ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-60/20 от 19.10.2020 Алтайского районного суда (Республика Хакасия)

УИД 19RS0005-01-2020-000663-53

дело № 12-60/2020

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

с. Белый Яр 19 октября 2020 года

Судья Алтайского районного суда Республики Хакасия Белоногова Н.Г.,

при секретаре Стегней Ю.С.,

рассмотрев жалобу представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО2, на постановление о назначении административного наказания от 14 июля 2020 года №АВЗНТ-028-056-20, которым Общество с ограниченной ответственностью «Угольная компания «Разрез Майрыхский» (ОГРН <***>, ИНН <***>), юридический адрес: Республика Хакасия, Алтайский район, Аршановский сельсовет, территория Разреза Майрыхский, строение 1, привлечено к административной ответственности по ч. 3 ст. 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),

УСТАНОВИЛ:

Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Енисейского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее Енисейское межрегиональное управление Росприроднадзора), ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ №АВЗНТ-028-056-20 Общество с ограниченной ответственностью «Угольная компания «Разрез Майрыхский» (далее Общество), признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.21 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Не согласившись с названным постановлением представитель Общества ФИО2, действующим на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, обратился в Алтайский районный суд Республики Хакасия с жалобой, в которой просит постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ №АВЗНТ-028-056-20 отменить, производство по делу прекратить за отсутствием в действиях Общества состава административного правонарушения. В обоснование приводит доводы о том, установка по сушке угля Обществом не введена в эксплуатацию, на момент проведения проверки проводились пусконаладочные работы, в связи с чем, при отсутствии доказательств эксплуатации данной установки, у Общества отсутствовала обязанность по внесению сведений о ней в реестр ГОУ, а также обязанность по разработке и утверждению паспортов циклонов групповых типа ЦН-15-900*6УП, рукавных фильтров установки по сушке угля, программы проведения технического обслуживания, технического осмотра, проверки показателей работы ГОУ и планово-предупредительного ремонта, руководства (инструкция) по эксплуатации ГОУ. Обращает внимание, что в ходе проведения проверки на корпусах рукавных фильтров установок FGX-48А нанесены присвоенные им регистрационные номера в доступном для ознакомления месте, что, с учетом указания регистрационных номеров, присвоенных ГОУ на схеме расположения транспортируемых установок и отсутствия предусмотренных законом сроков нанесения регистрационных номеров в доступном для ознакомления месте, не является нарушением требований п. 16 Правил эксплуатации установок очистки газа, утвержденных приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ (далее Правила). Приводит доводы о том, что в процессе эксплуатации установок по сортировке сыпучих материалов FGX-48А не используется мокрый метод очистки, в паспортах рукавных тканевых фильтров FGX-48А (1 и 2) первой и второй линии не должны быть отражены: на структурных схемах установок очистки газа газоходы в нижних частях рукавных фильтров соединенные с газоходом основной магистрали после места выхода газовоздушной смеси из рукавного фильтра; показатели влажности газовоздушной смеси на входе в ГОУ и на выходе из ГОУ; перечень и объемы потребления топливно-энергетических ресурсов; объем и характеристика образующихся отходов, а представленные в ходе проведения проверки паспорта рукавных тканевых фильтров соответствуют требованиям п. 32 Правил. Обращает внимание, что документация, указанная в п. 33 Правил, ведется Обществом в электронном виде, что предусмотрено п. 34 Правил, в связи с чем считает, что Обществом нарушения п. 33 Правил допущено не было.

В дополнениях к жалобе представитель Общества ФИО2 указывает, что административным органом нарушен порядок привлечения к административной ответственности, выразившейся: в составлении протокола об административном правонарушении в отсутствие представителя Общества, при наличии ходатайства об отложении срока составления протокола; в неоднократном безосновательном отложении рассмотрения дела; в нарушении сроков рассмотрения дела об административном правонарушении. Обращает внимание, что в материалах дела об административном правонарушении, в нарушение положений п.п. «а» п. 2 ч. 2 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» отсутствует мотивированное представление должностного лица, а проверка фактов, изложенных в обращении граждан, не является основанием к проведению внеплановой проверки. В связи с изложенным считает, что составленный по результатам проведения внеплановой выездной проверки акт, не может являться доказательством вменяемых Обществу нарушений.

