ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-60/21 от 29.03.2021 Северского районного суда (Краснодарский край)

К Делу № 12-60/21

УИД № 23RS0044-01-2021-000758-42

Р Е Ш Е Н И Е

ст. Северская 29 марта 2021 года

Судья Северского районного суда Краснодарского края Колисниченко Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя ООО «ЦУП ЖКХ» Варченко Н.Н. на постановление старшего государственного инспектора Краснодарского края в области охраны окружающей среды от 24 сентября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением старшего государственного инспектора Краснодарского края в области охраны окружающей среды ФИО2 от 24 сентября 2020 года ООО «ЦУП ЖКХ» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.

Представитель ООО «ЦУП ЖКХ» обратился в Северский районный суд с жалобой на постановление старшего государственного инспектора Краснодарского края в области охраны окружающей среды от 24 сентября 2020 года. В обоснование заявленных требований ссылался на то, что 19 июня 2020 года между администрацией Черноморского городского поселения Северского района и ООО «ЦУП ЖКХ» (филиалом «СИС» ООО ЦУП ЖКХ») был заключен договор безвозмездного пользования муниципальным имуществом (водопроводно-канализационным хозяйством) №2. Фактическая передача имущества осуществлена по акту приема - передачи 23 июня 2020 года. Передача очистных сооружений пгт. Черноморского осуществлена согласно дополнительного соглашения к договору безвозмездного пользования 16 июля 2020 года. Согласно п. 2.6 договора безвозмездного пользования: Стороны отдельно отмечают предельную изношенность Имущества и договариваются о том, что в случае возникновения аварийных ситуаций, финансирование расходов на аварийные ремонты является обязанностью Ссудодателя. Кроме того, Ссудополучатель имеет право предоставить План предупредительных ремонтов по итогам технического обследования и инвентаризации. При отсутствии финансирования данных работ ответственность за неблагоприятные последствия в случае возникновения аварийных ситуаций лежит исключительно на Ссудодателе. В Соответствии с договором безвозмездного пользования ООО «ЦУП ЖКХ» (Ссудополучатель) обязуется использовать переданный ему объект для осуществления холодного водоснабжения и водоотведения на территории Черноморского городского поселения (п.п. 2.2., 3.2.1.), поддерживать объект, полученный в безвозмездное пользование, в исправном состоянии, включая текущий ремонт, нести все расходы на его содержание и эксплуатацию (п. 3.2.2.). Объект очистные сооружения пгт. Черноморского переданы с нулевой балансовой стоимостью, что подтверждает, что на момент передачи находились в изношенном состоянии. На момент проведения проверки очистные сооружения пгт. Черноморского находились в эксплуатации ООО «ЦУП ЖКХ» (филиала «СИС» ООО «ЦУП ЖКХ») 20 дней, соответственно восстановить работоспособность изношенного оборудования за такой короткий срок не представлялось возможным. 22 октября 2020 года после проведения ремонтно-восстановительных работ на очистных сооружениях пгт. Черноморского были отобраны сточные воды для проведения анализов. Согласно протоколу лабораторных испытаний №8490 от 02 ноября 2020 года нормативы предельно-допустимых сбросов находятся в допустимых уровнях, что подтверждает, что ООО «ЦУП ЖКХ» за столь непродолжительное время предприняты все зависящие меры по соблюдению требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления. В соответствии с ч.2 ст. 2.1. КоАП РФ: юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. В связи с изложенным, заявитель считал, что привлечение ООО «ЦУП ЖКХ» к административной ответственности по ч. 4 ст. 8.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях не правомерно, т.к. в его действиях отсутствует состав административного правонарушения. На основании изложенного представитель заявителя просил суд постановление №1.20/547Н-1 от 24 сентября 2020 года в отношении ООО «ЦУП ЖКХ» о назначении административного наказания по ч. 4 ст. 8.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях - отменить за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

Представитель ООО «ЦУП ЖКХ» Варченко Н.Н., действующая на основании доверенности №7 от 31.08.2020 года, в судебном заседании предоставила дополнения к жалобе, согласно которым объекте «очистные сооружения пгт. Черноморский» в сентябре-октябре 2020 года, силами работников предприятия, проводились работы по поэтапной очистке буферной емкости, 3-х песколовок и распределительной камеры, проведен ремонт металлоконструкций в аэротенках биологической очистки, в результате чего значительно были улучшены показатели лабораторных испытаний, в том числе: согласно данных лабораторных исследований проводимых представителями Минприроды - БПК5-11 мгО2/дм3, взвешенные вещества 9мг/дм3, сухой остаток 572мг/дм3, а согласно данных лабораторных исследований, произведенных по заказу ООО «ЦУП ЖКХ» БПК5- 3,3 мгО2/дм3, взвешенные вещества 8,1мг/дм3, сухой остаток 508мг/дм3, что говорит о значительных улучшениях в работе очистных сооружениях пгт. Черноморского, а также подтверждает, что ООО «ЦУП ЖКХ» за столь непродолжительное время предприняты все зависящие меры по соблюдению требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления. На основании изложенного представитель заявителя просила суд учесть проводимые ООО «ЦУП ЖКХ» меры по восстановлению работоспособности очистных сооружений пгт. Черноморского, как смягчающее обстоятельство и вынести решение по жалобе с применением ч.3.2. ст.4.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, т.е. снизить штраф в размере 150 000,00 рублей до максимально допустимого.

