ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-60/2017 от 22.06.2017 Коряжемского городского суда (Архангельская область)

Дело № 12-60/2017

РЕШЕНИЕ

22 июня 2017 года город Коряжма

Судья Коряжемского городского суда Архангельской области Цыбульникова О.Е., рассмотрев административное дело по жалобе должностного лица - директора муниципального казенного учреждения «Организатор перевозок» ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка №2 Коряжемского судебного района Архангельской области от 16 мая 2017 года,

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка №2 Коряжемского судебного района Архангельской области от 16 мая 2017 года должностное лицо - директор муниципального казенного учреждения «Организатор перевозок» ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.10 КоАП РФ, с наложением административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, ФИО1 просит отменить постановление мирового судьи, производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.

В судебном заседании ФИО1 доводы жалобы поддержала в полном объеме. Просила отменить постановление мирового судьи за отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения.

Директор муниципального учреждения «Служба финансового учета» администрации муниципального образования «Город Коряжма» ФИО2, допрошенная в качестве специалиста, предупреждена об ответственности по ст.ст. 17.9, 25.8 КоАП РФ, пояснила, что между МКУ «Организатор перевозок» и поставщиками АО «Группа «Илим» и МУП «ПУ ЖКХ» заключены договоры на оказание услуг по поставку энергоресурсов, на основании которых по факту оказания услуг выставляют счета-фактуры на оплату.

В договорах прописано, что расчеты за полученные энергоресурсы производятся на основании выставленных счетов-фактур и актов выполненных работ в срок до 10,20 числа месяца, следующего за расчетным. Выставление счетов-фактур осуществляется до 5 числа следующего месяца.

В рамках документооборота от руководителя МКУ «Организатор перевозок» в службу финансового учета поступают документы и принимаются к учету, то есть они регистрируются по факту хозяйственной операции в журнале операций №4 по дате этого документа, содержанию операции, по сумме, на основании закона о «Бухгалтерском учете» и инструкции № 157н. По факту свершившейся операции принимают эту операцию в этот день или на следующий день.

Счета-фактуры, принятые к учету 31.12.2016, не могли быть оплачены, поскольку, согласно письма Финансового управления администрации МО «Город Коряжма», финансовые операции по лицевым счетам учреждений муниципального образования МО «Город Коряжма» заканчиваются 29 декабря текущего года.

С постановкой на учет 31.12.2016 счетов-фактур принимаются бюджетные обязательства.

Решение о бюджете принято 16 декабря 2016 года, решение о выделении бюджетных ассигнований 26.12.2016. На основании этого уведомления составляется бюджетная смета на 2017 год.

То есть лимиты на очередной 2017 финансовый год к 31.12.2016 уже были известны, поэтому сумма, указанная в счетах-фактурах, принятых 31.12.2016, учтена в бюджетной смете 2017 года отдельной строкой как кредиторская задолженность за 2016 год. Учреждение имеет право принять бюджетные финансовые обязательства в текущем финансовом году при наличии лимитов на очередной финансовый год.

Оплата счетов-фактур от 31.12.2016 прошла в январе-феврале 2017 года, что подтверждается платежным поручениями.

Отчетная форма 0503128 «Отчет о бюджетных обязательствах на 01.01.2017» не подтверждает превышение доведенных лимитов бюджетных обязательств, поскольку на основании писем Минфина РФ данные суммы не указываются в данной форме.

Из сведений кредиторской задолженности «Форма 0503169» следует, что указанная сумму 1557,82 руб. является задолженностью за 2016 год на 01.01.2017, что подтверждается оборотной ведомостью формы 0504036 от 31.12.2016.

Полагает, что нарушений бюджетного законодательства в действиях ФИО1 не имеется.

Выслушав ФИО1, ФИО2, проверив дело, рассмотрев жалобы, прихожу к следующему.

В соответствии со статьей 15.15.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях принятие бюджетных обязательств в размерах, превышающих утвержденные бюджетные ассигнования и (или) лимиты бюджетных обязательств, за исключением случаев, предусмотренных бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии с абзацем 3 статьи 162, частью 3 статьи 219 Бюджетного кодекса РФ получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах, доведенных до него лимитов бюджетных обязательств.

