Дело №12-60/2024(12-789/2023)
РЕШЕНИЕПо жалобе на определение по делу об административном правонарушении
15 февраля 2024 года
Судья Центрального районного суда г. Новосибирска Малахов С.Л., рассмотрев жалобу Администрации города Омска на постановления №ТА-1320-в/1 и №ТА-1320-в/2 от 11.01 2023 старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1 по делу об административных правонарушениях
у с т а н о в и л:
11.01.2023 постановлением №ТА-1320-в/1 старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1 Администрация города Омска признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 11 статьи 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
Также, 11.01.2023 постановлением №ТА-1320-в/2 Администрация города Омска признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 70 000 рублей.
Не согласившись с указанными постановлениями, Администрация г. Омска обратилась с жалобой, согласно которой просит постановления отменить, производство по делам об административном правонарушении прекратить, указывая на отсутствие состава административного правонарушения и на имеющиеся процессуальные нарушения.
В обоснование жалобы заявитель указывает, что проверка проведена в нарушение подпункта «б» пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 №336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля», что предметом поручения Президента Российской Федерации от 06.07.2021 №Пр-1170 являлся вопрос проверки проведения мероприятий по рекультивации (ликвидации) свалок до 2023 года, а не проведение экологического контроля земельных участков, на которых размещены свалки, внеплановая проверка проведена должностным лицом без согласования с органом прокуратуры. Также указывает, что на момент вынесения постановлений по делам об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности истек, т.к. подлежит исчислению с 15.09.2021, также указывает, что понятие «объект размещения отходов» не применим к территориям свалок, расположенным в Кировском и Ленинском административных округах г. Омска. Эксплуатация данных объектов прекращена, объекты включены в государственный реестр объектов накопления вреда окружающей среде, для прекращения существования которых законом предусмотрена только ликвидация. Для указанных целей 12 декабря 2022 года Администрацией г. Омска заключены муниципальные контракты, ведутся работы по рекультивации земель. Мероприятия по обеспечению надлежащего содержания мест выполнения работ, анализу результата работ осуществляются в рамках рекультивации. Из жалобы следует, что Администрация г. Омска не является лицом, ответственным за размещение объектов отходов, поскольку отходы на указанных объектах размещал региональный оператор ООО «Магнит», которому Администрация г. Омска для указанных целей передала соответствующие земельные участки. Поскольку Администрация г. Омска не является лицом, эксплуатирующим данные объекты размещения отходов, соответственно, обязанность по проведению мониторинга указанных объектов у Администрации г. Омска отсутствует. После принятия решения о закрытии указанных свалок Администрацией города" Омска в установленном порядке проведены мероприятия по подготовке и утверждению проектной документации, которая в том числе содержит анализ воздействия объектов на окружающую среду, прошла экологическую экспертизу и была согласована Росприроднадзором.
На основании статьи 4.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях вышеуказанные дела об административных правонарушениях объединены в одно производство.
В судебное заседание защитник Администрации г. Омска не явился, направил письменные дополнения к жалобе, также направил ходатайство об обеспечении участия в судебном заседании путем использования систем видеоконференцсвязи и отложения судебного заседания..
Определением судьи от 15.02.2024 указанное ходатайство об обеспечении участия в судебном заседании путем использования систем видеоконференцсвязи было рассмотрено и отклонено по мотивам указанным в определении.
Поскольку вышеуказанное ходатайство было отклонено, судья не находит и оснований для отложения судебного разбирательства, при этом судья учитывает, что Администрация г. Омска своевременно извещена надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, защитой представлены дополнительные пояснения к жалобе, в связи с чем безосновательное отложение рассмотрение дела приведет к волоките и нарушению сроков рассмотрения дела
Исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что во исполнение подпункта «б» пункта 9 Перечня поручений от 06.07.2021 № Пр-1170 по итогам «Прямой линии» Президента РФ с гражданами Российской Федерации от 30.06.2021 с учетом пункта 3 части 1 статьи 57 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", абзаца 2 подпункта «б» пункта 3 Постановления Правительства РФ № 336 от 10.03.2022 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 28.10.2022 принято решение о проведении внеплановой выездной проверки с 31.10.2022 по 08.11.2022 и с 24.11.2022 по 29.11.2022 в отношении деятельности Администрации г. Омска по распоряжению земельными участками (в Ленинском и Кировском административных округах г. Омска, на которых расположены объекты накопленного вреда окружающей среде), на предмет соблюдения законодательства в области охраны окружающей среды.