Представитель министерства природных ресурсов Краснодарского края в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого постановления, в части смягчения административного наказания полагался на усмотрение суда.

Суд, выслушав мнение участников производства по делу об административном правонарушении, исследовав материалы административного дела, полагает необходимым постановление старшего государственного инспектора Краснодарского края в области охраны окружающей среды от 24 сентября 2020 года изменить в части назначенного наказания, по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Согласно ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ, нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.45 настоящего Кодекса влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.

Таким образом, объективную сторону данного правонарушения образует, деятельность осуществляемая с нарушением требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение.

В силу ч.5 ст.2 Водного кодекса РФ уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти издают нормативные правовые акты, регулирующие водные отношения, в случаях и в пределах, которые предусмотрены Кодексом, другими федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.

Согласно ч. 4 ст. 35 ВК РФ, количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.

В соответствии с ч. 1 ст. 44 ВК РФ, использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.

Согласно ч. 6 ст. 56 ВК РФ, сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.

В соответствии с п.1 ч. 6 ст.60 Водного кодекса РФ при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах).

На основании ч. 1 ст. 68 ВК РФ, лица, виновные в нарушении водного законодательства, несут административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как следует из материалов дела и установлено должностным лицом, по итогам проведенной плановой выездной проверки юридического лица ООО «ЦУП ЖКХ», 04 августа 2020 года в 10 часов 30 минут в рамках административного расследования по адресу: Краснодарский край, Северский район, Черноморское городское поселение, северо-западная окраина пгт. Черноморского, балка Гнилая (очистные сооружения), точка координат N 44.86446 Е 38.48481 должностными лицами министерства установлено, что ООО «ЦУП ЖКХ» осуществляет сброс сточных вод с очистных сооружений пгт. Черноморского в водный объект - балка Гнилая с превышением установленных нормативов качества предельно допустимого концентрата (далее - ПДК). 04 августа 2020 года на момент отбора пробы выявлено превышение установленных нормативов качества ПДК по следующим исследованным загрязняющим веществам: легкоокисляемые органические вещества по величине ПБК5-5,2 ПДК, аммоний ион - 3,4 ПДК, фосфат - 7 ПДК, нитраты -1,5 ПДК, нитриты - 7,3 ПДК. Так как сточные воды от очистных сооружений п. Черноморского Северского района поступают в водный объект (балка Гнилая), качество стоков оценивалось по отношению «фоновых» концентраций б. Гнилая и ПДК для водоемов, имеющих рыбохозяйственное значение.

Данные обстоятельства указывают на наличие события административного правонарушения, выразившегося в сбросе сточных (канализационных) вод с очистных сооружений пгт. Черноморского в водный объект балка Гнилая с превышением установленных нормативов качества предельно допустимого концентрата. Таким образом, в действиях ООО «ЦУП ЖКХ» усматривается признаки состава правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.13 КоАП РФ, то есть нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение.

По данному факту в отношении ООО «ЦУП ЖКХ» было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ и вынесено вышеуказанное постановление о привлечении к административной ответственности за нарушение требований к охране водных объектов.

Факт совершения ООО «ЦУП ЖКХ» административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ, подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами: протоколом об осмотре принадлежащих юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, физическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 23 июля 2020 года № 1.20/Сл-7 /л.д. 59 - 61/, фототаблицей от 23 июля 2020 года /л.д. 62 - 64/, определением о возбуждении дела об административном правонарушении проведении административного расследования /л.д. 65 - 66/, протоколом об осмотре принадлежащих юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, физическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 04 августа 2020 года № 1.20/АБР-1 /л.д. 89 - 91/, фототаблицей от 04 августа 2020 года /л.д. 92 - 98/, актами отбора проб воды от 04 августа 2020 года № 39 /л.д. 100 - 101/, от 04 августа 2020 года № 40 /л.д. 102 -103/, от 04 августа 2020 года № 41 /л.д. 104 – 105/, протоколами исследования сточной воды от 10 августа 2020 года № 39 /л.д. 108 - 109/, от 10 августа 2020 года № 40 /л.д. 110 – 111/, от 10 августа 2020 года № 41 /л.д. 112 – 113/, протоколом об административном правонарушении 24 августа 2020 года №1.20/СЛ-7/5 /л.д. 132 – 135/ и иными материалами дела.

