема строительных отходов на 3 квартал 2016 г. ООО «ПетроЭкоСервис» приняло от образователя отходов ООО «Стройкомплект» 19200 т строительных отходов 5 класса опасности – грунта, образовавшегося при проведении землеройных работ (л.д.51 т.1).

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 28.12.2016) "Об отходах производства и потребления"

отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом;

обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов;

размещение отходов - хранение и захоронение отходов;

хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения;

захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.

Ст.4.1 вышеуказанного закона отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности:

I класс - чрезвычайно опасные отходы;

II класс - высокоопасные отходы;

III класс - умеренно опасные отходы;

IV класс - малоопасные отходы;

V класс - практически неопасные отходы.

Таким образом, ООО «ПетроЭкоСервис» осуществляет складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях захоронения (хранение), что свидетельствует об использовании объекта - земельного участка, расположенного по адресу: Ленинградская область Всеволожский район Колтушская волость фермерское хозяйство «Красная горка» для размещения отходов 5 класса опасности.

При таких обстоятельствах, при вынесении постановления по настоящему делу сделан обоснованный вывод о распространении на ООО «ПетроЭкоСервис» требований п.7.2 ст.11 Федерального закона от 23.11.1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» в части необходимости получения заключения государственной экологической экспертизы о соответствии проектной документации по рекультивации территории отработанного месторождения по добыче песчаного грунта экологическим требованиям, каковые Обществом выполнены не были.

Действия ООО «ПетроЭкоСервис» правильно квалифицированы по ч.1 ст.8.4 КоАП РФ, а наказание назначено в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, с учетом характера и степени общественной опасности совершенного административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Решение судьи Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 06 февраля 2017 по жалобе генерального директора ООО «ПетроЭкоСервис» Павлова С.А. на постановление государственного инспектора Российской Федерации Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу от 09 декабря 2016 года в отношении ООО «ПетроЭкоСервис» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.4 КоАП РФ, - оставить без изменения, жалобу законного представителя ООО «ПетроЭкоСервис» Павлова С.А. – без удовлетворения.

Судья Е.А. Широкова