В судебном заседании представитель лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО2 доводы жалобы поддержал и просил ее удовлетворить. Дополнил, что установки по сортировке сыпучих материалов FGX-48А и комплекс сушки длиннопламенных углей являются самостоятельными объектами, не объединенными одной технологической цепочкой.

Представителем административного органа ФИО4, действующим на основании доверенности, представлены возражения на жалобу представителя Общества, из которых следует, что в ходе проведения внеплановой проверки достоверно установлен факт эксплуатации установки по сушке угля и установки сухого обогащения угля Обществом, в связи с чем считает, что Обществом допущены нарушения Правил эксплуатации установок очистки газа, утвержденных приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ, указанные как в акте проверки, так и в оспариваемом постановлении. Со ссылкой на журнал операторов участка переработки угля, журнал работ операторов сушки углей, журналы нарядов, протокол анализа от ДД.ММ.ГГГГ №РХ2г-ПВ, постановление о привлечении к административной ответственности Общества от ДД.ММ.ГГГГ делает вывод о том, что комплекс сушки длиннопламенных углей в период проведения внеплановой проверки эксплуатировался Обществом. Утверждает, что в нарушение п. 16 Правил, номера, присвоенные ГОУ, на корпусах установок FGX-48А в ходе проверки нанесены не были, в возражениях к акту указанный пункт Обществом оспорен не был. Считает, что установки по сортировке сыпучих материалов FGX-48А Обществом эксплуатировались ранее документального оформления их ввода в эксплуатацию, о чем, по мнению представителя административного органа, свидетельствуют книга нарядов по объемам работ по обогащению угля на установках FGX-48А, сведениями о комплексном использовании полезных ископаемых при обогащении и металлургическом переделе, вскрышных пород и отходов производства за 2019 год (форма 71-ТП), информацией, размещенной на сайте ООО «Коулстар». Приводит доводы о том, что представителем Общества неверно трактуются положения Правил, в связи с чем считает, что при проведении внеплановой проверки было установлено нарушение Обществом п.п. 13, 18, 32, 33 Правил.

Участвующая в судебном заседании помощник прокурора <адрес> Республики Хакасия Ковалева А.Н. просила постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Енисейского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ №АВЗНТ-028-056-20 отменить и производство по делу прекратить, поскольку административным органом не представлено доказательств нарушений, допущенных Обществом, указанных в оспариваемом постановлении.

Выслушав участвующих лиц, исследовав материалы дела, огласив жалобу, проверив соответствие выводов установленным по делу обстоятельствам, правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого акта, судья, приходит к следующему.

Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В статье 26.1 КоАП РФ определено, что к обстоятельствам, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении относятся: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения.

Согласно ч. 3 ст. 8.21 КоАП РФ нарушение правил эксплуатации, неиспользование сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению, либо использование неисправных указанных сооружений, оборудования или аппаратуры - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно п. 1 ст. 16.1. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее - Закон) эксплуатация установок очистки газа осуществляется в соответствии с правилами эксплуатации установок очистки газа, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с п. 1 ст. 30 Закона юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны соблюдать правила эксплуатации установок очистки газа и предназначенного для контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух оборудования.

Согласно п. 1 Правил эксплуатации установок очистки газа, утвержденных приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ, Правилами устанавливаются обязательные для соблюдения требования по охране атмосферного воздуха при эксплуатации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее - хозяйствующие субъекты) установок очистки газа (далее - газоочистная установка, ГОУ).

Согласно п. 15 Правил на производственных объектах или на их отдельных территориях должен вестись реестр ГОУ с присвоением каждой газоочистной установке регистрационного номера.

Пунктом 16 Правил предусмотрено, что регистрационный номер, присвоенный ГОУ, должен наноситься на корпус газоочистной установки в доступном для ознакомления месте и (или) указываться на схеме производственного объекта или его отдельных территорий. При наличии в газоочистной установке нескольких ступеней очистки (аппаратов) на каждой из них дополнительно должен наноситься номер ступени очистки и (или) указываться на схеме производственного объекта или его отдельных территорий.

