ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-61(1 от 15.05.2018 Саратовского районного суда (Саратовская область)

Дело № 12-61(1)/2018г. п. Дубки

Р Е Ш Е Н И Е

Саратовский районный суд Саратовской области в составе:

председательствующего судьи - Беличенко А.В.,

при секретаре - Трубниковой О.В.,

с участием представителей Администрации Саратовского муниципального района Саратовской области - Левиной Л.Н., Рыжкова Р.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе представителя по доверенности Рыжкова Р.И. на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Саратовской области Самохиной О.В. от 05 марта 2018 года по части 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Саратовской области Самохиной О.В. от 05 марта 2018 года администрация Саратовского муниципального района Саратовской области признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 400 000 (четыреста тысяч) рублей.

В жалобе представитель по доверенности - Рыжков Р.И., оспаривая правомерность привлечения администрации к административной ответственности, просит признать незаконным и отменить постановление должностного лица, указывая, что администрация Саратовского муниципального района Саратовской области не является лицом, ответственным за организацию сбора отходов на территории Дубковского муниципального образования, данные полномочия относятся к вопросам местного значения администрации Дубковского муниципального образования Саратовского района; администрация Саратовского муниципального района Саратовской области не была извещена о проведении проверки (осмотра) Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Саратовской области; само обследование осуществлялось совместно с заместителем главы Дубковского муниципального образования Бойцовым А.В., который не имеет никакого отношения к администрации Саратовского муниципального района; состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ в действиях администрации Саратовского муниципального района Саратовской области отсутствует; законный представитель администрации Саратовского муниципального района Саратовской области не был надлежащим образом извещен о дате и месте составления протокола.

В судебном заседании представитель администрация Саратовского муниципального района Саратовской области полностью поддержал доводы жалобы по указанным в ней основаниям.

Представитель Управления Росприроднадзора по Саратовской области в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания был извещен надлежащим образом, представил суду заявление о рассмотрении жалобы представителя администрации Саратовского муниципального района Саратовской области в его отсутствие.

Выслушав представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, поддержавшего доводы жалобы и, проверив представленные материалы дела, суд приходит к следующим выводам:

На основании ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

В соответствии с положениями ст. 1.6 КоАП РФ, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

На основании ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.

В соответствии со статьей 12 Земельного кодекса Российской Федерации целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель.

В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия (п. 1 ст. 13 ЗК); защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель (пункт 2 статьи 13 ЗК); ликвидация последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель (п. 4 ст. 13 ЗК).

На основании статьи 42 Земельного Кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в частности: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнения, захламления, деградации и ухудшения плодородия почв на землях соответствующих категорий, выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.

Согласно статье 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территория муниципальных образований подлежит регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ.

В соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона № 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.

Пунктом 9 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что к вопросам местного значения муниципального района относиться организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды.

Пунктом 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что к вопросам местного значения муниципального района относиться среди прочих участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

В соответствии с Уставом Саратовского муниципального района Саратовской области (статья 28 пункт 7, 10 к вопросам местного значения муниципального района относится организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды, участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

Как усматривается из материалов дела, в Управление Росприроднадзора по Саратовской области 12 января 2018 года поступило обращение гражданина Вяльшина М.Р. о несанкционированном складировании неустановленным кругом лиц отходов потребления, отходов строительства и ремонта, отходов сучьев и ветвей деревьев на неразграниченных землях за территорией поселка Дубки Саратовского района Саратовской области.

Указанное обращение послужило основанием для проведения 24 января 2018 года должностными лицами Управления рейдового обследования кадастрового квартала 64:32:012714, в ходе которого было обнаружено несанкционированное складирование отходов производства и потребления неустановленными лицами за поселком Дубки Саратовского района Саратовской области на земельном участке между земельной дорогой и электроподстанцией. Осмотром установлено, что на вышеуказанном земельном участке складируются отходы в виде продуктов питания, стеклянных и пластиковых бутылок и контейнеров, строительных отходов и прочих.

Факт совершения администрацией Саратовского муниципального района Саратовской области административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ, подтверждается имеющимися в деле доказательствами:

- приказом руководителя Управления Росприроднадзора по Саратовской области № 14п от 18 января 2018 года о проведении рейдового обследования;

- актом обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований от 24 января 2018 года;

- фотоматериалом;

- определением № 3-015/2018 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 01 февраля 2018 года;

- протоколом № 3-015/2018г. об административном правонарушении от 21 февраля 2018 года, и другими доказательствами по делу.

Данные доказательства получены в соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, относятся к числу допустимых и оценены должностным лицом в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Действия администрации Саратовского муниципального района Саратовской области правильно квалифицированы должностным лицом по части 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Порядок привлечения к ответственности соблюден.

Доводы жалобы заявителя о том, что администрация Саратовского муниципального района Саратовской области не является лицом, ответственным за организацию сбора отходов на территории Дубковского муниципального образования, в связи с чем необоснованно привлечено к административной ответственности, судом не могут быть приняты во внимание, поскольку опровергаются имеющимися в материалах дела доказательствами, в том числе картографическими данными, которыми подтверждено размещение отходов на земельном участке общего пользования, расположенном на территории Саратовского муниципального района Саратовской области, что, в свою очередь свидетельствует о неисполнении Администрацией Саратовского муниципального района Саратовской области требований по предотвращению захламления и загрязнения земель отходами производства и потребления.

Доводы жалобы заявителя о том, что законный представитель администрации Саратовского муниципального района Саратовской области не был надлежащим образом извещен о дате и месте составления протокола об административном правонарушении, судом также не могут быть приняты во внимание.

В соответствии с частью 3 статьи 25.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, или если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Из материалов дела усматривается, что о времени и месте составления протокола об административном правонарушении представитель юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, был извещен надлежащим образом, посредством направления заказного письма и факсимильной связью, что подтверждается отчетом об отправке.

В соответствии с п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" КоАП РФ не содержит каких-либо ограничений, связанных с извещением, оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п., посредством SMS-сообщения, в случае согласия лица на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки SMS-извещения адресату).

Таким образом, в ходе рассмотрения дела данных о нарушении права юридического лица на защиту не установлено.

Другие доводы жалобы заявителя не влияют на правильность постановления должностного лица и не могут служить основанием для его отмены или изменения.

Решение о привлечении администрации Саратовского муниципального района Саратовской области к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено уполномоченным должностным лицом с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Наказание юридическому лицу, привлекаемому к административной ответственности, назначено в пределах установленной законом санкции с соблюдением требований ст. 4.1 КоАП РФ.

Нарушений норм материального и процессуального закона при производстве по делу об административном правонарушении не допущено.

С учётом изложенного суд полагает, что жалоба представителя по доверенности Рыжкова Р.И. подлежит оставлению без удовлетворения, а постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Саратовской области Самохиной О.В. от 05 марта 2018 года без изменения.

Руководствуясь ст. ст. 30.1 - 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

Р Е Ш И Л:

Постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Саратовской области Самохиной О.В. от 05 марта 2018 года, которым администрация Саратовского муниципального района Саратовской области признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 400 000 (четыреста тысяч) рублей оставить без изменения, жалобу представителя по доверенности Рыжкова Р.И. - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд.

Судья: подпись.

Копия верна.

Судья:

Секретарь: