Дело №12-60/2018
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
Судья Заволжского районного суда города Ульяновска О.В. Миллер
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу начальника планово-экономического отдела АО «Комета» ФИО1 на постановление № 260 от 13.12.2017 заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области ФИО16 по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1 (паспортные данные: серия №, выдан Отделом внутренних дел Железнодорожного района гор. Ульяновска, дата выдачи – ДД.ММ.ГГГГ, дата рождения ДД.ММ.ГГГГ, место рождения <данные изъяты>, место регистрации <адрес>, адрес места работы: 432010, <...>) по ст.9.15 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л :
Постановлением № 260 от 13.12.2017 заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области ФИО17 начальник планово-экономического отдела АО «Комета» ФИО1 привлечена к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей на основании ст.9.15 КоАП РФ.
Не согласившись с данным постановлением, начальник планово-экономического отдела АО «Комета» ФИО1 обратилась с жалобой в Заволжский районный суд г. Ульяновска, в которой просит постановление отменить в связи с отсутствием состава административного правонарушения. В жалобе указала, что при раскрытии информации она руководствуется в качестве основополагающего документа Постановлением Правительства РФ от 21.01.2004г. № 24 «Об утверждении стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии». В связи с созданием индивидуального интернет-проекта АО «Комета» (договор № И-01\01.17 с ИП ФИО6) 18.07.2017г. была перенесена информация со старого в новый интернет-проект (распечатка версии переноса на 2-х листах прилагается). При переносе название документа о тарифах на тех. присоединение было озаглавлено не правильно: «Стандартные ставки, ставки за единицу максимальной мощности АО «Комета» на 2016 год (2), но сам файл содержит информацию о приказе регулирующего органа на 2017 год. 21.11 17г. Название файла исправлено на «Стандартизированные ставки, ставки за единицу максимальной мощности АО «Комета» на 2017 год»; при переносе название документа о тарифах на тех. присоединение было озаглавлено не правильно: «Стандартные ставки, ставки за единицу максимальной мощности АО «Комета» на 2016 год (2), но сам файл содержит информацию о приказе регулирующего органа на 2017 год. 21.11 17г. Название файла исправлено на «Стандартизированные ставки, ставки за единицу максимальной мощности АО «Комета» на 2017 год»; по пункту 3 определения. Информация о наличии объема свободной для технологического присоединения потребителей трансформаторной мощности по подстанциям и распределительным пунктам с дифференциацией по всем уровням напряжения находится на сайте zavodkometa.ru. и Информация о том, что АО «Комета» не имеет центров питания 35 кВ и выше тоже размещена; В соответствии с пунктом 11 (4) Стандартов информация, указанная в подпункте «к» пункта 11 подлежит опубликованию на официальном сайте сетевой организации или на ином сайте в сети Интернет, определяемом Правительством РФ, в течение 5 рабочих дней со дня получения заявления от лица, намеревающегося осуществить перераспределение максимальной мощности принадлежащих ему энергопринимающих устройств в пользу иных лиц, а также направляется по письменному запросу заинтересованным лицам в течение 7 дней со дня получения такого запроса. АО «Комета» никаких заявлений от лиц, намеревающихся осуществить перераспределение максимальной мощности принадлежащих им энергопринимающих устройств в пользу иных лиц не получало. По пункту 7 определения. Согласно п. 11(м) Стандарта, подлежит размещению информация об объеме и стоимости электрической энергии (мощности) за расчетный период, приобретенной по каждому договору купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) в целях компенсации потерь электрической энергии, заключенному с производителем электрической энергии (мощности) на квалифицированных генерирующих объектах, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии, объемы которой подтверждены сертификатом, выданном советом рынка, с указанием наименования такого производителя. У АО «Комета» нет договора купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) в целях компенсации потерь электрической энергии, заключенного с производителем электрической энергии (мощности) на квалифицированных генерирующих объектах, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии, объемы которой подтверждены сертификатом, выданным советом рынка. У АО «Комета» договор поставки электрической энергии в целях компенсации потерь заключен с гарантирующим поставщиком — ОАО энергетики и электрификации Ульяновской области «Ульяновскэнерго», который не является производителем электрической энергии (мощности) на квалифицированных генерирующих объектах, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии, объемы которой подтверждены сертификатом, выданным советом рынка. По пункту 8 определения. Опрос потребителей не производился. Информация об этом находится на сайте zavodkometa.ru. По пункту 9 определения. Телефон офиса сетевой организации указан в контактах. Также во вкладки «показатели надежности и качества» - «О качестве обслуживания потребителей услуг АО «Комета» за 2016 год» находится информация о заочном обслуживании потребителей посредством телефонной связи, в которой указан номер телефона по вопросам энергоснабжения.
