<данные изъяты>
дело № 12-60/2020
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
г. Надым, 4 марта 2020 года
Судья Надымского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа Горлова И.А., при секретаре Гришан А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе должностного лица ФИО1 на постановление начальника ОСП по г. Надыму и Надымскому району ФИО2 от 24.01.2020 года, которым должностное лицо
ФИО1 работающая в должности главного бухгалтера ОАО «Арктикнефтегазстрой», признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 17.14 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей,
УСТАНОВИЛ:
Согласно постановления по делу об административном правонарушении от 24.01.2020, вынесенного начальником отдела судебных приставов по г. Надыму и Надымскому району ФИО2, 11.03.2019 года судебным приставом-исполнителем ФИО3 возбуждено исполнительное производство № 21170/19/89008-ИП в отношении должника <данные изъяты> о взыскании задолженности перед ПАО Сбербанк России в лице Новоуренгойского отделения № 8369 в размере 136 607,6 рубля. 26.03.2019 года судебным приставом-исполнителем ФИО4 вынесено постановление об обращении взыскания на заработную плату должника в размере 50% и направлено в АО «Арктикнефтегазстрой». 28.03.2019 года постановление об обращении взыскания на заработную плату должника поступило в Общество. 22.01.2020 судебным приставом-исполнителем ФИО4 составлен акт проверки бухгалтерии *№ обезличен*, в котором указано нарушение п. 9 постановления об обращении взыскания на заработную плату <данные изъяты> в период с 28.03.2019 по 22.01.2020 информация об удержаниях и перечислении АО «Арктикнефтегазстрой» денежных средств должника <данные изъяты> в пользу взыскателя с указанием начислений заработной платы, иных выплат, из которых производится удержание долга, суммы перечисленных денежных средств и дат их перечисления с приложением платежных документов, подтверждающих перечисление, в ОСП по г. Надыму и Надымскому району не направлялось.
Начальником отдела судебных приставов по г. Надыму и Надымскому району ФИО2 главный бухгалтер АО «Арктикнефтегазстрой» ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 17.14 КоАП РФ, ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.
Не согласившись с постановлением, ФИО1 в лице защитника Гашимова А.М., действующего по доверенности, подала жалобу, в которой указала, что ввиду загруженности специалиста расчетного отдела действительно не направила в ОСП требуемую информацию, указала, что указанное обстоятельство не повлекло нарушения прав взыскателя, Обществом своевременно перечислялись удерживаемые у должника суммы, полагала нарушение малозначительным. Просила постановление отменить и ограничиться устным замечанием. Указала также, что за 4 квартал 2019 года ею была своевременно предоставлена запрашиваемая информация, что не нашло в постановлении своего отражения в качестве обстоятельства, смягчающего наказание.
Лицо, в отношении которого осуществляется производство по делу об административном правонарушении ФИО1 в судебное заседание не явилась, извещена своевременно, надлежащим образом, просила о рассмотрении дела с участием ее защитника Гашимова А.М., который в судебном заседании доводы жалобы поддержал, просил постановление отменить.
Судья, изучив доводы жалобы, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела об административном правонарушении, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Частью 3 статьи 17.14 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение лицом, не являющимся должником, законодательства об исполнительном производстве, выразившееся в невыполнении законных требований судебного пристава-исполнителя, отказе от получения конфискованного имущества, представлении недостоверных сведений об имущественном положении должника, утрате исполнительного документа, несвоевременном отправлении исполнительного документа, неисполнении требований исполнительного документа, в том числе полученного от взыскателя, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, приказом № 111-к от 10.04.2012 года ФИО1 переведена на должность главного бухгалтера АО «Арктикнефтегазстрой».
Согласно ее должностной инструкции № 155 от 01.11.2010 года, утв. генеральным директором Общества ФИО5 01.11.2010 года, главный бухгалтер обязан, в числе прочего, возглавлять работу по контролю за проведением хозяйственных операций, соблюдением обработки бухгалтерской информации и порядком документооборота (п. 3.3); осуществлять контроль за соблюдением порядка оформления первичных бухгалтерских документов, расчетов и платежных обязательств (п.6.1); руководить работниками бухгалтерии акционерного общества (п. 14).