В соответствии с п. 17 Правил в реестр ГОУ должно вноситься наименование и тип ГОУ, сведения о месте и дате установки ГОУ, о дате последнего капитального ремонта, последней модернизации, выводе из эксплуатации или ликвидации ГОУ.

Хозяйствующий субъект, эксплуатирующий ГОУ, согласно п. 18 Правил, должен разработать и утвердить паспорт ГОУ, программу проведения технического обслуживания, технического осмотра, проверки показателей работы ГОУ и планово-предупредительного ремонта, руководство (инструкцию) по эксплуатации ГОУ, а также определить должностное лицо, ответственное за эксплуатацию ГОУ и ведение паспорта ГОУ. Указанная в настоящем пункте документация должна храниться в течение всего срока эксплуатации ГОУ.

Согласно п. 32 Правил паспорт ГОУ должен содержать: регистрационный номер ГОУ в реестре ГОУ; информацию о ГОУ, в том числе наименование, тип и назначение, сведения об изготовителе ГОУ, о месте установки ГОУ и дате начала эксплуатации; наименование, организационно-правовую форму и адрес (место нахождения) юридического лица или фамилию, имя, отчество (при наличии), дату государственной регистрации индивидуального предпринимателя, осуществляющих эксплуатацию ГОУ; сведения о должностном лице, ответственном за эксплуатацию ГОУ, в том числе должность, фамилия, имя, отчество (при наличии); схемы устройства ГОУ и наиболее важных узлов (блоков), входящих в состав газоочистной установки, включая схемы размещения и характеристики контрольно-измерительных приборов и автоматических средств управления (далее - КИП и автоматики), схемы размещения и характеристики мест отбора проб, оборудования для измерения параметров отходящих газов, необходимых для определения фактической эффективности работы ГОУ; технические характеристики ГОУ, включая производительность, перечень обезвреживаемых вредных (загрязняющих) веществ и эффективность работы ГОУ по каждому загрязняющему веществу, показатели температуры, давления, влажности газовоздушной смеси на входе в ГОУ и на выходе из ГОУ, эффективность работы ГОУ, объем водопотребления, перечень и объемы потребления топливно-энергетических ресурсов, перечень и объемы основных и вспомогательных материалов, типы и объемы очистных катализаторов, объем и характеристики образующихся отходов, сточных вод при их образовании в процессе очистки и (или) обезвреживания выбросов; показатели работы ГОУ, подлежащие контролю при проверках работы данного вида и типа ГОУ.

Пунктом 33 Правил предусмотрено, что к паспорту ГОУ должны прилагаться: документация изготовителя ГОУ или проектная (конструкторская) документация ГОУ; документация изготовителей или проектная (конструкторская) документация вспомогательного оборудования и (или) аппаратуры, необходимых для обеспечения работы ГОУ, с техническим описанием и руководствами (инструкциями) по эксплуатации; руководство (инструкция) по эксплуатации; технические документы по эксплуатации КИП и автоматики, приборов измерения параметров отходящих газов, необходимых для определения фактической эффективности работы ГОУ; информация о способах обращения со сточными водами при их образовании в процессе очистки и (или) обезвреживания выбросов; программа проведения технического обслуживания, проверки показателей работы ГОУ и планово-предупредительного ремонта; порядок организации профилактических и диагностических работ, обеспечивающих проектные очистку и (или) обезвреживание выбросов; сведения об осмотрах и проверках ГОУ, включая проверки показателей работы ГОУ, об отклонениях показателей работы ГОУ от технических характеристик ГОУ, содержащихся в паспорте ГОУ, об обнаруженных неисправностях и отчеты об их устранении; сведения об остановках ГОУ, о проведенных планово-предупредительных или внеплановых ремонтах, акты сдачи-приемки ГОУ при первичном и всех последующих вводах в эксплуатацию, в том числе после ремонта, реконструкции, модернизации; иные документы, необходимые для обеспечения бесперебойной и безаварийной эксплуатации ГОУ на уровне проектных очистки и (или) обезвреживания выбросов, которые хозяйствующий субъект считает необходимым приложить.