В ходе проверки установлено, что в соответствии с выписками из ЕГРН правообладателем (собственником) земельных участков, на которых расположены территории закрытых свалок в Ленинском и Кировском административных округах г. Омска, является Администрация города Омска (решением Арбитражного суда Омской области от 15.09.2021 по делу № А46-10834/2021 договоры аренды указанных земельных участков расторгнуты между Администрацией г. Омска и ООО «Магнит»).
Распоряжениями Администрации г. Омска от 28.04.2022 № 69-р и № 70-р принято решение о закрытии территорий свалок, расположенных в Ленинском и Кировском административных округах г. Омска.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Омской области от 10.09.2022 г. № 87 указанные свалки твердых коммунальных отходов (ТКО) исключены из территориальной схемы потоков ТКО, эксплуатация свалок прекращена.
Приказом Минприроды России № 605 от 14.09.2022 несанкционированный объект размещения отходов, расположенный в Кировском АО г. Омска, и закрытая свалка, расположенная в Ленинском АО г. Омска, включены в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде.
По результатам выездной проверки в деятельности Администрации г. Омска по распоряжению земельными участками с кадастровыми номерами 55:36:000000:ххх (единое землепользование, в состав которого входят земельные участки с кадастровыми номерами ххх, на которых расположен объект накопленного вреда окружающей среде «Закрытая свалка, расположенная в Ленинском административном округе города Омска (Омская область)» и как собственником земельных участков с кадастровыми номерами ххх, на которых расположен объект накопленного вреда окружающей среде «Несанкционированный объект размещения отходов, расположенный в Кировском административном округе города Омска (Омская область)» выявлены нарушения требований законодательства об охране окружающей среды, а именно:
- не проводится отбор проб компонентов окружающей среды с целью оценки влияния объекта на окружающую среду;
- не принимаются меры по предотвращению дальнейшего захоронения отходов на свалке: в ходе проверки на свалке обнаружены «свежие» отходы, территория свалки г*" огорожена по периметру, информационные и запрещающие знаки отсутствуют;
- на земельном участке с кадастровым номером ххх установлено ведение хозяйственной деятельности ООО «Спецпереработчик» (размещено мусороперерабатывающее оборудование);
- на земельном участке с кадастровым номером ххх расположены объекты недвижимости с кадастровыми номерами ххх (нежилое здание гаража, ххх), ххх (нежилое здание гараж для тракторов, ххх, переданное по договору аренды №46592/5А от 28.04.2020 ООО «Магнит»; ххх (бытовое помещение, ххх); ххх (здание КПП, ххх);
- не принимаются меры по предотвращению возгораний на свалке: в теле свалки
31.10.2022 на земельном участке с кадастровым номером ххх зафиксирован очаг тления отходов;
- на земельном участке с кадастровым номером ххх установлено ведение хозяйственной деятельности (территория участка размером 100 м на 50 м обвалована и покрыта гидроизоляционным покрытием, на поверхности покрытия расположены отходы).
Таким образом, Администрацией г. Омска неисполнена обязанность по проведению мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов производства и потребления (с 14.09.2022 - объекты накопленного вреда окружающей среде), расположенных в Ленинском и Кировском административных округах г. Омска, в пределах их воздействия на окружающую среду, а также с 15.09.2021 неисполнена обязанность по проведению контроля за состоянием (и его воздействием на окружающую среду) объектов размещения отходов производства и потребления, расположенных в Ленинском и Кировском административных округах г. Омска (с 14.09.2022 - объекты накопленного вреда окружающей среде), что выразилось в непринятии мер к предотвращению дальнейшего захоронения отходов, к возникновению возгораний на свалке (обнаружены «свежие» отходы, территория не огорожена, отсутствуют информационные и запрещающие знаки, имеются очаги тлений и возгораний).