В судебном заседании должностное лицо, привлеченное к административной ответственности ФИО1 поддержала поданную жалобу по основаниям, изложенным в ней. Дополнительно пояснила, что она не является субъектом данного административного правонарушения.
Выслушав объяснения и доводы лица, привлеченного к административной ответственности, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
В соответствии с ч.3 ст.30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат:
1) наличие события административного правонарушения;
2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;
3) виновность лица в совершении административного правонарушения;
4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;
5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;
6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;
7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии со статьей 9.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом оптового рынка электрической энергии и мощности или розничного рынка электрической энергии установленных стандартами раскрытия информации порядка, способов или сроков опубликования информации в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти, в электронных средствах массовой информации, а также порядка, способов или сроков предоставления информации по письменному запросу заинтересованных лиц.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 № 24 (в ред. Постановления Правительства РФ от 29.12.2011) утверждены стандарты раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии (далее - Стандарты раскрытия информации).
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 № 24 «Об утверждении стандартов раскрытия информации субъектами оптового розничных рынков электрической энергии», Федеральная антимонопольная служба и ее территориальные органы в рамках своих полномочий осуществляют государственный контроль за соблюдением стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии.
Согласно п. 2 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 №442 (далее - Основные положения), субъекты розничных рынков - участники отношений по произ-юдству, передаче, купле-продаже и потреблению электрической энергии на розничных рынках, а также по оказанию услуг, неразрывно связанных с процессом снабжения электрической энергией потребителей.
В соответствии с пп. «е» п. 3 Основных положений субъектами розничного рынка являются, в том числе, сетевые организации.
В соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» территориальная сетевая организация - коммерческая организация, оказывающая услуги э передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, - с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.
Приказом Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области от 28.12.2016 № 06-558 для ОАО «Комета» установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на 2016 и 2017 год соответственно.
Как следует из материалов дела, Постановлением №260 от 13.12.2017 заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области ФИО18 начальник планово-экономического отдела ОАО «Комета» ФИО1 привлечена к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей на основании ст.9.15 КоАП РФ.
В судебном заседании установлено, что АО «Комета» является сетевой организацией.
Во исполнение поручения ФАС России от 25.09.2017 №ВК/66001/17 Ульяновское УФАС России провело осмотр сайта АО «Комета» (http://2avodkometa.ru/).
По результатам осмотра сайта, проведенного 02.11.2017, 03.11.2017, установлено несоблюдение обществом требований, предусмотренных Стандартами раскрытия информации.
По указанному факту 20.11.2017 в отношении должностного лица АО «Комета» возбуждено дело об административном правонарушении. 30.11.2017 составлен протокол об административном правонарушении № 343.
Актом осмотра от 03.11.2017 установлено отсутствие на сайте АО «Комета» по адресу http://zavodkometa.ru/ следующей подлежащей раскрытию информации, а именно:
1) Согласно подпункта «a(l)» пункта 11 Стандартов раскрытия информации подлежит раскрытию информация о расходах, связанных с осуществлением технологического присоединения, не включенных в плату за технологическое присоединение (и подлежащих учету (учтенных) в тарифах на услуги по передаче электрической энергии), с указанием источника официального опубликования решения регулирующего органа об установлении тарифов.
В соответствии с пунктом 11 (1) Стандартов информация, указанная в подпункте а (1) п. 11 настоящего документа, подлежит опубликованию на официальном сайте сетевой организации или на ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации, в течение 5 дней со дня поступления в сетевую организацию решения регулирующего органа об установлении тарифов в соответствии с нормативными правовыми актами в области государственного регулирования тарифов.
Установлено, что сведения предусмотренные данным пунктом на сайте http://zavodkometa.ru не раскрыты. Приложение № 4 к приказу Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области от 20.12.2016 № 06-538, которым данное условие раскрывается, на сайте сетевой организации не размещено.
2) Согласно абз. 17 подпункта (б) пункта 11 Стандартов раскрытия информации, с 01.10.2013 подлежит раскрытию информация о наличии объема свободной для технологического присоединения потребителей трансформаторной мощности по подстанциям и распределительным пунктам напряжением ниже 35 кВ с дифференциацией по всем уровням напряжения;
В соответствии с пунктом 12 Стандартов раскрытия информации, информация указанная в абз. 17 подпункта "б" настоящего документа, подлежит опубликованию на официальном сайте сетевой организации или на ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации, ежеквартально.