В соответствии с п. 34 Правил, документацию, указанную в п. 33 Правил, хозяйствующий субъект вправе хранить в электронном виде.

В соответствии с ч.ч. 1, 2 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Как следует из материалов дела, Енисейским межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее Енисейское межрегиональное управление Росприроднадзора) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ-р/к, проведена внеплановая выездная проверка в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Угольная компания «Разрез Майрыхский» (далее Общество).

Проведение внеплановой проверки согласовано с Прокуратурой Республики Хакасия ДД.ММ.ГГГГ.

По результатам проведенной проверки Енисейским межрегиональным управлением Росприроднадзора ДД.ММ.ГГГГ составлен акт №АВЗНТ-028в, из которого следует, что Общество на площадке углепогрузочного пункта по адресу: <адрес>, 7,5 км северо-восточнее <адрес> использует две установки по сортировке сыпучих материалов FGX-48А, с заводскими номерами SZ 201901126 и SZСК-18-04, введенные в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ, установку сушки углей. Согласно представленной книге нарядов (начало ведения с ДД.ММ.ГГГГ) две установки по сортировке сыпучих материалов FGX-48А эксплуатировались Обществом с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с 15 февраля по ДД.ММ.ГГГГ. Установка по сушке угля, акт ввода в эксплуатацию и разрешение на ввод в эксплуатацию которой отсутствуют, согласно представленных журналов операторов участка переработки угля, эксплуатируется Обществом с ДД.ММ.ГГГГ. Согласно журналу пусконаладочных работ Общества, пусконаладочные работы сушильной установки начались ДД.ММ.ГГГГ, однако исходя из паспортов теплогенераторов и паспортов сушилок следует, что они установлены в 2018 году. Сепараторы FGX-48А и установка по сушке угля, используемые Обществом для обогащения угля, объединенные единым назначением и неразрывно технологически связанные, оказывают негативное воздействие на окружающую среду. Установки FGX-48А, эксплуатируемые Обществом, оборудованы пылеулавливающей системой, представляющей собой на каждой из установок блок из четырех параллельно смонтированных рукавных фильтра (по два к каждому источнику выброса). Пылеулавливающая система установки по сушке угля, эксплуатируемая Обществом, представляет собой пылеуловители циклонного типа и рукавные фильтры (батарейный циклон и рукавный фильтр на каждую линию сушки). Пылеулавливающее оборудование циклонного типа сушильной установки представляет собой два циклона групповых типа ЦН-15-900*6УП, на которые имеются паспорта завода-изготовителя. На каждой линии сушки установлен фильтр рукавный с импульсной продувкой.

Общество ведет реестр ГОУ на объекте углепогрузочный пункт, в который не внесены сведения о циклонах групповых типа ЦН-15-900*6УП, рукавных фильтрах установки по сушке угля; циклонам групповым типа ЦН-15-900*6УП, рукавным фильтрам установки по сушке угля; регистрационные номера не присвоены, что является нарушением п.п. 15, 17 Правил.При осмотре корпусов установок очистки газа - рукавных фильтров установок FGX-48А, установлено отсутствие на корпусах регистрационных номеров, присвоенных ГОУ, что является нарушением п. 16 Приказа.

В представленных паспортах рукавных тканевых фильтров FGX-48А (1 и 2) первой и второй линии: на структурных схемах установок очистки газа не отражены газоходы в нижних частях рукавных фильтров соединенные с газоходом основной магистрали после места выхода газовоздушной смеси из рукавного фильтра; не указаны показатели влажности газовоздушной смеси на входе в ГОУ и на выходе из ГОУ; не указаны перечень и объемы потребления топливно-энергетических ресурсов; не указаны объем и характеристика образующихся отходов, что является нарушением п. 32 Правил.

К паспортам рукавных тканевых фильтров FGX-48А (1 и 2) первой и второй линии не приложены: руководства (инструкции) по эксплуатации; порядок организации профилактических и диагностических работ, обеспечивающих очистку и (или) обезвреживание выбросов; акты сдачи-приемки при первичных вводах в эксплуатацию, что является нарушением п. 33 Правил).