Указанные нарушения требований статьи 34 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», пункта 4 статьи 12 Федерального закона от 04.05.20211 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», а также требований пункта 3 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», пунктов 3 и 4 Приказа Минприроды России от 08.12.2020 №1030 «Об утверждении Порядка проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду», образуют составы административных правонарушений, в связи с чем постановлениями должностного лица Росприроднадзора № ТА-1320-в/1 и № ТА-1320-в/2 от 11.01.2023 Администрация г. Омска была привлечена к административной ответственности по части 11 статьи 8.2 и части 3 статьи 8.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, соответственно.
Частью 11 статьи 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за неисполнение обязанности по проведению мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов производства и потребления и в пределах их воздействия на окружающую среду, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.
Частью 3 статьи 8.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за неисполнение обязанности по проведению контроля за состоянием объекта размещения отходов производства и потребления и его воздействием на окружающую среду или проведению работ по восстановлению (рекультивации или консервации) нарушенных земель после окончания эксплуатации объекта размещения отходов производства и потребления, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от семидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
Судья соглашается с выводами должностного лица о виновности Администрации г. Омска в нарушении законодательства об охране окружающей среды. Данные выводы являются правильными и сомнений не вызывают.
Собранным по делу доказательствам должностным лицом дана надлежащая оценка, вопреки доводам жалобы оснований для иной оценки доказательств не имеется.
Отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
В силу статьи 3 указанного Федерального закона (в редакции, действующей на момент выявления нарушения) хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших доступных технологий с учетом экономических и социальных факторов; обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Согласно статье 10 Федерального закона № 7-ФЗ управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии со статьей 34 Федерального закона №7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель.
Отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 51 Федерального закона №7-ФЗ).
Согласно статье 1 Федерального закона №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходами производства и потребления признаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с данным Законом, под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
В силу части 4 статьи 12 указанного Федерального закона собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 № 800 (ред. от 07.03.2019) утверждены Правила проведения рекультивации и консервации земель.
В соответствии с пунктом 3 Правил, разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
В случае если лица, деятельность которых привела к деградации земель, не являются правообладателями земельных участков и у правообладателей земельных участков, исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, отсутствует информация о таких лицах, разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются гражданами или юридическими лицами - собственниками земельных участков (подпункт «а» пункта 4).
В силу пункта 3 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственниками объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральным органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Приказом Минприроды России № 1030 от 08.12.2020 утвержден Порядок проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, который распространяется на предназначен для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в собственности, владении или пользовании которых находятся объекты размещения отходов, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и ее территориальных органов. Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, ее территориальных органов и подведомственных организаций, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственный экологический надзор.
В соответствии с пунктом 3 указанного Порядка мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду осуществляется собственниками, владельцами объектов размещения отходов, а в случае передачи этих объектов в пользование - пользователями объектов размещения отходов (далее - лица, ответственные за проведение мониторинга).
Для организации работ по наблюдению за состоянием и загрязнением окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, оценки изменений ее состояния лицами, ответственными за проведение мониторинга, разрабатывается программа мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду (далее - программа мониторинга).
Для объектов размещения отходов, выведенных из эксплуатации, мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду осуществляется в рамках контроля за их состоянием и воздействием на окружающую среду. Прекращение мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях выведенных из эксплуатации объектов размещения отходов допускается по истечении срока, предусмотренного проектной документацией на вывод объекта размещения отходов из эксплуатации, при условии, если по результатам данного мониторинга подтверждено отсутствие негативного воздействия на окружающую среду объекта размещения отходов в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды и законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 9 июля 2014 г. № 709-ст. утвержден и введен в действие ГОСТ Р 56060-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Производственный экологический мониторинг. Мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов, который предназначен для организации и осуществления мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов (за исключением радиоактивных) (далее по тексту - Стандарт).
В силу пункта 4.2 Стандарта мониторинг проводят владельцы объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов (далее - объекты), на основании утвержденной ими программы за счет собственных средств и иных источников финансирования, не запрещенных законодательством.
В соответствии с частью 3 статьи 8 Устава города Омска Администрация города Омска входит в структуру органов местного самоуправления города Омска и является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления города Омска.