Установлено, что сведения предусмотренные данным пунктом за 2016 год, за 1-3 квартал 2017 года на сайте http://zavodkometa.ru не раскрыты. В файле «Затраты сетевой организации на покупку потерь (Приложение № 21 акта осмотра сайта http://zavodkometa.ru) данная информация в соответствии со Стандартами раскрытия информации не раскрыта поквартально.
3) Согласно подпункту «в (1)» пункта 11 Стандартов раскрытия информации подлежит раскрытию информация о величине резервируемой максимальной мощности, определяемой в соответствии с Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861, в разбивке по уровням напряжения.
В соответствии с пунктом 12 Стандартов информация, указанная в подпункте «в (1)» пункта 11 настоящего документа, подлежит опубликованию на официальном сайте сетевой организации или на ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации, ежеквартально.
Установлено, что сведения, предусмотренные данным подпунктом за 2016, 1-3 квартал 2017 года на сайте http://zavodkometa.ru не раскрыты. В файле «Затраты сетевой организации на покупку потерь (Приложение № 21 акта осмотра сайта http://zavodkometa.ru), данная информация в соответствии со Стандартами раскрытия информации, не раскрыта поквартально.
4) Согласно подпункту «e(l)» пункта 11 Стандарта раскрытия информации, подлежит раскрытию информация о возможности подачи заявки на осуществление технологического присоединения энргопринимающих устройств заявителей в п. 12(1), 13 и 14 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861, к электрическим сетям классом напряжения до ЮкВ включительно посредством официального сайта сетевой организации или иного официального сайта в сет Интернет, определяемого Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 11(5) Стандартов раскрытия информации, информация, указанная в подпункте "е(1)" пункта 11 настоящего документа, подлежит опубликованию на официальном сайте сетевой организации или на ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации.
Установлено, что сведения, предусмотренные данным подпунктом, на сайте http://zavodkometa.ru не опубликованы. В файле «Затраты сетевой организации на покупку потерь (Приложение № 21 акта осмотра сайта http://zavodkometa.ru), данная информация в отсутствует.
5) Согласно п. 11 (к) Стандартов раскрытия информации, подлежит размещению информация о лицах, намеревающихся перераспределить максимальную мощность принадлежащих им энергопринимающих устройств в пользу иных лиц.
В соответствии с пунктом 11 (4) Стандартов раскрытия информации, информация указанная в подпункте «к» пункта 11 настоящего документа, подлежит опубликованию на официальном сайте сетевой организации или на ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации, в течение 5 рабочих дней со дня получения заявления от лица, намеревающегося осуществить перераспределение максимальной мощности принадлежащих ему энергопринимающих устройств в пользу иных лиц, а также направляется по письменному запросу заинтересованным лицам в течение 7 дней со дня получения такого запроса.
Установлено, что сведения предусмотренные данным пунктом на сайте http://zavodkometa.ru/ не размещены.
6) Согласно п. 11(м) Стандарта раскрытия информации, подлежит размещению информация об объеме и стоимости электрической энергии (мощности) за расчетный период, приобретенной по каждому договору купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) в целях компенсации потерь электрической энергии, заключенному с производителем электрической энергии (мощности) на квалифицированных генерирующих объектах, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии, объемы которой подтверждены сертификатом, выданном советом рынка, с указанием наименования такого производителя.
В соответствии с пунктом 12 Стандартов раскрытия информации, информация, указанная в подпункте «м» пункта 11 настоящего документа, подлежит опубликованию на официальном сайте сетевой организации или на ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации, по мере обновления, но не реже 1 раза в месяц.
Установлено, что сведения, предусмотренные данным подпунктом, на сайте http://zavodkometa.ru/ не размещены.
7) Согласно подпункту «л» пункта 11 Стандартов раскрытия информации подлежит раскрытию информация о качестве обслуживания потребителей услуг сетевой организации - по форме, утверждаемой уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 11(6) Стандартов раскрытия информации, информация указанная в подпункте "л" пункта 11 настоящего документа, подлежит опубликованию на официальном сайте сетевой организации или на ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 апреля года, следующего за отчётным.
Форма раскрытия информации о качестве обслуживания потребителей услуг сетевой организации утверждена Приказом Минэнерго России от 15.04.2014 N 186 "О Единых стандартах качества обслуживания сетевыми организациями потребителей услуг сетевых организаций".
Согласно пункту 10 Единых стандартов качества обслуживания сетевыми организациями потребителей услуг сетевых организаций, утвержденных Приказом Минэнерго России от 15.04.2014 N 186, сетевая организация не реже одного раза в год обеспечивает проведение опросов потребителей с целью выявления мнения потребителей о качестве обслуживания. Ежегодные отчеты об итогах изучения мнения потребителей о качестве обслуживания публикуются на официальном сайте сетевой организации в сети Интернет не позднее 1 марта года, следующего за годом, в котором проводились соответствующие опросы.