Обществом не разработаны и не утверждены паспорта циклонов групповых типа ЦН-15-900*6УП, рукавных фильтров установки по сушке угля, программа проведения технического обслуживания, технического осмотра, проверки показателей работы ГОУ и планово-предупредительного ремонта, руководство (инструкция) по эксплуатации ГОУ, что является нарушением п.п. 18, 32, 33 Правил.

Возражения на акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ №АВЗНТ-028в представлены директором Общества ДД.ММ.ГГГГ.

Должностным лицом Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора в отношении Общества ДД.ММ.ГГГГ составлен протокол № АВЗНТ-028-056-20 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 8.21 КоАП РФ.

Как следует из протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ № АВЗНТ-028-056-20 Общество на площадке по адресу: <адрес>, 7,5 км северо-восточнее <адрес> эксплуатирует установки по сортировке сыпучих материалов (сепараторы сухого обогащения) FGX-48А, оборудованы пылеулавливающей системой, представляющей собой на каждой из установок блок из четырех параллельно смонтированных рукавных фильтра (по два к каждому источнику выброса); использует пылеулавливающую систему установки по сушке угля, представленную пылеуловителями циклонного типа (два циклона групповых типа ЦН-15-900*6УП) и рукавными фильтрами с нарушениями, установленными ч. 1 ст. 16.1, ч. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» и Правил эксплуатации установок очистки газа, утвержденных приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ. Так, в реестр ГОУ не внесены сведения о ГОУ; циклонах групповых типа ЦН-15-900*6УП, рукавных фильтрах установки по сушке угля; циклонам групповым типа ЦН-15-900*6УП, рукавным фильтрам установки по сушке угля регистрационные номера не присвоены (п.п. 15, 17 Правил); на корпусах рукавных фильтров установок FGX-48А отсуствуют присвоенные им регистрационные номера (п. 16 Правил); в паспортах рукавных тканевых фильтров FGX-48А (1 и 2) первой и второй линии: на структурных схемах установок очистки газа не отражены газоходы в нижних частях рукавных фильтров соединенные с газоходом основной магистрали после места выхода газовоздушной смеси из рукавного фильтра; не указаны показатели влажности газовоздушной смеси на входе в ГОУ и на выходе из ГОУ; не указаны перечень и объемы потребления топливно-энергетических ресурсов; не указаны объем и характеристика образующихся отходов (п. 32 Правил); к паспортам рукавных тканевых фильтров FGX-48А (1 и 2) первой и второй линии не приложены: руководства (инструкции) по эксплуатации; порядок организации профилактических и диагностических работ, обеспечивающих очистку и (или) обезвреживание выбросов; акты сдачи-приемки при первичных вводах в эксплуатацию (п. 33 Правил); не разработаны и не утверждены паспорта циклонов групповых типа ЦН-15-900*6УП, рукавных фильтров установки по сушке угля, программа проведения технического обслуживания, технического осмотра, проверки показателей работы ГОУ и планово-предупредительного ремонта, руководство (инструкция) по эксплуатации ГОУ (п.п. 18, 32, 33 Правил).

Допрошенный в судебном заседании в качестве специалиста ФИО1 показал, что установка по сушке длиннопламенных углей является объектом капитального строительства, где в период проведения внеплановой проверки проводились пусконаладочные работы, поскольку оборудование на указанную установку поставлялось поэтапно и каждая отдельная партия оборудования, после установки, проходила тестирование, в том числе и «под нагрузкой». Установка по сушке длиннопламенных углей и установки по сортировке сыпучих материалов (сепараторы сухого обогащения) FGX-48А не связаны между собой технологическим процессом и на каждую из установок должен подаваться уголь различной влажности.

Оценивая исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности суд приходит к следующим выводам.

Как указано выше, комплекс сушки длиннопламенных углей включает в себя пылеулавливающую систему установки по сушке угля, которая представляет собой пылеуловители циклонного типа (два циклона групповых типа ЦН-15-900*6УП) и рукавные фильтры с импульсной продувкой, каждый из которых должен быть внесен в реестр ГОУ.

Комплекс сушки длиннопламенных углей является объектом капитального строительства, на который Обществом ДД.ММ.ГГГГ получено разрешение на строительство сроком до ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ, согласно журналу пусконаладочных работ, на сушильной установке проводятся пусконаладочные работы.

