ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-60/2021 от 25.10.2021 Псковского областного суда (Псковская область)

УИД 60RS0002-01-2021-003807-53

Судья Крипайтис Н.А. Дело № 21-218/2021

(дело № 12-60/2021)

ПСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Р Е Ш Е Н И Е

25 октября 2021 года г.Псков

Судья Псковского областного суда Малыгина Г.В.,

при секретаре Ищенко О.В.,

рассмотрев жалобу И. на постановление государственного инспектора Северо-Восточного МУГАДН ФИО1 (****) от 12 июля 2021 года и решение судьи Великолукского районного суда Псковской области от 16 сентября 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.21.3 КоАП РФ, в отношении И., (дд.мм.гг.) года рождения,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением государственного инспектора Северо-Восточного МУГАДН ФИО1 (****) от 12 июля 2021 года И. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.21.3 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 5000 рублей.

Решением судьи Великолукского районного суда Псковской области от 16 сентября 2021 года указанное постановление должностного лица Северо-Восточного МУГАДН оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Псковский областной суд, И. ставит вопрос об отмене вышеуказанных актов по делу ввиду неправильной оценки обстоятельств дела.

В обоснование своей позиции указывает, что принадлежащий ему автомобиль «<данные изъяты>» имеет разрешенную максимальную массу 6950 кг., что подтверждается свидетельством о регистрации транспортного средства, и относится к категории (****), тем самым, не подходит под систему взимания платы «ПЛАТОН». Также указал, что прицеп является отдельным транспортным средством и поскольку его масса не превышает 12 тонн, то сборы в систему «ПЛАТОН» с такого автопоезда также не уплачиваются. Тягач и прицеп суммируются только для взвешивания автопоезда, для выявления общей массы, которая не должна превышать 40 тонн и данное взвешивание, по его мнению, к системе «ПЛАТОН» не имеет отношения. Кроме того, ссылается, что при обращении в пункт выдачи бортовых устройств, в регистрации указанного транспортного средства в системе «Платон» оператором ему было отказано.

По указанным основаниям заявитель полагает, что не подлежит привлечению к административной ответственности.

В судебном заседании защитник заявителя И.Д., действующий на основании доверенности, доводы жалобы поддержал по указанным в ней основаниям.

Представитель Северо-Восточного МУГАДН - ФИО2 полагал жалобу необоснованной. Указал, что в том случае, если за транспортным средством не закреплено бортовое устройство, движение вышеуказанного транспортного средства могло осуществляться по разовой маршрутной карте.

Выслушав участвующих лиц, проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, оснований для её удовлетворения не нахожу.

Движение транспортного средства, имеющего разрешённую максимальную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения без внесения платы в счёт возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения таким транспортным средством, если внесение такой платы является обязательным, образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.21.3 КоАП РФ, и влечет наложение административного штрафа на водителей транспортных средств, принадлежащих иностранным перевозчикам, и на собственников (владельцев) транспортных средств, за исключением транспортных средств, принадлежащих иностранным перевозчикам, в размере пяти тысяч рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 31.1 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» движение транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения допускается при условии внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам такими транспортными средствами.

В целях настоящей статьи под разрешенной максимальной массой транспортного средства, указанного в части 1 настоящей статьи, понимается масса снаряженного транспортного средства в килограммах с грузом, водителем и пассажирами, указанная в паспорте транспортного средства (свидетельстве о регистрации транспортного средства) в качестве максимально допустимой либо в одобрении типа транспортного средства или в свидетельстве о безопасности конструкции транспортного средства (часть 3).

Согласно части 4 статьи 31.1 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» в целях применения настоящей статьи сочлененное транспортное средство, включающее прицеп или полуприцеп, признается единым транспортным средством.

В соответствии с частью 6.1 статьи 31.1 вышеуказанного Федерального закона плата в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, уплачивается собственниками (владельцами) транспортных средств, а в отношении транспортных средств, принадлежащих иностранным перевозчикам, водителями, если такая плата не внесена собственниками соответствующих транспортных средств и зачисляется в федеральный бюджет.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июня 2013 года № 504 «О взимании платы в счёт возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешённую максимальную массу свыше 12 тонн» утверждены Правила взимания платы в счёт возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешённую максимальную массу свыше 12 тонн (далее - Правила).