К вопросам местного значения муниципального образования г. Омска относятся в частности организация мероприятий по охране окружающей среды в границах города Омска; участие в организации деятельности по накоплению (в том числе, раздельному накоплению), сбору, транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов (пункты 3,11 и 24 части 1 статьи 9 Устава города Омска).
Таким образом, на муниципальное образование г. Омска, как на собственника вышеуказанных земельных участков, как в период после прекращения с 15.09.2021 действия договоров аренды земельных участков с ООО «Магнит» и эксплуатации свалок последним, так и в период последующего включения с 14.09.2022 данных территорий в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде, возложена предусмотренная законом обязанность по соблюдению законодательства в области охраны окружающей среды на территориях объектов размещения отходов производства и потребления, расположенных в Кировском и Ленинском АО г. Омска, законом прямо возложена обязанность проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях данных объектов и осуществлять контроль за их состоянием.
Доводы о возложении обязанности на арендатора ООО «Магнит» по проведению мониторинга судьей отклоняется, поскольку из договоров аренды земельных участков такие условия следуют.
Само по себе заключение Администрацией г. Омска муниципальных контрактов в целях реализации федерального проекта «Чистая страна», входящего в национальный проект «Экология», не свидетельствует о выполнении Администрации г. Омска вышеуказанных мер по проведению мониторинга, поскольку проект «Экология» разработан Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" в целях реализации, в том числе, формирования комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами, включая ликвидацию свалок и рекультивацию территорий, на которых они размещены, создание условий для вторичной переработки всех запрещенных к захоронению отходов производства и потребления; создание современной инфраструктуры, обеспечивающей безопасное обращение с отходами I и II классов опасности; применение ко всем объектам, оказывающим значительное негативное воздействие на окружающую среду, системы экологического регулирования, основанной на использовании наилучших доступных технологий, тогда как проведение же мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, в соответствии с Приказом Минприроды России от 08.12.2020 № 1030 является частью системы наблюдений за ее состоянием и загрязнением под воздействием объектов размещения отходов и осуществляется в целях предотвращения негативных изменений качества окружающей среды, информирования органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц о состоянии и загрязнении окружающей среды в районах расположения объектов размещения отходов.
Мероприятия по рекультивации земельных участков на территориях Ленинского и Кировского административных округов в г. Омске в связи с принятым решением о ликвидации несанкционированных свалок, размещенных на них, не подменяют собой мероприятия по проведению соответствующего мониторинга.
Проведение указанного мониторинга Администрацией г. Омска материалами дела не подтверждены, соответствующие доказательства суду не представлены.
Следовательно, доводы жалобы о том, что Администрация г. Омска не является субъектом административного правонарушения, что нормы о мониторинге к зоне ее ответственности не применимы, являются несостоятельными.
Доказательств невозможности соблюдения органом местного самоуправления природоохранных норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, по независящим от него причинам защитой не представлено и из материалов дела не усматривается.
Доводы жалобы об отсутствии оснований для проведения проверки подлежат отклонению.
Так, абзац 2 подпункта «б» пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 №336 (в редакции, действовавшей на момент принятия решения о проведении внеплановой проверки) при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью органов местного самоуправления по поручению Президента Российской Федерации внеплановые проверки проводятся без согласования с органом прокуратуры.
Пунктом 9 указанного Постановления предусмотрено право должностного лица контрольного (надзорного) органа, уполномоченного на возбуждение дела об административном правонарушении, в случаях, установленных законодательством, на возбуждение дела об административном правонарушении, если состав административного правонарушения включает в себя нарушение обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля (за исключением государственного контроля (надзора) за" деятельностью органов государственной власти и органов местного самоуправления), исключительно в случае, предусмотренном пунктом 3 части 2 статьи 90 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (за исключением случаев необходимости применения меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде временного запрета деятельности).
Пунктом 3 части 2 статьи 90 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» установлена обязанность контрольного (надзорного) органа в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований контролируем лицом признаков преступления или административного правонарушения направить соответствующую информацию в государственный орган в соответствии со своей компетенцией или при наличии соответствующих полномочий принять меры по привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности.
Основанием для проведения внеплановой проверки Администрации г. Омска в рассматриваемом случае явилось поручение Президента Российской Федерации, в связи с чем необходимость в согласовании ее проведения с органом прокуратуры не имелась.
Кроме того, данная проверка проводилась в связи с указанием (письмо от 03.12.2021) со стороны Контрольного управления Президента Российской Федерации продолжить работу по выполнению подпунктов «а» и «б» пункта 9 перечня поручений Президента Российской Федерации от 06.07.2021 №Пр-1170, что свидетельствует о том, что проверка проводилась в исполнение поручения президента Российской Федерации, следовательно, говорить о том, что не было законных оснований для ее проведения нельзя.
При этом, поручение Президента Российской Федерации относилось применительно объектов накопленного вреда окружающей среде в г. Омске. Из пункта пункта 6 Решения о проведении внеплановой выездной проверки от 28.10.2022 следует, что выездная проверка проведена в отношении Администрации г. Омска по распоряжению земельным участками, на которых размещены объекты накопленного вреда, в связи с чем ссылки в жалобе об отсутствии в поручении Президента Российской Федерации указаний на проведение проверки в отношении Администрации г. Омска также подлежат отклонению.
Ссылки в жалобе о не соответствии предмета проведенной проверки предмету поручения президента Российской Федерации, не обоснованны, поскольку в поручении президента прямо предусмотрена именно проверка объектов накопленного вреда окружающей среде в г Омска, а также представление предложений о мерах, необходимых для выполнения большей части мероприятий по ликвидации таких объектов до конца 2023 года.
При этом, вопреки доводам жалобы проверка деятельности администрации г. Омска в рамках которой должны соблюдаться обязательные требования в области охраны окружающей среды на земельных участках с объектами накопленного вреда, не противоречит пункту 2 Положения о федеральном государственном экологическом контроле (надзоре), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1096.
Подлежат отклонению и доводы жалобы, об истечении срока давности привлечения к административной ответственности.
В соответствии с частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренной статьями 8.2 и 8.7 Кодекса, составляет один год.
Частью 2 данной статьи установлено, что при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 данной статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Согласно разъяснению, приведенному в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. Днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
Следовательно, срок давности подлежит исчислению с момента выявления Росприроднадзором правонарушения - 29.11.2022, в связи с чем обжалуемые постановления вынесены должностным лицом в пределах срока давности.
Ссылки в жалобе о начале срока давности с момента, когда Росприроднадзор узнал (10.09.2021) об исключении спорной территории из схемы ТКО либо с 15.09.2021, т.е. с момента неисполнения Администрацией соответствующих обязанности основаны на неправильном толковании норма права и судьей во внимание не берутся.
Доводы жалобы о том, понятие «объект размещения отходов» не применимо к территориям свалок, расположенным в Кировском и Ленинском административных округах г. Омска, являются несостоятельными.
Так, согласно абзацу 10 статьи 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» под объектами размещения отходов понимаются специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.
В силу пункта 6 статьи 12 указанного Федерального закона объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов.
Размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов, запрещается (пункт 7 статьи 12 Федерального закона №89-ФЗ).
Вместе с тем, Федеральным законом от 25 декабря 2018 г. № 483-ФЗ «О внесении изменений в статью 29.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» срок перехода на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами продлен.
В соответствии с пунктом 2.1 статьи 29.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» до 01.01.2023 запрет, установленный пунктом 7 статьи 12 этого федерального закона, также не распространяется на объекты, указанные в пункте 8 данной статьи: объекты размещения твердых коммунальных отходов, введенные в эксплуатацию до 01.01.2019 и не имеющие документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации.
Объекты, включенные в перечень и территориальную схему обращения с отходами, могут использоваться для размещения твердых коммунальных отходов без лицензии на осуществление деятельности по размещению отходов I- IV классов опасности. Деятельность по размещению твердых коммунальных отходов на объектах, включенных в перечень, регулируется в порядке, предусмотренном данным федеральным законом для объектов размещения отходов (пункт 9 статьи 29.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»).
В соответствии с пунктом 8 статьи 29.1 Федерального закона №89-ФЗ 01.01.2023 объекты размещения твердых коммунальных отходов, введенные в эксплуатацию до 01.01.2019 и не имеющие документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, могут быть использованы для размещения твердых коммунальных отходов.