Согласно статье 6 Бюджетного кодекса РФ, лимит бюджетных обязательств - это объем прав в денежном выражении на принятие казенным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде). Бюджетные обязательства – расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году. Расходные обязательства – обусловленные законом, иным нормативно правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правого образования (РФ, субъекта РФ, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права из соответствующего бюджета.

Главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено Бюджетным кодексом РФ.

Главный распорядитель бюджетных средств обладает, в том числе такими полномочиями, как внесение предложений по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств (пп. 6 п. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ).

Пунктами 1,2 статьи 161 Бюджетного кодекса РФ установлено, что казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.

В соответствии с пунктом 5 статьи 161 Бюджетного кодекса РФ заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено настоящим Кодексом, и с учетом принятых и неисполненных обязательств.

Согласно пункту 1.1 Устава МКУ «Организатор перевозок» по своей организационно-правовой форме является муниципальным казенным учреждением.

МКУ «Организатор перевозок», являясь получателем бюджетных средств, в соответствии со статьей 162 Бюджетного кодекса РФ, обладает бюджетными полномочиями в принятии и (или) исполнении в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетных обязательств.

Согласно п.2 Порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет управления муниципального хозяйства градостроительства администрации муниципального образования «Город Коряжма» и муниципальных казенных учреждений, находящихся в ведении управления муниципального хозяйства и градостроительства администрации муниципального образования «Город Коряжма» показатели сметы утверждаются в пределах доведенных получателю лимитов бюджетных обязательств на принятие и (или) исполнение им бюджетных обязательств.

Согласно бюджетной смете от 31.12.2015 на 01.01.2016 сумма выделенных МКУ «Организатор перевозок» лимитов бюджетных обязательств по КВР 244 КОСКУ 233 «Коммунальные услуги» составила 12 350 руб.

На основании ходатайства МУ «Служба финансового учета» от 16.12.2016 № 2149 и Уведомления об изменении бюджетных ассигнований № 64.0408.13.8010.244 от 19.12.2016 внутри КВР 244 произведен перенос остатков лимитов бюджетных обязательств с КОСГУ 223 «Коммунальные услуги» на КОСГУ 340 «Увеличение стоимости материальных запасов».

В ходе анализа использования средств муниципального бюджета в 2016 году установлено, что на 2016 год по главе 910 «Управление муниципального хозяйства и градостроительство администрации муниципального образования «Город Коряжма», разделу 04 «Национальная экономика», подразделу 08 «Транспорт», целевой статье 1300080100 «Расходы на обеспечение деятельности подведомственных учреждений» виду расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для государственных (муниципальных) нужд, КОСКУ 233 «Коммунальные услуги» доведены лимиты бюджетных обязательств в общей сумме 9937,7 руб., кассовые расходы составили 9937,7 руб., в том числе оплата по счетам-фактурам 2015 года, проведенным в 2015 году, на сумму 550,11 руб., принятые бюджетные обязательства (начисленные расходы) составили в сумме 10 945,41 руб.

Таким образом, бюджетные обязательства за 2016 год приняты в пределах, доведенных лимитов бюджетных обязательств.

Между МКУ «Организатор перевозок» и МУП «ПУ ЖКХ» заключен договор № 69/16/7 от 13.01.2016 на поставку электроэнергии; между МКУ «Организатор перевозок» и ОАО «Группа Илим» договор «16/69/7 от 11.01.2016 на поставку электроэнергии, №13/69-Т от 01.07.2013 на поставку тепловой энергии и горячей воды, № 16/69-Т от 01.01.2014 на поставку холодной воды и водоотведение. В указанных договорах суммы поставки не оговаривались, расчеты производились на основании выставленных счетов.

По коммунальным услугам 31 декабря 2016 года МУП «ПУ «ЖКХ» и ОАО «Группа «Илим» выставлены счета-фактуры № 11566 на сумму 367,26 руб., № 7616068718 на сумму 282,44 руб., №7616068719 на сумму 83,6 руб., №7616068720 на сумму 688,91 руб., №7616069106 на сумму 135,61 руб., итого на общую сумму 1557,82 руб.

Данные, предоставленные в счетах-фактурах от 31.12.2016, зарегистрированы в бухгалтерском регистре – журнале операций №4 первым числом месяца, следующего за расчетным, где указаны - номер документа, дата, сумма за предоставленные услуги.