В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Из текста жалобы ООО «ЦУП ЖКХ», объяснений представителя заявителя и представленных материалов судом установлено, что объекты водопроводно-канализационного хозяйства Черноморского городского поселения, полученные заявителем от администрации Черноморского городского поселения по договору безвозмездного пользования от 19 июня 2020 года №2 /л.д. 9 - 30/ находятся в предельно изношенном состоянии. В сентябре-октябре 2020 года, силами работников ООО «ЦУП ЖКХ», на объекте «очистные сооружения пгт. Черноморский» проводились работы по поэтапной очистке буферной емкости, 3-х песколовок и распределительной камеры, проведен ремонт металлоконструкций в аэротенках биологической очистки, в результате чего были улучшены показатели лабораторных испытаний, в том числе: согласно данных лабораторных исследований проводимых представителями Минприроды - БПК5-11 мгО2/дм3, взвешенные вещества 9мг/дм3, сухой остаток 572мг/дм3, при этом согласно данных лабораторных исследований, произведенных по заказу ООО «ЦУП ЖКХ» БПК5 - 3,3 мгО2/дм3, взвешенные вещества 8,1мг/дм3, сухой остаток 508мг/дм3, что говорит об улучшениях в работе очистных сооружениях пгт. Черноморского. Указанные обстоятельства подтверждаются копиями протокола лабораторных испытаний от 02 ноября 2020 года № 8490.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что за время нахождения объектов водопроводно-канализационного хозяйства Черноморского городского поселения в безвозмездном пользовании ООО «ЦУП ЖКХ» предприняты некоторые меры по соблюдению требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления.

На основании ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии с ч.1 ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. В силу ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ эти данные устанавливаются, в том числе протоколом об административном правонарушении, иными протоколами и документами.

Объектом данного правонарушения являются отношения по охране окружающей среды и порядок природопользования (в частности водопользования)

В рассматриваемом деле установлен факт, того что ООО «ЦУП ЖКХ» допущен сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся надлежащей санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах), что образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ.

Старшим государственным инспектором Краснодарского края в области охраны окружающей, при рассмотрении дела и вынесении обжалуемого постановления, исследованы все обстоятельства правонарушения, оценены имеющиеся в деле доказательства, и дана надлежащая правовая оценка существенным обстоятельствам дела. Нарушений норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях допущено не было.

В силу ч.ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

Суд, определяя размер подлежащего применению наказания, учитывает существенные обстоятельства дела, в частности проведенные ООО «ЦУП ЖКХ» работы по поэтапной очистке буферной емкости, 3-х песколовок и распределительной камеры, ремонт металлоконструкций в аэротенках биологической очистки, отсутствие обстоятельств отягчающих административную ответственность руководствуется положениями ст. 3.1 КоАП РФ.

В силу п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.

На основании изложенного, в силу положений ч.ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1, п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, постановление старшего государственного инспектора Краснодарского края в области охраны окружающей Пономаренко П.В. от 24 сентября 2020 года подлежит изменению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7, ст. 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд

Р Е Ш И Л :

Постановление старшего государственного инспектора Краснодарского края в области охраны окружающей среды ФИО2 от 24 сентября 2020 года изменить.

Признать ООО «ЦУП ЖКХ» ОГРН 1157847205097 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 75 000 рублей.

Уплата штрафа осуществляется по следующим реквизитам:

Получатель платежа: УФК по Краснодарскому краю, министерство природных ресурсов Краснодарского края, л/с 04182026890;

Наименование банка получателя платежа:

Южное ГУ Банк России

Р/с: 40101810300000010013; ИНН: 2312161984; КПП: 230801001;

ОКТМО: 03701000

БИК: 040349001; КБК: 85411601072019000140

Разъяснить, что штраф необходимо уплатить в течение 60 дней (180 дней в силу ст. 19.1 Федерального от 01 апреля 2020 года № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»), со дня вступления постановления в законную силу, копию квитанции об уплате штрафа направить в суд, в противном случае согласно ст. 20.25 КоАП РФ может быть наложен штраф в двойном размере суммы неуплаченного штрафа либо административный арест на срок до 15 суток, либо обязательные работы на срок до 50 часов.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья Ю.А. Колисниченко