ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-610/20 от 24.11.2020 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

Дело № 12-610/2020

Р Е Ш Е Н И Е

24 ноября 2020 года гор. Симферополь

Судья Верховного Суда Республики Крым Тимошенко Е.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главы администрации города Керчи ФИО1 на постановление Керченского городского суда Республики Крым от 19 октября 2020 года № 5-716/2020,

у с т а н о в и л :

постановлением Керченского городского суда Республики Крым от 19 октября 2020 года № 5-716/2020 администрация города Керчи Республики Крым признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

Не согласившись с принятым постановлением суда, глава администрации города Керчи ФИО1 подал жалобу в Верховный Суд Республики Крым, в которой просит постановление суда отменить, производство по делу прекратить, в связи с отсутствием события административного правонарушения.

Жалоба мотивирована тем, что факт совершения администрацией противоправных действий не установлен и не подтверждается материалами дела.

Проверив доводы жалобы, изучив материалы дела, заслушав пояснения защитника администрации города Керчи ФИО2 и представителя Управления Минкультуры России по ЮФО и СКФО ФИО3, прихожу к следующему.

В соответствии со ст.ст. 24.1, 26.1, 26.2 КоАП РФ по делу об административном правонарушении обстоятельства правонарушения должны быть выяснены всесторонне, полно, объективно и своевременно в их совокупности. Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность данного лица в его совершении и другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Статья 7.14 КоАП РФ предусматривает ответственность за организацию или проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия в случаях, если такое разрешение обязательно.

Объектом правонарушения, предусмотренного статьей 7.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются общественные отношения в области обеспечения сохранности объектов культурного наследия (памятников истории и культуры). Объективная сторона правонарушений состоит в невыполнении или нарушении требований законодательства Российской Федерации о запрещении проведения работ, могущих причинить ущерб памятникам, без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия.

Субъектами административной ответственности являются граждане, должностные лица и юридические лица, проводящие указанные работы, виновные в умышленном невыполнении или нарушении требования о получении разрешения на проведение работ.

В соответствии со ст. 33 Федерального закона № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ), объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

В соответствии со ст. 40 Федерального закона № 73-ФЗ под сохранением ОКН понимаются - направленные на обеспечение физической сохранности ОКН ремонтно-реставрационные работы, в том числе консервация ОКН, ремонт памятника, реставрация памятника или ансамбля, приспособление ОКН для современного использования, а также научно - исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научно-методическое руководство, технический и авторский надзор.

В силу п. 4 ст. 40 Федерального закона № 73-ФЗ работы по сохранению ОКН, которые затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности проводятся в соответствии с требованиями настоящего федерального закона и Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Статьей 45 Федерального закона № 73-ФЗ установлен порядок проведения работ по сохранению ОКН, включенного в реестр, выявленного ОКН.

Согласно п. 1 ст. 45 Федерального закона № 73-ФЗ работы по 4 сохранению ОКН проводятся на основании письменного разрешения и задания на проведение указанных работ, выданных соответствующим органом охраны ОКН, и в соответствии с документацией, согласованной с соответствующим органом охраны ОКН.

Согласно п. 6 ст. 45 Федерального закона № 73-ФЗ к проведению работ по сохранению ОКН допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензии на осуществление деятельности по реставрации ОКН (памятников истории и культуры).

Пунктом 4 ст. 45 Федерального закона № 73-ФЗ установлено, что форма выдачи задания, разрешения на проведение работ по сохранению ОКН, включенного в реестр, или выявленного ОКН, порядок выдачи указанных документов, подготовки и согласования проектной документации, необходимой для проведения работ по сохранению данного объекта, устанавливаются федеральным органом охраны ОКН.

Приказом Минкультуры России от 21 октября 2015 г. № 2625 «Об утверждении порядка выдачи разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия» утвержден порядок выдачи разрешения. Разрешение на проведение работ по сохранению ОКН федерального значения выдается юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, имеющим лицензию на осуществление деятельности по сохранению ОКН.