Как следует из протокола № 17/20/89008-АП об административном правонарушении от 23.01.2020 года, 22.01.2020 года при проверке бухгалтерии АО «Арктикнефтегазстрой» (акт проверки бухгалтерии № 7 от 22.01.2020 года), выявлено нарушение п. 9 постановления об обращении взыскания на заработную плату <данные изъяты> информация об удержаниях и перечислении АО «Арктикнефтегазстрой» денежных средств должника <данные изъяты> в пользу ПАО Сбербанк России в лице Новоуренгойского отделения № 8369 с указанием сумм начислений заработной платы, иных выплат, из которых производится удержание долга, суммы перечисленных денежных средств и дат их перечисления с приложением платежных документов, подтверждающих перечисление, в ОСП по г. Надыму и Надымскому району не направлялось, за что предусмотрена ответственность, установленная ч. 3 ст. 17.14 КоАП РФ.
11.03.2019 года возбуждено исполнительное производство о взыскании задолженности переда ПАО Сбербанк в отношении должника ФИО6; 26.03.2019 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление об обращении взыскания на заработную плату должника <данные изъяты> в размере 50%, в пределах долга 146 170,13 рубля.
Пунктом 9 постановления лицо, производящее удержания, обязано предоставлять судебному приставу-исполнителю один раз в квартал до 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, информацию об удержании и перечислении денежных средств должника ФИО6 в пользу взыскателя с указанием суммы начисленной заработной платы, иных выплат, из которых производятся удержания долга, суммы перечисленных денежных средств и дат их перечисления с приложением платежных документов, подтверждающих перечисления.
Пунктом 10 установлено предупреждение руководителю, главному бухгалтеру, лицу, производящему удержания, что нарушение лицом, не являющимся должником, законодательства об исполнительном производстве, выразившихся в невыполнении законных требований судебного пристава-исполнителя, утрате исполнительного документа, в несвоевременном отправлении исполнительного документа, влечет административную ответственность предусмотренную частью 3 статьи 17.14 КоАП РФ.
При этом, согласно постановления, денежные средства предписано перечислять не взыскателю, а на лицевой счет ОСП, открытый в УФК по ЯНАО, что и было исполнено бухгалтерией Общества, и подтверждается прилагаемыми к жалобе копиями платежных поручений.
Согласно акта № 7 проверки бухгалтерии от 22 января 2020 года, в ходе проверки бухгалтерии АО «Арктикнефтегазстрой» выявлено, что в нарушение п. 9 постановления об обращении взыскания на заработную плату должника информация об удержаниях и перечислении АО «Арктикнефтегзастрой» денежных средств должника с указанием сумм начисленной заработной платы, иных выплат, из которых производится удержание долга, сумм перечисленных денежных средств с приложением платежных документов, подтверждающих перечисление в ОСП не направлялась.
В силу ст. ст. 5, 6 Федерального закона от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» принудительное исполнение судебных актов возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и ее территориальных органов.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона N 229-ФЗ задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
В силу п. 2 ч. 3 ст. 68 Закона, мерами принудительного исполнения являются обращение взыскания на периодические выплаты, получаемые должником в силу трудовых, гражданско-правовых или социальных правоотношений.
Статья 98 Закона об исполнительном производстве устанавливает порядок и условия обращения взыскания на заработную плату и иные доходы должника-гражданина. Судебный пристав-исполнитель обращает взыскание на заработную плату и иные доходы должника-гражданина в случае отсутствия или недостаточности у должника денежных средств и иного имущества для исполнения требований исполнительного документа в полном объеме (п. 3 ч. 1).
В силу ч. 3 ст. 98 Закона, лица, выплачивающие должнику заработную плату или иные периодические платежи, со дня получения исполнительного документа от взыскателя или копии исполнительного документа от судебного пристава-исполнителя обязаны удерживать денежные средства из заработной платы и иных доходов должника в соответствии с требованиями, содержащимися в исполнительном документе. Лица, выплачивающие должнику заработную плату или иные периодические платежи, в трехдневный срок со дня выплаты обязаны выплачивать или переводить удержанные денежные средства взыскателю. Перевод и перечисление денежных средств производятся за счет должника.
В силу ч. 4.1 ст. 98, лица, выплачивающие должнику заработную плату или иные периодические платежи, не позднее дня, следующего за днем наступления оснований, предусмотренных частью 4 настоящей статьи, возвращают: 1) взыскателю поступивший от него исполнительный документ с отметкой, указывающей основание окончания его исполнения и период, в течение которого исполнительный документ находился у этих лиц на исполнении, а также взысканную сумму, если имело место частичное исполнение; 2) судебному приставу-исполнителю поступившую от него копию исполнительного документа с отметкой, указывающей основание окончания его исполнения, а также взысканную сумму, если имело место частичное исполнение.