Указанные объекты при наличии заключения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, о возможности использования указанных объектов для размещения твердых коммунальных отходов по решению уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации могут быть включены в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации. Порядок формирования и изменения перечня и порядок подготовки заключения, предусмотренного названным пунктом, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды. Данные о месте нахождения объектов размещения твердых коммунальных отходов, включенных в перечень, вносятся в территориальную схему обращения с отходами соответствующего субъекта Российской Федерации. Объекты, указанные в этом пункте, подлежат исключению из территориальной схемы обращения с отходами не позднее 01.01.2023 и подлежат обустройству и рекультивации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно Приложению №14 к территориальной схеме обращения с отходами производства и потребления в Омской области, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Омской области от 26.05.2020 №39 объекты с местоположением: Омская область г. Омск Кировский административный округ ул. 3-я Казахстанская, д. 18 и Омская область г. Омск Ленинский административный округ Черлакский тракт, на которых размещены твердые коммунальные отходы включены в Перечень объектов обработки твердых коммунальных отходов и соответствующую схему.
Следовательно, вопреки доводам защиты, свалки, расположенные в Кировском и Ленинском административных округах г. Омска, подпадают под определение «объект размещения отходов» в смысле, придаваемом Федеральным законом №89-ФЗ.
Ссылка в жалобе на судебные акты Центрального районного суда г. Омска, постановленные по гражданским делам в 2014 и 2015 годах не свидетельствует об отсутствии составов административных правонарушений в действиях (бездействии) Администрации г. Омска.
При этом, судебными актами установлено, что спорные земельные участки эксплуатируются под свалки и свидетельствует о бездействии со стороны Администрации г. Омска в решении вопросов местного значения по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, которое приводит к ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки на территории г. Омска.
Несогласие защиты с выводами о виновности общества в совершении правонарушения и оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием должностным лицом административного органа и судом норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства в области охраны окружающей среды, подлежащих применению в деле, основанием для отмены обжалуемых актов не является.
По сути, доводы жалобы сводятся к переоценке установленных по делу обстоятельств и доказательств. Иных правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемых актов должностного лица и судьи районного суда, жалоба не содержит.
В соответствии с частью 6 статьи 4.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статьи) раздела II настоящего Кодекса либо закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, при назначении административного наказания за совершение указанных административных правонарушений применяются правила назначения административного наказания, предусмотренные частями 2-4 настоящей статьи.
С учетом вышеуказанных норм права, исходя из обстоятельств, что контрольные мероприятия надзорным органом проведены в единый период и на основании одного решения должностного лица Росприроднадзора о проведении внеплановой выездной проверки в отношении одного контролируемого лица (Администрации г. Омска) и имеют единый предмет проверки (соблюдение контролируемым лицом обязательных требований в области охраны окружающей среды), а также, что рассмотрение дел подведомственно одному и тому же органу, должностному лицу административное наказание юридическому лицу подлежит назначению в пределах санкции части 11 статьи 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, предусматривающей назначение более строгого административного наказания.
В соответствии с частью 1 статьи 3.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
В соответствии с общими правилами назначения административных наказаний административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях). При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Вместе с тем, в соответствии с частями 3.2 - 3.3 статьи 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела 2 настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Учитываются обстоятельства дела, характер совершенного Администрацией г. Омска административного правонарушения, бюджетное финансирование, судья приходит к выводу назначить размер административного наказания менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией части 11 статьи 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях для юридических лиц, т.е. в размере 100 000 рублей.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, на постановление по делу об административном правонарушении, выносится решение об изменении постановления по делу об административном правонарушении, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено указанное постановление.
На основании изложенного, руководствуясь статьи 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд
р е ш и л:
Постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора от 11.01.2023 № ТА-1320-в/1 о привлечении Администрации города Омска к административной ответственности по части 11 статьи 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, а также постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора от 11.01.2023 № ТА-1320-в/2 о привлечении Администрации города Омска к административной ответственности по части 3 статьи 8.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях изменить в части назначения административного наказания, назначив административное наказание в пределах менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного частью 11 статьи 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей, в остальной части постановления оставить постановления без изменения, частично удовлетворив жалобу Администрации города Омска.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья С.Л. Малахов