На основании приказа директора Общества от ДД.ММ.ГГГГ-ПР испытания сушильной установки проводятся с ДД.ММ.ГГГГ.

Сведений о вводе в эксплуатацию сушильной установки на момент проведения внеплановой проверки, административным органом не представлено.

Административный орган, делая вывод об эксплуатации Обществом установки по сушке угля, ссылается на представленные в суд журнал операторов участка переработки угля, журнал нарядов, протокол анализа от ДД.ММ.ГГГГ №РХ2г-ПВ, мероприятия по контролю от ДД.ММ.ГГГГ, постановление о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ.Юл.026.

Оценивая приведенные административным органом доказательства суд приходит к выводу, что журнал операторов участка переработки угля не позволяет с достоверностью сделать вывод о том, что он относится к работам, выполняемым именно на установке по сушке угля, а журнал нарядов машинистов сушильной установки свидетельствует лишь о производстве работ на установке, что, с учетом приказа от ДД.ММ.ГГГГ, подтверждает лишь факт испытаний сушильной установки. Протокол анализа от ДД.ММ.ГГГГ №РХ2г-ПВ проб промышленных выбросов не опровергает факт того, что на установке по сушке угля проводятся испытания.

Установление в 2018 году на установке по сушке угля, согласно паспортов, теплогенераторов и сушилок, не свидетельствует о том, что Обществом названная установка эксплуатировалась, поскольку, по мнению суда, с учетом показаний допрошенного в качестве специалиста ФИО1 и того обстоятельства, что комплекс сушки длиннопламенных углей является объектом капитального строительства, установление указанных агрегатов, без постройки всего комплекса сушки, предусмотренного проектной документацией, не позволяет в полном объеме эксплуатировать установку.

Мероприятия по контролю от ДД.ММ.ГГГГ, проведенные Енисейским управлением Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, постановление о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ.Юл.026, вынесенное должностным лицом указанного органа, не принимаются судом во внимание, поскольку мероприятия по контролю, результатом которого стало привлечение Общества к административной ответственности, проведены ДД.ММ.ГГГГ, тогда как Обществу вменяется совершение правонарушения ДД.ММ.ГГГГ.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что административным органом не представлено достоверных доказательств эксплуатации Обществом установки по сушке угля на момент проведения внеплановой проверки, что, с учетом отсутствия документов о вводе ее в эксплуатацию, свидетельствует о том, что Обществом нарушений п.п. 15, 17 Правил, выразившихся в том, что в реестр ГОУ не внесены сведения о ГОУ: циклонах групповых типа ЦН-15-900*6УП, рукавных фильтрах установки по сушке угля; циклонам групповым типа ЦН-15-900*6УП, рукавным фильтрам установки по сушке угля регистрационные номера не присвоены, не допущено.

По аналогичным основаниям суд приходит к выводу о том, что Обществом не допущено нарушений п.п. 18, 32, 33 Правил, выразившихся в том, что не разработаны и не утверждены паспорта циклонов групповых типа ЦН-15-900*6УП, рукавных фильтров установки по сушке угля, программа проведения технического обслуживания, технического осмотра, проверки показателей работы ГОУ и планово-предупредительного ремонта, руководство (инструкция) по эксплуатации ГОУ.

Общество эксплуатирует две установки по сортировке сыпучих материалов (сепараторы сухого обогащения) - FGX-48А.

ДД.ММ.ГГГГ установки по сортировке сыпучих материалов FGX-48А, с заводскими номерами SZ 201901126 и SZСК-18-04 введены в эксплуатацию, что подтверждается актами.

Установки по сортировке сыпучих материалов (сепараторы сухого обогащения) - FGX-48А, оборудованные пылеулавливающей системой, представляющей собой на каждой из установок блок из четырех параллельно смонтированных рукавных фильтра (по два к каждому источнику выброса). Согласно реестру ГОУ Общества: присвоен рукавному тканевому фильтру установки FGX-48А (2) 1-й линии, присвоен рукавному тканевому фильтру установки FGX-48А (2) 2-й линии, присвоен рукавному тканевому фильтру установки FGX-48А (1) 1-й линии, присвоен рукавному тканевому фильтру установки FGX-48А (1) 2-й линии.