Операции по принятию к учету выставленных в декабре 2016 года счетов-фактур проведены в соответствии со статьями 9,10,13 Федерального закона от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете», ст. 264.1 Бюджетного кодекса РФ, Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органом государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных)учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов РФ от 01.12.2010 №157н.

Согласно данных нормативных актов обязательства и факты хозяйственной жизни подлежат обязательному отражению в бюджетном учете и бюджетной отчетности в момент их признания (совершения). Бюджетный учет ведется методом начисления, согласно которому результаты операций, в том числе в части возникновения расходных обязательств и операций их изменяющих, признаются по факту их совершения.

В силу ст. 13 Федерального закона «О бухгалтерском учете» на основании данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, составляется бюджетная отчетность, которая должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату.

Таким образом, по состоянию на 01.01.2017 по расчетам с МУП «ПУ ЖКХ» и АО «Группа «Илим» за декабрь 2016 года у Учреждения сформировалась текущая кредиторская задолженность в размере 1557,82 руб. за 2016 год.

Письмом Финансового управления администрации муниципального образования «Город Коряжма» установлено, что последний день подачи заявок на финансирование получателем и главным распорядителем бюджетных средств является 28 декабря 2016 года с датой исполнения не позднее 29 декабря 2016 года, поэтому оплата поступивших 31.12.2016 счетов-фактур невозможна.

Кроме того, 27 декабря 2016 года утверждена бюджетная смета на очередной 2017 года, то есть в лимиты бюджетных обязательств на очередной финансовый год включена и кредиторская задолженность за коммунальные услуги в сумме 1557,82 руб., что подтверждается бюджетной сметой на 2017 год.

Министерство финансов Российской Федерации в письмах от 25.03.2013 №02-06-10/9348, от 30.12.2014 №02-01-09/68562 разъяснило, что в соответствии с положениями п. 3 ст. 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств (за исключением случаев, установленных п. 3 ст. 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации) путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.

Согласно нормам п. 2 ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации заключение и оплата бюджетным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся в пределах доведенных ему по кодам классификации расходов соответствующего бюджета лимитов бюджетных обязательств и с учетом принятых и неисполненных обязательств.

Учитывая изложенное и принимая во внимание, что согласно нормам п. 5 ст. 217 и п. 2 ст. 219.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации утвержденные показатели сводной бюджетной росписи по расходам и лимиты бюджетных обязательств доводятся до главных распорядителей и получателей бюджетных средств до начала очередного финансового года, принятие государственными (муниципальными) учреждениями бюджетных обязательств в декабре текущего финансового года в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных на очередной финансовый год, не противоречит бюджетному законодательству Российской Федерации. При этом денежные обязательства по таким государственным контрактам, иным договорам подлежат исполнению в очередном финансовом году.

Таким образом, с принятием 31.12.2016 бухгалтерских документов (счетов-фактур на сумму 1557,82 руб.) к учету были приняты бюджетные обязательства в пределах лимитов на 2017 финансовый год.

Кроме того, указанные счета-фактуры оплачены в пределах лимитов бюджетных обязательств 2017 финансового года, что подтверждается платежными поручениями от 26.01.2017, 08.02.2017.

МКУ «Организатор перевозок», приняв бюджетные обязательства на очередной финансовый год до начала этого года в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на очередной финансовый год, не допустило нарушений бюджетного законодательства, а именно не допустило нарушения порядка принятия бюджетных обязательств.

Поскольку МКУ «Организатор перевозок» не нарушило порядок принятия бюджетных обязательств, то в действиях директора МКУ «Организатор перевозок» ФИО1 отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.10 КоАП РФ.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

На основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 и статьей 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

постановление мирового судьи судебного участка №2 Коряжемского судебного района Архангельской области от 16 мая 2017 года отменить, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.15.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении директора муниципального казенного учреждения «Организатор перевозок» ФИО1 прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ за отсутствием состава административного правонарушения.

Судья - О.Е. Цыбульникова

Копия верна: судья - О.Е.Цыбульникова

Секретарь -

Подлинник решения находится в материалах дела № 5-260/2017 у мирового судьи судебного участка № 2 Коряжемского судебного района Архангельской области