08.06.2016 года Приказом Минкультуры России № 1278 «Об утверждении порядка выдачи задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия» утвержден порядок выдачи задания. Заявителем на получение задания на проведение работ является собственник (физическое лицо, либо юридическое лицо) или иной законный владелец ОКН, включенного в единый государственный реестр ОКН (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного ОКН.

Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, в соответствии с распоряжением Управления Минкультуры России по ЮФО и СКФО от 29.04.2020 № 52-р «О проведении внеплановой документарной проверки исполнения предписания от 18.10.2019 года № 53 об устранении выявленных нарушений при проверке эффективности деятельности Государственного комитета по охране культурного наследия Республик Крым по осуществлению переданных полномочий Российской Федерации в сфере охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации», Управлением была проведена проверка.

В рамках выданного предписания Государственному комитету по охране культурного наследия Республики Крым в срок до 02.04.2020 было необходимо провести работу по понуждению собственника (пользователя) объекта культурного наследия «Эльтигенский десант» поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного ОКН».

Во исполнение предписания Госкомитетом РК представлены копии писем от 31.03.2020 № 2448.1/01-05 и от 18.05.2020 № 3330/01-05.

Согласно представленной информации в 2017, 2018 года Госкомитет РК требовал от администрации г. Керчи Республики Крым создать комиссию по приемке выполненных работ на объекте культурного наследия федерального значения «Мемориальный комплекс «Героям Эльтигенского десанта» 1985 год», расположенного по адресу: <адрес> или начать претензионную работу в отношении подрядной организации ООО «Век».

Письмом от 14.03.2019 года № В-5/550/2 администрация г. Керчи Республики Крым уведомила Госкомитет РК о начале выполнения претензионной работы в отношении ООО «Век» по устранению недостатков в части выполнения ремонтно-реставрационных работ.

В ответ письмом от 31.03.2020 № 2448.1/01-05 Госкомитет РК сообщил администрации г. Керчи Республики Крым о необходимости провести работы по поддержанию ОКН «Мемориальный комплекс «Героям Эльтигенского десанта» 1985 год» в надлежащем техническом состоянии, без ухудшения физического состояния и (или) изменения его предмета охраны.

В ответ на указанные требования, изложенные в письме Госкомитета РК от 31.03.2020 года № 2448.1/01-05, администрация г. Керчи Республики Крым сообщила, что для поддержания ОКН «Мемориальный комплекс «Героям Эльтигенского десанта» в надлежащем техническом состоянии, без ухудшения физического состояния и (или) изменения его предмета охраны, в 2020 году была проведена следующая работа:

- благоустройство территории, а именно уборка поросли, высадка цветов;

- на горизонтальной стелле заделаны незначительные трещины, визуально портящие внешний вид;

- восстановлены утраченные буквы текста.

В ходе административного расследования истребованы сведения о проведении вышеуказанных работ у юридических лиц: ООО «ВЕК», администрации г. Керчи Республики Крым, Государственного комитета по охране культурного наследия Республики Крым.

Также, сотрудниками Управления был осуществлен выезд на ОКН федерального значения и получены объяснения от уполномоченных лиц Департамента государственной охраны культурного наследия Министерства культуры Республики Крым (правопреемник прав и обязанностей Государственного комитета по охране культурного наследия Республики Крым в соответствии с Указом Главы Республики Крым от 23.01.2020) и Администрации г. Керчи.

В ходе осмотра ОКН федерального значения «Мемориальный комплекс «Героям Эльтигенского десанта» 1985 год» Управлением установлены факты проведения работ на памятнике. Зафиксировано, что на мемориальной стене памятника проведено некачественное восстановление утраченных букв мемориальных надписей текста, на буквы из пенополистерола, грубоокрашенных в красно-коричневый цвет и с остатками клеевого состава при наклеивании. Также, обнаружены свежие следы оштукатуривания трещин бетонной конструкции мемориальной стены ОКН федерального значения.