Указанные Правила устанавливают, в том числе, порядок взимания платы в счёт возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешённую максимальную массу свыше 12 тонн, включая сроки внесения такой платы, возможность отсрочки её внесения российскими перевозчиками, собственниками (владельцами) транспортных средств, оборудованных предназначенными для взимания платы бортовыми устройствами или сторонними бортовыми устройствами, а также требования к таким бортовым устройствам и сторонним бортовым устройствам.

Пунктом 2 Правил полномочия по обеспечению функционирования взимания платы возложены на оператора (далее - Оператор СВП «Платон»).

Согласно пунктам 3, 4 данных Правил, взимание платы осуществляется с использованием системы взимания платы. Оператор осуществляет регистрацию транспортного средства и его собственника (владельца) в реестре системы взимания платы, представляющим собой информационный регистр, содержащий сведения о транспортных средствах и собственниках (владельцах) транспортных средств.

Вместе с тем, данными Правилами предусмотрены случаи взимания платы в счёт возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешённую максимальную массу свыше 12 тонн, при отсутствии бортовых устройств и не регистрации транспортного средства в реестре оператора.

Так, в силу пункта 9 Правил в случае, если за транспортным средством не закреплено бортовое устройство (стороннее бортовое устройство), а также в случае истечения срока службы закреплённого за транспортным средством бортового устройства (стороннего устройства) до начала движения по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения такого транспортного средства его собственник (владелец) информирует оператора в порядке, предусмотренном разделом IV настоящих Правил, о планируемом маршруте, времени и дате движения транспортного средства по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, а в случае, если такое транспортное средство не зарегистрировано в реестре, также представляет заявление, предусмотренное пунктом 5 настоящих Правил, обеспечивает внесение платы оператору и получение маршрутной карты в порядке, предусмотренном пунктом 10 настоящих Правил.

Пунктом 10 Правил предусмотрено, что в целях получения собственником (владельцем) транспортного средства маршрутной карты в случаях, установленных настоящими Правилами, оператор на основании представленной собственником (владельцем) транспортного средства информации о планируемом маршруте движения транспортного средства по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, дате и времени начала такого движения и размере платы, установленном Правительством Российской Федерации, доводит до сведения собственника (владельца) транспортного средства расчёт размера денежных средств (с указанием протяжённости планируемого маршрута, движения транспортного средства), которые ему необходимо внести в качестве платы, а также номер маршрутной карты, присвоенный оператором.

Плата в указанном размере вносится в течение 24 часов с момента доведения до сведения собственника (владельца) транспортного средства расчёта размера денежных средств (с указанием протяжённости планируемого маршрута движения транспортного средства), которые ему необходимо внести в качестве платы, но не позднее даты и времени начала движения транспортного средства по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, заявленных собственником (владельцем) транспортного средства для оформления маршрутной карты, с учётом номера маршрутной карты, присвоенного оператором.

Маршрутная карта оформляется на бумажном носителе или в электронной форме в момент внесения собственником (владельцем) транспортного средства платы оператору.

Согласно подпункту «б» пункта 12 Правил движение транспортного средства, за которым не закреплено бортовое устройство или стороннее бортовое устройство, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения без оформления при этом маршрутной карты в порядке, предусмотренном пунктом 10 настоящих Правил, считается движением без внесения платы.

Должностным лицом Северо-Восточного МУГАДН установлено, что 12 июля 2021 года в 19 часов 25 минут на 437 км. автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-9 «Балтия» в <****> на СПВК-2 «Псков» И. - собственник автотранспортного средства марки «ЗИЛ 5301 АО» государственный регистрационный знак <***> и прицепа государственный регистрационный знак АА 4703 60, в нарушение пункта 1 статьи 31.1 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации», допустил движение указанного транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, без внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения таким транспортным средством.

Данное обстоятельство послужило основанием для привлечения И. к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 12.21.3 КоАП РФ.

