ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-60/19 от 06.08.2019 Шатурского городского суда (Московская область)

Дело ___________________________________________________________________________

Р Е Ш Е Н И Е

<адрес> 06 августа 2019 год

Судья Шатурского городского суда Московской области Терентьев И.Н., с участием представителя заявителя Киселева А.А., при секретаре Баркаловой А.С., рассмотрев жалобу ГБУ МО «Мосавтодор» на постановление заместителя начальника Шатурского межрайонного территориального отдела Управления судебного обеспечения и по работе с территориями Комитета лесного хозяйства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, в отношении

Государственного бюджетного учреждения <адрес> «Мосаводор» (ГБУ МО «Мосавтодор»), , дата регистрации: ДД.ММ.ГГГГ, юридический адрес: <адрес><адрес>, привлеченного к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Выслушав представителя заявителя, допросив свидетеля, изучив материалы дела,

у с т а н о в и л :

ГБУ МО «Мосавтодор» нарушило правила пожарной безопасности в лесах при следующих обстоятельствах:

ДД.ММ.ГГГГ в 12:10 государственным лесным инспектором <адрес> при патрулировании участков лесного фонда по маршруту , утвержденному приказом ГКУ МО «Мособллес» от ДД.ММ.ГГГГ № П-226 «О внесении изменений в приказ ГКУ МО «Мособллес» от ДД.ММ.ГГГГ № П-2006 «Об утверждении маршрутов наземного патрулирования земель лесного фонда на территории <адрес> на 2018 год»» в период действия на территории <адрес> особого противопожарного режима, введенного Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ПГ «Об особом противопожарном режиме на территории <адрес>», на лесных участках в составе земель лесного фонда Туголесского участкового лесничества Шатурского лесничества, расположенных в выделах 5, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 18 квартала 61 (защитные леса, защитные полосы вдоль дорог), в 0,1 км западнее <адрес> г.о. <адрес>, в выделах 10, 11, 12, 18, 23, 24, 26 квартала 56, выделах 29, 30, 31, 32, 34 квартала 44, выделах 41, 42, 43, 44 квартала 67 (защитные леса, защитные полосы вдоль дорог), в 1,0 км северо-западнее <адрес> г.о. <адрес>, выявлен факт нарушения законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования, в частности, при эксплуатации автомобильной дороги "Кривандино-Черусти" в местах прилегания к вышеуказанным лесным участкам полос отвода данной автомобильной дороги на участке между 4 и 5 километрами по обе стороны движения и на участке между 15 и 20 километрами с левой стороны в нарушение п.25 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, ГБУ МО «Мосавтодор» не очистило и не освободило полосу отвода автомобильной дороги от заросшей древесно-кустарниковой растительности и от горючих материалов: бытового мусора, сучьев, валежной и сухой древесины.

Постановлением заместителя начальника Шатурского межрайонного территориального отдела Управления судебного обеспечения и по работе с территориями Комитета лесного хозяйства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ГБУ МО «Мосавтодор» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.8.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 400000 рублей.

Не согласившись с вышеуказанным постановлением, ГБУ МО «Мосавтодор» обратилось с жалобой в Шатурский городской суд, в которой просит отменить постановление должностного лица, производство по делу прекратить, мотивируя тем, что должностное лицо обязано было уведомить ГБУ МО «Мосавтодор» о проводимой проверке. Осмотр участка должен был проводиться в присутствии представителя ГБУ МО «Мосавтодор». При составлении протокола об административном правонарушении представитель ГБУ МО «Мосавтодор» ФИО2 не привлекался, права ему не разъяснялись. С учетом изложенного акт осмотра территории лесного участка является недопустимым доказательством. При вынесении постановления не было учтено, что ГБУ МО «Мосавтодор» является бюджетной организацией, работы в которой выполняются по заключенным контрактам, в объеме бюджетного финансирования.

В судебном заседании представитель ГБУ МО «Мосавтодор» Киселев А.А. поддержал доводы, изложенные в жалобе, пояснив также, что Комитет лесного хозяйства не имело полномочий на составление протокола об административном правонарушении, поскольку автомобильная дорога не входит в состав лесного фонда.

Свидетель ФИО4 – заместитель начальника Шатурского межрайонного территориального отдела Управления по работе с территориями Комитета лесного хозяйства <адрес> просила отказать в удовлетворении жалобы, поскольку дорога прилегает к лесному участку, и, следовательно, ГБУ МО «Мосавтодор» обязано соблюдать правила пожарной безопасности в лесах.

Выслушав представителя ГБУ МО «Мосавтодор», допросив свидетеля, изучив представленные материалы, суд пришел к выводу о частичном удовлетворении жалобы по следующим основаниям.