Согласно акту проверки, на корпусах установок очистки газа установок по сортировке сыпучих материалов FGX-48А, отсутствуют регистрационные номера, присвоенные ГОУ, что является нарушением п. 16 Правил.

Пунктом 16 Правил предусмотрено, что регистрационный номер, присвоенный ГОУ, должен наноситься на корпус газоочистной установки в доступном для ознакомления месте и (или) указываться на схеме производственного объекта или его отдельных территорий.

В судебном заседании представителем административного органа не представлено, помимо акта от ДД.ММ.ГГГГ №АВЗНТ-028в, достоверных и достаточных доказательств нарушения Обществом п. 16 Правил.

Вместе с тем, представителем Общества представлена схема расположения транспортируемых установок FGX-48А на углепогрузочном пункте ООО «УК «Разрез Майрыхский», утвержденная директором Общества ДД.ММ.ГГГГ, в которой отражены регистрационные номера ГОУ: четырех рукавных тканевых фильтров установок FGX-48А (1 и 2), а также фототаблица с нанесенными на корпуса ГОУ в доступном для ознакомления месте регистрационными номерами, присвоенными ГОУ.

При этом суд отмечает, что п. 16 Правил предусматривает, в том числе, альтернативу в указании присвоенного ГОУ регистрационного номера (на корпусе установки и (или) на схеме производственного объекта или его отдельных территорий), что, с учетом отсутствия сроков нанесения на корпус ГОУ присвоенного регистрационного номера и даты введения транспортируемых установок FGX-48А в эксплуатацию (ДД.ММ.ГГГГ), указывают на отсутствие со стороны Общества нарушений названного пункта Правил.

Ссылка представителя административного органа на то, что у Общества имелась возможность устранения нарушения п. 16 Правил, чего последним сделано не было, не принимается во внимание по изложенным выше основаниям, при этом суд отмечает, что Общество в возражениях на акт проверки, оспаривало, в том числе и нарушение им п. 16 Правил.

Согласно акту проверки от ДД.ММ.ГГГГ №АВЗНТ-028в в паспорте рукавного тканевого фильтра FGX-48А (1) 1-й линии, в паспорте рукавного тканевого фильтра FGX-48А (1) 2-й линии, в паспорте рукавного тканевого фильтра FGX-48А (2) 1-й линии, в паспорте рукавного тканевого фильтра FGX-48А (2) 2-й линии, на структурных схемах установок очистки газа не отражены газоходы в нижних частях рукавных фильтров, соединенные с газоходом основной магистрали после места выхода воздушной смеси из рукавного фильтра; не указаны показатели влажности газовоздушной смеси на входе в ГОУ и на выходе из ГОУ; перечень и объем потребления топливно-энергетических ресурсов; объем и характеристика образующихся отходов.

Из приложенной представителем Общества к жалобе копии паспорта установки очистки газа (регистрационный номер в реестре ГОУ ) следует, что в приложении 3 имеется структурная схема очистки газа, содержащая указание на наиболее важные узлы (блоков), входящие в состав газоочистной установки, а доказательств необходимости отражения в схеме газоходов в нижних частях рукавных фильтров, соединенных с газоходом основной магистрали после места выхода воздушной смеси из рукавного фильтра, административным органом не представлено.

Из копии паспорта установки очистки газа (регистрационный номер в реестре ГОУ ) следует, что в приложении не указаны показатели влажности газовоздушной смеси на входе в ГОУ и на выходе из ГОУ; перечень и объем потребления топливно-энергетических ресурсов; объем и характеристика образующихся отходов. Вместе с тем, административным органом доводы представителя Общества о том, что в процессе эксплуатации установок FGX-48А в процессе очистки не используется мокрый метод, в процессе очистки выбросов в атмосферный воздух отходы не образуются, сжигание топлива не производится, а потому указание в паспорте на показатели влажности газовоздушной смеси на входе в ГОУ и на выходе из ГОУ; перечень и объем потребления топливно-энергетических ресурсов; объем и характеристика образующихся отходов не требуется, не опровергнуты, а потому сделать однозначный вывод о нарушении Обществом п. 32 Правил не представляется возможным, в том числе и в связи с непредоставлением документов, на которые ссылается представитель административного органа в возражениях на жалобу.

