Судья Куделина И.А. № 21-132
№ 12-60/2020
67RS0002-01-2020-000151-63
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
3 июня 2020 г. г. Смоленск
Судья Смоленского областного суда Иванова О.А., при секретаре Трищенкове А.В., рассмотрев жалобу старшего государственного инспектора Смоленской области в области охраны окружающей среды ФИО1 на решение судьи Ленинского районного суда г. Смоленска от 3 марта 2020 г., которым постановлено:
«жалобу ГСК «Кловка-1» удовлетворить.
Постановление старшего государственного инспектора Смоленской области в области охраны окружающей среды ФИО1 <данные изъяты> от 30.12.2019 о привлечении ГСК «Кловка-1» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, отменить, производство по делу прекратить»,
установил:
Постановлением старшего государственного инспектора Смоленской области в области охраны окружающей среды ФИО1 от 30.12.2019 ГСК «Кловка-1» признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
Судьей Ленинского районного суда г. Смоленска 03.03.2020 постановлено вышеназванное решение, которое в жалобе просит отменить как незаконное и необоснованное старший государственный инспектор Смоленской области в области охраны окружающей среды ФИО1
Ознакомившись с жалобой, исследовав письменные материалы дела, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Названной нормой установлена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
Объективной стороной данного правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Состав данного административного правонарушения образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства.
Отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Исходя из требований ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 03.09.2010 № 681 утверждены «Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде» (далее по тексту – Правила).
Согласно п. 4 – 8.1 Правил Потребители ртутьсодержащих ламп (кроме физических лиц) осуществляют накопление отработанных ртутьсодержащих ламп. Накопление отработанных ртутьсодержащих ламп производится отдельно от других видов отходов.
Не допускается самостоятельное обезвреживание, использование, транспортирование и размещение отработанных ртутьсодержащих ламп потребителями отработанных ртутьсодержащих ламп, а также их накопление в местах, являющихся общим имуществом собственников помещений многоквартирного дома, за исключением размещения в местах первичного сбора и размещения и транспортирования до них.
Потребители ртутьсодержащих ламп (кроме физических лиц) для накопления поврежденных отработанных ртутьсодержащих ламп обязаны использовать тару.
Органы местного самоуправления организуют сбор и определяют место первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп (кроме потребителей ртутьсодержащих ламп, являющихся собственниками, нанимателями, пользователями помещений в многоквартирных домах и имеющих заключенный собственниками указанных помещений договор управления многоквартирными домами или договор оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в таких домах), а также их информирование.
У потребителей ртутьсодержащих ламп, являющихся собственниками, нанимателями, пользователями помещений в многоквартирных домах, сбор и размещение отработанных ртутьсодержащих ламп обеспечивают лица, осуществляющие управление многоквартирными домами на основании заключенного с собственниками помещений многоквартирных домов договора управления или договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в таких домах, в местах, являющихся общим имуществом собственников многоквартирных домов и содержащихся в соответствии с требованиями к содержанию общего имущества, предусмотренными Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491.
Сбор отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей отработанных ртутьсодержащих ламп осуществляют специализированные организации (п. 9 Правил).
Как следует из материалов дела и установлено судом, 02.12.2019 в Департамент Смоленской области по природным ресурсам и экологии поступило обращение жильцов многоквартирных домов по ул. Гарабурды и ул. Кловская г. Смоленска по факту сжигания мусора на территории ГСК «Кловка-1», ГСК «Кловка-2», ГСК «Кловка-3».
К протоколу об административном правонарушении от 16.12.2019 приобщены фотографии с изображением люминесцентных ламп в контейнере для сбора бытовых отходов, расположенном на территории ГСК «Кловка-1».
Между ГСК «Кловка-1» и АО «СпецАТХ» 01.12.2019 заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, на основании которого на территории ГСК «Кловка-1» размещено 4 контейнера с периодичностью вывоза – 1 раз в месяц.
Контейнеры установлены на территории ГСК для нужд собственников, без ограничения доступа к таковым.
Прекращая производство по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием в действиях ГСК «Кловка-1» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, суд исходил из того, что в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие об использовании в ходе хозяйственной деятельности ГСК «Кловка-1» ртутьсодержащих ламп, сборе и накоплении отработанных люминесцентных ламп <данные изъяты> в бункере, предназначенном для сбора твердых коммунальных отходов.
Кроме того, как установлено в судебном заседании, доступ к контейнерам для сбора твердых коммунальных отходов не ограничен, соответственно факт нахождения названных ламп в контейнере не свидетельствует о том, что именно ГСК «Кловка-1» нарушил Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных ламп.
Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.
Установление виновности предполагает доказывание вины лица и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия).
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При рассмотрении настоящего дела судьей районного суда не нарушены требования ст. 1.5 КоАП РФ, каких-либо данных, которые могли бы свидетельствовать о предвзятости судьи, в материалах дела не имеется, принцип презумпции невиновности судьей соблюден.
Несогласие заявителя с выводами суда, не свидетельствует о том, что судьей допущены существенные нарушения Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть его жалобу на решение суда.
Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу об административном правонарушении допущено не было, нормы материального права применены правильно.
Учитывая, что жалоба на решение судьи Ленинского районного суда г. Смоленска от 3 марта 2020 г., не содержит правовых и фактических обстоятельств, влекущих отмену принятого по делу судебного акта, основания для отмены указанного решения суда отсутствуют.
Руководствуясь ст. ст. 30.2 - 30.8 КоАП РФ,
решил:
решение судьи Ленинского районного суда г. Смоленска от 3 марта 2020 г. оставить без изменения, а жалобу старшего государственного инспектора Смоленской области в области охраны окружающей среды ФИО1 - без удовлетворения.
Судья О.А. Иванова