Вина ГБУ МО «Мосавтодор» подтверждена совокупностью собранных по делу должностным лицом и исследованных судом доказательств:

- протоколом об административном правонарушении, актом осмотра территории лесного участка, составленным государственным лесным инспектором <адрес> – старшим участковым лесничим Туголесского участкового лесничества Шатурского филиала ГКУ МО «Мособллес» ФИО5, актом осмотра территории лесного участка, фототаблицей, таксационными планами, на которых видно, что в выделах 5, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 18 квартала 61 (защитные леса, защитные полосы вдоль дорог), в 0,1 км западнее <адрес> г.о. <адрес>, в выделах 10, 11, 12, 18, 23, 24, 26 квартала 56, выделах 29, 30, 31, 32, 34 квартала 44, выделах 41, 42, 43, 44 квартала 67 (защитные леса, защитные полосы вдоль дорог), в 1,0 км северо-западнее <адрес> г.о. <адрес>, выявлен факт нарушения законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования, в частности, при эксплуатации автомобильной дороги "Кривандино-Черусти" в местах прилегания к вышеуказанным лесным участкам полос отвода данной автомобильной дороги на участке между 4 и 5 километрами по обе стороны движения и на участке между 15 и 20 километрами с левой стороны не очищены и не освобождены полосы отвода автомобильной дороги от заросшей древесно-кустарниковой растительности и от горючих материалов: бытового мусора, сучьев, валежной и сухой древесины.

В соответствии с пунктом 15 статьи 3 Федерального закона № 257-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», полоса отвода автомобильной дороги - земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса.

Согласно "Нормам отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса", утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, ширина полосы отвода данной автомобильной дороги составляет не менее 36 м.

В соответствии с частью 3 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила пожарной безопасности в лесах (далее - Правила ), которые являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.

Согласно пункту 25 Правил полосы отвода автомобильных дорог, проходящих через лесные массивы, должны содержаться очищенными от валежной и сухостойной древесины, сучьев, древесных и иных отходов, других горючих материалов.

В соответствии с пунктом 19 Правил пожарной безопасности в лесах срубленные деревья в случае оставления их на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона должны быть очищены от сучьев и плотно уложены на землю, заготовленная древесина, оставляемая на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона, должна быть собрана в штабеля или поленницы и отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра.

Согласно пункту 21 Правил места складирования заготовленной древесины и противопожарные разрывы вокруг них очищаются от горючих материалов и отделяются противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра, а в хвойных лесных насаждениях на сухих почвах - двумя такими полосами на расстоянии 5-10 метров одна от другой.

В силу п. 3 ч. 2 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", ГОСТ ДД.ММ.ГГГГ-91 "Пожарная безопасность. Общие требования", п. 2.1.1 ГОСТ 12,1.044-89 "Пожаровзрывоопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы их определения" к горючим (сгораемым) относятся вещества и материалы способные самовозгораться, возгораться при воздействии источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления. Таким образом, валежная и сухостойная древесина, сучья, древесно-кустарниковая растительность, древесные и иные горючие материалы, а также высохшая прошлогодняя травы являются горючим материалом, от которого полоса отвода автомобильной дороги должна быть освобождены в целях соблюдения пожарной безопасности в лесах.

На основании Постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ПГ «Об особом противопожарном режиме на территории <адрес>», на территории <адрес> действовал особый противопожарный режим.

С учетом изложенного действия юридического лица должностным лицом правильно квалифицированы по ч.3 ст.8.32 КоАП РФ, как нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима.

Доводы представителя заявителя, указанные в жалобе и в судебном заседании, не состоятельны, поскольку, как видно из протокола об административном правонарушении, при его составлении присутствовал представитель заявителя с доверенностью. Протокол составлен уполномоченным на то должностным лицом в соответствии с требованиями ч.1 ст. 23.24 КоАП РФ, а постановление вынесено на основании ч.2 указанной статьи.

Вместе с тем, суд считает возможным снизить размер штрафа, назначенного ГБУ МО «Мосавтодор», на основании ч. 3.2 ст.4.1 КоАП РФ поскольку вредных последствий от правонарушения, совершенного юридическим лицом, не наступило, при этом суд принимает во внимание довод заявителя о том, что ГБУ МО «Мосавтодор» является бюджетной организацией.

Руководствуясь п.2 ч.1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд

решил:

постановление заместителя начальника Шатурского межрайонного территориального отдела Управления судебного обеспечения и по работе с территориями Комитета лесного хозяйства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, Государственное бюджетное учреждение <адрес> «Мосаводор» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.8.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 400000 рублей, изменить, снизив назначенное наказание до 150000 (сто пятьдесят тысяч) рублей, жалобу – удовлетворить частично.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Московского областного суда в течение 10 суток со дня его вынесения.

Судья ФИО6