ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-610/2021 от 08.10.2021 Нальчикского городского суда (Кабардино-Балкарская Республика)

Дело № 12-610/2021

07MS0008-01-2021-002941-46

РЕШЕНИЕ

8 октября 2021 года г. Нальчик

Судья Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики Юсупова А.У., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ведущего инспектора Контрольно-счетной палаты КБР ФИО3 на постановление мирового судьи судебного участка Нальчикского судебного района КБР от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении в отношении начальника отдела бухгалтерского учета и отчетности Министерства цифрового развития КБР Паштовой Дианы Сергеевны по ч.4 ст.15.15.6 КоАП РФ,

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка Нальчикского судебного района КБР от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу об административном правонарушении в отношении начальника отдела бухгалтерского учета и отчетности Министерства цифрового развития КБР Паштовой Дианы Сергеевны по ч.4 ст.15.15.6 КоАП РФ прекращено в связи с малозначительностью административного правонарушения.

Полагая вышеуказанные постановление мирового судьи незаконным и необоснованным, ведущий инспектор Контрольно-счетной палаты КБР ФИО3 обратилась в суд с жалобой, в которой просит его отменить, дело направить на новое рассмотрение. В жалобе указано, что ежегодное проведение контрольного мероприятия «Внешняя проверка бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики» призвано обеспечить соблюдение финансовой дисциплины, а также пресечь правонарушения в сфере бюджетных отношений. Выявленные в ходе проведения проверки правонарушения в сфере бюджетных отношений влекут существенную угрозу охраняемым общественным интересам, а именно экономическим интересам республики и бюджетным правоотношениям, следовательно, оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ по делу в отношении Паштовой Д.С. не имеется. Административное правонарушение, совершенное в сфере бюджетных правоотношений, крайне важной для нормального функционирования органов государственной власти и управления необоснованно расценено судом как малозначительное. Мировой судья не учел характер охраняемых законом общественных отношений, не дал оценку характеру и степени общественной опасности, угрозе причинения вреда охраняемым законом правоотношениям применительно к обстоятельствам конкретного деяния. Общественно-опасные последствия, совершенного административного правонарушения носят нематериальный характер, состав административного правонарушения является формальным, а существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении Паштовой Д.С. к исполнению своих публично-правовых обязанностей, установленных нормативно-правовыми актами.

Учитывая, что данные бюджетной отчетности необходимы для составления и рассмотрения проектов республиканского бюджета, отчетов об исполнении республиканского бюджета, представление недостоверной бюджетной отчетности ведет в свою очередь к угрозе возникновения недостоверности консолидированной отчетности, показатели которой анализируются исполнительным органом власти, осуществляющим управление в области финансов (Министерство финансов КБР) в текущем году и учитываются при формировании проекта республиканского бюджета КБР на следующие плановые периоды.

Довод о том, что нарушение находится на стадии исправления также не состоятельный, поскольку данные Баланса Управления, искаженные на 66,4 % по графам 6, 8 и на 90,2 % (строка 570), вошли в состав консолидированной отчетности и в отчет об исполнении республиканского бюджета КБР за 2020 год, утвержденный Законом КБР от ДД.ММ.ГГГГ-РЗ Парламента КБР, и исправлению в отчетности за 2020 год уже не подлежат.

Диспозиция статьи 15.15.6 КоАП РФ разграничивает правонарушения по степени тяжести на незначительное искажение показателей бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, значительное искажение показателей бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, и грубое нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности и применение судом статьи 2.9 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении, квалифицированном как грубое нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету является неправомерным.

При этом ответственность, предусмотренная статьей 15.15.6 КоАП, не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий, достаточно самого факта представления недостоверной отчетности.

Начальник отдела бухгалтерского учета и отчетности Министерства цифрового развития КБР Паштова Д.С., ведущий инспектор Контрольно-счетной палаты КБР ФИО3, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы в судебное заседание не явились, суд считает возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.

Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, изучив жалобу, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях грубое нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо грубое нарушение порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ ведущим инспектором Контрольно-счетной палаты городского округа Нальчик ФИО3 составлен протокол об административном правонарушении в отношении начальника отдела бухгалтерского учета и отчетности Министерства цифрового развития КБР Паштовой Д.С. о совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 15.15.6 КоАП РФ, согласно которому в ходе проведения Контрольно-счетной палатой Кабардино-Балкарской Республики контрольного мероприятия «Внешняя проверка бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики за 2020 год» установлено, что при составлении бюджетной отчетности Министерства цифрового развития Кабардино-Балкарской Республики за 2020 год, расположенного по адресу: <адрес>, допущено административное правонарушение, выразившееся в грубом нарушении требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению, представлению бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности. Так, при формировании отчетности и представлении в Министерство финансов Кабардино-Балкарской Республики (ДД.ММ.ГГГГ), в нарушение частей 1, 3 статьи 9, статей 10, 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», пунктов 36, 333 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГн (далее - Инструкция н), пунктов 16, 166 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ н (далее - Инструкция н) в отсутствие документов, подтверждающих государственную регистрацию права на счете 101.12 «Нежилые помещения (здания и сооружения) - недвижимое имущество учреждения» отражены объекты недвижимости балансовой стоимостью 12 598,6 тыс. рублей вместо забалансового счета 01 «Имущество, полученное в пользование», что привело к искажению следующих форм бюджетной отчетности: 0503130, 0503168.

В строке 010 Баланса главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф.0503130) графах 6,8 вместо 6 376 828 рублей стоимость основных средств указана в сумме 18 975 434,89 рублей, что привело к завышению стоимости основных средств на 12 598 606,89 рублей или на 66,4 % и искажению финансового результата (строка 570) на 11 661 688,36 рублей. В строке 012 (Нежилые помещения (здания и сооружения) Сведений о движении нефинансовых активов (ф.0503168) необоснованно отражена стоимость имущества не прошедшего государственную регистрацию стоимостью 12 598 606,89 рублей.

Принятие к учету объектов недвижимого имущества, права на которые подлежат в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, привело к завышению балансовой стоимости основных средств и искажению бюджетной отчетности.

При рассмотрении дела по существу, установив фактические обстоятельства дела, мировой судья пришел к выводу о прекращении производства по делу об административном правонарушении, признав совершенное начальником отдела бухгалтерского учета и отчетности Министерства цифрового развития КБР Паштовой Д.С. административное правонарушение малозначительным, установив при этом, что допущенное нарушение на стадии исправления, отсутствие каких-либо тяжких последствий, не представляет существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Вместе с тем, постановление мирового судьи о прекращении производства по делу об административном правонарушении нельзя признать законным.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях прямо устанавливает, что административное наказание как установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения, применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами, должна быть применена и основана на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности.

Статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения.

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 5, малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

По общему правилу оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.

Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях.

Между тем основания, позволяющие признать совершенное Паштовой Д.С. правонарушение малозначительным, по делу отсутствуют, поскольку в данном случае отсутствие вредных последствий совершенного деяния не влечет освобождение виновного лица от административной ответственности. В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, состав которого является формальным, а в пренебрежительном отношении должностного лица к исполнению своих публично-правовых обязанностей.

Следовательно, оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст. 15.15.6 КоАП РФ, в отношении Паштовой Д.С. не имеется.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

При таких обстоятельствах указанное решение подлежит отмене, с направлением дела на новое рассмотрение.

На основании изложенного, руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

решил:

жалобу ведущего инспектора Контрольно-счетной палаты КБР ФИО3 - удовлетворить.

Постановление мирового судьи судебного участка Нальчикского судебного района КБР от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении в отношении начальника отдела бухгалтерского учета и отчетности Министерства цифрового развития КБР Паштовой Дианы Сергеевны по ч.4 ст.15.15.6 КоАП РФ - отменить.

Дело направить на новое рассмотрение мировому судье судебного участка Нальчикского судебного района КБР.

Судья А.У. Юсупова