Установлено, что опрос потребителей сетевой организацией не производился, информация на сайте http://zavodkometa.ru не размещена.
Согласно пункту 27 Единых стандартов качества обслуживания сетевыми организациями потребителей услуг сетевых организаций, утвержденных Приказом Минэнерго России от 15.04.2014 N 186, обслуживание потребителей по вопросам, указанным в подпунктах "д" и "е" пункта 24 настоящих Единых стандартов, осуществляется в режиме горячей линии (далее - горячая линия по вопросам электроснабжения) круглосуточно.
В соответствии с пунктом 32 данных Стандартов на главной странице официального сайта и в отдельном разделе (далее - личный кабинет потребителя) размещается номер горячей линии по вопросам электроснабжения, гиперссылка на информацию, предусмотренную абзацем одиннадцатым и двенадцатым пункта 33 настоящих Единых стандартов, а также ссылки-баннеры на информационные интерактивные сервисы сетевой организации.
Установлено, что сведения о номере горячей линии на сайте http://zavodkometa.ru не размещены.
Доводы ФИО1 о том, что информация, изложенная в протоколе об администртаивном правонарушении и постановлении по делу об административном правонарушении, не является достоверной, поскольку вся информация в соответствии с требованиями Стандартов раскрытия информации на сайте предприятия размещена, объективно не подтверждены материалами дела.
Доводы ФИО1 о том, что она не является субъектом данного административного правонарушения, также опровергаются материалами дела, а именно.
ФИО1 назначена на должность начальника планово-экономического отдела ОАО «Комета» 28.06.2013 (приказ от 28.06.2013 № 36-л/с).
Согласно п. 3.30 должностной инструкции начальника планово-экономического отдела (ДИФР 4-04-293-2013) ФИО1 осуществляет подготовку ежегодного отчета по разделу п. 6 № 20 Постановления Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 г. № 24 «Об утверждении стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии» не позднее 10 февраля, с опубликованием в средствах массовой информации.
Следовательно, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области правомерно пришел к выводу о совершении начальником планово-экономического отдела АО «Комета» ФИО1 административного правонарушения в 2016-2017 г.г., в г. Ульяновске, предусмотренного ст.9.15 КоАП РФ - неисполнение установленных Стандартами раскрытия информации порядка, способов или сроков опубликования информации в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти, в электронных средствах массовой информации, поскольку именно начальник планово-экономического отдела ФИО1 ненадлежащим образом исполнила возложенные на нее (служебные) обязанности по исполнению требований, предусмотренных Стандартами раскрытия информации.
В судебном заседании установлено, что предусмотренная законом обязанность была исполнена Обществом лишь после применения к нему мер государственно - правового принуждения, то есть после возбуждения дела об административном правонарушении (дело № 14536-К/04-2017 от 20.11.2017), что не освобождает должностное лицо от административной ответственности.
Неисполнение обязанности, установленной Стандартами раскрытия информации и Стандартами качества обслуживания потребителей услуг, означает не предоставление информации потребителям услуг. Основания для квалификации правонарушения в качестве малозначительного отсутствуют, поскольку правонарушение, совершенное должностным лицом АО «Комета» несет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям в сфере оказания услуг. Ущемляются права потребителей. Потребителям не представлена возможность (в т.ч. в экстренных случаях) связаться и решить проблему оказываемой услуги по горячей линии с сетевой организации (нарушение до настоящего времени не устранено).
Согласно п.п. 18, 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как. например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях.
Указанные, обстоятельства исключают применение в данном случае ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При назначении административного наказания были учтены характер совершенного административного правонарушения, степень вины должностного лица в совершении правонарушения, в связи с чем назначен минимальный размер административного штрафа, предусмотренного санкцией ст.9.15 КоАП РФ.
В соответствии с п.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения.
С учетом изложенного, полагаю постановление №260 от 17.12.2017 заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области ФИО19 по делу об административном правонарушении в отношении начальника планово-экономического отдела АО «Комета» ФИО1 по ст.9.15 КоАП РФ оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Принимая во внимание изложенное, и руководствуясь ст.ст.30.1-30.9 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л :
Постановление №260 от 17.12.2017 заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области ФИО20 по делу об административном правонарушении в отношении начальника планово-экономического отдела АО «Комета» ФИО1 по ст.9.15 КоАП РФ оставить без изменения, жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Заволжский районный суд города Ульяновска в течение 10 суток.
Судья - О.В. Миллер