Фактические обстоятельства совершения административного правонарушения подтверждаются: протоколом об административном правонарушении (****) от 12 июля 2021 года; справкой оператора ООО «РТ-Инвест Транспортные системы» (ООО «РТИТС») (****) от 12 июля 2021 года о том, что транспортное средство государственный регистрационный знак <***> в системе не зарегистрировано, маршрутные карты на него не оформлялись, бортовые устройства не выдавались; свидетельством о регистрации транспортного средства модели «ЗИЛ 5301АО» государственный регистрационный знак <***>, из которого следует, что разрешённая максимальная масса составляет 6 950 кг.; свидетельством о регистрации прицепа государственный регистрационный знак АА 4703 60, из которого следует, что разрешённая максимальная масса составляет 10500 кг.; товарной накладной (****) от 12 июля 2021 года и путевым листом (****) от 12 июля 2021 года, из которых следует, что на сочленённом транспортном средстве осуществлялась грузоперевозка по маршруту «Великие Луки – Нижний Новгород» под управлением водителя Д.

Данные доказательства являются допустимыми и в совокупности подтверждают обстоятельства совершения административного правонарушения.

Оснований для иной оценки представленных доказательств не нахожу.

Из свидетельств о регистрации транспортных средств, зарегистрированных на имя И., следует, что разрешенная максимальная масса автомобиля марки «ЗИЛ 5301 АО» и прицепа в совокупности составляет 17 450 кг.

В этой связи нахожу, что при рассмотрении жалобы на постановление должностного лица административного органа, судья Великолукского районного суда обоснованно исходил из нормы части 4 статьи 31.1 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» предусматривающей, что транспортное средство, сочленённое с прицепом, в целях правоприменения статьи 31.1 Федерального закона, признаётся единым транспортным средством.

Соответственно, поскольку разрешённая максимальная масса сочленённого единого транспортного средства превышает 12 тонн, на него распространяются требования части 6.1 статьи 31.1 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» о внесении платы в счёт возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешённую максимальную массу свыше 12 тонн, а доводы жалобы в указанной части подлежат отклонению.

Как следует из пунктов 9-12 Правил, движение данного транспортного средства должно было осуществляться на основании заявления собственника И. оператору СВП «Платон», оформления оператором маршрутной карты на транспортное средство и внесения собственником платы на счёт оператора. Поскольку таких действий собственником транспортного средства совершено не было, на момент фиксации административного правонарушения оформленная маршрутная карта отсутствовала, то движение транспортного средства правомерно признано движением без внесения платы, предусмотренной частью 6.1 статьи 31.1 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ и Правилами, утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июня 2013 года № 504.

Таким образом, И., являясь собственником транспортного средства, в силу вышеуказанных норм закона, нес обязанность по внесению платы в счёт возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения его транспортным средством.

Каких-либо доказательств отказа оператором СВП «Платон» в регистрации транспортного средства И. в реестре, выдаче ему бортового устройства и оформления маршрутной карты, заявителем не представлено.

Соответственно, должностное лицо и судья Великолукского районного суда при рассмотрении дела пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях И. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.21.3 КоАП РФ.

Учитывая вышеизложенное, оснований для отмены или изменения вынесенных постановления государственного инспектора Северо-Восточного МУГАДН (****) от 12 июля 2021 года и решения судьи Великолукского районного суда Псковской области от 16 сентября 2021 года, не имеется.

Несогласие заявителя с оценкой установленных должностным лицом и судьей районного суда обстоятельств дела не является правовым основанием к отмене принятых по делу процессуальных актов.

Процессуальных нарушений или обстоятельств, которые, в силу пунктов 2 - 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, могли бы являться основанием к отмене или изменению постановления административного органа и решения судьи районного суда, по доводам настоящей жалобы не установлено.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, судья Псковского областного суда

Р Е Ш И Л:

постановление государственного инспектора Северо-Восточного МУГАДН ФИО1 (****) от 12 июля 2021 года и решение судьи Великолукского районного суда Псковской области от 16 сентября 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьей 12.21.3 КоАП РФ, в отношении И., оставить без изменения, жалобу И. - без удовлетворения.

Настоящее решение может быть обжаловано непосредственно в Третий кассационный суд общей юрисдикции.

Судья Псковского областного суда Г.В.Малыгина