Положения статьи 98 закона «Об исполнительном производстве» не возлагают на работодателя должника обязанности по предоставлению ежеквартальных отчетов.
Согласно статьям 12, 13 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ «О судебных приставах» судебный пристав-исполнитель в процессе принудительного исполнения судебных актов обязан принимать меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов в процессе исполнения судебных актов и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
Законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Примерные формы процессуальных документов, применяемых должностными лицами Федеральной службы судебных приставов в процессе исполнительного производства» утверждены приказом ФССП России от 11.07.2012 года № 318, приложение 108 которого устанавливает процессуальную форму постановления об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника.
В соответствии с п. 4 указанной формы, удержанные суммы долга предписано перечислять взыскателю по реквизитам, приложенным к данному постановлению, не позднее чем в трехдневный срок со дня выплаты указанного вида доходов должнику.
Пунктом 8 указанной формы установлена обязанность лица, производящего удержания, представлять судебному приставу-исполнителю один раз в квартал до 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, информацию об удержании и перечислении организацией денежных средств должника в пользу взыскателя с указанием сумм начисленной заработной платы, иных выплат, из которых производится удержание долга, суммы перечисленных денежных средств и дат их перечисления с приложением платежных документов, подтверждающих перечисление. Информацию направлять в письменном виде в структурное подразделение территориального органа ФССП России.
Пунктом 9 той же формы установлено предупреждение руководителя, главного бухгалтера, лицо, производящее удержания (в случае их отсутствия - лиц, их заменяющих, исполняющих их обязанности либо наделенных необходимыми полномочиями), что нарушение лицом, не являющимся должником, законодательства об исполнительном производстве, выразившееся в невыполнении законных требований судебного пристава-исполнителя, утрате исполнительного документа, в несвоевременном отправлении исполнительного документа, влечет административную ответственность, предусмотренную частью 3 статьи 17.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, из приведенного нормативно-правового регулирования следует, что требования судебного пристава-исполнителя об установлении обязанности предоставления ежеквартальных отчетов является законным в случае перечисления лицом, производящим удержания из заработной платы должника, денежных средств в пользу взыскателя.
Как следует из постановления судебного пристава-исполнителя ФИО3 от 26.03.2019 года, денежные средства предписано перечислять на лицевой счет ОСП, открытый в УФК по ЯНАО. При этом, в силу п. 2 ч. 1 ст. 64 закона «Об исполнительном производстве», судебный пристав-исполнитель вправе запрашивать необходимые сведения, в том числе персональные данные, у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации.
При установленных обстоятельствах требование судебного пристава-исполнителя о предоставлении ежеквартальных отчетов не соответствует нормативному регулированию деятельности судебного пристава-исполнителя.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Как следует из материалов дела, ФИО1 не вменялась обязанность по предоставлению ОСП ежеквартальных отчетов.
В нарушение ст. 2.4, 26.1 КоАП РФ, должностными лицами ОСП по городу Надыма и Надымского района как при составлении протокола об административном правонарушении, так и при вынесении в отношении её обжалуемого постановления не установлено, в чём именно выразилось неисполнение либо ненадлежащее исполнение ею своих служебных обязанностей.
Отсутствие по делу факта неисполнения либо ненадлежащего исполнения своих служебных обязанностей со стороны привлекаемого к административной ответственности должностного лица свидетельствует об отсутствии вины данного должностного лица в совершении административного правонарушения, что, соответственно, свидетельствует об отсутствии в его действиях состава рассматриваемого административного правонарушения.
Отсутствие в действиях лица состава административного правонарушения в силу п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Рассматривая жалобу ФИО1 по существу, судья оставляет без внимания доводы о малозначительности деяния, поскольку установление данного обстоятельства не влияет на существо вывода об отсутствии в её действиях состава административного правонарушения.
При установленных обстоятельствах жалоба ФИО1 не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.1, 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья
Решил:
Постановление начальника отдела судебных приставов по г.Надыму и Надымскому району УФССП по ЯНАО ФИО2 от 24.01.2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 17.14 КоАП РФ, в отношении ФИО1 отменить, производство по делу прекратить за отсутствием в действиях должностного лица состава административного правонарушения.
Жалобу ФИО1 оставить без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение десяти суток со дня получения копии путем подачи жалобы через Надымский городской суд ЯНАО.
Судья:
Копия верна. Судья суда
Подлинник хранится в деле № 12-60/2020 в Надымском городском суде.