ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-60/2022 от 16.02.2022 Рыбинского городского суда (Ярославская область)

Дело № 12-60/2022

УИД 76RS0013-01-2022-000109-92

РЕШЕНИЕ

16 февраля 2022 г. город Рыбинск

Судья Рыбинского городского суда Ярославской области Леонова Е.С., рассмотрев жалобу ФИО2 на постановление старшего государственного инспектора Ярославской области в области охраны окружающей среды Департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области ФИО1 от 15 декабря 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ, в отношении ФИО2,

установил:

Постановлением старшего государственного инспектора Ярославской области в области охраны окружающей среды Департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области ФИО1 от 15 декабря 2021 г. проректор по инфраструктурному развитию и управлению кампусом ФГБОУ «Рыбинский государственный авиационный технический университет имени П.А. Соловьева» ФИО2 привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в сумме 10 000 руб.

Не согласившись с данными постановлением, ФИО2 обратился в суд с жалобой, в которой просил постановление надзорного органа отменить, производство по делу прекратить.

Доводы жалобы ФИО2 сводятся к тому, что свалка твердых коммунальных отходов и крупногабаритных отходов на территории, прилегающей к контейнерной площадке, расположенной по адресу: <адрес>, была устранена 14.10.2021, о чем было сообщено в отдел муниципального и жилищного контроля администрации городского округа город Рыбинск письмом от 14.10.2021 с приложением фотографий. Таким образом, на момент составления протокола об административном правонарушении территория возле указанной контейнерной площадки не содержала твердых коммунальных отходов и крупногабаритных отходов. В период образования несанкционированной свалки сотрудниками ФГБОУ ВО «РГАТУ имени П.А. Соловьева» велись работы по организации контейнерной площадки. Причинами возникновения несанкционированной свалки у контейнерной площадки являются некачественное оказание услуг по вывозу ТКО ООО «Хартия», некачественной организацией управляющей организацией, обслуживающей многоквартирные дома, процесса сбора крупногабаритных отходов.

В судебном заседании ФИО2 доводы жалобы поддержал в полном объеме по изложенным в ней основаниям. Дополнил, что несанкционированной складирование отходов имело место около недели. Свалка возникла в связи с тем, что жители соседнего дома стали складировать строительный мусор. ФИО2 сразу стал принимать меры к устранению свалки, писал письма в Администрацию городского округа город Рыбинск, ООО «Хартия». Поскольку ООО «Хартия» вывозит только твердые коммунальные отходы, пришлось искать организацию, вывозящую крупногабаритные отходы. На момент составления протокола свалка была ликвидирована.

Выслушав ФИО2, изучив материалы дела, проанализировав доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно п.п. 2, пункта 2.1 должностной инструкции проректора по административно-хозяйственной работе, утверждённой ВРИО ректора РГАТУ 10.01.2020, и предоставленной ФИО2, проректор по административно-хозяйственной работе, согласно объяснений ФИО2 обеспечивает контроль за соблюдением природоохранного законодательства на территории университета, в настоящее время несёт проректор по инфраструктурному развитию и управлению кампусом ФГБОУ «Рыбинский государственный авиационный технический университет имени П.А. Соловьёва», что совпадает с должностной инструкцией проректора по административно-хозяйственной работе, предоставленной им ранее при составлении протокола в МУ МВД России «Рыбинское». Должностная инструкции проректора по инфраструктурному развитию и управлению кампусом в настоящее время университетом не разработана. Согласно указанной должностной инструкции, проректор по административно хозяйственной работе обеспечивает охрану и безопасность функционирования университета, включая, руководство организацией и контроль за обеспечением порядка и санитарно-гигиенического состояния подразделений университета, территории студгородка, а также территорий закреплённых за университетом, контроль за соблюдением природоохранного законодательства на территории университета.

Установлено, что на основании заявки ФГБОУ ВО «РГАТУ имени П.А. Соловьёва» о согласовании создания места накопления ТКО от 20.04.2021, подписанной проректором по инфраструктурному развитию и управлению кампусом ФИО2, университету 20.04.2021 было согласовано создание площадки для сбора отходов, на территории земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, который в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от 19.04.2011 , предназначен для эксплуатации здания учебно-бытового корпуса, также расположенного по указанному выше адресу. Однако, указанная контейнерная площадка не была обустроена в соответствии с СанПиН 2.1.3684-21 от 28.01.2021. В районе данной площадки, непосредственно на поверхность почвы неустановленными лицами складировались твёрдые коммунальные отходы.

Сброс отходов на поверхность почвы является нарушением:

- ч. 1 и ч. 2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей
среды», согласно которой отходы производства и потребления, радиоактивные отходы
подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и
захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей
среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются: сброс
отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в
поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву;

- ч. 1 ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», согласно которого накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области
санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства
Российской Федерации.

Таким образом, материалами дела подтверждено, что ФИО2 как должностное лицо в нарушении требований ч. 1 и ч. 2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ, ч. 1 ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ не принял должных мер (бездействие), направленных на накопление отходов на территории земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с установленными требованиями, а также не принял мер по своевременной и регулярной уборке территории указанного земельного участка от твёрдых коммунальных отходов, что привело к их сбросу и нахождению непосредственно на почве, что не соответствует требованиям законодательства в области охраны окружающей среды.

С учетом представленных доказательств действия ФИО2 правильно квалифицированы по части 1 статьи 8.2 КоАП РФ.

Согласно объяснений ФИО2 сброс отходов в районе контейнерной площадки для мусора, расположенной на территории университета, является следствием недостаточного количества мест накопления отходов возле близлежащих многоквартирных домов, о чем должностными лицами РГАТУ направлялись претензии региональному оператору по обращению с отходами Ярославской области ООО «Хартия», направлены письма в Управление Роспотребнадзора и главе г. Рыбинска с просьбой разобраться в сложившейся ситуации. Кроме того свалка твердых коммунальных отходов и крупногабаритных отходов на территории, прилегающей к контейнерной площадке, расположенной по адресу: <адрес>, была устранена 14.10.2021, о чем было сообщено в отдел муниципального и жилищного контроля администрации городского округа город Рыбинск письмом от 14.10.2021 с приложением фотографий. Таким образом, на момент составления протокола об административном правонарушении территория возле указанной контейнерной площадки не содержала твердых коммунальных отходов и крупногабаритных отходов. В период образования несанкционированной свалки сотрудниками ФГБОУ ВО «РГАТУ имени П.А. Соловьева» велись работы по организации контейнерной площадки.

Вместе с тем, должностным лицом не оценен в полной мере характер совершенного административного правонарушения, который в данном случае позволяет квалифицировать деяние как малозначительное.

В соответствии с требованиями статьи 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Как указано в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных отношений.

Законодатель предоставил правоприменителю право оценки факторов, характеризующих понятие малозначительности.

С учетом объема допущенных ФИО2 нарушений, тот факт, что должностным лицом принимались активные меры к устранению нарушения, на момент составления протокола несанкционированная свалка была ликвидирована, учитывая отсутствие существенных негативных последствий, полагаю, что данное деяние следует признать малозначительным, что соответствует статье 2.9 КоАП РФ, и разъяснениям, приведенным в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

В соответствии с пунктом 21 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 24.03.2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.

Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, судья

решил:

Постановление старшего государственного инспектора Ярославской области в области охраны окружающей среды Департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области от 15 декабря 2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ, в отношении ФИО2 отменить, производство по делу прекратить за малозначительностью административного правонарушения, ограничившись устным замечанием.

Судья Е.С. Леонова