Согласно акту проверки от ДД.ММ.ГГГГ №АВЗНТ-028в к паспорту рукавного тканевого фильтра FGX-48А (1) 1-й линии, к паспорту рукавного тканевого фильтра FGX-48А (1) 2-й линии, к паспорту рукавного тканевого фильтра FGX-48А (2) 1-й линии, к паспорту рукавного тканевого фильтра FGX-48А (2) 2-й линии не приложены: руководства (инструкции) по эксплуатации; порядок организации профилактических и диагностических работ, обеспечивающих очистку и (или) обезвреживание выбросов; акты сдачи-приемки при первичных вводах в эксплуатацию.

В возражениях на акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ №АВЗНТ-028в, а также в жалобе на постановление административного органа, Общество указывает, что распоряжением о проведении проверки от ДД.ММ.ГГГГ-р/к, управлением был запрошен перечень документов. Сопроводительным письмом от ДД.ММ.ГГГГ Обществом представлены 4 паспорта рукавных тканевых фильтра: FGX-48А (1) 1-й линии, FGX-48А (1) 2-й линии, FGX-48А (2) 1-й линии, FGX-48А (2) 2-й линии. С руководством по эксплуатации административный орган был ознакомлен ДД.ММ.ГГГГ непосредственного при проверке Общества. Порядок организации профилактических и диагностических работ, обеспечивающих очистку и (или) обезвреживание выбросов; акты сдачи-приемки при первичных вводах в эксплуатацию, в соответствии с требованиями п. 34 Правил ведутся Обществом в электронном виде и административным органом не запрашивались.

Оценивая доказательства, представленные в обоснование нарушения Обществом п. 33 Правил, суд приходит к выводу о том, что административным органом доказательств, свидетельствующих о запросе у Общества при проведении проверки приложений к паспортам рукавных тканевых фильтра: FGX-48А (1) 1-й линии, FGX-48А (1) 2-й линии, FGX-48А (2) 1-й линии, FGX-48А (2) 2-й линии: руководства по эксплуатации, порядка организации профилактических и диагностических работ, обеспечивающих очистку и (или) обезвреживание выбросов; актов сдачи-приемки при первичных вводах в эксплуатацию, не представлено, как не опровергнуты доводы Общества о ведении указанной документации в электронном виде, что прямо предусмотрено п. 34 Правил.

Таким образом, представленные административным органом материалы не позволяют сделать однозначный вывод о нарушении Обществом требований ч. 1 ст. 16.1, ч. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» и Правил эксплуатации установок очистки газа, утвержденных приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку доказательств, достоверно свидетельствующих о нарушении правил эксплуатации, неиспользовании сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению, суду не представлено.

Согласно ч. 1 ст. 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу положений ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ установлено, что неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуется в пользу этого лица, что соответствует положению части 3 статьи 49 Конституции Российской Федерации.

Реализация принципа презумпции невиновности заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях.

При таких обстоятельствах, судья, с учетом принципа презумпции невиновности, установленного ст. 1.5 КоАП РФ, приходит к выводу о наличии неустранимых сомнений в виновности Общества в совершении административного правонарушения, и, соответственно, к выводу о незаконности обжалуемого постановления.

В связи с изложенным, постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Енисейского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ №АВЗНТ-028-056-20 по делу об административном правонарушении в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Угольная компания «Разрез Майрыхский» не может быть признано законным и подлежит отмене, а производство по делу - прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ.

В связи с отменой обжалуемого постановления иные доводы, приведенные в жалобе, связанные в процедурой привлечении к административной ответственности, судом не рассматриваются.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 29.10-29.11 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Енисейского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО3 от 14 июля 2020 года №АВЗНТ-028-056-20, которым Общество с ограниченной ответственностью «Угольная компания «Разрез Майрыхский» привлечено к административной ответственности по ч. 3 ст. 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, – отменить, производство по делу прекратить за недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия через Алтайский районный суд Республики Хакасия в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья Н.Г. Белоногова