В соответствии с приказом Государственного комитета по охране культурного наследия Республики Крым от 31.03.2017 № 66 «Обутверждении предмета охраны объекта культурного наследия федерального значения - «Мемориальный комплекс «Героям Эльтигенского десанта» 1985 год» охраняется композиция и оформление фасада мемориальной стены, язык и содержание надписей с учетом их реставрации в первоначальном виде.

Решением Керченского городского совета Республики Крым от 26.03.2015 № 248-1/15 Утверждено Положение о порядке управления и распоряжения муниципальным имуществом образования городской округ Керчь Республики Крым.

Согласно п. 2.1., 2.2 Положения № 248-1/15 городской округ Керчь в соответствии с действующим законодательством самостоятельно и свободно осуществляет права собственника в отношении принадлежащего ему на праве собственности имущества. Полномочия собственника от имени городского округа Керчь в соответствии с Уставом городского округа Керчь осуществляют: Керченский городской совет, а также Администрация г. Керчи. Следовательно, Администрация г. Керчи является собственником, пользователем ОКН федерального значения.

В соответствии с разделом 3 охранного обязательства собственника пользователя ОКН федерального значения, утвержденного приказом Госкомитета от 30.06.2016 № 44 и подп. 2 и 3 п. 1 ст. 47.3 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры и народов Российской Федерации» от 25.06.2002 № 73-ФЗ при содержании и использовании ОКН. включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны:

- не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия;

- не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия, объекта культурного наследия, включенного в реестр, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен.

Указанное, послужило основанием для составления 14.08.2020 года главным государственным инспектором отдела государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия управления Минкультуры России по ЮФО и СКФО ФИО4 в отношении администрация г. Керчи протокола об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.14 КоАП РФ.

Постановлением Керченского городского суда Республики Крым от 19 октября 2020 года № 5-716/2020 администрация города Керчи Республики Крым признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.14 КоАП РФ.

Привлекая администрацию г. Керчи к административной ответственности по ст. 7.14 КоАП РФ, суд первой инстанции исходил из того, что администрация г. Керчи являясь собственником ОКН федерального значения «Мемориальный комплекс «Героям Эльтигенского десанта» 1985 год», расположенного по адресу: <адрес>, фактически организовала работы на указанном ОКН, которые затрагивают его предмет охраны, в отсутствие полученных в установленном порядке задания и разрешения на проведение работ, в нарушение статей 28. 33. 36. 45 Федерального закона № 73 - ФЗ, что имеет признаки административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.14 КоАП РФ.

Апелляционная инстанция соглашается с выводом суда первой инстанции о соответствии фактическим обстоятельствам дела выводов должностного лица о виновности администрации г. Керчи в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.7.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, основанных на содержащихся в материалах дела доказательствах, которым судом дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

Доказательств, подтверждающих принятие администрацией всех зависящих от нее, достаточных и своевременных мер для предотвращения правонарушения, соблюдения требований законодательства, как и доказательств отсутствия возможности и наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению установленных законодательством обязанностей, в материалы дела не представлено.

Доводы жалобы не могут быть приняты судом в качестве основания к отмене постановления суда первой инстанции, поскольку направлены на ошибочное толкование норм материального и процессуального права, на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств и не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения суда первой инстанции или опровергают выводы судебного решения.

Нарушений норм процессуального права, которые могли бы повлечь отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, не пропущен.

На основании изложенного, постановление Керченского городского суда Республики Крым от 19 октября 2020 года № 5-716/2020 является законным и обоснованным, в связи, с чем оно подлежит оставлению без изменения, а жалоба - без удовлетворения.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП Российской Федерации, Верховный Суд Республики Крым,

р е ш и л:

жалобу главы администрации города Керчи ФИО1 на постановление Керченского городского суда Республики Крым от 19 октября 2020 года № 5-716/2020 – оставить без удовлетворения.

Постановление Керченского городского суда Республики Крым от 19 октября 2020 года № 5-716/2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.14 КоАП РФ, в отношении администрации города Керчи – оставить без изменения.

Решение может быть пересмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 30.12-30.19 КоАП РФ.

Судья <данные изъяты> Е.Г. Тимошенко

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>